В настоящем издании собраны материалы Международной научно-общественной конференции. Организатор конференции – Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха, при участии Объединенного Научного Центра проблем космического мышления, Российской академии естественных наук, Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, Российской академии образования, Международной Лиги защиты Культуры, Международной ассоциации Фондов Мира, Благотворительного Фонда имени Е.И.Рерих. Конференция прошла при поддержке Информационного центра ООН в Москве. Конференция состоялась в октябре 2007 года.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Живая этика и наука. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2007 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Торжественное открытие конференции
Ю.М.Воронцов,
президент Международного Центра Рерихов, Специальный представитель Генерального секретаря ООН, Чрезвычайный и Полномочный Посол
Дорогие друзья!
Я имею честь открыть нашу Международную общественно-научную конференцию «Живая Этика и наука». Но прежде я хотел бы приветствовать наших дорогих гостей: доктора Каран Сингха, президента Индийского совета по культурным связям (ISSR), председателя индийского комитета по организации в 2008 г. Года России в Индии и Года Индии в России — в 2009 г., г-на Паван Варму, генерального директора ISSR, и нового посла Индии в России Прадхал Шуклу. Приветствую также нашего старого друга Бхатер Тхакура, советника посольства Индии и директора Индийского культурного центра в Москве.
Тема нашей конференции действительно очень интересна. Я уверен, что мы очень напряженно и результативно поработаем эти три дня. Что касается защиты имени Рерихов, то, действительно, сейчас один из моментов, когда требуется очень серьезная защита, поскольку совершается покушение на имя Н.К.Рериха. Причем, покушение в виде попытки научно закрепить клеветнические представления о нашем великом соотечественнике. Я имею в виду диссертацию некого В.А.Росова на тему «Русско-американские экспедиции Н.К.Рериха в Центральную Азию (1920–1930-е годы)», представленную на соискание ученой степени доктора исторических наук. В этой диссертации автор, переворачивая все с ног на голову, пытается убедить читателей, а также российскую науку в том, что Н.К.Рерих был не великим философом, великим художником и великим патриотом России, а человеком, который замышлял отторжение части ее территории, объединение с милитаристской Японией и отрядами белогвардейцев, то есть планировал военный поход против России, что, конечно, совершенно дикая вещь. И некоторые наши не совсем, я бы сказал, прозорливые академики и ученые проголосовали за утверждение докторской диссертации В.А.Росова. Мы сейчас ведем напряженную борьбу за то, чтобы такого безобразного слова в науке не прозвучало. Посмотрим, чем это кончится. Я думаю, нашей победой.
На нынешней конференции нас ждет очень интересная работа, мы наверняка услышим много нового и интересного, и я объявляю нашу конференцию открытой.
Каран Сингх,
президент Индийского совета по культурным связям, председатель индийского оргкомитета Года России в Индии (2008) и Года Индии в России (2009), доктор философии
Дорогие друзья, господин посол Ю.М.Воронцов, господин академик Е.П.Челышев, мадам директор Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошникова и господин посол Шукла!
Это мое первое посещение Музея имени Н.К.Рериха. Николай Рерих был великим, знаменитым человеком, путешественником, ученым, он совместил духовность и философию. Я лично был знаком с его младшим сыном Святославом Рерихом и его супругой Девикой Рани. Глядя на эти замечательные картины Николая Рериха, я вспоминаю его ранние работы, которые были сделаны им для церкви. Я лично видел две или три такие картины, которые были посвящены церковной тематике, они произвели на меня большое впечатление.
Работы Николая Рериха великолепны, и заслуга его сына Святослава заключается в том, что он продолжил традиции живописи отца. Я не очень хорошо знаком с философией Николая Рериха, но я хорошо знаю философию Святослава Рериха, в которой большое внимание уделяется соотношению духовности и науки. Как известно, религия и наука — две стороны одной медали. В любом вероисповедании можно найти все элементы гуманизма, философии и науки. В истории действительно были эпохи, когда людей судили, наказывали и даже убивали во имя религии. Науку можно использовать в благих целях, для лечения очень многих болезней, для развития коммуникационных сообщений и для очень многих дел, полезных для человечества. И, конечно, науку можно использовать как для созидания, так и для разрушения, — мы знаем в истории немало тому примеров, в том числе таких, когда научные эксперименты проводились в нацистских лагерях, где уничтожали людей.
Когда речь идет о философии Рериха, я вижу только разум и священную силу, которая проходит через человеческую душу. Люди зачастую путешествуют, посещают Гималаи ради удовольствия, но Рерих, живя и работая именно в Гималаях, ощутил, понял и правильно воспринял духовную силу этих гор. У человека, ощутившего духовную силу этих мест, повышается нравственный уровень, который помогает совершать созидательную работу — сохранять природу, культурное наследие, развивать межрелигиозное и межнациональное понимание.
За последние полвека наука очень изменилась. После Эйнштейна, после появления квантовой физики люди сделали выводы, что за всеми научными открытиями, научными достижениями кроется великая сила. Поэтому наука, как и религия, представляет собой поиск истины. И когда мы изучаем философию Рериха, то имеем в виду именно поиск истины в процессе научных исследований. Идя духовным путем, в науке можно достичь высшего понимания этой силы.
В индуизме есть понятие атма — душа, которая связана с Брамой, божественной силой. Совместимость этих двух явлений — наивысшая точка в достижении высшей цели, истины.
Дорогие друзья, я не буду подробно на этом останавливаться, полагаю, что ученые на вашей конференции будут обсуждать эти сложные вопросы. Я глубоко признателен за то, что меня пригласили на сегодняшнее мероприятие. Я пройду все залы и посмотрю экспозицию вашего Музея. Свое приветствие я заканчиваю благопожеланием и благословением, которое произнесу на санскрите.
Е.П.Челышев,
заместитель председателя Совета по русскому языку при Президенте РФ, академик РАН
Дорогие друзья!
Я всегда с большим душевным трепетом посещаю Музей имени Н.К.Рериха. На хинди это место называлось бы павитра стхан, священное место.
Я очень хорошо помню переговоры по поводу передачи наследия Рерихов в Россию, в общественный музей, поскольку принимал в них участие. На встрече с М.С.Горбачевым, академиком Г.И.Марчуком Святослав Николаевич Рерих сказал, что хочет, чтобы был отдельный музей и наследие не растворилось по различным музеям, а было сконцентрировано в одном месте. Потом был найден этот прекрасный дом, который ныне так замечательно отреставрирован.
Много лет я был академиком-секретарем отделения литературы и языка Российской академии наук, сейчас оставил этот административный пост. Ныне я председатель научного совета по культурному наследию РАН.
Я был лично знаком с семьей Рерихов, с их окружением. Началось это знакомство в 1955 году, в марте, когда первая делегация Комитета защиты мира во главе с Николаем Семеновичем Тихоновым выехала в Индию (сейчас это имя мало кто помнит, а ведь Тихонов был замечательным поэтом, пережившим Ленинградскую блокаду, он многие годы возглавлял Советский комитет защиты мира и много сделал для русской культуры). В Индию я, тогда кандидат наук, руководитель сектора индийской филологии в Институте востоковедения АН СССР, ехал первый раз. Это был мой первый контакт с индийцами, и я боялся, что они не поймут мой литературный хинди, который я изучал в Москве. Но мы друг друга поняли, и это было очень радостно.
И вот как-то вечером ко мне пришел администратор гостиницы и сказал, что господин Тихонов просит меня спуститься вниз и принять какого-то посетителя. Я быстро спустился — передо мной стоял интеллигентного вида немного сгорбленный седой человек с бородкой. Он сказал: «Разрешите представиться, я Владимир Анатольевич Шибаев. Я всю жизнь был личным секретарем Николая Константиновича Рериха. Мы были знакомы еще в Петербурге, до Октябрьской революции. Потом в Финляндии, Англии, Индии — я везде его сопровождал». Я сразу вспомнил, что читал об этом, и спросил: «Это Вы выпускали во время войны на английском языке бюллетень “Вести из России”?» Н.К.Рерих действительно просил Шибаева издавать бюллетень о том, как идет Великая отечественная война, поэтому Владимир Анатольевич следил за прессой, освещал ход событий. «Сейчас я тоже выпускаю бюллетень “Вести из России”, — сказал Шибаев, — где сообщаются новости в области культуры, искусства, науки». Он подарил мне экземпляр этого «Вестника» и сказал очень важную вещь: «Вы знаете, в декабре 1947 года Николай Константинович и все члены его семьи собирались ехать в Россию. Они упаковали все свои картины и были готовы вернуться на Родину. Но тогда это не получилось. А вскоре Н.К.Рерих скончался».
Сын Н.К.Рериха Юрий Николаевич Рерих, крупный ученый — тибетолог, санскритолог, живший в имении Кулу, в северном Пенджабе, был директором основанного его отцом Гималайского института «Урусвати» (Урусвати, в переводе с санскрита, — это «Свет утренней звезды»), где хранятся собранные Рерихами замечательные археологические и биологические коллекции, различные рукописи и т. д. Так вот, Шибаев сказал мне, что Юрий Николаевич хочет вернуться в Москву и привезти с собой картины отца, чтобы выполнить его волю: отец перед смертью завещал вернуть его картины в Россию. В жизни Н.К.Рериха главным была любовь к России, к родине, поэтому всякие измышления «новых» ученых и журналистов по этому поводу безосновательны. К сожалению, ныне модно поносить, очернять всю нашу русскую культуру, не только Рериха. И мы не имеем права молча наблюдать, как происходит процесс разрушения отечественной культуры.
Я очень хорошо помню первую встречу с Юрием Николаевичем Рерихом. Он приехал в Москву, когда ему было 55 лет, — невысокого роста, плотный, с седой бородкой. Встречали его представители Министерства иностранных дел и Министерства культуры. Первый визит он сделал в Институт востоковедения, директором которого был Бободжан Гафурович Гафуров.
Академик Гафуров — целая эпоха в нашем востоковедении. Двадцать два года он занимал пост директора института, а до этого десять лет был первым секретарем ЦК компартии Таджикистана (1946–1956). Это был совершенно замечательный человек, восточный мудрец.
И вот произошла первая встреча с Ю.Н.Рерихом. Его лексика столь заметно отличалась от нашей, он употреблял такие слова, что мы сразу поняли: человек пришел из другого мира. На этой встрече, куда были приглашены все ведущие индологи — В.В.Балабушевич, А.М.Дьяков, И.М.Рейснер, С.М.Мельман и другие, — Б.Г.Гафуров сказал Юрию Николаевичу: «Вы пока будете работать в одном кабинете с Евгением Петровичем Челышевым, он руководит сектором филологии. Вы будете руководить сектором истории философии и религии отдела Индии».
Прошло несколько месяцев, Ю.Н.Рериху выделили отдельную комнату, перенесли все его книги — он привез с собой всю свою книжную коллекцию. (Позже в этой комнате с помощью Ю.Я.Цыганкова был создан мемориальный кабинет Ю.Н.Рериха, а Цыганков в течение многих лет был руководителем этого комплекса.) Ю.Н.Рерих начал проводить научные семинары. В институт потянулась молодежь — ведь из-за границы приехал ученый с мировым именем. Хочу напомнить, что шел 1957 год, и политическая и идеологическая обстановка в стране была, сами понимаете, какая. А этот человек рассказывал нам о религии и философии Индии…
У нас в Академии наук есть очень много воинствующих атеистов, среди них — мой друг академик В.Л.Гинзбург, который очень часто начинает свои выступления так: «Хоть я и атеист, но я скажу…» Как-то я ему сказал: «Вы уже много раз говорили, что Вы атеист. Послушайте, что Гёте говорил об этом: “Каждый из нас чувствует, что за этой жизнью есть еще что-то, но никто не знает что”. Это из “Фауста”». Гинзбург заинтересовался: «Это очень интересное высказывание, я, пожалуй, его запишу». Я заметил, что, раз он записывает, значит, он не атеист, так как он тоже чувствует, что «за этой жизнью есть еще что-то, но никто не знает что». Я вспомнил это в связи с тем, что сейчас отношение и к буддизму, и к индуизму, и к восточной философии коренным образом меняется, хотя и раньше были ученые, которые изучали буддизм и потом стали буддистами, например, немецкий ученый начала XX века Гельмут фон Глазенап. А Юрий Николаевич Рерих был буддистом: когда в 1960 году он скончался (ему было всего 58 лет), я нес его гроб и видел, что его тело завернуто в буддистскую оранжевую тогу — его хоронили как буддиста. Не как буддолога, а как правоверного буддиста.
Что еще мне запомнилось… Однажды Юрий Николаевич сказал: «Мне придется выступать завтра в Музее имени А.С.Пушкина. Там будет развернута выставка картин моего покойного батюшки, и Екатерина Алексеевна Фурцева просила меня произнести речь, а я никогда не выступал перед советской аудиторией». Он спросил у меня, какими должны быть форма и стиль обращения. Размышлял он так: «На мне лежит большая ответственность. Завтра я впервые буду выступать перед советской аудиторией, и я должен достойно представить своего отца как великого художника, мыслителя и друга России, я должен тщательно подобрать каждое слово в своем выступлении. Я обязан рассказать о нем как о человеке, который всю жизнь поддерживал идею о единых корнях индийской и русской культуры». Эта идея о единстве индоарийцев и славян — языковом, этническом и историко-культурном — увлекательна, она широко распространена в России, ее выдвигал еще В.В.Стасов, и в конце XIX века она имела много приверженцев. Об этом Ю.Н.Рерих читал лекции у нас в институте, завещая продолжать исследования в этом направлении.
Дорогие друзья, двадцать два года назад издательство «Радуга» специально для Индии выпустило на английском языке и хинди книгу «Традиции великой дружбы». Это была массовая серия для распространения российской культуры в Индии и в других странах. Ее авторы, Евгений Челышев и Алексей Литман, на примере пяти известных индийских деятелей и пяти из России решили рассказать о великих деятелях политики и культуры, стоявших у истоков русско-индийской дружбы, — тех, кто способствовал сближению наших стран. Книга вышла в 1985 году, поэтому, естественно, в ней имеется политический налет — начинается она с Ленина. Владимир Ленин, Лев Толстой, Максим Горький, академик Федор Щербатской, Николай Рерих — русские деятели, индийские: Махатма Ганди, Джавахарлал Неру, Рабиндранат Тагор, Премчанд, Сарвапалли Радхакришнан. Очерк о Николае Константиновиче Рерихе написан мной, и ни от одного слова я и сейчас не отказываюсь, хотя тогда, 22 года назад, была другая власть, но и народ остался тот же, и культурные ценности. Я передам эту книгу для вашей библиотеки. Думаю, что обязательно надо переиздать такую книгу, потому что это очень важно: Николай Рерих включен в нее наряду с Толстым, наряду с Тагором. С Тагором они были большие друзья, и то, о чем говорил в приветствии господин Каран Сингх, — это идеи в том числе и Тагора. Например, его песнь «Душа народа». Что такое душа народа? Это то, что определяет судьбу каждого человека и всей страны, всего народа, своего рода верховное божество, которое не персонализировано.
Я очень рад, что сегодня сюда пришли представители разных поколений, люди серьезные. Наследие Рерихов дает нам возможность освободиться от догматизма, понять, что собой представлял этот великий человек и какой вклад в развитие не только российской, но мировой культуры он внес. Его имя известно во всем мире. И сотрудники Музея имени Н.К.Рериха под руководством Юлия Михайловича Воронцова и Людмилы Васильевны Шапошниковой активно способствуют развитию рериховедения и распространению объективных представлений, знаний об этой великой семье.
Спасибо за внимание. Желаю успехов в работе конференции.
Г.Н.Фурсей,
академик РАЕН, вице-президент РАЕН, вице-президент Международной лиги Защиты Культуры, Санкт-Петербург
Дорогая Людмила Васильевна, дорогой Юлий Михайлович, дорогие друзья!
Российская академия естественных наук уже много лет является верным и преданным другом рериховского движения и Международного Центра Рерихов. Многие ученые нашей академии знакомы с творчеством Рерихов и исследуют их наследие. От их имени я хочу передать вам чувство глубочайшего почтения за тот чрезвычайный подвиг, который ежедневно на протяжении многих лет совершает этот замечательный институт, МЦР. Тут были сказаны великолепные слова о том, что очень важно, когда в мире, в стране, в городе существуют такие священные места, откуда распространяются свет, знания, доброта и то, что всем несет радость.
Хочу также от ученых нашей академии передать поздравления Юлию Михайловичу Воронцову с днем рождения. Замечательно, что такой выдающийся человек стоит во главе рериховского движения.
И я поздравляю всех с праздником — открытием конференции. В дни ее работы мы будем исследовать, докладывать, сообщать свои соображения о самом, может быть, важном, что есть в жизни, — об этике, о нравственности, и будем широко пользоваться тем великим наследием, которое оставила семья Рерихов. Мы будем говорить о Живой Этике. А Живая Этика — это высоконравственное учение, объединившее в себе те великие знания, которые были достигнуты и в науке, и в искусстве, и в религии. Этот синтез вдохновляет и дает возможность более осмысленно смотреть на великую взаимосвязь тех вещей, о сущности которых я говорил.
Мы живем в непростое и очень трудное время. Но во все времена на все хорошее и нетривиальное, особенно если оно выдающееся и очень светлое, шла атака. Такую атаку Международный Центр Рерихов, и все движение, ощущает ежедневно и достойно выдерживает этот натиск. Это тоже великий подвиг — отстаивание истины. Люди, которые служат делу Рерихов, не хотят и не могут соглашаться с неправдой. Я думаю, что когда мы защищаем наших Учителей, честь и славу нашей страны, которая представляется такими великими людьми, мы защищаем самих себя и весь мир.
Спасибо за внимание.
В.М.Афанасьев,
летчик-космонавт, президент Международной лиги Защиты Культуры
Дорогие коллеги и друзья!
В течение трех дней в этих стенах будет идти работа над темой — Живая Этика и наука. Темой, которая имеет исключительное значение в наше переходное время, время глобальных кризисов.
Культура — одно из основополагающих понятий в философской системе Живой Этики. Николай Константинович Рерих в одной из своих статей называет Культуру научным, подчеркиваю научным, и вдохновенным приближением к разрешению проблем человечества.
Но именно современная наука изучает и предъявляет обществу неутешительные результаты своих исследований состояния дел на Земле во всем его многообразии: от стремительного роста населения нашей планеты и вызванных им кризисного состояния окружающей среды, исчерпания ресурсов и энергии до глобальных угроз.
По мнению одного из авторитетных ученых в этой области Сергея Петровича Капицы, начало XXI века характерно тем, человечество впервые за миллионы лет переживает эпоху резкого перехода к новому типу развития, к новой ступени эволюции. Этот вывод, основанный на представлении о человечестве как об открытой эволюционирующей системе, С.П.Капица делает в книге «Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле», используя самые современные научные методы системных исследований. Его теория приводит к понятию коллективного взаимодействия в рамках всего человечества. Взаимодействия, которое обусловливает связь развития человечества с ростом численности населения и его самоорганизацию.
Для темы нашей конференции особое значение имеет математически обоснованный вывод об определяющей роли природы сознания самого человека в этом эволюционном процессе. Очень важен также обмен информацией и взаимопонимание. Именно на этом пути, считает С.П.Капица, открываются перспективы объединения наук, называемых точными и естественными, с науками о человеке и обществе. И этот вывод, наверное, уже можно считать определенным шагом современной науки к философии Живой Этики, доклада об особенностях которой, я думаю, все мы с нетерпением ждем от Людмилы Васильевны Шапошниковой.
Желаю всем докладчикам и участникам конференции эффективной работы и надеюсь, что в ходе этой работы наша организация получит новые импульсы и идеи в плане защиты Культуры и важнейшей ее составляющей — науки, которые в наше время в нашей стране, к сожалению, нуждаются в защите.
Спасибо за внимание.
Л.В.Кашенкова,
депутат, представитель Национального собрания Республики Беларусь
Дорогие друзья!
Каждый присутствующий в этом зале знает, что в мире нет ничего случайного, а ряд случайностей — это уже закономерность. Наша жизнь и каждый из нас — это цепь закономерностей. Так закономерно и я пришла к Учению Рерихов, которое до конца еще не осмыслила. Я знала, что в 1912 году Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи побывали в нашем древнем городе Гродно (я представляю этот избирательный округ в Национальном собрании Республики Беларусь). Потом я обратила внимание, что в нашем школьном музее, посвященном женщине-матери, первая экспозиция посвящена Е.И.Рерих. И наконец, я с большим трепетом прошла по тропинкам острова Валаам, где творил свои картины Рерих. Поэтому я с большой радостью приняла приглашение на эту прекрасную конференцию. Позвольте огласить наше приветствие.
«Уважаемые участники конференции!
Искренне и сердечно приветствую всех вас и от всей души поддерживаю дело, ради которого мы все собрались в Музее имени Н.К.Рериха.
Дело формирования нового мышления и сознания — сложно и многогранно, но глобально и бесценно. Подвижники-ученые, подвижники-интеллектуалы, включившись в этот процесс, глубоко осознают свою ответственность в деле распространения знаний о Живой Этике и углубления познания человечества в космическом мышлении.
Я желаю каждому из участников конференции активнее распространять Живую Этику и тем самым добиваться формирования глубокой нравственности.
Успехов, веры, энергии и нового познания».
Также позвольте передать в дар Музею книгу о нашем замечательном городе Гродно, которому скоро исполнится 1000 лет. На обложке изображена Борисоглебская (Каложская) церковь XII века — это одна из самых древних церквей в Белоруссии. Здесь побывали Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи.
Е.Б.Матвеева,
член Президиума Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, вице-президент Международной лиги Защиты Культуры
Президент Российской академии космонавтики Анатолий Сазонович Коротеев поручил мне передать искреннее сожаление о том, что он не смог присутствовать на открытии конференции, поскольку должен быть на важном правительственном заседании. Он ни разу не был в Музее имени Н.К.Рериха, а в сотрудничестве с Международным Центром Рерихов очень заинтересован. Разрешите мне зачитать его приветствие[1].
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Живая этика и наука. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2007 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других