Жимба Данзанов — доктор тибетской медицины, воспитанник буддийского ламы и знаменитого врача тибетской медицины Геше Балбар, основателя клиники «Чжуд-Ши». Лама Балбар с самого раннего детства посвящал своего воспитанника во все тонкости искусства врачевания. Всю жизнь Жимба Данзанов помогал своему легендарному дедушке и является прямым продолжателем его знаний и работы. В книге Жимба Данзанов раскрывает базовые аспекты тибетской медицины и подробно останавливается на ее методах, адаптированных к условиям жизни в 21 веке. Наследие тибетской медицины, подтвержденное и обогащенное открытиями современной науки, помогает людям эффективно поддерживать здоровье и благополучие. Вы узнаете, как познать свою природу, достичь эмоционального и физического баланса, а также как обрести долголетие разумно, распоряжаясь своим телом. Сложные идеи и концепции тибетской медицины объяснены простым языком, а практические рекомендации, данные в этой книге, вы легко сможете внедрить в повседневную жизнь и достичь своих целей. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Тибетская медицина: современные практики здоровья» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть I. Как я стал врачом тибетской медицины и о чем эта наука
Глава 1. Карма с рождения
Вы верите в карму? Я — верю. Все, что со мной происходит всю мою жизнь, невозможно объяснить иначе как законами кармы.
Мой дедушка Балбар Лама, усыновил меня, когда ему было 57 лет, а мне — десять месяцев. Всю жизнь он прожил как и подобает монаху: в служении и учении, не помышлял ни о какой семье, а уж тем более о детях. Одним летним днем он зашел к своему учителю, пожилому и очень почитаемому ламе. И он сказал дедушке, что скоро у его соседки родится ребенок, мальчик, и его дедушка должен усыновить, назвать Жимбой и передать ему свое дело. Дедушка потом признавался мне, что в тот момент подумал, что учитель впал в деменцию, ведь его соседка была совсем ребенком, ей было всего пятнадцать лет. Дедушка дружил с ее отцом и ничего не слышал ни о какой беременности.
Но время шло и оказалось, что лама был прав. Тогда дедушка пошел к отцу моей мамы и предложил усыновить ребенка, который родится. После некоторых размышлений семья согласилась. И в возрасте десяти месяцев меня передали дедушке.
Вырос я в дацане в храме. Детей моего возраста там было мало. Мне нечего было делать, и все время я сидел с дедушкой. Врачебные разговоры, преподавание, прием больных, изготовление и назначение лекарств — я все это слышал и видел с младенчества, все эти уроки я проходил много раз. Именно поэтому все эти сложные знания спрессованы и хорошо отложены в моей голове. В это знание я был погружен тотально. Жизнь в дацане также приучила меня придерживаться буддийского философского подхода.
Когда мне исполнилось пять лет, меня хотели отдать в послушники. Я отказался. Никогда не хотел быть монахом и сейчас не хочу. А вот с медициной у меня как раз все сложилось. Дедушка был признанным доктором тибетской медицины, и вся наша с ним жизнь была построена на ее глубоких житейских принципах. Ребенком я сидел рядом с дедушкой, когда он принимал пациентов. Став чуть старше, я изучил старомонгольский язык, на котором написаны многие книги по тибетской медицине.
Географически Тибет занимает положение между Китаем и Индией, а в древние времена у Тибета с другими регионами были очень хорошие связи. Тибетская медицина вобрала в себя все самое лучшее из аюрведы[4] (индийской медицины) и классической китайской медицины, которые произошли намного раньше. Фактически тибетская медицина — это смесь аюрведо-китайской медицины. Но так как Тибет — это холодное суровое место, его климат сильно отличается от климата Индии, и в практических лечебных процедурах тибетская медицина больше взяла от китайской.
Аюрведа использует в качестве лекарств растительные ингредиенты, металлы и так далее, то есть все неживотного происхождения. И ее общая рекомендация — это вегетарианский образ жизни. А в тибетской медицине говорят: «Нет в природе такого вещества, которое не годилось бы в качестве лекарственного средства». Так что для тибетской медицины таких ограничений нет.
Тибетская медицина сильно связана с буддистской философией и рассматривает организм как психофизическую совокупность. По теории изначально любое живое существо, будь то человек или животное, подвержено страданиям. Фактически это указывает нам на природу человека и значит, что изначально все мы больны; даже если эта болезнь в настоящий момент не проявилась, она все равно в нас заложена.
До моего десятилетия мы жили во Внутренней Монголии, Китай. Дедушка всегда работал, он был необыкновенно активный человек. Ежедневно к нему приходили пациенты и доктора тибетской медицины за советом. Он был очень увлечен, постоянно разговаривал о вещах, связанных с медициной, мы с ним все время вместе ездили на разные форумы и конференции. Я присутствовал всегда и везде, моей задачей было внимательно его слушать. Дедушка передавал мне свои знания не в формате академических занятий, он всегда все показывал на практике, объяснял по сто раз и не переставал этого делать, пока не чувствовал, что я все понял. Помню где-то в седьмом-восьмом классе мне нужно было каждые выходные утром после завтрака сидеть с ним и принимать пациентов. Каждое воскресенье. Так было заведено, он заставлял меня, и я ему помогал. Именно это и есть прямая передача знаний. Так что дедушка, конечно, был прав: ты никогда не объяснишь свой подход людям, которые учились в основном по книгам.
У дедушки был учитель, довольно известный профессор в городе Хайлар (Хулун-Буир, Внутренняя Монголия, Китай). Сам он был доктором современной аллопатической медицины[5], но очень хорошо знал подход традиционной тибетской медицины, которую скрупулезно изучал всю жизнь. Они с дедушкой неутомимо обсуждали разные случаи и подходы.
С шестого по девятый класс дедушка заставлял меня заучивать целые абзацы из книг, которые мы затем разбирали. А потом все эти случаи попадались на консультациях, и мы снова к этому возвращались. Так потихоньку я и усвоил все эти сложные знания.
Когда наступил срок, встал вопрос, куда мне поступать. Вопрос был в том, ехать ли мне получать образование тибетской медицины или поступать в классический медицинский вуз. Дедушка тогда сказал: «Конечно, тебе нужно поступить в обычный медицинский вуз и получить диплом». А я хотел поехать в Монголию! Дедушка говорил: «Жимба, если ты поедешь в Монголию, пять лет потеряешь просто так. Будешь повторять как попугай все, что ты уже и так знаешь. Может, у тебя, конечно, все это академически в таблицы в голове сложится, но ничего нового ты не узнаешь! А в медицинском вузе ты получишь диплом врача, доктора, который тебе очень пригодится, чтобы практиковать».
И я поступил в медицинский. Там я столкнулся с анатомией, патанатомией, физиологией. Помню, тогда я думал: «О-о-о-о! Кажется, тибетская медицина вообще не это, это какая-то примитивная штука». Я приезжал домой к дедушке и горячился: «Да мы вообще мамонты, что это за допотопный уровень!» Дедушка слушал меня и снова соглашался: «Да-да, конечно». Я говорил: «Тибетскую медицину пусть в Тибете изучают, я буду обычным врачом, наверное, хирургом, я буду оперировать. И еще пластическим хирургом буду». Я очень хорошо рисовал, закончил школу изобразительных искусств и был уверен, что смогу делать людей красивыми.
Только однажды дедушка не удержался: «Жимба, сколько бы ты ни хотел убежать от этой медицины, у тебя уже нет шансов. Ты думаешь как тибетский врач, ты живешь как тибетский врач, у тебя жизненная философия тибетского врача. Сейчас ты можешь думать что хочешь, но жить по-другому ты не сможешь. И ты обязательно вернешься к этому. А пока изучай, конечно, современную медицину внимательно. Но я точно знаю, кем ты будешь. Когда ты ассоциируешь себя с профессией, ты должен понимать, как ты будешь жить с этой профессией. Ты — доктор тибетской медицины, ты от этого никуда не денешься, ты так воспитан. В тебе эти условные рефлексы уже есть, в тебя это заложено. Если ты будешь заниматься тибетской медициной, ты будешь в своей стихии, в гармонии с собой». То, что я тогда говорил, его вообще не задевало.
На последних курсах студенты обязательно проходят практику в больницах. Мои сокурсники боялись подойти к пациентам, а у меня уже были все необходимые навыки и мне работа в больнице давалась намного легче. Но там у меня быстро всякая романтика испарилась, я увидел, как на деле все происходит. Попробовал жизнь современного врача и понял, что-то мне это не очень подходит. Слова дедушки оказались правдой. Я действительно стал таким какой я сейчас, совершенно гармоничным естественным образом.
В рамках усовершенствования своих знаний я стараюсь рассмотреть ту часть нашей жизни, которую называют психосоматикой. Как влияют наши мысли на нашу жизнь и здоровье. В начале самостоятельной практики я наизусть выучил множество трактатов, в институте я изучал внутренние болезни. И всегда сталкивался с такой странной вещью — больше 60 % болезней лежит в какой-то неясной зоне этиологии[6]. Потом смотришь, а причины этих болезней кроются в самом человеке.
Есть очень существенная разница между тибетской медициной и современной аллопатической. Аллопатическая построена как доказательная симптоматическая медицина, причину болезней она ищет во внешней среде, всегда должен быть какой-то патогенный фактор. А вот тибетская медицина говорит, что патогенный фактор может быть внутри человека. Например, есть такой термин — «мнимая беременность». Женщина так хочет забеременеть, что у нее меняется гормональный фон и даже начинает расти живот. Но причиной являются мысли! Ее гормональный фон меняется, а на самом деле ничего не происходит.
Или, например, эмоциональные люди чаще страдают из-за перемены погоды. В тибетской медицине мы говорим о том, что все процессы подчинены взаимовлиянию трех дош: Ветра, Желчи и Слизи. Идеально, когда все три доши находятся в гармонии. Но так бывает очень редко. И у каждого человека есть свой индивидуальный баланс дош, в котором одна, а чаще две доши, бывают ведущими. Люди с доминирующей дошей Слизь более устойчивы к различным изменениям внешней среды, тогда как люди Ветра или Желчи-Ветра мгновенно откликаются на различного рода раздражители. Именно таких мы чаще всего и называем эмоциональными людьми.
Сильные эмоции, в том числе и положительные (что для многих является сюрпризом), оказывают серьезное, зачастую негативное влияние на здоровье. Остановимся на этом поподробнее. Каждая эмоция состоит из трех компонентов: психологического, мышечного и телесного. Иными словами, психическое переживание вызывает мышечный спазм, а он в свою очередь отражается на функционировании всех систем и органов. Чем чаще мы испытываем эмоцию или чем она интенсивнее, тем вероятность возникновения спазма в соответствующем месте выше. Сами по себе эти спазмы могут быть незаметны, их симптомы — головные боли и «ватное состояние» в дни перемены погоды, отсутствие сил, апатия. Врачи тибетской медицины в таком случае назначают травяные сборы и сеансы иглорефлексотерапии[7], которые восстанавливают работу нервной системы и возвращают силы.
Но современная медицина почему-то этот вопрос обходит. Как влияют на наш организм позитивные мысли, любовь, сострадание, доброта, добросердечие, открытость и так далее, не изучается почти никогда. Но ведь эти состояния обладают терапевтическим эффектом! Работать именно в этой области мне очень интересно. Я изучил статистику Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Вы знаете, что каждый пятый современный больной оказывается у терапевта с психосоматическими расстройствами. Он не имеет клинического заболевания, но ощущает на себе симптомы разных болезней. Это происходит в наше время, и это статистика доказательной медицины.
Существует много таких вот моментов. Классическая аллопатическая медицина говорит, что любой прием пищи связан с выбросом инсулина, а тибетский доктор скажет, что с выбросом желчи. Чем больше ее выделяется, тем больше мы даем нагрузку на организм. Даже пятьсот лет назад люди уже понимали, что желчь производит внутренний круговорот: выливается в двенадцатиперстную кишку, потом снова всасывается и идет обратно в печень.
Тибетская медицина считает, что мы — психофизическая совокупность, и в ней есть такое понятие как взаимозависимость: наше тело зависит от нашего ума, настроя, наш ум зависит от тела, от его работы. В мединституте на занятиях по физиологии мы изучали системы — нервная, эндокринная и так далее, все по отдельности. У меня к тому времени уже были другие знания. Я не понимал, как так-то? Они же все взаимозависимы. Например, совершенно точно нервная система очень сильно влияет на наш иммунитет. А что, уважаемые преподаватели, скажете не так? И когда я задавал эти вопросы на занятиях, преподаватели в основном меня одергивали: «Ты свои восточные штучки бросай, Жимба. Слова, что все болезни от нервов — это просто слова». Но встречались и врачи, которых причины болезней интересовали намного больше. Иногда мы обсуждали эти вопросы с профессорами, они с удивлением и интересом знакомились с тем, что я усвоил на практике у дедушки.
Дедушка разъяснял мне «Чжуд-Ши» очень простым ясным языком, чтобы я даже будучи молодым юношей мог это понять. Например, есть такой четвертый вид Желчи, дающий нашим органам и придающий внешности цвет и блеск. Дедушка объяснял: «Ты молодой, у тебя волосы черные, глаза черные, кожа лоснится, блестит. Я пожилой, у меня седина, у меня кожа не так лоснится, как у тебя, я теряю цвет». Потом, когда у него пошли пятна на коже, он всегда говорил: «Вот моя Желчь, дающая цвет и блеск, начинает входить в дисфункцию. Это говорит о том, что я приближаюсь к своей смерти. Эти старческие (пигментные) пятна говорят о том, что организм полностью не перерабатывает этот вид Желчи и она идет не туда. Жимба, а как мы можем улучшить эту Желчь?» Он всегда заставлял меня думать над решением. И дальше дедушка пояснял: «Только создав такие условия для организма, при которых он будет работать лучше, быстрее. А как это сделать? Голод. Не такой, что я голодный и морю себя голодом две недели, потом вдруг от пуза напиваюсь-наедаюсь. Нет, улучшение этого вида Желчи — постепенный процесс. В первый месяц я двенадцать часов не ем, потом двенадцать часов принимаю пищу в обычном режиме. В следующий месяц четырнадцать часов не ем, а десять часов принимаю пищу в обычном режиме. В следующий месяц пятнадцать часов не ем. Ввожу в свою жизнь голод постепенно. Организму обязательно нужно давать время, чтобы он перестраивался в своем темпе, а не входил в стресс. Организму нужно создавать условия, чтобы он правильно работал. Я старый, я должен меньше нервничать, успокоить внутренние ветра, чтобы печень моя много желчи не вырабатывала. Мне нужно вообще следить за эмоциями, чтобы печень моя отлично работала. Чем более зрелый человек, тем у него больше желчи вырабатывается. Сам успокаиваешься, успокаивается и желчь. Чем меньше желчи вырабатывается, тем лучше кожа. Наш организм все спокойно перерабатывает, а когда не может переработать, начинает такие пятна выдавать».
Тибетская медицина тесно связана с буддийской философией. Когда дедушка объяснял мне про ветра, он всегда говорил про эмоции и их сильное влияние. Разумно применять методы буддизма для уравновешивания и избавления от негативных мыслей и эмоций, с медицинской точки зрения, они отлично работают на оздоровление. Тибетская медицина рассматривает человека как единую систему. В таком подходе здоровье — это гармоничная работа всех органов и систем, а болезнь — их дисбаланс.
Вероятно, за заслуги прошлых жизней я получил такой подход и знания. Оглядываясь назад я понимаю, что мой путь — родиться в деревне во внутренней Монголии у семнадцатилетней мамы, которая была пятнадцатым ребенком в семье, а стал врачом тибетской медицины, руководящим двумя клиниками в Москве — иначе как кармой объяснить сложно.
Глава 2. Суть психофизической совокупности
Как лечит классическая современная медицина? Выписываются лекарства, активные вещества которых действуют на организм чаще всего симптоматически. Развилось воспаление — вот антибиотик, который его снимает. Заболела голова — вот спазматилик, который снимет напряжение и убирает боль.
В тибетской медицине лечение происходит за счет активизации внутренних резервов организма с целью восстановления. Цель лечения — добиться гармоничной и слаженной работы всех систем организма человека. С помощью фитотерапии, остеопатиии, рефлексотерапии и других методов мы создаем условия, в которых организм начинает эффективно самовосстанавливаться за счет механизмов саморегуляции, используя собственные силы.
Безусловно, есть болезни, которые таким подходом не победить. Например, мы никогда не будем лечить аппендицит или онкологию травами. Но во многих других случаях: нервном перенапряжении, лечении хронических заболеваний внутренних органов, болей суставов, метаболическом синдроме, незначительном повышении артериального давления, хронических заболеваниях женских половых органов, хроническом простатите, поллинозе, простуде и многих других, — тибетская медицина поразительно эффективна. При этом важно уточнить, что эти методы не конфликтуют с классической западной медициной. Их можно совмещать с курсами лекарств, прописанных западными врачами. И я сам, и врачи восточной медицины, работающие у нас в клинике, имеют диплом медицинского вуза, а многие наши коллеги из других медицинских учреждений успешно пользовались помощью восточной медицины и в период пандемии, и сейчас. Потому что сохранить здоровье гораздо проще, чем восстанавливать.
Зачем нужно знание тибетской медицины современным людям? И вообще, какое место эта медицина может занимать в современном мире, с нашими проблемами и образом жизни, с таким высоким потоком информации? Надо понимать, что сейчас болезни встречаются больше психосоматические, нежели органические. Люди находятся в постоянном стрессе, постоянном напряжении, они не могут найти способ расслабления, способ услышать себя, и перебить внешний шум бывает очень сложно. И это, конечно, приводит к серьезным конфликтам внутри организма. Тибетская медицина рассматривает организм человека как целостную и сбалансированную гармоничную систему, отсюда следует, что любое нарушение гармонии приводит к разрушению самой системы. Именно такой подход дает наилучшие результаты для поддержания здоровья и долголетия.
Несмотря на свой возраст, дедушка был действительно современным человеком. Ему было интересно все, он очень много путешествовал. В свое время он много лет прожил в Тибете. Но после китайской оккупации тибетцы, и особенно монахи, были вынуждены бежать из страны. Они разъехались кто куда. Именно поэтому у дедушки было множество друзей по всему миру. Он побывал в Америке и с удовольствием встречался со многими знакомыми, кто был жив, даже через сорок-пятьдесят лет.
В монастыре я никогда не учился как буддийский монах. С детства я не хотел им быть, отвергал все попытки сделать меня монахом. При этом в монастырях училось много детей, я с ними, конечно, играл и проводил время. Часто посещал их занятия. А там учитель объяснял, все рассказывал, волей-неволей, хочешь не хочешь, я играл и все это слушал. Многие ученики дедушки приходили к нам домой учиться.
Я сам по себе всегда был чувствительным человеком, эмоциональным, вспыльчивым. Это все как раз в моей конституции «Ветер-Желчь». Мы жили в храмах, дедушка занимал важное положение, а я был его сыном. Так как дедушка растил меня одного, я был очень избалованным молодым человеком, мне было многое позволено. И монахи, и послушники, конечно, моего дедушку боялись, а я их непомерно раздражал. Например, зимой мы с другими ребятами ездили кататься на санках, и почему-то я всегда был самым нижним, на кого все ложились и скатывались с горки. Моего возраста детей мало было, почти все старше меня на три-пять лет. Они не могли меня напрямую обидеть, потому что боялись, что я расскажу дедушке. Но я никогда не рассказывал. Я прекрасно понимал — если я один раз расскажу, то все, мне будет закрыт вход в их круг, я стану изгоем и играть мне будет не с кем. Так что все издевательства с их стороны я терпел, лишь бы они брали меня с собой играть.
Я уже в детстве понимал, что наш организм — целостная система. То есть сам я состою из сознания и тела. Тело — это сосуд, то, в чем находится мое сознание. И когда что-то происходит в моем уме, когда я испытываю эмоции или о чем-то думаю, на это реагирует мое тело. Это я тоже понимал. И когда что-то происходит с моим телом, например, зубная боль (все же в детстве испытывали эту боль), то уже нет никакого особо настроения, никакой радости. Мое настроение меняется, все бесит, мое тело испытывает боль — и мое сознание напряжено, оно словно сморщивается, меня одолевают страхи.
То, что чувствуешь внутри, все равно отражается на твоем теле. Все, что тело чувствует, отражается на твоем сознании. Это я понимал с самого детства.
Еще вторая причина такого ясного знания — моя вовлеченность в понимание и теорию медитации. Детей в дацане учили как медитировать, что такое сознание, что такое ум, как нужно воспринимать свой ум, как можно его обуздать, какие виды медитации существуют, что такое привыкание к объекту своей медитации. Есть однонаправленная медитация, например, ты медитируешь на свой ум. Важно, чтобы постоянный контакт со своим умом стал привычкой, потому что привычка выстраивает новые нейронные связи. Таких слов я тогда не понимал, конечно, но знал, что медитация — это такие монотонные упражнения, постоянно нужно делать одно и то же и постепенно к этому привыкать.
Я помню, как мне было четыре-пять лет. Есть в буддийских храмах такой обход вокруг больших храмовых комплексов, называется кора[8]. Кору можно делать с простираниями, но можно просто ходить. И вот дедушка, как и все практикующие буддистские монахи, каждое утро читал мантры, медитировал. Потом ходил кору, полтора-два часа, иногда и три. И каждый вечер снова были эти заветные полтора-два часа. Монашеский уклад непрерывный, это ежедневные практики, это монашеский обет. И конечно, дедушка все это каждый день выполнял. Вечерами, особенно в те дни, когда мы жили в Тибете, он делал кору. Эти коры в Тибете довольно длинные, по три-пять километров, а где-то бывало и десять. Есть коры, где ты идешь в гору через какой-нибудь утес, прямо по вершинам гор, и потом обратно возвращаешься. Мы с ним ходили эти коры, он читал мантры, а я просто шел с ним, играл, крутил барабаны (там очень много барабанов).
Иногда мы садились, и дедушка рассказывал про буддистскую философию или тибетскую медицину. Когда он начинал рассказывать, то первый, самый важный акцент делал на то, как устроен я сам. Он так и начинал объяснения: «Ты, вот как человек, из чего состоишь? Ты имеешь физическое тело и у тебя есть сознание. Ты имеешь свой характер и свои предрасположенности. То есть твое сознание имеет свои предшествующие виды сознания. Сейчас твое сознание, получается, как бы перерождение каких-то предыдущих сознаний». Дальше дедушка объяснял, как с точки зрения тибетской медицины происходит оплодотворение. Есть семя отца, есть кровь матери (яйцеклетка), они встречаются. Это физическая часть оплодотворения. И тут всегда нужен третий компонент, нужно присоединиться сознанию. Со временем я понял, о чем он рассказывал.
Двое — мужчина и женщина — полюбили друг друга, они занимаются любовью. Если душа будущего человека — это душа мужчины, то эта энергия входит через рот матери и через центральный канал попадает в утробу. А если рождения ищет женская душа, то вход души осуществляется через рот мужчины. Это происходит в момент кульминации процесса. Когда пара испытывает высшее блаженство и получает удовольствие, именно в этот момент внутрь должно попасть сознание будущего человека. Если сознание не попадает, то оплодотворение не происходит. То есть физически оплодотворение может произойти, но оно не развивается и в течение короткого времени все выходит само собой, яйцеклетка не оплодотворяется.
Но вот если в компанию к этим двоим попадает третий — душа, то приходит ребенок. То есть яйцеклетка оплодотворяется, и плод начинает развиваться. Сначала развивается внутриутробно, но это уже живое существо, у этого зародыша есть душа. Дальше эта клетка начинает развиваться, и это уже физическое развитие. Во всех известных мне медицинах есть раздел эмбриологии, и в принципе этот этап описан везде одинаково.
Ребенок рождается. В классической медицине говорят, что у него есть условные и безусловные рефлексы, а в тибетской медицине — что у него есть отпечатки предыдущего сознания. То есть у этого новорожденного есть знания от предыдущих жизней, как вообще жить, дышать, есть сосательные рефлексы и так далее. И у родившегося ребенка уже есть кармические последствия. То есть у него есть какой-то потенциал, движимый энергией кармы предыдущих его деяний.
Вот я, например. Дедушка мне так в детстве объяснял: «Ты родился, а я вообще детей не хотел. Меня они всегда очень сильно раздражали. У меня соседи были с детьми, и я представлял, что это такое. Сам я всегда жил один, я монах. Никогда не был женат, у меня не было семьи. У меня были мама, сестра и родной младший брат, но он умер в раннем возрасте. Вот и все, больше никого не было. Так что я о детях и не думал, но вдруг — ты!
Родители твоей мамы жили по соседству. Потом вот ты родился. Почему именно ты ко мне пришел, я не знаю. Незадолго до этого мой учитель какое-то зерно в мое сознание подложил, что соседка родит ребенка, а мне надо его усыновить и дать ему имя Жимба. Но я думал, он просто так говорит, потому что вообще с ума сошел — он очень старый был. Старые же люди болтают разное просто так. Но когда ты родился, почему-то мне настойчивая мысль пришла, что надо тебя забрать. Вот я тебя и попросил. И все. Это, наверное, твоя карма и есть».
Так и все в нашей жизни. Мы должны осознанно и чутко читать те вещи, которые с нами и нашей жизнью происходят. Если мы все время будем жить, руководствуясь только своим умом и опытом, это вообще будет история ни о чем. Не будет счастья в нашей жизни, как дедушка всегда говорил. Нужно уметь смотреть шире, читать знаки или осознавать какие-то интуитивные вещи.
Буддистские монахи много медитируют, молятся, читают мантры. Их первая и самая главная цель — это освобождение, освобождение из круга сансары[9]. Освобождение — это очень сложная задача.
Это освобождение люди получают не за одну жизнь, хотя есть единицы, например, тибетский йогин Миларепа. Но мы, чтобы освободиться, проходим множество жизней — кальп[10]. Поэтому монахи стремятся всегда находиться рядом с дхармой, учением Будды, и с практикующими. Говорят, так намного проще. Вот дедушка мне говорил: «Жимба, твоя душа — наглядный пример того, что ты в прошлой жизни, наверное, практиковался и тебя из твоей родной семьи, прямо от рождения, судьба выбросила в буддистский монастырь. Ты растешь в этом кругу, в окружении буддистских монахов, их учений. Все эти учения тебе доступны, все это ты на себе испытываешь».
Достичь нирваны — это уже вторая задача. Но нам, нормальным людям, хотя бы освободить что-то простое — почти то же самое, что найти внутреннее умиротворение, чувство расслабленности, легкость, счастье. Отойти от всех этих привязанностей и цепляний. Эта книга содержит в себе практические знания, абсолютно каждый человек, вне зависимости от национальности и вероисповедания, может использовать их в повседневной жизни. В качестве дани уважения дедушке, благодарности ему, я хотел бы дальше передать эти практические знания людям.
Глава 3. Ум и Сознание
Дедушка говорил, что Москва — один из самых красивых и комфортных городов для жизни в мире. И при этом многие люди здесь болеют. В Москве практически невозможно приобрести болезни от холода — вышел из дома, забежал в метро или в машину, вошел в квартиру, все доступно, погрелся, есть свет, горячая вода. Все есть для самых базовых потребностей. Но при этом люди болеют. Почему? Вот дедушка постоянно задавался этим вопросом.
Он пришел к выводу, что большинство людей болеет, потому что испытывают очень сильное влияние внутренних факторов. Это психосоматические факторы. Люди в Москве в большинстве своем не справляются со своими эмоциями, не справляются со своими внутренними состояниями, с умом. И дедушка рассуждал о том, что хорошо было бы в светском обществе, на уровне государства ввести в школьную программу хотя бы базовые предметы по управлению своим умом, по управлению своими эмоциями и мыслями. Люди западной культуры практически не знают, что это такое, они думают, есть что-то вовне, что портит им их жизнь.
Преподавание в школах тибетского буддизма начинается со знакомства с самим собой. Для того, чтобы человек вообще понимал учение и философию, он должен понять, как он сам устроен и что такое его собственный ум. Наш ум сравнивается с бешеной обезьяной — он всегда подвижный, всегда непостоянный, находящийся в процессе осмысления. И наш ум имеет множество лиц. У человека есть рабочий ум — когда мы приходим на работу, пользуемся своим рабочим умом. У нас есть критический ум, а также ум, который себя жалеет, раздражающийся ум; есть ум, который испытывает неудовольствие, есть оптимистически настроенный и есть раздраженный, неудовлетворенный ум.
В западной науке психология говорит о сознании и подсознании. В тибетской медицине нет таких понятий, но есть различные виды ума. Когда они между собой конфликтуют, мы считаем, что у нас конфликтует сознание с подсознанием. Нам кажется, что сознание всегда право и видит то, что есть в действительности. А подсознание якобы нам мешает тем, что содержит какие-то страхи, комплексы, стандартизированное мышление. Но в тибетской медицине все это просто различные виды ума.
У человека есть пять видов сознания, которые связаны с пятью органами чувств — слухом, обонянием, осязанием, вкусом и зрением. Когда мы бодрствуем, все пять видов сознания в рабочем состоянии. Мы всегда что-то видим, что-то слышим, всегда вокруг нас есть какой-то запах, мы ощущаем температуру воздуха, мы чувствуем какой-нибудь привкус. Все пять видов сознания постоянно воздействует на наш ум. А ум, в свою очередь, находится под влиянием внешних факторов, которые на него постоянно воздействуют.
Но есть в тибетской медицине основной, шестой вид сознания. Именно он познает все, что осознают все пять видов сознания, и продуцирует ум. Когда человек учится медитации, когда человек работает над своими эмоциями или со своими мыслями, он пользуется основным видом сознания. Если человек будет руководствоваться только пятью видами сознания и умом, у него практически нет шансов и возможностей выйти из круга сансары. Даже просто найти успокоение и на минуточку остановиться, познать чувство остановки и покоя в непостоянном мире.
Многие люди понимают медитацию как состояние безмыслия, когда ты просто все отключаешь. Вводишь себя в состояние зомби и сидишь так двадцать минут, ни о чем не думая — нет никаких мыслей в голове, нет никаких эмоций, полная пустота. Такой вид медитации имеет право на существование, но он не дает ничего, кроме хорошего двадцати-тридцатиминутного отдыха. Когда ты выйдешь из медитации, тебя уже будет ждать твой соскучившийся, беспокойный, тревожный ум! Тебя также будет ждать все, что происходит в нашем мире. Постоянно происходящие изменения. Вот что очень важно.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Тибетская медицина: современные практики здоровья» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
5
Аллопатическая медицина — термин, применяемый гомеопатами к обычной или традиционной медицинской практике.
6
Этиоло́гия — раздел медицины, изучающий причины и условия возникновения болезней. В профессиональной медицинской среде термин «этиология» употребляется также как синоним «причины».
7
Иглорефлексотерапия — метод стимулирования биологически активных точек организма с помощью длинных или коротких игл, которые устанавливают на глубину 3-15 мм под кожу и оставляют на 20–30 минут.
8
В Тибете паломники движутся по часовой стрелке вокруг монастырей, ступы, священной горы. Внутри храмов они также следуют выбранному направлению, методично преподнося дары каждому Будде и божеству.