Воздушные змеи были изобретены в Поднебесной более двух тысяч лет назад, и с тех пор стали неотъемлемой частью китайской культуры. Секреты их создания передаются из поколения в поколение, а разнообразие видов, форм, художественных образов и символов, стоящих за каждым змеем, поражает воображение. Книга Жэнь Сяошу познакомит вас с историей развития этого самобытного искусства, его региональными особенностями и наиболее интересными произведениями разных школ, а также расскажет о технологии изготовления традиционных китайских воздушных змеев. Для широкого круга читателей. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воздушные змеи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Виды воздушных змеев и география мастерских
Китайские воздушные змеи отличаются многообразием видов и форм. В каждом регионе существуют собственные традиции их изготовления, используются свои материалы и технологии. Воздушных змеев можно классифицировать по различным признакам. Ниже приведены самые распространенные:
1. По тематике оформления: счастливые талисманы, изображения персонажей, фауна, флора, предметы быта, иероглифы и т. п.
2. По конструкции: с твердыми крыльями, с мягкими крыльями, простые твердые, простые мягкие, змеи-парасоль, составные и объемные.
3. По размеру: крупные, средние, малые и микрозмеи.
За долгую историю существования воздушных змеев во всех регионах Поднебесной сложились собственные школы, в каждой из которых змеи изготавливаются по уникальной технологии. Самые известные расположены в Пекине, Тяньцзине, Вэйфане (провинция Шаньдун) и Наньтуне (провинция Цзянсу) — их называют Четырьмя Великими школами.
Для пекинской школы характерно сильное влияние придворной культуры: это очень яркие и искусно выполненные изделия. Мастера-представители этой школы в совершенстве владеют технологией связывания, склеивания, раскрашивания и запуска змеев и создают объекты высочайшей художественной и эстетической ценности. Их наиболее выразительные изделия — змеи семьи Ха, змеи семьи Цао, змеи Фэй Баолина и змеи Лэн Шисяна.
Богатая старость
Нанкин, провинция Цзянсу
Процветание круглый год
Наньтун, провинция Цзянсу
Тяньцзиньская школа славится змеями семьи Вэй: для них характерны реалистичность и красота форм, изящество исполнения. Особенность конструкции таких змеев в том, что бамбуковые оси каркаса не накладываются друг на друга в местах пересечений; они продеваются одна через другую, как нить через игольное ушко, и змей выглядит полностью плоским. Для изготовления самого змея чаще всего используется шелк — легкий, но очень прочный материал, а каркас делается из прочного, длинного и упругого Листоколосника бамбукового[11] высшего качества. Материалы подбираются очень тщательно, а затем их искусно и красочно оформляют.
Вэйфанская школа существует уже не первую сотню лет — профессиональные мастера изготавливали здесь змеев еще при цинском императоре Цяньлуне[12] (1735–1796). Вэйфанские змеи отличаются глубиной и контрастностью цветового оформления, цельностью композиции и свободой в выборе узоров. Особенностью изделий этой школы является также сочетание традиционной технологии изготовления воздушных змеев с техникой создания новогодних лубочных картинок няньхуа.
Наньтунских змеев часто называют «плоскими ястребами». Самые крупные достигают больше одного чжана (3,33 м — Примеч. пер.) в длину, в то время как размеры самых маленьких не превышают одного чи (ок. 33 см — Примеч. пер.). Форма этих змеев может быть самой разной: квадратной, прямоугольной, восьмиугольной, однако чаще всего встречаются «ястребы» с шестью углами. Оформляют их в стиле гунби чжунцай — «тщательная кисть и яркие цвета» а в качестве сюжетов чаще всего берутся истории о Восьми бессмертных[13], изображения фениксов и пионов, эпизоды из «Троецарствия»[14] и многое другое. В цветовой гамме преобладают красный, черный, бирюзовый и фиолетовый — так художники добиваются максимального контраста. Змеи украшаются квадратными «свистками» и круглыми «ротиками» разного размера — их число может достигать нескольких тысяч. Когда змей взмывает в небеса, «свистки» начинают петь — это наслаждение не только для глаз, но и для ушей.
Энциклопедия масок на иероглифе 寿 (шоу, «Долголетие»)
Тяньцзинь
Сокол
Шаньдунская фабрика воздушных змеев «Пристань семьи Ян»
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воздушные змеи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
11
Листоколосник бамбуковый (лат. Phyllóstachys bambusoídes) — один из наиболее быстрорастущих видов бамбука: отдельные побеги могут прибавлять до 2 метров в сутки. Помимо воздушных змеев, используется для изготовления традиционной мебели, флейт и вееров.
12
Императоров эпох Мин и Цин в историографии чаще называют не личными именами, а согласно девизу правления. Цяньлун («Непоколебимое и славное») — девиз правления императора Айсиньгьоро Хунли.
13
Восемь святых даосского пантеона. Люй Дунбинь — покровитель литературы; Ли Тегуай — врач, защитник больных, покровитель магов и астрологов; Хань Чжунли — покровитель солдат, обладатель элексира бессмертия; Хань Сянцзы — покровитель музыкантов; Цао Гоцзю — покровитель актеров и мимов; Чжан Голао — покровитель стариков; Лан Цайхэ — покровитель торговцев цветами и садовников; Хэ Сяньгу — покровительница домашнего очага.