Ученье — свет, а не ученье — тьма…
Шёл обычный урок. Все внимательно слушали и записывали.
— Таким образом вода имеет три состояния — твёрдое, жидкое и газообразное, — объяснял я тему очередного урока. — И не стоит забывать, что атмосферное давление тоже влияет на поведение воды. При нормальном давлении она закипит при температуре сто градусов. Высоко в горах, на высоте пару километров, при низком давлении она закипит уже при градусах восьмидесяти, примерно. И в обратную сторону — при высоком давлении вода может нагреться хоть до двухсот градусов и не кипеть. Вот закупорим мы котёл с водой в паровом двигателе и внутри подымится давление — вода перестанет кипеть.
— А он не взорвётся? — спросил один из учеников.
— Если давление превысит прочность котла, то взорвётся. А про атмосферное давление мы уже тему проходили. Ладно, на сегодня всё. Поздно уже. Завтра объясните эту тему другим группам. Если есть уточняющие вопросы, то задавайте. Вопросов не оказалось и мой обычный урок подошёл к концу. Светозар привлёк моё внимание.
— Максим. Не хотел тебя отвлекать, пока урок не окончишь. Тут гонец приезжал от князя Владимира. Передал, что тот по военным делам с дружиной в Воинь приедет через два дня. Поскольку Воинь недалеко от нас, то ещё через два дня он в гости заглянет. При нём будет только личная охрана в количестве пятидесяти воинов.
— Отлично. Надеюсь он не будет готовить нам сюрприз, как переяславский князь? — ответил я. — Но проверить, всё же надо. Не доверяю я этим князьям.
— Я уже Алеше доложил о визите гонца, — улыбнулся Светозар. — Она сказала тоже самое. Сейчас Алеша готовит свой отряд в разведывательный поход, чтоб незаметно сопроводить Владимира по дороге к нам.
— Молодцы, — довольно улыбнулся я. — Слушай, дед Светозар, а как у вас маленьких детей растят? Ну есть ли няньки какие, или родители сами?
— Да кто на что горазд, так и растят. — ответил Светозар. — Кто сам, кто знакомых просит и своих детей водят друг к другу.
— Я просто скоро стану отцом и хотел бы заняться этим вопросом. Подумываю о том, чтоб построить детский дом и пригласить туда работать людей, которые с детьми обращаться умеют и имеют опыт в воспитании. Там можно оборудовать комнаты с игрушками или типа того. — привёл я деду аналогию наших детских садов.
— А неплохая задумка, Максим, — почесал тот бороду. — И молодым родителям проще будет, коль ребёнок первый и нету опыта. Есть у нас пару женщин, что детей любят и у них часто аж по пять штук родители оставляют. Думаю, их можно и привлечь будет.
— Вот и отлично, значит строим детский сад. — улыбнулся я.
— А чего сад то? Там растения будут расти? — спросил Светозар.
— Не знаю. Может и будут, — ответил я, задумавшись, почему детский сад так назвали. — В любом случае название подходящее. Не находишь?
— Ну да, — согласился Светозар. — Звучит красиво. Сегодня же отдам команду строителям нашим, чтоб фундамент делали.
— Я думаю подойдёт тот-же проект, по которому наша школа построена. Зачем новое выдумывать? Здание удобное ведь и просторное.
Так и договорились. Позже начертил на листиках эскизы детских качелей, горки и прочей мелочи для игр. Ещё пришёл к Любомиле в гости, чтоб посоветоваться и попросить у неё кандидатов на повара в детский сад и составить меню для питания маленьких детей, ведь с ростом численности поселения их уже было около пятнадцати.