Проблема интериоризации, перенесения поведения внутрь
Система форм саморазвития личности ребёнка:
слово обладает смыслом → слово как средство общения взрослого и ребёнка → значение слова существует для самого ребёнка.
«…всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли… За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей» (Л. С. Выготский, 1983, с.145).
Этническая культура семейного воспитания
«Культура и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности человека…» (Л. С. Выготский, 1983, с.145).
Принципы генетического и экспериментального изучения высших психических функций:
1-ый принцип. Генетическая составляющая исследования. Анализ психологического как личностно-интеллектуального процесса самообучения.
2-ой принцип. Каузально-динамический анализ. Сравнительно-объяснительный анализ успеваемости на предыдущий учебный год, чтобы определить степень результативности формирующего эксперимента самообучения математике с помощью фрагментов этнопособия «Занимательная математика для северян».
3-ий принцип. Генетический анализ. Такой анализ позволяет восстанавливать какую-либо сложившуюся форму поведения или функции. Процессуальная составляющая исследования.

Генетическая составляющая полевых исследований школьников играет важную задачу.
Задачи полевых исследований самообучения школьников
Первая задача полевых исследований (анализа) заключается в том, чтобы всякую высшую форму поведения представить как процесс её становления, чтобы идти не к отдельным элементам, а раскрыть все основные моменты становления высшей формы поведения как процесса.
Вторая задача полевых исследований заключается в необходимости выявления и исследования каузально-динамических отношений, обеспечивающих возможности объяснения тех или иных сложившихся высших форм поведения.
Третья задача полевых исследований заключается в том, чтобы формирующий эксперимент в естественных условиях школьного обучения был процессуально выстроен по закону культурного развития высших психических функций у личности каждого ребёнка.
Этапы саморазвития личности каждого ребёнка
1-ый этап — социальное взаимодействие личности каждого ребёнка с взрослым (родителями, прародителями и членами семьи) — это интерпсихическая составляющая детского саморазвития.
2-ой этап — процесс раздумывания, размышления личности каждого ребёнка, когда происходи внутренний процесс сохранения наедине с собой функции общения — это интрапсихическая составляющая детского саморазвития.
Во время занятий с фрагментами этнодидактического пособия самообучения математике были обнаружены следующие негативные моменты, во-первых, привычка детей и взрослых воспринимать учебную информацию как единственно правильную, т. е. информацию не подвергать сомнению. Эта привычка является свидетельством отсутствия сформированности критического мышления.
Во-вторых, отсутствие навыков возвращения к тексту прочитанного материала. Такая привычка мешает детям и взрослым рефлексировать новые понятия.
В-третьих, отсутствие навыков вербализовывать знаково-кодовую систематизацию. Иными словами, словесно выразить свои мысли, идеи и размышления вслух в речи.
И наконец, отсутствие знаний, умений и навыков преобразования из вербальной формы информации в знаково-кодовую форму её подачи и переработки.
Напомню о том, что вербальное общение бывает трёх типов.
1. Речь — это, с одной стороны, диалог между собеседниками, а с другой — монолог, когда личность каждого ребёнка говорит вслух с самим собой.
2. Письменное общение — это, с одной стороны, письмо, печать на клавиатуре компьютера, а с другой — общение в чатах социальных сетей в виде СМСки.
3. Мыслительная речь — это размышления, раздумья, рассуждение, в ходе которых личность каждого ребёнка формулирует мысль, чтобы её озвучить.

Этнокультурная среда жизнедеятельности.
Переменные исследования самообучаемости школьников
1. Зависимые переменные исследования самообучаемости школьников:
а) самоопределение взрослых и детей;
б) временная продолжительность их участия в эксперименте;
в) согласие администрации школы на проведение кратковременного эксперимента во внеурочное время.
2. Независимая переменная исследования самообучаемости школьников — этнодидактическое пособие самообучения математике.
3. Контролируемая переменная исследования — самообучаемость школьников как показатель школьной успешности личности каждого ребёнка.
4. Неконтролируемые переменные исследования — количество испытуемых:
а) педагогов;
б) родителей;
в) детей.
5. Измеряемые переменные исследования:
а) коэффициент личностного самоопределения — Лс;
б) коэффициент деятельностной самооценки — Дс;
в) коэффициент предметной преемственности — Рр;
г) коэффициент эффективности этнодидактической модели самообучения — Кэ;
в) коэффициент самообучаемости — Со;
г) коэффициент осознанного восприятия учебного материала — Кв;
6. Не измеряемые переменные исследования самообучаемости школьников:
а) уровень эмоциональности;
б) уровень изменчивости настроения;
в) уровень коммуникабельности.
Способы общей обработки полученных данных:
1) сводные таблицы полученных данных;
2) графики коэффициентов;
3) диаграммы коэффициентов.

Межпоколенческая передача этнического языка.
Группы сопоставления школьников 4—5 классов
Какие группы сопоставлялись в ходе полевых исследований самообучаемости школьников?
1. Возрастные группы:
а) школьники 4-х классов — дети младшего школьного возраста (от 6—7 до 10—11 лет);
б) школьники 5-х классов — дети младшего подросткового возраста (11—12 лет).
Конец ознакомительного фрагмента.