Данное пособие на конкретных примерах обучает специфике написания сочинений по эпизоду художественного произведения. Темы взяты из экзаменационных работ (как выпускных, так и вступительных). Пособие является одной из книг Родина И. О., которая вместе с другими образует единый курс обучения созданию текстов. Пособие окажет неоценимую услугу не только школьникам и абитуриентам, но и преподавателям.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сочинения по эпизоду художественного произведения (для школьников и абитуриентов) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© — И. О. Родин, 2008
Принципы написания сочинения по эпизоду художественного произведения
Работа над любым письменным произведением, в том числе и сочинением, подчиняется строгим законам. Знание этих законов и умение оперировать ими является залогом того, насколько успешна окажется ваша работа.
Типы сочинений
Сочинения, в соответствии с особенностями своего написания, подразделяются на несколько типов. К этим основным типам могут быть сведены абсолютно любые темы, дающиеся на экзаменах или в процессе обучения. Этих типов всего 6.
1. Анализ текста
В этом типе сочинений предлагается проанализировать какую-то главу, сцену из произведения, либо конкретное стихотворение какого-то поэта. Например, «Ночь в Отрадном (анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, т. II, ч. 3, гл. II)»; «Анализ главы 5 (“Помещик“) из поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова» и т. п.
2. Образы героев
К этому типу относятся сочинения, в которых требуется описать какого-либо героя (как правило, главного), например, «Образ Базарова», «Образ Андрея Болконского», «Образ Раскольникова» и т. п.
3. Группы лиц, сообщества
Здесь дается характеристика не отдельного персонажа, а группы лиц, объединенных каким-либо признаком (общность интересов, социальное положение), например, «“Народные заступники”: Яким Нагой и Ермил Гирин (по поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”)», «Салон Анны Павловны Шерер (по роману-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”)», «“Темное царство” в драме А. Н. Островского “Гроза”: Дикой и Кабаниха» и т. п.
4. Идейно-художественное своеобразие
В этом типе сочинений предметом изображения является некая общая характеристика творчества писателя или поэта. Как правило, в таких работах присутствуют слова «тема», «мотив» или другое обобщающее понятие. Эти сочинения обычно пишутся не по одному произведению, а по нескольким, в результате чего выявляются характерные черты творчества писателя или поэта. Например, «“Мысль народная” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”», «Петербург Ф. М. Достоевского», «“Пошлость пошлого человека” в изображении А. П. Чехова», «Судьба русской женщины в поэзии Н. А. Некрасова» и т. п.
5. Литературоведческие темы
В данных темах обычно заявлена какая-либо частная проблема (касающаяся стилистики или иных особенностей произведения), выражающаяся в том, что в теме присутствует какой-либо литературоведческий термин. Например, «Фольклорные традиции в произведении одного из русских писателей XIX века (на примере поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”)», «Роль пейзажа в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”», «Роль ретроспектив в романе И. А. Гончарова “Обломов”», «Роль эпилога в одном из произведений русской литературы XIX века (на примере романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)» и т. п.
6. Сравнительные темы (или комбинированные)
Особенностью данного типа сочинений является то, что, по существу, они состоят из двух (и более) сочинений предыдущих типов. Например, «Духовные искания Пьера Безухова и Андрея Болконского» (по роману-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”)». Тема состоит из двух частей, каждая из которых представляет собой сочинение по образу конкретного героя («Образ Пьера Безухова», «Образ Андрея Болконского»). Соответственно, в данном сочинении следует по той же схеме, что и в сочинении по образу какого-либо персонажа, дать характеристику Андрею Болконскому и Пьеру Безухову (естественно, в более кратком виде), а затем произвести сравнение, т. е. ответить на вопрос, содержащийся в теме. Другой пример. Тема «“Луч света в темном царстве” (по драме А. Н. Островского “Гроза”)» подразумевает, что в сочинении следует «скомбинировать» два «простых» сочинения — «Образ Катерины» (образ героя, т. е. тип сочинения 2) и «Темное царство» (группа лиц, сообщество, т. е. тип сочинения 3), а затем произвести их сравнение. Еще один пример: «Изображение “маленького человека” у Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского». В данном случае работа комбинируется из двух «простых» сочинений 4-го типа (идейно-художественное своеобразие). Еще одна тема — «Старые и новые хозяева вишневого сада (по пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”)» — также состоит из двух «простых» сочинений (соответственно, «Старые хозяева вишневого сада» и «Новые хозяева вишневого сада», т. е. два сочинения типа 3 и их сравнение).
Порядок работы над сочинением
Сочинение по эпизоду художественного произведения относится к первому типу из перечисленных шести. Это один из наиболее простых видов сочинений, однако очень часто написание подобных работ вызывает затруднение, поскольку учащимся не совсем ясно, с каких позиций следует анализировать эпизод.
Данный тип тем может быть двух видов: а) анализируется какая-либо часть большого произведения (сцена, глава), б) анализируется целое произведение небольшого объема (стихотворение). В данном пособии рассматривается только пункт «а». Для тех, кто интересуется анализом стихотворений, можно порекомендовать книгу того же автора на эту тему (И. О. Родин «Сочинения для школьников и абитуриентов. Анализ лирического произведения», М. «АСТ» 2005).
Самым первым пунктом работы над любым сочинением (в том числе и по эпизоду) должно быть следующее: четко сформулировать вопрос, содержащийся в теме.
Применительно к данному типу сочинений вопрос формулируется при помощи следующей логической цепочки:
1. Главная идея всего произведения.
2. Значение данного эпизода в структуре целого произведения.
3. То, как и при помощи чего в данном эпизоде выражается главная идея (идеи, образы, характеры) всего произведения в целом.
Именно ответом на этот вопрос будет являться главная идея работы, то, что мы будем доказывать.
Например:
Тема: Приезд Раневской и Гаева в имение (анализ сцены из I действия пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»).
Главная идея: Таким образом, сцена приезда Раневской и Гаева в имение играет важную роль в идейно-художественном осмыслении пьесы, так как в ней особенно ярко выражены несовместимость и взаимное непонимание людей, принадлежащих к разным социальным слоям общества. Именно в сцене приезда завязывается основной конфликт пьесы между людьми будущего (Лопахин) и прошлого (Раневская, Гаев), символизирующий смену исторических эпох. Кроме того, в сцене раскрывается внутренний мир Раневской и Гаева, живущих воспоминаниями о давно минувшем. Уже из сцены приезда Раневской и Гаева становится понятно, что у героев нет ни только настоящего, но и будущего, трагедия каждого из них состоит в том, что они не могут вырваться из плена своих воспоминаний о том, кем они были в прошлой жизни.
Или:
Тема: Татьяна Ларина в Москве (анализ седьмой главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»).
Главная идея: Итак, эпизод из пятой главы «Евгения Онегина» — Татьяна Ларина в Москве — имеет все свойства целого произведения. В нем с необыкновенной яркостью отобразился быт и уклад жизни современной Пушкину эпохи. Вместе с тем в описаниях тех или иных сцен, социальных типов и, в особенности, в лирических отступлениях Пушкин остается верен гуманистическому мировоззрению, которое пронизывает все его творчество, утверждает красоту и благословенность мира, созданного высшей волей вечного Творца.
Желательно, чтобы в вашей основной идее присутствовали фразы, или отдельные слова, имеющиеся в названии темы. Следует наглядно показать, что вы своим сочинением дали ответ на вопрос, содержащийся в ней. В данном случае это должен быть ответ на вопрос о содержании и значении эпизода.
После этого начинайте выстраивать цепочку доказательств, аргументов, которыми вы будете подкреплять главную идею.
Наша аналитическая часть будет состоять из краткого пересказа эпизода (здесь мы должны показать, насколько мы в состоянии выделять главные события и отличать их от второстепенных) и его анализа.
Однако помимо этого нам следует дать нашей работе соответствующее обрамление. Во-первых, мы должны связать эпизод с целым произведением, а для этого обозначить ту идею (образ, характер), раскрытию которых служит в произведении данный эпизод. Во-вторых, композиционно оформить наше сочинение — дать экспозицию (вступление) и заключение.
Итак, план сочинения по эпизоду художественного произведения (тип 1) будет таким:
Вступление (экспозиция) — несколько слов о произведении в целом, о его значении и идейном содержании.
Завязка — роль композиции данного произведения в раскрытии основной идеи, место указанной главы (сцены) в общей структуре произведения.
Развитие действия — а) краткое содержание эпизода; б) непосредственный анализ поступков героев, событий и т. д. в данной главе (сцене) применительно к идеям, которые своим произведением проповедует автор.
После этого формулируется ваша основная мысль о месте данной главы (сцены) в целом произведении (главная идея, она же кульминация, ответ на вопрос, содержащийся в теме).
Заключение — несколько слов о мастерстве писателя.
Заготовки
При написании сочинения по какому-либо автору мы оперируем определенным фактическим материалом. Материал этот конечен и его суть может быть отображена в некоем количестве текста (предложений, абзацев). Идейно-художественная интерпретация творчества какого-либо автора (и его произведений) также известна, в силу чего точно так же может быть сведена к определенному числу аргументов (высказанных в некотором количестве предложений, абзацев). Их число также конечно.
Нетрудно заметить, что одни и те же части композиции (завязка, экспозиция, заключение) могут быть применены для большого количества сочинений.
По существу, процесс написания многих частей сочинения может быть сведен к конструированию работы из готовых, заранее написанных заготовок. Это в первую очередь касается вступления, заключения, завязки. В книге даны примеры использования таких «заготовок». После изучения материала, учащийся вполне сможет самостоятельно попробовать создать такие универсальные отрезки текста.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сочинения по эпизоду художественного произведения (для школьников и абитуриентов) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других