Психологический портрет полиграфолога. Магистерская диссертация

Иван Александрович Кузнецов, 2023

В 2023 году я закончил магистратуру на кафедре психологии в Тихоокеанском государственном университете. Темой моей магистерской диссертации стала как раз успешность полиграфолога. Меня заинтересовал вопрос. Каждый ли человек может работать в сфере детекции лжи или нет. Какими качествами должен обладать специалист нашей профессии и нашего уровня? Врождённые ли у него эти качества или они могут развиться и активизироваться в процессе обучения и работы. Должны ли они закрепляться? Остаются ли они, если человек закончил работу? Я решил начать с психологического портрета успешного полиграфолога. Был произведён отбор пяти успешных полиграфологов из разных организаций, из разных сфер деятельности, с разным базовым образованием.

Оглавление

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА-ПОЛИГРАФОЛОГА

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психологический портрет полиграфолога. Магистерская диссертация предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА-ПОЛИГРАФОЛОГА

Необходимость деятельности полиграфолога обусловлена служебными обязанностями и запросом на проведение данного исследования. В процессе профессиональной деятельности специалиста-полиграфолога могут возникнуть факторы, которые будут препятствовать данному виду деятельности. Материалов и исследований по профессиональной успешности специалиста-полиграфолога нами найдено не было. Нами были обнаружены материалы, которые касались только юридической составляющей проведения психофизиологического исследования и которые были направлены непосредственно на проведение самого исследования (методики, оборудование).

1. Анализ профессиональной деятельности специалиста-полиграфолога

Для того, чтобы определить успешность деятельности специалиста-полиграфолога, нам необходимо понять специфику его профессиональной деятельности.

Мы должны обобщить все виды исследований, которые проводит полиграфолог. И используя данную информацию провести анализ.

Первое — кадровый скрининг. Проведение специальных психофизиологических исследований с применением полиграфа при трудоустройстве и плановые исследования работающего персонала. Отличительная особенность данного вида исследования заключается в том, что на одного человека приходится много вопросов, а именно не более восемнадцати. Достоверность данного исследования не очень высока в связи с тем, что одна тема может перебить другую. Например в тесте для вопроса, один об продаже наркотиков, а другой о краже материальных средств. Исследуемый совершал два этих действия. Но за продажу наркотиков ответственность гораздо выше, чем за кражу материальных средств, которую он совершил. Высокая доля вероятности, что исследуемый даст хорошую реакцию вегетативной нервной системы на продажу наркотиков, а кража материальных средств уйдёт на второй план.

Второй вид проверки — расследование. Проводится в случае, когда необходимо выявить из группы людей причастных к определённому виду события (кража, разбой, убийство, действия сексуального характера и т.д.). Характерной особенностью данного вида проверки является то, что исследуемых много, но вопрос один: «Кто совершил данное действие?». Достоверность данного вида исследования весьма высока, т.к. исследованию подлежит только одно событие.

И третий вид исследования — определение достоверности предоставляемых сведений. Данное исследование применяется в случае когда один человек и один вопрос. В основном это события уголовного делопроизводства или когда один человек обвиняет другого в чём-либо.

Характерной особенностью данного вида исследования является то, что один человек и один вопрос. Исследуемый как правило находится под обвинением и имеет определённую зацикленность на поставленные вопросы.

Так же проверки бывают разные по степени ответственности и сложности. Ответственность — это последствия проверки в случае ошибки. Допустим если ошибка была совершена при трудоустройстве, например немотивированный отказ, то максимум человека не возьмут на работу. Если при трудоустройстве будет пропуск цели, то возьмут на работу человека, который принесёт ущерб. Если ошибку совершить при проведении расследования, то последствия уже могут быть намного серьёзнее. Например, могут ограничить свободу.

Специалист-полиграфолог в инструментальной детекции лжи должен уметь вызвать психофизиологический феномен у причастного лица. Т.е. создать условия для погружения человека в ассоциативное поле с целью поднятия воспоминаний о каком-либо событии, приковать внимание обследуемого к этому событию. После чего на полиграмме определить обладает ли интересующий нас стимул устойчивостью и выраженностью по сравнению с другими стимулами, с этим событием не связанным.

Что необходимо специалисту-полиграфологу для того, чтобы провести все три вида исследований и вынести достоверный результат. Достоверный результат — это результат, который соответствует действительности. Т.е. если человека зовут Василий, то и реагировать соответственно он должен на Василия.

Специалист-полиграфолог работает с совершенно разным контингентом людей: люди с пониженной социальной ответственностью, менеджеры, директора крупных предприятий, государственные служащие. Основная задача полиграфолога поместить исследуемого в состояние, в котором у него будут присутствовать выраженные и устойчивые реакции вегетативной нервной системы. А это значит, что специалисту необходимо уметь суггестивно воздействовать на организм обследуемого.

Для выполнения своих функциональных обязанностей специалисту-полиграфологу необходимы следующие навыки:

— навык устного общения — умение устно излагать материал, подробно и понято рассказывать

— навык диалога — умение вести беседу один на один. Чувствовать интонацию речи. Уметь грамотно перебить собеседника, воспользовавшись его ошибками и речевыми заминками и направить разговор в нужное русло

— уверенность в себе — не стоит путать с эгоизмом и безграмотностью Уверенность в себе — это небоязнь принятия решения

— способность подавлять свои эмоции — бывает так, что обследуемый ведёт себя с отклонением от нормы. Он может оскорбить специалиста, вызвать у него агрессию, или наоборот — чувство жалости и сострадания. На всё это специалист не должен обращать внимания. Обследуемые иногда проявляют агрессию, но это связано не с тем, что они ненавидят специалиста, а с очень большим стрессом. Во время стресса обследуемый может плохо контролировать свои эмоции. Если полиграфолог не сможет подавить в себе ответные эмоции, то достоверного тестирования не будет

— отсутствие жалости и сострадания — когда обследуемый проходит проверку, то для него главная цель — пройти проверку любыми способами, в том числе вызвав у специалиста чувство сострадания. Существует довольно высокая вероятность, что обследуемый попадёт именно в ту тему, которая очень важна полиграфологу. Допустим дети, семейные отношения. Специалист невольно может «простить» обследуемого из-за того, что он много страдал в прошлом

— умение анализировать одновременно несколько параметров. Когда специалист сидит за полиграфом, то он одновременно наблюдает за следующими физиологическим параметрами человека: верхнее дыхание, нижнее дыхание, кожно-гальваническая реакция (электрическая активность кожи), артериальное давление, фотоплетизмограмма, частота сердечных сокращений, пьезоплетизмограмма, тремор.

Рисунок 1. Образец полиграммы с информативными показателями

Также необходимо следить за: поведением обследуемого, речью обследуемого, оказанием противодействия проверки.

Т.е. полиграфолог должен обладать не только навыками инструментальной детекции лжи, но и навыками диагностики изменения поведения при искажении информации. Для этого необходима наблюдательность и навык быстрого переключения внимания.

Полиграфолог должен уметь замечать и анализировать следующие изменения двигательной активности человека:

— Иллюстраторы — название говорит за самого себя. Т.е. человек иллюстрирует свой рассказ. Было замечено, что при каком-либо рассказе обследуемый начинает активно показывать это руками — жестикулировать. Даже есть один анекдот про рыбаков, когда один рыбак показывал рыбу, которую он поймал, в конце концов ему связали руки, а он показывает ладонями какой большой глаз был у рыбы. Чем больше иллюстраторов, тем правдоподобнее считается рассказ. Слишком большое жестикулирование показывает, что рассказчик находится в сильно возбуждённом состоянии, а слабое жестикулирование показывает, что рассказчик находится в подавленном состоянии.

— Эмблемы — это жесты, которые несут определённые смысл. Эмблемы очень важны при невербальной диагностике человека. Наличие эмблем показывает, что человек не хочет общаться и старается обойтись только жестами. Так есть такое понятие как эмблематические оговорки. Когда человек за эмблемой хочет скрыть свои истинные намерения.

— Адаптеры — это жесты самоуспокоения. Обычно это потирание рук друг о друга. Если человек пользуется адаптерами, значит он волнуется. Существуют разные разновидности адаптеров, есть те, которые свидетельствуют о несущественном волнении, а есть, которые свидетельствуют об очень сильном волнении и даже практически об опасности. Потирание запястий, предплечья, плеча, шеи. Высшая точка опасности — поглаживание головы или обхват головы двумя руками.

— Манипуляторы — это посторонние предметы, не связанные с телом человека. Это могут быть ручки, карандаши, очки, одежда и части одежды. Во время разговора манипуляторы отвлекают говорящего, поэтому от манипуляторов необходимо избавляться. Когда полиграфолог разговаривает с обследуемым, то он убирает посторонние предметы от себя и от обследуемого подальше, потому что подсознательно их можно задействовать.

— Ассиметрия — один из ярких признаков эмоционального напряжения. Это тот момент когда человек во время разговора всё начинает показывать одной рукой, а вторая как будто парализована. То же самое происходит с лицом.

— Микропаралилч — своеобразная двигательная реакция организма, свидетельствующая, что человек не спрогнозировал данную ситуацию и она для него является неожиданной. Человек замирает на доли секунды, а потом возвращается в своё естественное состояние. За это время обследуемый готовит ответ на вопрос.

В общем полиграфологу необходимо наблюдать за шестью параметрами вегетативной нервной системы, за шестью параметрами двигательной активности и за речью обследуемого.

В связи с профессиональной деятельностью у полиграфолога возникают следующие риски:

— ореол бога — вершитель судеб. Специалист отрывается от земли и ощущает себя внеземным существом. Ведь он в одном лице и следователь и прокурор и адвокат и судья. В процессе времени такой специалист обязательно опускается на землю, т.к. такое поведение обязательно приводит к очень грубой ошибке, профессиональному выгоранию и окончанию карьеры.

— страх ложного обвинения — неспособность принятия решение об оправдании или непричастности из-за ненависти, агрессии к обследуемому или из-за неуверенности в себе и своих результатах. Данный риск, если в первые два года его не преодолеть, приводит к профессиональному выгоранию. Если данный риск специалист преодолел, то он выходит к следующему риску — ореолу бога.

— страх пропуска цели — неспособность принятия решение об обвинении или причастности из-за жалости, симпатии к обследуемому или из-за неуверенности в себе и своих результатах. Если данный риск в первые два года не преодолеть, то он приводит к профессиональному выгоранию. Если данный риск специалист преодолел, то он выходит к следующему риску — ореолу бога.

— отсутствие интуиции и неумение пользовать ей. Во время работы у специалиста развиваются различные органы чувств и интеллект в определённой сфере. Это как правило наблюдательность, способность выстаивать логические заключения, способность решать сложные задачи. Расширение периферического (бокового) зрения даёт возможность специалисту наблюдать за обследуемым одновременно смотря на монитор ноутбука.

Естественно, что намеренно многих моментов специалист не замечает, но в процессе наработки практики обязательно попадаются обследуемые, которые причастны к определённым событиям и не хотят в этом сознаваться. На таких обследуемых полиграфолог и вырабатывает интуицию. У всех обследуемых, которые скрывают информацию существует очень схожий паттерн поведения, который при определённом опыте работы очень хорошо прослеживается. Данные изменения в поведении считываются на подсознательном уровне и специалист полагаясь именно на эту интуицию начинает работать в данном направлении, для того, чтобы выяснить причину такого поведения или реакций.

— страх разговора с незнакомыми людьми — заложен в нас с самого детства родителями, навязан социумом или связан с какой-либо психологической травмой. В случае наличия данного страха достоверность проверки будет стремиться к нулю. Обследуемый будет очень хорошо чувствовать такой страх и попытается взять инициативу проверки в свои руки.

— агрессивность — черта, присущая выходцам из силовых структур. В начале работы они не понимают суть данного исследования. Исследование может превратиться в настоящий допрос, с нулевым результатом. После таких мероприятий обследуемому необходимы сутки, чтобы психофизиология пришла в себя и с ним дальше можно было продолжать тестирование.

— злой и добрый полицейский — также как и с предыдущем случае это атавизмы допроса, которые во время исследования играют негативную роль. Обследуемый не понимает всей сути происходящего, психофизиологические реакции перестают поддаваться градации.

— помогающий психолог — черта, присущая психологам с опытом работы. Психологам очень тяжело перестроится на работу полиграфолога. Во время исследования психологи путают проверку с консультированием и начинают разговаривать о проблемах обследуемого, в результате чего затягивают проверку, а иногда и уходят от темы проверки.

— отсутствие эмоциональной устойчивости — во время исследования играет негативную роль. Существует высокая доля вероятности, что специалист из чувства жалости может простить обследуемого, что категорически противопоказано.

На профессиональную успешность влияют личностные детерминанты специалиста. Так же отсутствие указанных личностных детерминант будет противопоказанием к данной специальности.

1.2 Понятие «профессиональная успешность» специалиста

Проблема профессиональной успешности — одна из важнейших в жизни человека.

Постоянно происходящие кризисы, изменения условий жизни граждан в худшую сторону подталкивают их к совершению каких-либо незаконных действий. В связи с пробелами в законодательстве в большинстве случаев, если отсутствуют камеры видеонаблюдения невозможно определить причастного человека к произошедшему преступлению.

Данные условия значительно повысили роль компетентного, успешного профессионала — полиграфолога на рынке труда. Исследование представлений работодателей о качестве выпускников учреждений дополнительного профессионального образования (ДПО), а так же о качестве работающих специалистов-полиграфологов показало, что предприятия и организации сегодня испытывают потребность в успешных, высококлассных специалистах, которые бы правильно оценивали результаты исследований и в кратчайшее время смогли бы вынести результат с высокой достоверностью.

Известно, что на профессиональную успешность влияет много различных внешних и внутренних (психологических) факторов. К числу внешних факторов, относятся ситуативные и культурные аспекты окружения субъекта труда (придание содержанию и технологии профессионально-образовательного процесса в учебном заведении; использование принципа универсализации в обучении кадров и т.д.). Однако не меньшее влияние оказывают и многие психологические факторы: наличие специалиста-полиграфолога определённых характерологических особенностей личности (профессионально важных качеств), развитых умений саморегуляции, определённых волевых свойств личности.

Анализ научной литературы показывает, что некоторые из указанных психологических факторов изучены в науке достаточно хорошо, например, роль профессионально важных качеств личности (В.Д. Шадриков, A.B. Бодров, Э.Ф. Зеер); влияние положительной мотивации на повышение уровня профессионализма (Е.М. Борисова, А.Б. Орлов); зависимость профессиональной успешности от взаимоотношений с коллегами и руководством (Л.Г. Дикая, Г.Ю. Крылова).

Однако проводимые исследования не касались личности специалиста-полиграфолога. Данная специальность относится к разряду «молодой» и у многих работодателей к ней ещё не сформированы требования, а если сформированы, то они основаны на личном видении работодателя.

Несмотря на наличие в психологии труда целого ряда исследований, посвящённых изучению проблемы профессиональной успешности в различных сферах деятельности: военной (И.В. Дрюпина, И.О. Морозова, Ю.М. Зуев, П.А. Корчемный, A.M. Столяренко), педагогической (C.Л. Белых, Э.Е. Зеленина, A.A. Леженина, П.Ш. Магомедов, Т.М. Хрусталева), управленческой (А.Я. Анцупов, К.А. Бабиянц, А.Г. Ивашкин, Г.В. Суходольский), — отмечается дефицит работ по этой проблеме. Из всего сказанного следует, что изучение профессионально важных качеств и разработка на этой основе методических пособий имеют важное значение для решения многих вопросов, связанных с формированием профессиональной успешности личности специалиста-полиграфолога. Данное обстоятельство и определило выбор темы нашего исследования.

Неслучайно проблема профессиональной успешности субъекта труда в последнее время всё чаще становится предметом исследования психологов (В.А. Аверин, A.B. Бодров, A.A. Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков, Я.С. Хаммер).

Профессиональная успешность специалиста, по нашему мнению, реализуется в первую очередь в эффективной адаптации профессионально важных качеств специалиста, в их развитии или приобретении. Изучение профессионально важных качеств успешности позволит более эффективно решать задачи, связанные с прогнозированием профессиональной деятельности специалистов-полиграфологов и их дальнейшего поведения на рынке труда.

Вхождение в рыночную экономику остро ставит сложные вопросы, требующие изучения: профессиональной пригодности, конкурентоспособности работников, аттестации уровня их профессионализма, достижения мастерства в профессии, реализации в профессиональной деятельности способностей и возможностей человека. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема профессиональной успешности всесторонне рассматривалась и рассматривается по сегодняшний день отечественными и зарубежными психологами.

Однако в связи с новизной данной профессии исследований о профессиональной успешности специалиста — полиграфолога не проводилось.

Изучение научной литературы, позволило нам выделить ряд теоретических подходов к рассмотрению проблемы профессиональной успешности успешного полиграфолога. Процесс взаимодействия личности и профессиональной деятельности можно назвать двусторонним. Анализ отечественных концепций профессионального становления показывает, что профессиональную успешность успешного полиграфолога можно рассматривать в рамках двух направлений: профессионально-ориентированном и личностно-ориентированном. Предлагаемое нами разделение теоретических концепций на отдельные направления достаточно условно, носит функциональный характер и отражает, в основном, тенденции той или иной теории.

К профессионально-ориентированному подходу, в первую очередь, относятся исследования психологических вопросов профессионального отбора и профессиональной пригодности (Б.Г. Ананьев, В.А. Бодров, K.M. Гуревич, В.Г. Каташев, Н.Д. Левитов, А.Т. Ростунов) и изучение профессионального становления личности как временной последовательности ступеней, периодов, стадий (Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, Л.П. Куницина, В.Е. Орёл). Познакомимся подробнее с этими концепциями.

Одним из первых отечественных психологов, кто исследовал проблему профессиональной успешности будущего специалиста, был Т.В. Кудрявцев. Процесс становления будущего специалиста он определил как длительный, динамичный, многоуровневый процесс развития личности с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности. Профессиональная успешность, по его мнению, зависит от удачного прохождения человеком четырёх стадий профессионального становления. На стадии формирования профессиональных намерений успех деятельности зависит от характера взаимоотношений учащихся друг с другом и с преподавателями; на стадии подготовки к избранной профессиональной деятельности — от специфики дидактической системы профессионального обучения; на стадии вхождения в профессию — от характера требований, предъявляемых к работнику и от особенностей сферы межличностных отношений на производстве. Данная концепция применима к специалисту — полиграфологу в связи с тем, специальные психофизиологические исследования — это дополнительное образование. Выбор данной профессии и обучение происходит уже как правило около тридцати — пятидесяти лет.

В зависимости от этапов профессионального становления определяет успешность будущего специалиста Э.Ф. Зеер. Для него профессиональное становление — это развитие личности в учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, направленное на формирование устойчивых положительных мотивов профессиональной деятельности, социально значимых и профессионально важных качеств личности, готовности к постоянному профессиональному росту, нахождения оптимальных приёмов и способов качественного и творческого выполнения профессиональной деятельности в соответствии индивидуально-психологическими особенностями личности специалиста. Благоприятное разрешение профессиональных трудностей приводит к дальнейшему совершенствованию профессиональной деятельности и профессиональному развитию личности. Как последовательное непрерывное восхождение от ступени к ступени рассматривает процесс достижения профессиональной успешности и Е.А. Климов.

С позиций системного подхода к профессиональному становлению оценка профессиональной успешности субъекта труда зависит от того, насколько созданный им результат деятельности совпадает с идеальным образом. Например, В.Е. Орёл рассматривает ПСЛ как систему, складывающуюся из отдельных компонентов, образующих некоторую динамическую структурно-уровневую композицию, которая сама является подсистемой более крупной системы — системы жизнедеятельности (жизненный путь личности). Существует разная степень отождествления себя с ролью профессионала от полного совпадения (трудоголизм) до полного непринятия профессионального труда как социально одобряемого способа существования (нищие, уголовные элементы, бомжи) (В.Е. Орёл).

Некоторыми авторами (А.А. Деркач, Н.Д. Левитов и К.К. Платонов) процесс профессионального становления рассматривается как формирование или достижение индивидом профессиональной пригодности, ведущими критериями которой являются профессиональная успешность и удовлетворённость трудом. Б.Г. Ананьевым было обнаружено, что особенности личности, выступая профессионально важными качествами, могут оказать значительное влияние на профессиональную успешность, надёжность и другие показатели профессиональной деятельности. Эта закономерность подтверждена для самых разнообразных видов деятельности Е.А. Климов.

В качестве предпосылок успешности какой-либо деятельности, Б.Г. Ананьев рассмотрел «определённую структуру способностей и одарённости, сенсомоторики, мнемических, логических, эмоционально-волевых и других компонентов, неравномерно и своеобразно развивающихся в различных видах деятельности человека». Из этого положения следует, что профессиональная пригодность зависит не просто от совокупности профессионально важных качеств личности, но также от степени их выраженности и характера взаимосвязи.

В.А. Бодров в своём исследовании предпринял попытку обобщить фундаментальные исследования, проведённые К.М. Гуревичем, В.Н. Дружининым, А.Т. Ростуновым и т.д., посвящённые различным психологическим аспектам проблемы профессиональной пригодности и пришёл к выводу, что эффективность выполнения трудовых задач предопределяется формированием профессиональной пригодности к конкретной деятельности (видам деятельностей). Взяв в качестве исходной точки основные черты и закономерности субъектно-деятельностного и профессиогенетического подходов В.А. Бодров предлагает рассматривать профессиональное самоопределение личности как проблему формирования личности профессионала. В психологическом плане эта проблема связана с изучением закономерностей формирования операционной структуры деятельности в процессе профессионализации и в зависимости от индивидуальных и групповых особенностей личностной сферы, а также развития личности (мотивов и интересов, способностей, эмоционально-волевой сферы, ПВК и т.д.) на различных этапах профессионального пути и в различных видах трудовой деятельности. Профессиональный аспект проблемы характеризуется изучением причинно-следственных связей между, эффективностью, надёжностью, качеством деятельности, её безопасностью и индивидуально-психологическими особенностями субъекта деятельности в процессе становления и функционирования профессионала. Таким образом, В.А. Бодров предлагает судить о профессиональной успешности, прежде всего не по результатам деятельности, а по наличию у субъекта труда, сформированных сложных психических систем регуляции социального поведения.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА-ПОЛИГРАФОЛОГА

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психологический портрет полиграфолога. Магистерская диссертация предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я