В статье сделана попытка восстановить в памяти те ходы мысли, которые привели к раскрытию структуры и смысла идеи. Показана роль социума в формировании не самой новизны, а необходимости в ней. Приведена единая методология возникновения новизны. Сделано предположение о том, что возникновение у человека способности генерировать идеи, во-первых, является следствием интенсификации способности логически мыслить, а во-вторых, послужило инициирующим началом к освоению языка в виде речи.Опираясь на текст Хайдеггера, показано, что в фундаменте бытия лежит нужда в обновлении структур Вселенной, живой природы, социума и т. д. Реализуется же нужда в процессе спонтанной самоорганизации материи. Высказано опасение в части нашей тотальной увлеченности интернетом, отбивающем у нас всякую охоту вспоминать некогда нам уже известную информацию и тем самым тренировать нашу способность логического мышления. Увядание же этой способности приводит к снижению нашей способности генерировать идеи.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как пришло понимание того, что такое идея и других вопросов, связанных с обретением человеком способности создавать идеи? Послесловие к статьям, опубликованным ранее предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
6. Как мыслит соци-Ум?
Как мы уже узнали из предыдущего пункта, понимание того, как мыслит соци-ум пришло через обнаружение взаимосвязей человека с соци-умом. И эти взаимосвязи осуществляются в виде тех негативностей, которые воздействуют на чувства и ум человека: лишенность в чем-то, неудобство пользования чем-либо и т. д. Далее возник вопрос, какова причина возникновения этих негативностей? Не с неба же они сваливаются на нашу голову. И, как оказалось, вырабатываются они не от хорошей жизни самого соци-ума. Они являются следствием спонтанного возникновения в соци-уме самом по себе разного рода Необходимостей в обновлении тех или иных своих структур: научно-технических, социально-правовых, морально-эстетических и т. д. Вот эти Необходимости и являются предметом заботы самого соци-ума, предметом его «мышления».
В итоге получается, что соци-ум сам по себе вовсе не бездумное «существо». Он мыслит, но мыслит он,
— во-первых, спонтанно;
— во-вторых, скрытым от нас образом, так, что мы не замечаем этого;
— и в-третьих, негативным образом, генерируя не саму Новизну, — как, положим, человек продуктивно мыслящий, создающий идеи — а только Необходимость в ней.
Создание соци-умом такой Новизны как Необходимость в обновлении тех или иных своих структур — это и есть умственная деятельность самого соци-ума, та деятельность, к которой непричастен человек, даже тот, который способен креативно мыслить.
И непричастен только потому, что к процессу зарождения, созревания и возникновения самой Необходимости в Новизне он не имеет никакого отношения, поскольку на этапе События-1 он не может воспринять того, что еще не возникло и не проявило себя каким-либо негативным воздействием на чувства его и его ум. Это, во-первых. А во-вторых, он еще не проникся той или иной заботой самого соци-ума. И не потому, что он невнимателен, а просто потому, что на этапе созревания Необходимости в Новизне он выступает на роли «бездумной» вещи, наряду и наравне с другими вещами и явлениями, функционирующими на данное время в социуме.
Он становится причастным к этому только тогда, когда эта Необходимость уже возникла, и уже заявила о себе каким-либо воздействующим на его чувства и ум негативным фактором: лишенностью в чем-то, недостаточностью чего-то, неудобством пользования чем-либо и т. д. И задача человека только в том, чтобы воспринять эти негативности на границе между Событиями-1 и -11 и отреагировать на них созданием такой Новизны-идеи, которая разрешила бы данную проблему, возникшую в самом соци-уме.
Из только что изложенного возникает вполне обоснованное подозрение в том, что всякий акт спонтанной самоорганизации какой-либо материи — результатом которой (самоорганизации) является возникновение Новизны того или иного вида — мы вправе считать умственным актом. Ведь и спонтанная самоорганизация нейронной материи нашего мозга при актах инсайта (прозрения, озарения) является актом умственной деятельности. Так что у нас нет никаких оснований разделять спонтанную самоорганизацию материи любого вида от спонтанной самоорганизации нейронов нашего мозга — в обоих случаях возникает Новизна. А она является следствием умственной деятельности.
(Более подробно об этом в статье «Принцип контингентности К. Мейясу и методология возникновения новизны. (Вариации на тему)»).
Так что вполне можно согласиться с тем, что в соци-уме самом по себе, вне всякого участия человека, продуктивно чувствующего и мыслящего, постоянно и незаметно для нашего чувства и сознания–ума «ткется ткань» Новизны такого неопределенного вида как Необходимость в обновлении тех или иных структур самого соци-ума. Именно от этого соци-ума в конце этапа События-1 исходит запрос человеку в том, чтобы он в процессе следующего События-11 разрешил ту проблему, которая возникла в нем (в соци-уме) и заявила о себе каким-либо негативным воздействием на человека: неудобства пользования чем-либо, недостаточности чего-то и т. д.
В итоге получается: социум сам по себе — та таинственная единица, которая до сих пор еще не обнаружена в виде раскрытия той ее деятельности, которая приводит к зарождению, созреванию и возникновению того, что должно быть не только получено в виде притока новизны, но и проявлено в виде какого-либо воздействующего на чувства и ум человека негативного фактора.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как пришло понимание того, что такое идея и других вопросов, связанных с обретением человеком способности создавать идеи? Послесловие к статьям, опубликованным ранее предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других