Пузыри. Айти для детей и их родителей

Иван Бевуч

Автор начал работать в IT в 2008 году. Видел отрасль с разных сторон, видел много смешного и грустного. Видел, как системы создавались и как они разваливались на части… И теперь готов поделиться этим всем с вами, чтобы вы тоже понимали, как оно было, есть и будет. Эта книга поможет приподнять занавес магического мира айти и проникнуть за кулисы. Для всех, кому интересно это по разным причинам. Тем, кто уже все знает сам, эта книга тоже будет полезна, потому что всего не знает никто.

Оглавление

Пузырь знаний

В этот вторник разговор с деканом и проректором был уже несколько в других тонах. Проректор в явном виде негодовал, гневался, махая руками. Махал бы и ногами, но возраст. Декан просто сидел с красным, как кровь после свеклы, лицом и старался абстрагироваться от происходящего в его кабинете.

— Борис Николаевич! Вы совсем из ума выжили? Во-первых! Во-первых, приглашение абсолютно непричастных к вузу людей на лекцию. Да еще и без хоть какой-либо ученой степени!

— Михаил Сергеевич, это была лекция в формате интервью, — пытался отмазаться Борис Николаевич, но понимал, что это лишь подольет масла в огонь. И не ошибся.

— Хрентервью! Что вы хотели этим доказать? Почему ваша гостья в явном виде бойкотировала процесс обучения в нашем вузе?

— Ничего она не бойкотировала…

— Она рассказывала про устаревшие программы обучения! Мы же, наоборот, каждый год их обновляем! Что значит невозможность устроиться на работу после диплома у нас?

— Такого никто не говорил…

— Не спорьте! У нас прекрасная система встраивания выпускников в крупнейшие ИТ-компании страны и мира!

— Беларусь не в счет…

— Есть еще Казахстан!

— Ну да, другое дело…

— Что вы мне пытаетесь доказать? Многие наши студенты работают начиная со старших курсов. По специальности работают, а не на кассе стоят!

— Да, именно об этом и речь была.

— Если и так, то этого никто не понял!

— Да, мы как раз объясняли, что с одними лишь академическими знаниями не все двери в мире будут открыты. И что нужно быть погруженным в мир ИТ, иначе никак.

— Вы должны декларировать и продвигать лояльность! А вы что делаете?

— Давайте вы придете на следующую лекцию и сами убедитесь, что подрывной деятельности там никакой не проводится. Чтобы не верить испорченным телефонам.

— Ладно, — произнес явно выговорившийся проректор, — но если я увижу подобное поведение, я буду вынужден прямо на лекции все это прекратить.

— И да, можно мы переедем в 511-ю? В 422-й вчера было уже тесновато. На каждой лекции все больше и больше студентов.

— Постараемся.

— И можно я все-таки буду изредка приглашать специалистов из отрасли? Гарантирую, что все они будут с дипломами о высшем образовании. Ну и вредительских мыслей высказывать не будут.

— Ох…

Лекция от 24.09.2019

422-я аудитория действительно не вместила бы всех желающих послушать. В ней в прошлый раз студенты сидели достаточно плотно. А сегодня их было раза в два больше, чем на первой лекции. Студенты с других потоков, наслушавшись о «новом веянии», прогуливали свои пары для того, чтобы вживую послушать Бориса Николаевича.

За пару минут до начала в аудиторию зашел проректор Михаил Сергеевич. Гул в аудитории мигом сменился на тишину. Он поздоровался и поднялся на самый верх, попросив ребят немного подвинуться. Ему сразу было выделено метров пять личного пространства. Но студенты все еще прибывали, и один из них, видимо еще не проснувшийся как следует, поднялся на самый верх, чтобы усесться в углу. Увидев проректора, он захотел развернуться и уйти искать другое место, но Михаил Сергеевич благородно подвинулся. Студент на всякий случай сел за парту лишь одной левой ягодицей, а правой свисал подальше от грозного проректора.

Борис Николаевич хлопнул в ладоши, больше по привычке, чем для создания тишины — она и так была создана.

— Начнем. Во многих знаньях много и печали. Или как там было? Кажется, именно так. Как объяснить бухгалтеру… Ничего против них не имею, но надо же кого-то ставить в пример. То есть рассказывать про кого-то примеры. А бухгалтеры — естественные природные враги «программистов». Но к этому мы еще вернемся позже.

Борис Николаевич прошелся влево и вправо за кафедрой и продолжил:

— Итак, как объяснить бухгалтеру, почему нельзя сделать «программу 2Ж» не тормозящей? Ответ: «Потому что рот закрой и пользуйся тем, что есть, вот почему» не рассматривается. Давайте с другой стороны, у кого здесь уже есть дети?

В зале поднялось с полтора десятка рук.

— Молодцы какие, даром времени не теряете. Тогда более простой и понятный пример. Пятилетний ребенок спрашивает у папы: «Зачем ты заправляешь свою машину? Я вот на телефоне в игре на машине катаюсь, и там не надо заправлять. Почему ты не купишь вечный двигатель?» Пятилетних детей, надеюсь, тут еще ни у кого нет. Так?

Руки в воздух не взмыли.

— Опять же, ответ из прошлого примера про 2Ж был бы идеальным для примерного родителя, но, допустим, папа решил все-таки объяснить почему. Допустим, что и сам папа знал. Взрослые этим вопросом же не задаются из-за того, что каждый понимает почему. Да и вы это уже должны были пройти. Вообще, плохой папа просто скажет что-то типа: «Ты, сын, кушаешь, чтобы силы были, вот и машинка так же кушает, чтобы врум-врум». Это плохой папа. Хороший же папа поступит иначе. Для начала нужно ребенку объяснить арифметику, если он ее еще вдруг не: сложить, вычесть, умножить разделить, цифры, равенства. Потом алгебра и чуть-чуть матана: функции, дифференциалы, интегралы, пределы и т. д. Дальше движение в сторону физики, как минимум: температура, масса, объем, сила, давление, различные виды энергии. Неплохо было бы еще хотя бы базовый курс химии дать. Потому что следом уже идут начала термодинамики13, первые два, которые и должны, опираясь на уже известные знания, объяснить ребенку, почему же вечный двигатель и первого, и второго рода14 создать нельзя. Ребенку к этому времени уже лет десять-двенадцать будет, если ни на что особо не отвлекаться. Главное — в видах энергии затрагивать только базовые физические и не погружаться сильно в ту же термодинамику, иначе эксергия, энтальпия и их друзья добавят к этому папиному монологу еще пару лет. Давайте нарисую.

Схема, нарисованная на доске, как обычно, вызвала хохот. Только на последних рядах помнили о наличии проректора. Который сидел с не самым довольным видом.

— Действительно, пример получился простой и понятный. Чтобы объяснить, почему 2Ж тормозит, нужно сопоставимое количество времени. И у ребенка вся жизнь впереди, и до двадцати с копейками лет он в обязательном порядке будет учиться и, скорее всего, и так узнает ответ на свой вопрос. А вот бухгалтер несколько лет обучения может и не вынести. Да и захочет ли? В примере с ребенком я предположил, что ребенок будет любознательным и захочет. А бухгалтеру, даже самому любознательному, ответ нужен здесь и сейчас. Потому что квартал заканчивается, отчетность нужно сдавать, а там еще и плановая проверка из налоговой. И акт сверки контрагент запросил. Сейчас спрошу вас, как крутых айтишников, из-за чего может тормозить 2Ж? Руки поднимаем.

— Из-за слабых характеристик компьютера.

— Правильно, процессор, оперативная память, свободная память жесткого диска. Что еще?

— Вся память занята.

— Да, забивание вышеперечисленных параметров другими процессами и приложениями — вполне реальная причина.

— Плохая связь с сервером.

— Да. Слабая или нестабильная связь с сервером.

— Или на сервере память и процессор перегружены.

— В том числе да. Аналогичные проблемы с железом на сервере. Что еще? Смелее, дамы и господа инженеры.

— Проблемы в самой платформе 2Ж, как на сервере, так и на компьютере бухгалтера.

— Бинго! Кто еще?

— Проблемы в коде кастомизации 2Ж.

— Да, ведь никто не использует 2Ж «из коробки», все сверху городят свои велосипеды, грабли и костыли. Еще варианты будут?

Очередная схема была готова на доске.

— Из-за передвинутого кактуса на рабочем столе бухгалтера.

— Прекрасно! — сказал профессор и дорисовал кактус на схему.

— Наверное, достаточно. Как видите, проблем может быть множество. Локализация и решение проблемы в каждом из этих узких мест требуют определенного набора знаний и компетенций. Как с вечным двигателем. Есть для всего какая-то общая база, а дальше идут ответвления в разные стороны.

— А кто такой «эникей»? — спросила явная отличница с первой парты.

— Вот и подросло поколение… «Программистами» бухгалтеры называют либо «эникейщиков», либо действительно программистов, но только с приставкой «2Ж». Эникейщики — для тех, кто не в курсе, — те люди, которые способны нажать «эни кей», когда на экране написано «press any key». В то время как бухгалтеры не способны. А программисты 2Ж способны только изобретать велосипеды и прикручивать костыли поверх платформы 2Ж. В любом случае и эникейщики, и программисты 2Ж являются низшими звеньями в пищевой цепочке ИТ. Конечно, есть и крутые, и высокооплачиваемые специалисты (не всегда это один и тот же человек), но доля их слишком низка из-за того, что они нужны даже каждой фирме-однодневке. Поэтому их не много, а очень много. Нет ничего плохого в том, чтобы начинать карьеру в ИТ с 2Ж или эникейства, но надеюсь, никто из вас долго этим заниматься не будет.

В 511-й было гораздо просторнее, но был существенный недостаток. Солнце светило прямо из высокого окна. От него было не спрятаться, поэтому приходилось всю лекцию убегать от его слепящих лучей. Сейчас наконец-то оно скрылось за стеной окончательно. Борис Николаевич выпил воды и продолжил:

— Итого: увеличить производительность рабочей станции, закрыв вкладки браузера с каждой серией, найденной по запросу: «давай поженимся третий сезон смотреть онлайн без регистрации без смс», сможет любой эникейщик. Увеличить пропускную способность сетевого канала, закрыв торрент-клиент, скачивающий «давай поженимся четвертый сезон скачать бесплатно без рекламы», — тоже. Чтобы залезть в код, накрученный поверх платформы 2Ж, уже нужен программист. 2Ж-программист, а не общечеловеческий. И чтобы у бухгалтера не тормозил 2Ж, нужно потратить очень много времени на нахождение проблемы. Недостаточно просто написать с умным видом:

— Тем более в 2Ж богопротивная русская локализация кода. От этого плачут почти все, кто сталкивается. Так вот, нельзя одной волшебной строчкой кода починить все проблемы. Нужно разбираться гораздо глубже и дольше. Но люди, далекие от ИТ, не могут этого понять, так как ИТ — магия. На этом все, до встречи через неделю.

Борис Николаевич посмотрел на часы и передумал всех отпускать.

— Ой, что-то мы как-то рано, еще пара минут осталась. Тогда поделюсь радостью — мы с женой взяли себе котенка. Бенгала. Он очень красивый. Мы его назвали Фетишист. Ведет себя вполне в соответствии с именем. Давайте я вам его нарисую.

— Теперь точно все!

Примечания

13

Начала термодинамики — совокупность лежащих в основе термодинамики независимых друг от друга постулатов, имеющих эмпирическое происхождение и до сих пор не опровергнутых практикой и научными экспериментами.

14

Первый бесконечно совершает работу без топлива. Второй превращает в работу все полученное тепло.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я