Что если бы вам предложили под микроскопом рассмотреть движения собственной души? Взглянуть на свою жизнь и ошибки прошлого из будущего? Так не бывает, скажете вы. Молодой писатель Иван Вольнов тоже не рассчитывал на такую возможность, отправляясь в психиатрическую клинику, для поддержания ментального здоровья, подорванного любовной зависимостью и алкоголем.И вот уже под покровом ночи, в разговорах с психологом и загадочными посетителями, преследующими его уже много лет, Иван ищет ответы на мучающие его вопросы о жизни и любви… И находит их, лишь повстречав себя самого из далёкого будущего. А поскольку наш герой – личность рефлексирующая, страницы книги пронизаны проникновенными размышлениями, тонким юмором, диалогами и стихотворениями, раскрывающими всю сложность его пути к самопознанию.«25 декабря» – не обычный психологический роман, это путешествие в глубины человеческой души, история о том, как трудно бывает отпустить прошлое и как важно найти силы простить себя.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 25 декабря предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2
— Он всё так же упрямится?
— Да. Но у него заканчиваются ходы. Мы вышли в эндшпиль.
— По-вашему, игра подходит к концу?
— Да. Но я побоюсь называть приблизительную дату. Этот пациент всегда славился своей непредсказуемостью.
— Что за девушка на этот раз?
— Да какая-то коллега с работы. Ничего нового. Хоть в чём-то он себе не изменяет.
— Стратегия та же?
— Шуточки-прибауточки, непомерное самомнение, окутанное лоском иронии и сатиры. Методика отточена до блеска.
— Они много общаются?
— Да, каждый день. Особенно ночью. Единственное — он перебрался в Telegram. Думал мы его не достанем (хах).
— Забавно. Свидания уже осуществлялись?
— Да. Времени у него в обрез, пространства для манёвра не остаётся. Лобовая атака неминуема.
— Что мы будем делать?
— Ждать.
— И всего-то? Может подкинем хоть парочку затруднений для затравки?
— Он проторчал на этой работе на месяц дольше. Сказал, что нужно выиграть время для поисков нового места — вот умора!
— И ведь они все повелись. Я его просто обожаю.
— Ещё что-нибудь?
— У неё есть какой-то там мальчуган. Но он уже сбитый лётчик.
— Ты в этом уверен?
— Абсолютно. На его фоне — наш пациент, как глоток артезианской в Сахаре.
— Уж сколько лет за ним наблюдаю и диву даюсь: как он всё это обставляет?
— Старая методика. Можно сказать иудейская. Он говорит правду, но люди искренне верят, что он шутит. И чем страшнее правда, тем громче люди смеются.
— Но ведь невозможно в упор не замечать очевидного! Все эти числа, месяцы, имена, названия. Все эти строчки, подгаданные моменты. Неужели никто даже не задумывался?
— А чему ты удивляешься? Ты ведь не обращаешь внимание на то, с какой стороны дворник начинает мести свой двор. Или по каким дням продавщица табачного ларька задерживается на 10–15 минут и пялится в экран своего смартфона. Или почему патрульная машина каждый раз проезжает по одному и тому же маршруту и никогда не меняет своего направления (хотя, казалось бы, больше новизны, больше новой информации).
— Привычки?
— Да и они тоже. Сохранённые паттерны, отполированные до блеска. Ты и сам не замечаешь в какие моменты ты ковыряешься в носу, а в какие — скрещиваешь руки на груди. Но стоит тебе просмотреть документальный фильм в свою честь, как неожиданно откроешь для себя много нового.
— Значит и с ним та же песня?
— Безусловно. Есть люди, работающие как механизм. А есть те, кто эти механизмы конструирует. Винтик за винтиком, шуруп за шурупчиком.
— Значит, он выше всего этого?
— Да нет же! Он-то как раз действует также, как и остальные, только, в отличие от повторения старого, он создаёт новые механизмы повторений. Но модель-то при этом не меняется! Движок-то у них одинаковый (хах).
— Я что-то запутался.
— Ну смотри: ты можешь учить стихи — тщательно, скрупулезно, даже маниакально. А он учит новые способы запоминания стихов, а уж сами то стишки… идут во вторую очередь.
— Какая-то бессмыслица…
— Ты разгоняешь частицы в коллайдере. А он придумывает новые способы разгона частиц в коллайдере.
— Но ведь он же не физик-ядерщик!
— Но ведь и мы с тобой не следователи СКР.
— Ему сказали, что психотипов всего десять — и он тут же придумал одиннадцатый. Ему сказали: «Ладно, кто-то говорил, что их может быть на один больше». И он придумал двенадцатый!
— Вот так уже теплее. Это как… Мюнхгаузен, что ли? Придумал тридцать второе мая?
— Что-то из этой серии. Он не может создать новую модель человека, но он может наделить его принципиально новыми характеристиками, противоречащими его естеству.
— А что это даёт?
— Власть. Когда человек начинает верить в свои несуществующие добродетели или из ряда вон выходящие изъяны — он принимает правила игры. Фигуры на шахматной доске выстраиваются в том порядке, в котором их выстроил инициатор партии. Хотя шахматную доску и сами фигуры он, конечно же, не придумывал.
— Но это манипуляция чистой воды. Чего уж тут такого принципиально нового и претенциозного?
— А то, что манипулятор не держится за правила собственной игры. Финал ему ясен и очевиден, но цель достигается не посредством побед и поражений на доске, а общим самочувствием в результате законченной партии.
— То есть… он может проиграть?
— Не просто может — зачастую он так и делает. Его оппоненту кажется, что со смертью короля игра заканчивается. Но ведь так бывает только в шахматах. А он не шахматист. И не физик-ядерщик.
— Проигрывая партию, он предлагает сыграть еще одну?
— Нет. Он ждёт куража от наступившей победы своего оппонента и только тогда достигает своей цели.
— А если никакого куража не будет и в помине? Что если перед ним обычный скептик, ленивый и не удручённый излишним бахвальством?
— Значит, пациент признает, что по тем правилам, по которым они играли, безусловно, победа оказалась не на его стороне. Но вот по другим… оппонент опростоволосился.
— У меня сейчас мозг взорвется. Если в бою один человек заколет саблей второго — победа остаётся очевидной! На неё нельзя посмотреть под другим углом. Это противоречит законам природы.
— Да. Если цель второго была в том же. Заколоть первого. А что если он хотел умереть в этом бою…
— Пусть даже так. Идея с целью мне ясна. Но если он погибает — он же больше не может придумывать новых правил, совершать ходы, да и вообще играть, в конце-то концов!
— Поэтому он и не дерётся ни с кем на саблях! Тебе кажется, будто ты его опередил, предугадал, просчитал наперёд. Ты победоносно сбиваешь его короля, как вдруг выясняется, что игра велась не с тобой! Кто-то другой наблюдал за вашей игрой, а наш пациент всего лишь привлекал его внимание! Он не задаётся вопросом: как бы ему всегда побеждать. Его интересует — как бы ему никогда не проигрывать. Для этого и существуют правила. Его правила. А игра может вестись с тобой, со мной, с нами обоими — да с кем-угодно, но мы никогда не будем знать наверняка, кто его главная цель, каков его план на этот день.
— Жертвуя пешкой… Бобби Фишер… гениально. Что же случилось в декабре две тысячи шестнадцатого?
— Ты знаешь.
— Я имею в виду — с точки зрения его «правил», его «стиля игры». Бог его знает чего.
— Он блестяще выиграл партию. Но не достиг своей цели.
— А цель его… я уже даже не знаю, о ком мы говорим. Что здесь, чёрт подери, происходит.
— Цель — не конкретный человек. Цель — просчитать все возможные ходы, выложить все существующие ловушки, заполнить всё пространство вариантов.
— Аа… Трансерфинг реальности[1]… Припоминаю… Всё было так просто. Загадка смотрителя… он не хочет быть смотрителем. Или читателем. Он хочет загадывать загадки. А ответов на них не существует, ведь важно не то, кто выиграл партию или проиграл. Важно — как ты себя после этого ощущаешь.
— Даже если бы ответы существовали, даже если бы первичная цель была достигнута — всё это меркнет под его подлинным желанием перевернуть всю структуру своего мышления.
— Все эти партии… это же просто модели… а эти люди… просто нанятые актёры… а шахматы…
— Это наш разум. Сначала ты учишь стихи, затем рассказываешь другим как правильно учить стихи, и лишь потом задаешься вопросом — зачем мы вообще учим стихи? Сначала ты переживаешь расставание, затем учишься избегать расставаний, и лишь потом спрашиваешь себя: а что такое расставание? И существует ли оно как таковое. «Cogito ergo sum»[2]. Если мысль жива — значит у неё есть своя объективная реальность. Значит где-то во вселенной существует тот самый плод нашего воображения. Просто он удалён от наших глаз. Ведь наличие потолка в нашей квартире не означает отсутствие звёзд за её пределами. А если слепой никогда не видел окружающей его действительности — значит ли это, что никакой реальности вокруг не существует? Всего лишь додумки, вымыслы, представления…
— Но ведь мыслей бесчисленное множество. Разве можно вообразить себе каждую отдельную реальность для каждой проскользнувшей фантазии?
— А тебе и не понадобятся все. Бери только те, что покажутся интересными, и развивай их до полного абсурда, пока из твоего гаража не покажется Генри Форд на своём первом в истории человечества автомобиле. Или Гагарин не полетит впервые в космос. Сущий абсурд, самые глупые, несуразные домыслы могут завести простого человека так далеко, что он и сам усомнится в здравости своего рассудка. Зато однажды, ужасный сон, что веками считался посланием богов и вмешательством потусторонних сил, окажется ничем иным, как игрой нашего бессознательного. И родится психоанализ.
— Подъем! Я кому говорю, уважаемый!
— Что случилось? Где я?
— Там же где и были. Я только начал читать ваше стихотворение, как вы пробормотали что-то про вечность и уснули прямо здесь. Я уж не стал вас сразу будить, пожалел. Но имейте совесть, мне тоже домой уже пора.
— Как вам стихотворение?
— Очень красивое. У вас явно намечтается прогресс. Я бы даже сказал, что вы превзошли все мои лучшие ожидания!
— Надо же. А я уж боялся, что вы докопаетесь до какой-нибудь строчки и будете часами развивать из неё целую историю.
— Почему вы так решили?
— Это ваш излюбленный метод. Вы же не скрываете своих симпатий к Фрейду и его последователям. А мне так не хочется погружаться во всю эту муть.
— И не стоит. Кстати говоря, приближается сочельник. Не могу не поинтересоваться, не поймите меня превратно, у вас уже есть планы на этот день?
— Понимаю причину вашего беспокойства. Но можете не переживать — с Рождеством у меня полный порядок.
— Рад это слышать. Всегда лучше с кем-то, чем с бутылкой наедине. Но это я так, к слову.
— Вот-вот и я того же мнения.
— Тогда удачной вам игры…
Их архивов, датируемых 02.12.2022:
«Твоя звезда зажжется, милый путник,
Ещё чуть-чуть, немножко обожди,
Ты знаешь — потухает и Везувий,
Когда его покоцают дожди.
Сложнейший путь, серьёзные раздумья,
Вокруг лишь перепутье и бедлам,
За то, что всё прошло — не обессудьте,
За всё, что ещё будет — буду рад.
Звезда придёт, но дай ей укрепиться,
Ну мало ли, запуталась она,
Несёт её сквозь время колесница,
Немало вёрст, так в чём её вина?
Придёт… как нам вручали аттестаты,
Придёт, как долгожданный детский смех,
Придёт, как на балу сомкнутся пары,
Поверь же, зажигается у всех.
Я знаю: наши часики не дремлют,
И все они — не против, не за нас,
Ты только не чрезмерствуй своей ленью,
И всё оно случится в один час.
Быть может завтра, я не отрицаю,
А может месяц, годик пробежит,
А может будет длиться ожидание…
Пока живешь — ты знай, что ещё жив.
Я знаю: терпеливость не уместна,
Но помнишь, как вручается диплом?
Ты думал, что зима продлится вечно,
Но знаешь: всё случается потом.
Не к месту, нет, не к времени, не к спеху,
Она придёт, но не оповестит,
Не дай ей раньше времени померкнуть,
Она читает все твои стихи».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 25 декабря предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других