В результате неверной диагностики при работе с разнообразными страстями (духовно-психологическими патологиями) и сопутствующими им греховными состояниями, людям сегодня зачастую предлагаются малопригодные для конкретного случая способы врачевания их недуга. Данная книга – научный труд и представляет собой публикацию магистерской диссертации. Наверняка она будет полезна христианским психологам, наставникам, а также всем, кто стремится избавиться от пагубной страсти осуждения, работая над самосовершенствованием своей души.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как перестать осуждать людей, или Борьба со страстью осуждения в контексте православной аскетической психологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Магистерская диссертация посвящается всем стремящимся к Свету
Научный руководитель: проф. Лагутов Н. В.
Введение
Актуальность исследования. Одной из составляющих православной психологии, включающей в себя опыт восточно-христианского аскетизма, является работа с разнообразными страстями (духовно-психологическими патологиями) и сопутствующими им греховными состояниями.
Особенно остро вопрос подобной практической коррекционной работы стоит у современных духовников, вынужденных порой как диагностировать, так и работать с духовно-психологическими патологиями без достаточной компетенции и опыта распознавания упомянутых аспектов. В результате неверной диагностики пасомым зачастую предписываются малопригодные для конкретного случая способы врачевания недуга.
Тем временем вопросы практического избавления от страсти всегда были приоритетом православной аскетической святоотеческой психологии, в связи с чем исследование ее методологии борьбы со страстями и, в частности, со страстью осуждения ближнего, предписанной христианам еще Самим Господом Иисусом Христом (Мф.7,1–2; Лк.6,37; Ин.7,24), является весьма актуальным.
Степень разработанности проблемы. Впервые христианская мысль сталкивается с вопросами диагностики и коррекции страсти осуждения уже в самом Новом Завете. В Евангелии мы находим явные указания о том, кто может, а кто не может судить ближнего. Сам Христос утверждает, что судить обязан тот, кто знает волю Божью (т. е. праведник, пророк). Так, о Себе Он свидетельствует: «суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин.5,30). Напротив: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф.23,23).
Тем же верующим, которые пророками еще не являются, во избежание неверного суда дается заповедь («Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк. 6, 36–37)), или аллегорические поучения (как, например, «о бревне в глазу» (Мф. 7, 1–5)), или целые рассказы (например, о женщине, уличенной в супружеской измене, когда никто не посмел кинуть в нее камень (Ин. 8, 1–11)) о полном неосуждении.
Апостольские послания усиливают ответственность за осуждение и предписывают необходимость избавления от него («Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Ик. 4, 12) и т. д.).
На основании вышесказанного, особо ярко звучат апостольские призывы остерегаться осуждения: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14, 4). «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Рим. 14, 13). «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1Кор. 4, 6).
Кроме того, ап. Павел заостряет внимание на факте своеобразной «проективности» осуждения, означающей, что осуждающий, как правило, неосознанно видит в другом человеке те самые недостатки, которые свойственны ему самому. Получается, что, осуждая кого-либо, человек будет подвержен суду Божьему за те же самые греховные поступки, что и у осужденного: «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим. 2,1).
У аввы Евагрия Понтийского (IV в.): «И добродетели, и пороки делают ум слепым: при первых не видит он пороков, а при вторых — добродетелей»[1]. Следовательно, осуждение ближнего — это явное свидетельство отсутствия реальных добродетелей у самого осуждающего. Авва Исайя рекомендует в качестве средства против осуждения хранение уст и уважение к ближнему: «Храни уста свои, да честным будет пред тобою ближний твой (уважение к ближнему да остерегает уста от осуждения его)»[2]. Свт. Игнатий (Брянчанинов) (знаток восточной аскетики, собиратель Отечника и автор Приношения современному монашеству) размышлял: «Осуждающий ближнего восхищает… сан Христа, Который будет судить живых и мертвых в Последний День»[3], т. е. происходит некое уподобление дьяволу, озвучивающему приговор человеку и приговаривающему его к мучениям. Однако, каждому христианину известно, что пока человек жив, он имеет все шансы быть помилованным, а значит и суд над ним может быть произведен только Самим Богом и после смерти этого человека.
Существует достаточно большое количество дореволюционных[4] и современных богословских[5] и психологических[6] работ, посвященных как осмыслению и согласованию теоретических вопросов этико-аскетической и психологической феноменологии страстей и добродетелей[7], так и диагностико-коррекционной работе с духовно-психологическими патологиями[8]. Систематического же труда, который раскрыл бы тему практической диагностики и коррекции страсти осуждения в рамках православной аскетической психологии, на данный момент еще предпринято не было.
Объект исследования: православная святоотеческая аскетическая традиция.
Предмет исследования: аскетико-психологическая методология борьбы со страстью осуждения.
Цель исследования: определение степени эффективности аскетико-психологической методологии борьбы со страстью осуждения.
Задачи исследования:
— определение понятия осуждения в христианской аскетической литературе;
— рассмотрение онтологических предпосылок присутствия осуждения в душе человека;
— анализ практического содержания страсти осуждения в контексте аскетического предания Церкви и данных научной психологии;
— выявление аскетико-психологических методик, направленных на преодоление страсти осуждения;
— проведение систематического анализа степени эффективности аскетических методик в работе с осуждением (в сравнении с методами научной психологии).
Междисциплинарный характер исследования, касающегося практического богословия, православной аскетической психологии, психологии личности, социальной психологии и философии, обусловил и использование соответствующих методов: источниковедческого, типологического, диагностического, феноменологического, сравнительно-аналитического, экзегетико-герменевтического, аксиологического и т. д.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
• первоисточники святоотеческой, философской, психологической литературы.
• тесты, вопросники, справочные и методические материалы по психотерапии, религиоведению, психологии религии.
• аскетические, богословские работы, касающиеся темы исследования и способствующие созданию системы православной религиозной психологии и психотерапии, основанной на творениях Отцов Церкви.
Существенными в методологическом плане для диссертационного исследования стали теоретические и практические разработки ряда авторов в области христиански-ориентированной психологии (Ф. Василюк, Д. Авдеев, Л. Шеховцова, А. Гостев) и аскетико-практического богословия (преп. Иоанн Лествичник, авва Дорофей, преп. Никодим Святогорец, свт. Феофан Затворник, свт. Игнатий (Брянчанинов)), понимаемого как «экспериментальная психология» религиозного подвига (митр. Иерофей (Влахос), Ж. Ларше, Н. В. Лагутов)[9] и др.
Гипотеза исследования: Святоотеческие аскетические методы являются эффективными в борьбе с грехом осуждения.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем:
впервые:
— были рассмотрены методики преодоления осуждения, содержащиеся в советах святых подвижников, упомянутые в Добротолюбии и Отечнике святителя Игнатия (Брянчанинова);
— были изучены известные классические произведения литературы на наличие примеров акцентуаций героев, характеризующих их личностные особенности;
— систематизировано знание о грехе осуждения;
— проведен систематический анализ степени эффективности аскетических методик в работе с осуждением (в сравнении с методами научной психологии);
— проведен анализ экологичности научных и аскетических техник преодоления осуждения;
— установлен факт существования групп риска, особо подверженных греху осуждения;
уточнены и дополнены:
— данные по проявлению осуждения в различных психологических состояниях, процессах, акцентуациях;
— представления о возможности одновременного использования аскетических и научных методик, не противоречащих христианству.
Практическая значимость: Результаты исследования могут быть использованы при составлении общих и специальных курсов по практическому богословию, аскетике, аскетической и пастырской психологии, при разработке учебно-методических пособий, а также новых учебников для школ и вузов.
Апробация результатов диссертации осуществлялась в докладе на студенческой научно-практической конференции НУПДС (16.05.2016) («Психологический аспект борьбы со страстью осуждения»)[10], а также в статье Научного сборника трудов преподавателей и магистрантов НУПДС № 6 («Принципы плодотворного покаяния»)[11].
Структура работы обусловлена целью, задачами, и проблематикой исследования. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, библиографического списка и Приложения.
Приложение включает в себя таблицу сравнительного систематического анализа эффективности методов работы с осуждением в аскетической и научной психологии.
Общий объем диссертации насчитывает 142 страницы. Основной текст диссертации составляет 100 страниц, список библиографии насчитывает 125 наименований.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как перестать осуждать людей, или Борьба со страстью осуждения в контексте православной аскетической психологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Евагрий, авва. Сто глав о деятельной жизни. // Добротолюбие. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. С. 588.
4
Феодор (Поздеевский), иеромонах. Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (пресвитера Массилийского). Казань, 1902; Апраксин С.А. Аскетизм и монашество. Евангельские, биологические и психологические их основания. Киев: Киево-Печерская Успенская лавра, 1907; Феофан Затворник, святитель. Путь к спасению (Краткий очерк аскетики). 9-е изд. М., 1908; Феодор (Поздеевский), архиепископ. Смысл Христианского подвига. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1911; Соколов. И. И. Св. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии, СПб., 1913.
5
Василий (Кривошеин), архиепископ. Аскетическое и богословское учение Св. Григория Паламы. Прага, 1936; Петров Петр, Протоиерей. Преподобный Макарий Египетский, св. Ефрем Сирин и св. Исаак Сирин о значении сердца в деле нравственного совершенствования. Загорск, 1955–1956; Скорик Михаил, священник. Путь духовного совершенствования христианина в сочинении Святителя Тихона Задонского «О истинном христианстве» Сергиев Посад, 1992; Петр (Бирюков), игумен. Нравственное совершенствование христианина по заповедям блаженств Спасителя. Свято-Успенская Жировицкая обитель, 1997; Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности. М., 1998; Климков О. С. Православный исихазм и учение св. Григория Паламы. СПб., 1998; Иерофей (Влахос), митрополит. Православная духовность. Свято-Троицкая Сергиева Лавра., 1998; Марковский, Владимир, протоиерей. Учение святителя Тихона Задонского о добродетелях и пороках по книге «Сокровище духовное, от мира собираемое» М.: Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1999; Митрофан (Волкодав), иеромонах. Основы духовной жизни по славянскому «Добротолюбию». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002; Лебедев А. П. Православная аскетика: опыт построения системы аскетики по святым отцам Добротолюбия. Сергиев Посад: Московская Духовная Академия, 2003; Балабанов И. А. Святоотеческое учение о добродетелях как мировоззренческая основа православного воспитания. Сергиев Посад: Московская Духовная Академия, 2004; Афанасий (Гелич), иеродиакон. Педагогическое значение учения святых отцов о борьбе со страстью гордости: диссертация на соискание учение степ. канд. богословия. Сергиев Посад: Московская Духовная Академия, 2005; Димитрий (Фокин), инок. Святоотеческое учение о терпении (по Добротолюбию) Сергиев Посад: Московская Духовная Академия, 2005; Аржаев Иоанн, чтец. Деятельная жизнь по святым Отцам Добротолюбия. Сергиев Посад: Московская Духовная Академия, 2005; Ростислав Ярема, иерей. учение преподобного Ефрема Сирина о добродетелях. М., 2006; Георгий (Капсанис), архимандрит. Святитель Григорий Палама — учитель обожения. Пермь, 2006; Плакида (Дезей), архимандрит. «Добротолюбие» и православная духовность. М., 2006; Голубев Сергий. Учение о смирении в эпистолярном наследии Оптинских старцев. Сергиев Посад: Московская Духовная Семинария, 2006; Моничев Димитрий, протоиерей. Аксиологическая оценка основных аспектов православно-христианского благочестия. Сергиев Посад: Московская Духовная Академия, 2007; Садовничий А. Тема духовно-нравственного совершенства человека в пастырско-богословском наследии святителя Феофана Затворника: дипломная работа. Сергиев Посад: Московская Духовная Семинария, 2010; Сёх А. Сотериологическое значение добродетели послушания в творениях святителя Игнатия, епископа Кавказского: дипломная работа. Сергиев Посад: Московская Духовная Семинария, 2010; Илия (Рейзмир), архимандрит. Учение Василия Великого о духовном совершенствовании. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2010; Серафим (Остроумов), игумен. Сравнение учения о страстях преподобного аввы Дорофея, преподобного Иоанна Лествичника и преподобного Максима Исповедника. Сергиев Посад: Московская Духовная Академия, 2011; Духанин В. Н. Сокровенный дар: восхождение к Богу по учению свт. Игнатия (Брянчанинова). М., 2013; Корешков Иоанн, диакон. Учение святителя Иоасафа Белгородского о пороках и добродетелях. Сергиев Посад: Московская Духовная Семинария, 2014; Сергий (Антич), иеромонах. Учение о христианских добродетелях святителя Николая Сербского. Сергиев Посад: Московская Духовная Академия, 2014; Туговиков В. Добродетель терпения в творениях святителя Иоанна Златоуста. Сергиев Посад: Московская Духовная Академия, 2014; Гончаров А. Добродетели и пороки в письмах святителя Игнатия (Брянчанинова) к мирянам. Сергиев Посад, 2014; Зеленов Сергий, иерей. Восточные отцы Церкви и церковные писатели I–V вв. о страсти сребролюбия и борьбе с ней. дипломная работа. Сергиев Посад, 2014; Иованович Б. Тема христианского воспитания по Лествице преподобного Иоанна Лествичника. дипломная работа. Сергиев Посад: Московская Духовная Академия, 2014; Акашев Сергий, диакон. Состояние радости в православной аскетической традиции. НУПДС., 2014.
6
Авдеев Д. А. В помощь страждущей душе. Опыт врачебного врачевания. М.: Русский Хронограф, 2001; Его же. Очерки православной психотерапии. В помощь страждущей душе. М., 2007; Гостев А. А. Психология и метафизика образной сферы человека. М.: Генезис, 2008; Его же. Психология и метафизика образной сферы человека. Учебно-методическое пособие. В пяти частях. Сергиев Посад. Изд. АГиОН, НГИСУ., 2014; Белорусов С. А. Психопатологическая систематика личностных расстройств и учение о «страстях» в аскетической православной традиции // Консультативная психология и психотерапия. М., 2009; Шеховцова Л.Ф., Зенько Ю.М. Элементы православной психологии: Монография. М. 2012; Лагутов Н.В. Актуальность богословского взгляда на современную психологию. // Угрешский сборник. Выпуск 1. Труды преподавателей. Дзержинский: НУПДС., 2011. С. 74–87; Его же. Психология религии. Монография. Сергиев Посад: Изд. АГиОН, НГИСУ., 2013; Его же. Методологические основы христианской психологии по трудам святителя Феофана Затворника. // Угрешский сборник. Труды преподавателей Николо-Угрешской православной духовной семинарии. Выпуск 3. М., 2013. С. 82–97; Его же. Богословский анализ стратегий и техник психотерапии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора теологических наук. Сергиев Посад, 2014.
7
См.: Лагутов Н. В. Личностная акцентуация христианина в контексте психолого-аскетической схемы развития страстей и добродетелей URL: http://ngisu-rf.jimdo.com/публикации/основы-христианской-психологии/ (дата обращения: 13.12.16).
8
Ларше Ж. К. Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков. / Пер. с франц. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2008; Шеховцова Л. Ф. Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами. М.: Московского подворья Св. — Троицкой Сергиевой Лавры, 2014; Лагутов Н. В., Гостев А. А. Практический курс восточно-христианской аскетической психологии личности. Учебно-методическое пособие. Сергиев Посад: Изд. АГиОН, НГИСУ, 2014.
9
См.: Лагутов Н.В. Теологический анализ стратегий и техник психотерапии: Монография. Сергиев Посад: Изд. Академии гуманитарных и общественных наук, 2012; Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 1998; Игнатий Брянчанинов, святитель. Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т.I. М., 2001; Иерофей (Влахос), митрополит. Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004.