Монография посвящена исследованию творчества выдающихся русских религиозных мыслителей, принадлежащих к философии всеединства, — В.С. Соловьева, Е.Н. Трубецкого, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Л.П. Карсавина — в контексте проблемы «Запад — Восток». В книге определяются основные параметры данной проблемы, варианты ее решения, ценностные ориентиры духовного развития нашей страны.Издание адресовано всем, кто интересуется отечественной философией.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Проблема «Запад – Восток» в философии всеединства» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Введение
Проблемы исторического развития неизменно вызывают интерес многих людей. Именно в истории реализуется наличное бытие человека. Как удачно заметил Л. Н. Гумилев, «настоящее — лишь момент, тут же становящийся прошлым… И как это ни парадоксально, именно современность мнима, а история — реальна»[1]. Таким образом, понимание собственно человеческого бытия невозможно без осмысления исторического процесса как в глобальном, так и в национальном масштабе. Можно всецело согласиться с высказыванием А. В. Гулыги, который полагал, что отличительной особенностью русской философии является постановка вопроса о судьбе Родины[2]. В настоящее время каждый думающий человек ставит перед собой этот вопрос. Стимулятором указанной темы является, по всей видимости, собственно историческое развитие нашей страны, характеризующееся прерывистостью и трагичностью, что иллюстрируется событиями новейшей истории России. Определенная стабилизация в социальном и политическом развитии нашей страны не снижает актуальности проблемы осмысления места, роли, перспектив, предназначения, судьбы России и русского народа в мировой истории. В последнее десятилетие появились исследования различного уровня и формата, посвященные данной тематике[3].
Центральной темой, вокруг обсуждения которой во многом строится отечественная философия истории, является проблема «Запад — Восток». Ее актуальность для русской мысли не снижается на протяжении столетий. Причиной этому выступают особенности исторического, геополитического, культурного развития нашей страны. Россия, находясь одновременно и в Европе, и в Азии и, будучи открытой для влияний различных народов и культур как с той, так и с другой стороны, представляла собой загадку не только для иностранцев, но и для собственных мыслителей. Для Европы она олицетворяла собой Восток, для стран Азии — Запад. Как страна христианская Россия тяготела к Европе, но господство православия отталкивало нашу страну от Запада. На протяжении всей истории как материальная, так и духовная культура русского народа претерпевала существенные трансформации под воздействием противоположных тенденций. В ходе реформ XVIII в. в России сформировался слой людей — носителей европейской культуры. Они составляли явное меньшинство населения, но занимали ведущее положение во всех сферах жизни общества. Раскол между образованным слоем и русским народом трагически переживался лучшими представителями отечественной интеллигенции. Именно они, стремясь определить место России и русского народа в мире, наметить пути перспективного развития русской культуры, вывели проблему «Запад — Восток» на концептуальный уровень. О значимости данной проблемы для русской духовной культуры хорошо сказал Н. А. Бердяев: «Русское национальное самосознание родилось в постановке проблемы Востока и Запада. И на протяжении всего XIX в. бьется русская мысль над этой проблемой. Уже один факт борьбы славянофильства и западничества, которой заполнена русская литература, русская философия, русская общественность, свидетельствует о центральности этой проблемы»[4].
Проблема «Запад — Восток», формируясь в сфере историософии, теснейшим образом связана с теоретическими и практическими вопросами, разрабатываемыми этикой, аксиологией, социальной философией, антропологией. Тема исторического призвания России и русского народа, опирающаяся на представления о национальном мессианизме, решение вопроса о социальном идеале, связанное с выбором идеологических или, шире, мировоззренческих парадигм, наконец, осмысление русской идеи зачастую смешиваются с данной проблемой. Мы полагаем, что, несмотря на близость указанных тем, рефлексия по поводу соотношения Запада и Востока выступает отдельной задачей для философии, а вопросы мессианского призвания и общественного идеала являются во многом производными от дискурса указанной проблемы. На наш взгляд, изучение данной области позволит не только полнее охарактеризовать особенности русской философии, значимость ее идей в контексте мировой философской науки, обосновать их влияние на многие поколения думающих людей, но и более глубоко вникнуть в собственно исторический процесс, определить место России в мировой истории и обозначить те духовные ценности, на которые следует ориентироваться в будущем.
Обращение к проблемам философского осмысления истории в рамках русской философии представляется особенно актуальным на современном этапе, который характеризуется глобализационными процессами, конфликтом между традиционными ценностями и правами человека, а для нашего общества в очередной раз необходимостью выбора модели дальнейшего развития. Современный период развития нашей страны также характеризуется столкновением различных культурных потоков в области общественного сознания, переоценкой многих ценностей, в том числе исторических. Перед страной особенно остро стоит вопрос о выборе приоритетов духовного развития. Следует согласиться с тем, что «одной из доминантных тем в русской мысли становится вопрос о взаимодействии универсального и национального компонента в российском просвещении и — в целом — о соотношении общечеловеческих и национальных ценностей в отечественной духовной традиции и образе жизни»[5]. Перенос представлений западноевропейского образа жизни на российскую почву не вызывает однозначного одобрения. После весьма длительного периода почти безоговорочного преклонения перед Западом, забвения национальных интересов, нигилистического отношения к отечественной истории наконец возвращается понимание российских приоритетов, необходимости определения собственного пути развития, утверждения национального достоинства, самоуважения. Подтверждением этому могут служить официальные заявления высших руководителей России, сделанные перед международной общественностью. В настоящее время формируется убеждение в том, что мы должны наметить самобытный путь развития, учитывающий опыт западной цивилизации, но сохраняющий исконно российские черты. Данное стремление не должно приводить к изоляционистским и шовинистическим настроениям, но, напротив, опираясь на детальное изучение достижений отечественной мысли, обязано способствовать ясному и четкому пониманию специфики нашей Родины и ее места в мировой истории.
Изучение русской философии является необходимым условием выработки вдумчивого и ответственного отношения к историческому наследию, а также формирования представлений о приоритетах, на которых должно строиться развитие современного общества. В настоящей работе неуместно вторгаться в дискуссию по выяснению отличий объемов понятий «русская философия» и «философия в России». Мы будем следовать в фарватере модели В. В. Зеньковского, чей труд по истории русской философии признается классическим. Автор «Истории русской философии» полагает, что мыслить самобытную русскую философию можно преимущественно как религиозную философию[6]. С этим, заметим, согласны и современные зарубежные исследователи. Высказываясь в некоторой степени скептически о существовании «сущностно русской философии», они соглашаются с тем, что высказанные отечественными мыслителями философские идеи «проистекают и имеют значение» в рамках идеалистического и религиозного контекста русской культуры[7]. Широкий интерес к философскому наследию, проявляющийся во всех слоях общества, служит показателем актуальности ответственного и глубокого исследования достижений отечественной мысли. Первостепенное значение приобретает внимание к философам конца XIX — начала XX в., незаслуженно забытым в советский период.
По-прежнему актуальным представляется стремление провести историко-философский анализ, устраняющий произвольные упрощения, позволяющий вскрыть глубинные течения в русской философской мысли. В данном контексте весьма значимым является изучение творческого наследия философов, принадлежащих к направлению, которое традиционно называют философией всеединства (В. С. Соловьев, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, В. Ф. Эрн, Л. П. Карсавин и ряд других, чьи философские воззрения приближаются к модели философии всеединства). Эти авторы оставили заметный вклад в истории мировой философской мысли. Представители философии всеединства творили на рубеже XIX–XX вв., в зоне их непосредственного внимания были события, связанные с масштабными реформами последней трети XIX в., революциями и гражданской войной начала XX столетия. Указанный период в истории нашей страны отличается переходным характером так же, как и современный этап. Несомненно, в творчестве представителей философии всеединства нашли отражение особенности переходных периодов в России. Воззрения мыслителей могут помочь нам глубже понять корни кризисных социальных явлений, выработать представления о возможных путях их разрешения и тех мировоззренческих константах, на которых имеет смысл строить современное развитие нашей страны.
Взгляды мыслителей на наиболее общие принципы развития мира и человеческой истории, на смысл человеческого существования и роль отдельного человека в мире могут служить основой для формирования гуманистической ценностной ориентации личности, имеющей религиозную направленность. Учения философов, принадлежащих к школе всеединства, ориентируют нас на обращение к национальной духовной традиции, а их представления об идеале общественного развития акцентируют наши усилия на стремлении составить понятие о будущем страны, основанное на высших духовных ценностях. Гуманистическая значимость историософских воззрений наших мыслителей во многом заключается в фундаментальности их рассуждений, а именно в интерпретации действительности с точки зрения принципов философии всеединства. Представление о сущностном гармоничном единстве мира стимулирует формирование особого отношения к окружающей действительности и несет немаловажное воспитательное значение.
Изучение творчества представителей философии всеединства имеет собственно научную актуальность. Прежде всего она вытекает из необходимости углубления наших представлений о таком феномене, как религиозная философия, а в более узком плане — из закономерного стремления как можно полнее провести историко-философский анализ философии всеединства, являющейся значительным компонентом русской религиозной философии. Осмысление русской философии невозможно без обращения к историософской проблематике. Роль и значение историософии для становления и развития русской философской мысли отмечали многие исследователи. В работах по истории русской философии, ставших классическими, при рассмотрении особенностей русской философии в качестве значимого момента неизменно отмечается ее историософичность. «Смысл исторического процесса занимает умы многих русских религиозных философов»[8], — пишет Н. О. Лосский. О большом значении философского осмысления истории высказывается В. В. Зеньковский: «Русская мысль сплошь историософична, она постоянно обращена к вопросам о “смысле” истории, конце истории и т. п. <…> Это исключительное, можно сказать, чрезмерное внимание к философии истории, конечно, не случайно и, очевидно, коренится в тех духовных установках, которые исходят от русского прошлого, от общенациональных особенностей “русской души”»[9]. В силу геополитических и культурно-цивилизационных особенностей развития нашей страны постоянно воспроизводится возможность для философского дискурса проблемы выбора России между «восточными» и «западными» началами. При этом, несмотря на изменение конкретно-исторических условий, актуальность ее не снимается и не снижается. В связи с этим мы рассматриваем историософичность в качестве существеннейшей черты всей русской философии и, следовательно, можем говорить о нашей проблеме как о системообразующей теме для русской философии. Логически непротиворечив вывод, что русская философия сформировалась и обрела специфические черты во многом благодаря дискурсу проблемы «Запад — Восток». Таким образом, рассматривая историософские проблемы, мы обеспечиваем основания для более глубокого понимания развития философии всеединства, а, следовательно, всей русской философии.
Современная русская мысль, чтобы органично развиваться и не оказаться погребенной под гигантскими пластами западных достижений, должна опираться на национальное философское наследие. Резюмируя вопрос об актуальности исследования, отметим, что оно имеет собственно научный, геополитический, идеологический, мировоззренческий, морально-этический, педагогический аспекты. Настоятельной необходимостью является изучение творчества великих отечественных мыслителей, внесших свой вклад в развитие философии и православного богословия. Обращение к проблемам философского осмысления истории в рамках русской философии вполне оправданно. На наш взгляд, рефлексия по поводу данной области позволит не только более глубоко осмыслить собственно исторический процесс, но и полнее понять особенности русской философии, ее место в контексте мировой философской мысли и значение для многих поколений мыслящих людей в нашей стране, не исключая современное и, возможно, будущее.
В данной работе мы сосредоточим свое внимание на творчестве В. С. Соловьева, Е. Н. Трубецкого, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова и Л. П. Карсавина, что позволит нам определить основные направления в решении проблемы «Запад — Восток» в историософии всеединства. Данное направление является генетической частью русской религиозно-философской мысли, в рамках которой осуществляется дискурс проблемы «Запад — Восток».
Становлению на научно-теоретическом уровне проблемы «Запад — Восток» предшествовал длительный процесс рефлексирования над данной темой и близкими проблемами в рамках нефилософских форм постижения реальности, в контексте формирования национального самосознания русского народа. Своеобразным выражением данного процесса выступает феномен русской идеи, основа и начало которой — мысль о непохожести, неповторимости, уникальности Руси (России). Феноменальность нашей страны рассматривается в духовном, историческом, государственном, географическом контексте. Широко обсуждается особая историческая (может быть, мессианская) роль русского народа, русского государства. Можно говорить о том, что методологическим основанием для создания мировоззренческого комплекса идей, формирующих константу национальной самоидентификации, служит известная дихотомия, связанная со стремлением обозначить свою культурную самобытность через противопоставление с иным, по замыслу автора, культурным типом. В построениях отечественных мыслителей так или иначе формировались некие образы Востока и Запада, зачастую не развивавшиеся до концептуального уровня, но, вследствие этого, не менее значимые. В сопоставлении с данными образами складывались представления о культурно-цивилизационных особенностях нашей страны, ее месте в мировой истории, предназначении и т. д.
Генезис проблемы «Запад — Восток» в рамках отечественной религиозной мысли осуществлялся в произведениях мыслителей средневековой Руси (Иларион, Филофей, ранние старообрядцы), однако на концептуальный уровень она была выведена благодаря усилиям П. Я. Чаадаева[10], дискуссии славянофилов и западников. Изучение данной проблемы занимало значительное место в творчестве отечественных мыслителей рубежа XIX–XX вв. Пожалуй, одним из последних оригинальных вариантов ее решения выступает историософия евразийства[11]. В ходе дискурса данной проблемы отечественная религиозная мысль показала примеры идентификации Руси с другими христианскими народами, формирования мысли о мессианском предназначении нашей страны, стремления к подражанию западноевропейскому прогрессу, утверждения идеи самобытного пути развития нашей страны, наконец, позиционирования России в качестве образца единства западной и восточной культур, с явным усилением роли Востока в евразийской концепции. В деле выработки вариантов решения проблемы «Запад — Восток» нельзя исключить влияния геополитических факторов и конкретных исторических условий, но, на наш взгляд, рефлексия по поводу обозначенной проблемы в значительной степени определяется религиозной принадлежностью мыслителей, пониманием ими того, какая церковь выступает хранилищем вселенской истины, их отношением к органической религии русского народа, к ее способности формировать положительные качества личности и общественного целого. Для подавляющего большинства отечественных авторов определяющим критерием прогресса являются интенсивность духовной жизни, способность к нравственному совершенствованию, следование идеалам добра, справедливости, христианской любви.
При проведении сравнительного анализа мы будем стремиться сопоставлять преимущественно те положения мыслителей, которые нашли отражение в учениях всех рассматриваемых представителей философии всеединства.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Проблема «Запад – Восток» в философии всеединства» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3
См.: Вдовин А. И., Зорин В. Ю., Никонов А. В. Русский народ в национальной политике XX века. М., 1998; Бенедиктов Н. А. Русские святыни: Очерки русской аксиологии. Нижний Новгород, 1998; Ильин В. В. Новый миллениум для России: путь в будущее. М., 2001; Криштопович Л. Е. Белоруссия и русская цивилизация. Минск, 1999; Паршев А. П. Почему Россия не Америка. М., 2001; Янов А. Л. Россия против России. Очерки истории русского национализма. 1825–1921. Новосибирск, 1999; Панарин Л. С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002; Шапошников Л. Е. Очерки русской историософии XIX–XX вв. Нижний Новгород, 2002; Нарочницкая Н. А. Россия и русские в мировой истории. М., 2005; Шапошников Л.Е, Пушкин С. Н. Русская историография: избранные школы и персоналии. СПб., 2014; Шапошников Л. Е., Парилов О. В., Пушкин С. Н. Проблема соотношения общечеловеческого и национального в истории русской мысли. Нижний Новгород, 2020; Кочеров С. Н., Парилов О. В. Философия русской идеи. М., 2022.
4
Бердяев Н. А. Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Bл. Соловьева // Сборник первый. О Владимире Соловьеве. М., 1911. С. 108.
5
Шапошников Л. Е. Философско-педагогические концепции в отечественной мысли XVIII–XXI веков. СПб., 2022. С. 5.
7
Оппо А. Существует ли «русская философия»? Границы и природа вопроса // Соловьевские исследования. 2021. № 2 (70). С. 67.
11
Рассмотрение данной проблемы ранее: Треушников И. А. Проблема «Запад — Восток» в русской религиозной философии XIX — начала XX века / И. А. Треушников, О. В. Парилов. Нижний Новгород, 1999; Он же. Проблема «Запад — Восток» в русской религиозной философии / И. А. Треушников, О. В. Парилов. Нижний Новгород, 2002.