Правильное питание – простой и вместе с тем эффективный метод профилактики заболеваний и их лечения. Прочитав эту книгу, вы не только узнаете о принципах питания тибетской медицины, но и сможете применять их каждый день и благодаря этому повысить качество жизни, укрепить здоровье и предотвратить многие болезни. Иннокентий Александрович Сергеев. Писатель, переводчик, журналист.Обучался тибетской медицине в Боднатхе (Катманду, Непал) у профессора, доктора медицины Намгьял Таши Церинга. Среди других наставников мэнрампы (врачи) Джигме Норбу Лингпа (Дуликел, Непал), Тензин Гьянцен (Дакшинкали, Непал), получил наставления в буддийских монастырях у врачей Церинга-ламы (Чойлин, Катманду, Непал), Лобсанга-ламы (Парпинг, Непал).Администрация сайта ЛитРес не несет ответственности за представленную информацию. Могут иметься медицинские противопоказания, необходима консультация специалиста.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правильное питание в тибетской медицине предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2. Как правильно выбирать продукты
Вкус
С чего мы начинаем оценивать полезность или вредность продукта? На что мы обычно обращаем внимание? Конечно, на его состав: содержание жиров, углеводов, белка, витаминов, микроэлементов и энергетическую ценность. Все. На этом все и заканчивается. А ведь по существу ничего и не начиналось.
Первое свойство любого продукта — это его вкус. Именно с него начинается восприятие пищи организмом, ее распознавание: для этого природа наделила нас вкусовыми рецепторами. Случайно ли это? Или нам все равно, какого вкуса пищу мы едим?
Тибетская медицина отвечает на этот вопрос однозначно: вкус является основной характеристикой любого продукта и основным критерием его отбора. То есть, полезная пища отличается от вредной, прежде всего, по вкусу.
В этом состоит принципиальное отличие тибетской диетологии от западной, которая считает вкусовые качества пищи чем-то несущественным, чем можно пренебречь. И совершенно напрасно. Мало того, что тем самым она обедняет вкусовое содержание пищи, делает ее убогой, принуждая людей буквально давиться безвкусной едой в надежде «оздоровиться». Главное, что такая диета, без учета вкуса продуктов, совершенно бесполезна. Никакого оздоровления она не принесет, и все мучения за столом будут напрасны. Так и знайте!
Многие пациенты клиники «Тибет» после знакомства с тибетской диетологией поражались. Как! Оказывается, полезная пища может быть такой вкусной? Зачем же мы столько времени истязали себя, насилуя разными «бессолевыми» диетами и пресными или неприятными на вкус (но очень «полезными»!) продуктами? Зачем превращали еду в пытку?
Да, здоровое питание не только может, но и должно быть вкусным! Именно вкусным, то есть богатым, насыщенным во вкусовом отношении.
Разберемся с этим подробнее.
Тибетская медицина различает шесть основных вкусов: сладкий, кислый, соленый, горький, жгучий и вяжущий (терпкий). Все остальные вкусы являются их комбинациями.
Как нет безусловно полезных или безусловно вредных продуктов, так нет и безусловно полезных или безусловно вредных вкусов. Каждый вкус обладает своими свойствами и вполне определенным образом воздействует на организм.
Правильно выбрать вкус пищи — значит, выбрать ее для себя, и только для себя. Потому что для любого другого человека правильным будет другой выбор.
Говоря о трех «дошах» Слизь, Желчь и Ветер мы называли стихии, которые им соответствуют. Вспомним:
Слизь — Вода + Земля.
Желчь — Огонь.
Ветер — Воздух + Пространство.
Все эти пять стихий Вода, Земля, Огонь, Воздух и Пространство присутствуют как в макрокосме, так и в микрокосме — то есть, в организме каждого человека, проявляясь в виде трех «дошей». Но эти же пять стихий присутствуют и в пище! Они-то (а вернее их сочетания) и определяют вкус любого продукта. А именно:
Сладкий = Земля + Вода.
Кислый = Земля + Огонь.
Соленый = Вода + Огонь.
Горький = Вода + Воздух.
Острый = Огонь + Воздух.
Вяжущий = Земля + Воздух.
Как видим, стихия Пространство не оказывает влияния на вкус продуктов, а остальные стихии присутствуют в продуктах в виде парных сочетаний.
Каждая из пяти стихий имеет свою природу: Земля — «нейтральную», Вода и Воздух — «холодную», Огонь — «горячую». В соответствии со своей природой, стихии либо взаимно усиливают, либо взаимно ослабляют друг друга. «Холод» и «жар» действуют как антагонисты (при этом «жар» преобладает). «Нейтральная» Земля равно поддерживает как «жар», так и «холод». Получается следующая картина.
Сладкий = «холод».
Кислый = «жар».
Соленый = «жар».
Горький = «холод».
Острый = «жар».
Вяжущий = «холод».
С первого взгляда становится понятно, что раз «доша» Желчь имеет стихию Огня и природу «жара», то и возбуждать ее будет «горячая» пища, вкус которой определяется элементом Огонь: кислая, соленая и острая.
Именно злоупотребление кислой, соленой и острой пищей приводит к расстройству Желчи (печени и желчевыводящих путей). И напротив, умиротворяюще, благотворно на нее будет воздействовать пища сладкого, горького и вяжущего вкуса.
К возбуждению и расстройству «доши» Слизь приводит, в первую очередь, злоупотребление пищей сладкого (Земля + Вода, «холод») и горького (Вода + Воздух, «холод») вкусов. Благотворными для нее вкусами будут острый, кислый и соленый — они «подсушивают» Слизь, не давая ей накапливаться в организме.
Для «доши» Ветер наиболее благоприятны сладкий, кислый, острый и соленый вкусы, а вредны — горький и вяжущий.
Таков общий принцип, на котором основан подход тибетской медицины к выбору вкуса пищи. И не только пищи, но и лекарств! Ведь вкус лекарств оказывает на организм точно такое же воздействие, как и вкус пищи. Вот почему все лекарства в тибетской медицине имеют выраженный вкус — кислый, сладкий, острый, соленый, вяжущий, горький или смешанный: остро-кислый, остро-соленый, остро-сладкий и т.д., и т.п. В каждом случае вкус лекарства определяется его назначением: какую «дошу» он должен успокоить, а какую, напротив, активизировать.
Теперь мы понимаем, почему одна пища считается в тибетской медицине лекарством, а другая сравнивается с «искусственно приготовленным ядом». И почему правильное питание считается одной из важнейших составляющих лечения в тибетской медицине.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правильное питание в тибетской медицине предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других