Азбука спасения. Том 46

Инок Никодим

Святитель Григорий Богослов: «Ум, рождая слово, выявляет желание духа». Слово – носитель духа, как Христа (Истины), так и диавола (лукавства и лжи). Мы унаследовали волю, поврежденную грехопадением праотцев и, рождаясь во плоти, стали немощны, следовательно, без Божественной помощи свыше сами себя спасти не можем. Изреченное человеком слово, несет в себе дух его, в Слове же Божием сокрыт Дух Святый, очищающий наши души от ветхих страстей и пороков, и восхищающий из тьмы к Свету.

Оглавление

СТЯЖАНИЕ ЛЮБВИ

Стяжавший любовь, стяжал Самого Бога, ибо Бог есть любовь. Преподобный Максим Исповедник

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6:33).

Преподобный Иоанн Лествичник

Стяжавший любовь, расточил деньги, а кто говорит, что имеет и то и другое, тот сам себя обманывает.

Преподобный Максим Исповедник

Стяжавший любовь, стяжал Бога

Стяжавший в себе любовь Божественную, подобно Божественному Иеремии, не утруждается, последуя Господу Богу своему (Иер.7:16), но мужественно переносит всякий труд, оскорбление и поношение, не мысля зла совершенно ни против кого.

Не говорите, что вы есть храм Божий, говорит Божественный Иеремия. Не говори и ты: одна вера в Господа нашего Иисуса Христа может спасти меня. Ибо это невозможно, если не стяжаешь и любви к Нему, делами свидетельствуемой. Что же касается до голой веры: то и беси веруют и трепещут (Иак.2:19).

Изнуряй плоть свою гладом и бдением, и не леностно упражняйся в псалмопении и молитве, и освящение целомудрия низойдет на тебя, нося с собою любовь.

Сподобившийся Божественного ведения и любовью стяжавший его просвещение, никогда не надмевается духом тщеславия, а не сподобившийся оного весьма легко им кружим бывает. Впрочем, если таковой во всем, что ни делает, будет воззревать к Богу, делая все ради Его, то с Богом легко избежит сего недуга.

Стяжавший совершенную любовь и всю жизнь свою по ней устроивший, Духом Святым именует Господом Иисуса (1Кор.12:3). Из противного же сему, бывает противное.

Многие многое сказали о любви, а найдешь ее у одних учеников Христовых, если поищешь, ибо одни они имели истинную Любовь учительницей любви, о которой сказано: аще имам пророчество, и вем тайны вся, и весь разум, любве же не имам: никая польза ми есть (1Кор.13:2,3). Стяжавший убо любовь, стяжал Самого Бога, ибо Бог есть любы (1Ин.6:16), Ему слава вовеки. Аминь.

Блаженный Авва Зосима (Палестинский)

Стяжавший утробы щедрот — любовь и сострадание — прежде себя самого радует и пользует, а потом и ближнего.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Мы должны стяжать любовь

Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1Ин.4:15,16). Что же, если услышите только эти первые слова — Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге, то не возомните ли себя святыми, в которых пребывает Бог, которые сами пребывают в Боге? Нельзя, нельзя так легко относиться к величайшему счастью, которое может получить человек. Нельзя думать, что стоит только исповедать Христа Сыном Божиим и Истинным Богом, чтобы уже стать святым.

Ведь и бесы веруют и трепещут. Что же надо для того, чтобы, исповедуя Господа Иисуса Христа Сыном Божиим, быть в Боге, пребывать в Нем? Что надо, чтобы пребывал в нас Сам Бог? О, как много для этого нужно! Ведь мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, в том страшном искуплении на кресте, которым усыновил нас Христос Богу. Мы познали, что весь закон сводится к одной заповеди о любви, ибо если кто достиг любви, то, разумеется, он не может быть нарушителем закона, вором, убийцей, прелюбодеем, блудником, он не станет завидовать ближнему своему, не может творить себе кумира и всякого подобия вместо Бога. Все это становится невозможным, ибо достиг он высшего в законе, достиг любви, а любовь есть исполнение всего закона.

Итак, для того, чтобы веровать, что в нас пребывает Бог, и мы в Боге, мы должны стяжать любовь. Это совершенно необходимое требование, ибо вот что говорит св. апостол Иоанн Богослов: Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него (1Ин.5:1), — любит и того человека, который стал своим Богу. Нужна любовь, совершенно обязательна любовь, и, если нет любви, нет в нас Бога, чужие мы Богу. Ну что же, легко ли и просто ли стяжать любовь? Любовь есть вершина всех совершенств, а чтобы взойти на вершину, надо пройти все ступени. Чтобы стяжать любовь, горячую любовь к Богу, любовь к ближнему, надо, прежде всего, чтобы стали невозможными грубые грехи. Может ли человек сребролюбивый, для которого золото бог, может ли сластолюбивый, для которого бог чрево, может ли он стяжать любовь? Конечно, нет, никак не может: он далек, весьма далек от любви. Стяжать любовь могут только те, которые стали бесстрастными, т.е. освободились от всех страстей: от чревоугодия, блуда, гнева, от страсти лжи, от страсти тщеславия и гордости. Только они, ставшие чистыми, могут стяжать любовь.

А если страсти еще бушуют в сердце человека, то далек он от любви, а если нет любви, то он не свой, а чужой Богу, и к нему относятся слова Христовы: Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф.7:22,23). Всех тех, кто творил беззаконие, всех тех, кто попирал основной закон любви, прогонит, прогонит от Себя Господь и Бог наш Иисус Христос. Он скажет им: Я не знаю вас — вы чужие Мне. А они ответят: не от Твоего ли имени мы пророчествовали? Так скажут все лжепророки, скажут все, кто дерзает пророчествовать именем Бога, именем Христа. …и не Твоим ли именем бесов изгоняли? А это что значит? Действительно ли бесов изгоняли? О нет, совсем нет!

Не имели они власти над бесами, говорят они так потому, что они читали над одержимыми нечистыми духами заклинательные молитвы, в которых много раз повторяется имя Христово, и это приводят они, как оправдание своего притязания на вечную радость, которую получат все любящие Бога, любящие Христа. …и не Твоим ли именем многие чудеса творили? О, нет! Никаких чудес не творили они, только изображали творение чудес, обманывая людей. И потому по заслугам им скажет Христос: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

Так Он скажет всем тем, кто осмелится возражать и говорить Ему: Господи! Ведь я в Тебя веровал, Тебе молился, постоянно в храм Божий ходил, причащался Святых Тайн. За что же Ты прогоняешь меня? Но Он прогонит их, потому что недостаточно только внешнего исповедания Христа, а нужно воспринять всю правду Христову в сердце свое и исполнить ее. Надо очистить сердце, сделать его достойным быть храмом Духа Святого, надо во всем и всегда исполнять заповеди Христовы, ибо все эти заповеди сводятся к одной заповеди, превысшей всех — заповеди о любви.

Итак, только те, которые стяжали любовь, которые избавились от гнусной нечистоты сердец своих, которые стали властвовать над своими страстями — сперва низменными, как чревоугодие, блуд, а потом над высшими, как гордость, честолюбие — только они и более никто, могут отнести к себе слова св. Иоанна Богослова: Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него (1Ин.5:1).

Помните же, помните, что для того, чтобы сметь сказать эти слова и применить их к себе, нужно стяжать любовь, святую любовь, как вершину всех христианских добродетелей и совершенств. Без любви и без смирения не имеют никакой цены все добрые дела наши. Мы только видим их добрыми, а на самом деле они не добры, если не побуждаются святой любовью и святым смирением. Вот я разъяснил вам слова св. апостола Иоанна Богослова, слова весьма важные, и хочу, чтобы имел я право и возможность сказать о всех вас то, что сказал св. апостол Павел Филиппийцам: …молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию (Флп.1:9—11).

Молюсь о том, чтобы вы исполнились святой любовью, ибо знаю, что любовь приведет вас к вершине всякого познания, ибо только то знание, которое руководствуется любовью к Богу и любовью к ближним, есть истинное знание. Хочу, чтобы любовь ваша всегда возрастала в этом познании и всяком чувстве, т.е. чтобы все ваши чувства были проникнуты любовью, чтобы все имели источником своим святую любовь, чтобы все ваши чувства были освящены ею. Такую любовь да подаст вам Господь наш и Бог наш Иисус Христос Своею благодатью и человеколюбием. Аминь.

10 июня 1951 г.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Если желаем стяжать любовь к Богу

Если желаем стяжать любовь к Богу — возлюбим Евангельские заповеди, продадим наши похотения и пристрастия, купим ценой отречения от себя село — сердце наше… возделаем его заповедями и найдем сокровенное на нем небесное сокровище — любовь.

Что же ожидает нас на этом селе? — Нас ожидают труды и болезни; нас ожидает супостат, который нелегко уступит нам победу над собою, нас ожидает, для противодействия нам, живущий в нас грех.

Первое духовное проявление любви к Богу открывается в ощущении страха Божия.

Авва Аммун Нитрийский пришел к авве Антонию и говорит ему: «Я более твоего тружусь, почему же имя твое более прославилось между людьми, нежели мое?» Авва Антоний отвечает ему: «Потому что я более люблю Бога, нежели ты».

Инок Никодим

Каково свойство любви, нам открывает Слово Божие:

И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1Ин.4:16).

Следовательно, для обретения любви, необходимо стяжать внутрь себя чистоту сердца и наполнить его добротой, чему способствует житие по заповедям Господним, и особенно милосердие к ближним. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф.5:7).

В духовном мире духовные законы, и кто следует им по заповедям Христа и Евангелия, тот уподобляется небесным ангелам, способным воспринять в себя Божественный Свет.

С Пришествием на землю Сына Божия и искупления людей от греха, нам стало доступным спасение в жизнь вечную посредством Крещения, именуемое в Писаниях рождением Свыше.

Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3:2).

Ветхому (страстному) человеку нельзя угодить Богу только своими делами и заслугами, потому как они способствуют развитию тщеславия и гордости, приводящие к прелести, покаяние же покаряет в спасительную волю Божию.

Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф.11:29).

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я