Азбука спасения. Том 57

Инок Никодим

Святитель Григорий Богослов: «Ум, рождая слово, выявляет желание духа». Слово – носитель духа, как Христа (Истины), так и диавола (лукавства и лжи). Мы унаследовали волю, поврежденную грехопадением праотцов и, рождаясь во плоти, стали немощны, следовательно, без божественной помощи свыше сами себя спасти не можем. Изреченное человеком слово, несет в себе дух его, в слове же божием сокрыт дух святый, очищающий души от ветхих страстей и пороков, и восхищающий из тьмы к свету.

Оглавление

ОДЕЖДА БРАЧНАЯ

От духа через разумное сочетание добродетелей одной с другою в душе делается одежда нетленная, коею облекшись, она является доброю и преславною. Преподобный Максим Исповедник

Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?

Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны, итак, пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых, и добрых, и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов, ибо много званых, а мало избранных (Мф.22:8—14).

Преподобный Исаак Сирин

В одеянии люби бедные одежды

В одеянии своем люби бедные одежды, чтобы уничижить рождающиеся в тебе помышления, т. е. высокоумие сердца. Кто любит блеск, тот не может приобрести смиренных мыслей, потому что сердце внутренно отпечатлевается по подобию внешних образов.

Преподобный Иоанн Лествичник

Кто облекся в блаженный, благодатный плач, как в брачную одежду, тот познал духовный смех души (радость).

Святитель Василий Великий

Цель одежды одна — служить для плоти покровом

Жены не должны наряжаться для увеличения красоты, но обязаны иметь все старание и попечение о добрых делах, и это убранство почитать истинным и приличным для христианок.

Как люди славолюбивые уловляют себе славу и облекающею их одеждою, домогаясь того, чтобы смотрели на них и величали их за дорогое платье, так, очевидно, тому, кто по смирению поставил жизнь свою на последней ступени, и в этом надобно занять последнее между всеми место.

Кто желает, чтобы (одежда или обувь) шли к нему, с целью понравиться людям, тот, очевидно, страждет человекоугодием, удаляется от Бога и в самых малоценных вещах выказывает недуг суетности.

Цель одежды одна — служить для плоти покровом, достаточным зимою и летом. Но не гоняйся за приятностию в цвете, за тонкостию и мягкостию в отделке. Ибо разбирать доброцветность одежды есть то же щегольство, каким заняты женщины, которые и щеки, и волосы у себя окрашивают в чужой цвет.

Святитель Иоанн Златоуст

Богатство одежд выставляет на вид ее (души) наготу

Если же самая нужда в одеянии есть стыд и срам и происходит от греха, то для чего ты увеличиваешь этот знак осуждения?

Чем более ты увеличиваешь изысканность (в одежде), тем становишься отвратительнее, удаляя от себя Бога.

Ленивой и беспечной душе свойственно удивляться разноцветному одеянию, с тонким искусством сделанному, душа же благородно мыслящая, чувствующая действительно истинное украшение, гнушается всякой нежной одежды, сильно желая более величественной, чем эта, неизысканной, более благоприличной, наиболее почтенной, почему предпочитает непорочность.

Употребление одежд пусть непрестанно напоминает нам о потерянных благах и о том наказании, которое постигло человеческий род за преслушание.

Роскошь тела обнаруживает глад души, богатство его одежд выставляет на вид ее наготу.

Богатые мужи, и богатые жены тем более бывают наги, чем более одеваются…

Многие женщины носят шелковые одежды и, поистине, обнажены от одежд добродетели! Таких пусть одевают мужья. Но они не принимают этих одежд <добродетели>, а хотят тех? Сделай сначала так: возбуди в них желание этих одежд, покажи, что они наги, беседуй о будущем Суде, скажи, что там нужны будут нам другие (одежды), а не те (шелковые)… Нагой во время стужи цепенеет, дрожит, стоит скорчившись и поджавши руки, а во время жары не делает этого… и богатые мужи, и богатые жены тем более бывают наги, чем более одеваются… Скажи мне: когда мы рассуждаем о геенне и тех мучениях, не больше ли цепенеют и дрожат эти, нежели те — нагие? Не вздыхают ли они тяжко и не осуждают ли самих себя? Когда они приходят к кому-нибудь и говорят: помолись обо мне, не то же ли самое говорят они, что и те? Впрочем, теперь, что бы мы ни говорили, эта нагота <души> не будет видна вполне; она будет видна там… Когда эти шелковые одежды и драгоценные камни погибнут и в одних только одеждах добродетели и порока мнятся все, когда бедные будут обличены великою славою, и богатые в наготе и безобразии будут влечены на мучения.

Доколе мы будем пристрастны к этому украшению? Будем одеваться славою Христовою, будем облекаться тою красотою, чтобы нам и здесь получить похвалу, и там сподобиться вечных благ.

Дьявол стоит, скрежеща зубами, всячески стараясь погубить тебя, а ты не перестаешь заниматься этими сатанинскими нарядами.

Святитель Григорий Палама

Та же <женщина>, которая не для покрытия и согревания тела употребляет одежду, а для показности и щеголяния изяществом и цветностию ее, не только бесплодие души обнаруживает пред смотрящими на нее, но покрывается и бесстыдством блудническим. Таковая и таковой <мужчина> да слышат Того, Кто сказал: се, иже мягкая носящии, в домех царских суть (Мф.11:8). Наше бо житие на небесех есть, говорит святой Павел (Флп.3:20). Не допустим же себя ради мягкости одежд с неба низринутыми быть в кровы <жилища> князя века сего.

Преподобный Максим Исповедник

Как от духа через разумное сочетание добродетелей одной с другою в душе делается одежда нетленная, коею облекшись, она является доброю и преславною, так от плоти через растление разных страстей, по сродству их одной с другой, производится для нее некая одежда нечистая и испачканная, являющая собою, какова душа, налагая на нее другой образ и подобие вместо Божественного.

Преподобный Ефрем Сирин

Изысканность одежды показывают, что обнажены мы от славы небесной

Внешний наряд дает знать, где сердце наше и ум наш: убранство и изысканность одежды показывают, что, думая о земном, обнажены мы от оной <небесной> славы.

Лучше носить ветхое и заботиться о душе в страхе Божием, нежели одеваться пышно и жить неблагочинно.

Не пышностью одежды обращай на себя взоры, но на добрых делах да просветится свет твой пред всеми, чтобы прославлялся Господь.

В день смерти радуются только праведные, которые в напутие себе приобрели дела праведные и имеют брачные одежды. Горе прелюбодею! Оскверняет он брачную одежду и со стыдом изгоняется из Царского Брачного Чертога.

Преподобный Исидор Пелусиот

Роскошь в одеждах — знак здешней изнеженности, а не горней светоносности.

Преподобный Никодим Святогорец

Посмотрим теперь повнимательнее и на одежду сию

Ты призван на пир жизни, уже готовый. Если уместно нам с тобой чем-либо в сем отношении похвалиться, то разве тем, как мы всем этим воспользовались. Это, когда есть в нас в силе, есть наша брачная одежда. Величаться ли ею? Не паче ли побаиваться надо, как бы богатый в милости Устроитель пира, пришедши, не сказал нам: видите, какой пир! А одежда-то у вас какова?!

Посмотрим же теперь повнимательнее и на одежду сию. Одежду души составляют преимущественно нравственно-религиозные расположения и чувства, укорененные в ней, а не одни дела. Но как те сокровенны, то редко бывают поводом к тщеславию и гордости; дела же, как видимые, лезут в глаза и будто невольно возбуждают делателя к любованию и самовосхвалению в себе, а свидетелей его дел — к похвалению его вовне, которые еще крепче укрепляют и глубже углубляют любование и трубление пред собой. Так вот, рассмотрим свои дела, есть ли в них и что есть, чем бы можно было беспрекословно похвалиться.

Священномученик Киприан Карфагенский

Непорочность должна являть себя одинаково во всем, и одежда тела не должна порочить добродетели души.

Преподобный Иоанн Кронштадтский

Не на одежду красивую засматривайся: она — тлен, а на одеяние нетленное души своей

Не на лицо телесное засматривайся, а смотри пристальнее внутренним оком на лицо души своей, каково оно: не обезобразили ли его страсти? истребляй это безобразие молитвою и слезным покаянием. Не на одежду красивую засматривайся: она — тлен, а на одеяние нетленное души своей, каково оно: не гнусно ли и нечисто по причине частых грехопадений тайных и явных, и стяжи одежду души в нетленной красоте кротости, смирения, целомудрия и чистоты, милосердия, правды.

Святой Макарий Великий

Если ты одел одежду брачную

Сам определи, подобна ли твоя душа целомудренной деве. Она так же должна носить Христа в себе, как и Мария, и как та — во чреве, так ты — в сердце; тогда ты сможешь с разумением петь и говорить: Через страх Твой, Господи, мы зачали во чреве, и мучились, и родили дух спасения (Ис.26:17,18). О том же Екклесиаст сказал: Как образуются кости во чреве беременной, таков и путь ветра, то есть духа (Еккл.11:5).

И если имеешь сокровище сие в глиняном своем сосуде (2Кор.4:6,7); если Повелевший из тьмы воссиять свету озарил твое сердце, просветив его познанием Евангелия; если мир Божий владычествует в сердце твоем неослабно (Кол.3:15); если в неустанном стремлении (Флп.3:12) ты достиг миpa с освящением (Евр.12:14); если во внутреннем твоем человеке поселился Христос (Еф.3:16,17); если Отец с единородным Сыном Своим сотворил обитель у тебя (Ин.14:23); если ты удостоился блаженства за чистоту сердца (Мф.5:8); если ты стал храм Божий, и Дух Его поселился в тебе (1Кор.3:16); если с полной верою имеешь сердце окропленным от порочной совести (Евр.10:22); если Бог мира тебя всесовершенно, и во всей целости твой дух и душа и тело без порока (Фес.5:23); если ты мудрая дева, имеющая светильник и масло в сосуде (Мф.25:4); если ты знаешь, что такое чресла выши препоясаны и светильники горящи (Лк.12:35); если ты одел одежду брачную (Мф.22:12); если все это ты узнал на опыте через действование в твоем сердце, — то сможешь достойно сочетаться с Небесным Женихом; если же нет, то хоть я и смолчу, камни возопиют (Лк.19:40).

Поэтому свидетельствую перед лицом Господа моего, достопоклоняемого Духа Святого, что как земная дева, если и получит залог, а сверх того залога еще и великие дары, и если станет госпожей над всем имуществом, но не будет иметь плотского общения, то она чужая нареченному ее мужу, — так и девствующая для Христа душа, если и получит залог через крещение (ибо крещение есть совершенный залог будущего наследия, Еф.1:14), а после крещения сразу получит великие дары Слова или истолкования, или исцеления, или какого иного дарования (1Кор.12:8—10), но не удостоится прикосновения нетленного Жениха, то остается ему чужой.

Ибо помазание радости (Евр.1:9) и брачная одежда (Мф.22:11,12) не из дарований познаются, но в самом усыновлении, в котором непреложная любовь. Имея залог крещения, ты имеешь талант совершенный, но, не добившись его приращения, останешься несовершенной! и хуже того, отнимется он у тебя (Мф.25:25—29). Поэтому не думай, что, раздав свое имение, ты уже чего-то достигла (1Кор.13:3). Если и слово имеешь, говоря языками человеческими и ангельскими (13:1), не возносись, ибо ты еще не приняла совершенства. Если даже дар истолкования имеешь, не успокаивайся. Если и всю веру ты приобрела, иди к любви (13:2), которая не допустит тебе пасть.

Ибо любовь никогда не перестает и, будучи непреложной, делает бесстрастными и непоколебимыми вожделеющих ее. Дарования домостроительством духовным даются по воле Божией, разделяющей каждому особо (12:11), даже младенчествующим и несовершенным; любовь же, как я сказал, делает удостоившихся ее бесстрастными и непоколебимыми, ибо она есть Бог, как мы знаем из собранных посланий (1Ин.4:8). Но всякая душа, в которой действуют грязные помыслы и лукавые рассуждения, не девствует ради Христа, ее соблазняет враг. Хотящая же в чистоте предстать Господу живет в святости сердца, как говорит водитель невесты-души: Я обучил вас единому Мужу, чтобы представить Христу чистою девою, но боюсь, чтобы, как змий хитростью прельстил Еву, так и ваши умы не повредились (2Кор.11:2,3). Но все, у кого умы повреждаются, пребывают в сообществе погибели диавола, а не в сообществе нетленности Спасителя: ибо какое общение у света с тьмою или какая совместимость храма Божия с идолами (2Кор.6:14—16).

Так что поверим Апостолу и услышим неложный смысл слов: Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал.2:20). Ибо в ком Христос не обитает, те, будучи мертвы, не восхваляют воистину Бога, поэтому у пророка сказано: Мертвые не восславят Тебя, Господи (Пс.113:25). Итак, да восцарит жизнь Иисусова в смертном теле нашем (2Кор.4:10; Рим.6:12); да приобретем в себе Духа Христова, чтобы принадлежать Ему, ибо если кто, — говорит Апостол, — Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим.8:9); да истребим совершенно народы внутри самих себя, скажем Господу: Рассыпь народы, желающие брани, Блесни молниею, и рассей их (Пс.67:31; 143:6). Ибо себя мы ускоряем, не израильтян, говоря: Не истребили народов, о которых сказал им Господь (Пс.105:34); себя мы укоряем, не идолов, что уши имеем и не слышим, глаза имеем и не видим (Пс.113:13,14), потому что нет Духа в нас.

Будем же молиться о том, чтобы просветились очи разума нашего (Еф.1:18) и мы узнали, что это такое: Открой мне очи, и увижу чудеса закона Твоего (Пс.118:18). Возопием от сердца: «Учитель!», чтобы прозреть нам (Мк.10:51). Прозревший, если и во плоти ходит, не по плоти воинствует (2Кор.10:3), потому что оружие воинствования его не плотское, но имеющее силу от Бога на разрушение твердынь, ниспровергающее замыслы и всякое превозношение, которое восстает против познания Божия (2Кор.10:3—5). Возденем чистые руки в молитве неослабной без гнева и сомнения (1Тим.2:8). Станем соплеменниками Господа, воссиявшего из колена Иудина (Евр.7:14). Будем иудеями внутренне, ибо не наружно иудей, но внутренне (Рим.2:28,29), — тот, кто всегда субботствует через упразднение суетных рассуждений и грязных помыслов и кто принял обрезание во внутреннем своем человеке. Обрежем поэтому нечистую крайнюю плоть сердца, отсекая неумеренность ума, которая есть жало смерти — грех (1Кор.15:56), посеянный врагом в непослушании.

Примем в сердца наши закон Духа Божия, который Он возвестил, говоря: Вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его (Иер.31:33); и у Давида; Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его (Пс.36:31). Прими, если не хочешь споткнуться, скрытый во внутреннем Божием закон, который через освящение приведет тебя к бесстрастию. Вот наше, скорее же — Божие дело, хранить ум в истине, речь же — в простоте. Удостоившись этого, будем молиться, чтобы иметь ум Христов (1Кор.2:16) и ходить в обновленной жизни (Рим.6:4), не являя одно в сердце, а другое во внешнем, ибо ненавистен у Бога ложный и обманчивый нрав. Недаром Господь ясно и отчетливо показал, что оскверняющее человека исходит изнутри, из сердца (Мк.7:15—23), а осуждая фарисея, вернее же — каждого из нас как слепого по внутреннему человеку и не видящего Божественных тайн, Он тоже говорит: Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши, чтобы была чиста и внешность (Мф.23:26).

Ведь старающийся о ясной чистоте того, что внутри, то есть всегда имеющий заботу об уме и о душе, конечно же, заодно омоет и внешнее. Об этом прошу: не будем довольствоваться внешними нравами и формами, сделаемся храмом Божиим чистым (1Кор.3:16), услышим увещевающего нас: Чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными (Фил.2:15), а непорочен тот, кто не совершает в сердце беззакония, не имеет пятна или порока или чего-либо подобного (Еф.5:27); кто знает, что это такое: Вся слава дщери Царя внутри (Пс.44:14), а не вовне; кто неложно говорит: Ты исполнил сердце мое веселием (Пс.4:8); кто ознаменован ликом Христа, вернее же — тот, в ком действует Христос и кто стремится прийти в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф.4:13); кто бежит славы у людей и добивается славы от Бога, действующей в чистом сердце; и как действует сияние славы видимого солнца на плотские очи, так действует слава Святого Духа на чистые по внутреннему человеку очи.

А человек, пытающийся оправдаться через достижения внешнего человека и суетные его силы, имеет ревность о Боге, но не по рассуждению (Рим.10:2): он уже должен бы быть учителем по времени, но снова нуждается в учении; ему пора удостоиться твердой пищи, но он снова требует молока (Евр.5:12—13); он начинал духовно, теперь же, оканчивает плотски (Гал.3:3). Пусть знает такой, что всю праведность внешнего человека пророк назвал тряпками женщины в ее месячных (Ис.64:6), а Апостол почитает за сор (Флп.3:8).

Нам же пусть будет даровано подчиниться праведности, совершающейся во внутреннем человеке, в котором утвердилась стопа Христова вместе с Его незапятнанным святилищем. Это трудно в глазах моих, — говорит пророк, — доколе не вошел я во святилище Божие (Пс.72:16,17). И свидетельство совести (2Кор.1:12) будет похвалою крестом Иисуса Христа (Гал.6:14), спасающего от тлена жизнь нашу и очищающего совесть нашу от мертвых дел (Евр.6:1), чтобы мы служили духом Божиим и не на плоть надеялись (Фил.3:3); чтобы мы знали, чему поклоняемся, согласно Сказавшему: Мы знаем, чему кланяемся (Ин.4:22). Всему этому есть Свидетель верный в небесах, ведь мы проповедуем перед Богом, во Христе (2Кор.2:17), ничего иного не имея на уме, кроме того, что хорошо благодатью укреплять сердца, и учениями различными и чуждыми не увлекаться (Евр.13:9).

Молимся, чтобы ты отрешился от славы у людей, которая, похоже, хитроумно и премудро строит козни, мешая тебе приобрести водительство Божией Силы, чтобы тебя не смущало презрение людей, и чтобы ты не прельстился снова самомнением. Пусть душа твоя сочетается с Христом, как сочетается с женихом невеста. Тайна сия велика есть; я говорю по отношению ко Христу и к непорочной душе (Еф.5:32). Ибо никто не будет записан в церкви первенцев на небесах (Евр.12:33), кроме непорочной души, и никто не увенчается, если незаконно будет подвизаться (2Тим.2:5).

Преподобный Никодим Святогорец

Рассмотри свои дела

Ты призван на пир жизни, уже готовый. Если уместно нам с тобой чем-либо в сем отношении похвалиться, то разве тем, как мы всем этим воспользовались. Это, когда есть в нас в силе, есть наша брачная одежда. Величаться ли ею? Не паче ли побаиваться надо, как бы богатый в милости Устроитель пира, пришедши, не сказал нам: видите, какой пир! А одежда-то у вас какова?!

Посмотрим же теперь повнимательнее и на одежду сию. Одежду души составляют преимущественно нравственно-религиозные расположения и чувства, укорененные в ней, а не одни дела. Но как те сокровенны, то редко бывают поводом к тщеславию и гордости; дела же, как видимые, лезут в глаза и будто невольно возбуждают делателя к любованию и самовосхвалению в себе, а свидетелей его дел — к похвалению его вовне, которые еще крепче укрепляют и глубже углубляют любование и трубление пред собой. Так вот, рассмотрим свои дела, есть ли в них и что есть, чем бы можно было беспрекословно похвалиться.

Авва Евагрий Понтийский

Брачное одеяние есть бесстрастие разумной души

Нечистые помыслы, закосневая в нас по причине страстей, низводят ум во всегубительство и пагубу. Ибо, как помысл о хлебе закосневает в алчущем по причине алчбы и помысл о воде в жаждущем по причине жажды, так и помысл о деньгах и других стяжаниях закосневает по причине любоимания, и срамные помыслы по причине страсти похотной. Таким же образом объясняется и закосневание наше на помыслах тщеславия и других каких. Невозможно, чтобы ум, погружаемый и утопающий в таких помыслах, предстал пред Богом и украсился венцом правды. Этими помыслами расхищен был треокаянный оный ум, который, по притче евангельской, отказался от вечери Боговедения (Лк.14:17,18). Равным образом и тот, связанный по рукам и ногам и вверженный во тьму кромешную, из этих помыслов имел сотканную одежду, которую Звавший признал недостойною такой брачной вечери. Брачное одеяние есть бесстрастие разумной души, отвергшейся мирских похотей.

Инок Никодим

Заповеди — одежды Любви Божией

Заповеди — это животворящая духовная одежда Любви Божией, и кто не будет их исполнять, тот не получит брачной одежды, а без нее невозможно войти в Царский Брачный Чертог. Это и есть тот самый узкий путь и тесны врата ведущие в жизнь…, которыми только и можно перейти из сей сени смертныя в жизнь вечную. Аминь

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я