О символах в классической музыке мало кто знает, но, зная их, можно не только наслаждаться красотой мелодий, но и разгадывать смысл услышанного. А вот о том, как его обнаружить и пережить ни с чем не сравнимую радость открытия нового; как понять: о чём рассказывает классическая музыка, и повествует эта книга.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Послания через века, или Как разгадать кроссворд в нотах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
«Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь — мелодия…»
Вступление
Одно из самых лучших творений человечества — классическая музыка. Вы когда-нибудь задумывались: как можно слушать классическую музыку?
«Просто слушать и получать удовольствие от звуков» — ответите Вы и отчасти окажитесь правы, но только отчасти. Получать наслаждение от красивых мелодий — это одна возможность слушать классическую музыку, но если при этом Вы понимаете, о чем повествуют эти красивые мелодии, — это ни с чем не сравнимое интеллектуальное наслаждение.
Предвижу, что оппоненты встанут стройными рядами и наперебой загалдят, что музыка — это не слова, а звуки и что выражают они эмоции, а не мысли и что всё, что я вижу в музыке, — это мои и только мои фантазии.
Это справедливо ровно на половину: как известно, существует программная музыка, где программа оговорена самим композитором. Таковы классические примеры «Фантастической симфонии» Берлиоза (который, кстати, и явился основоположником программного симфонизма) или «Шехерезады» Римского-Корсакова, или множества других программных произведений, где композитор звуками изображает конкретное событие или явление: например, волнение моря в «Шехерезаде» или кукование кукушки в пьесе «Кукушка» Дакена. Это не просто красивые звуки, а красивые звуки, изображающие конкретику.
И существуют два вида непрограммной музыки:
Первый вид — это музыка, в которой главное — эмоции, определенное настроение, где существуют мои и только мои (Ваши, чьи-то) фантазии: например, знаменитый Ноктюрн Es-dur op.15, № 2 Шопена, для меня это рафинированный аристократизм, непререкаемая красота. Или Вариации на тему Корелли Рахманинова — я в них слышу рассуждения о душе, о силе и торжестве греха… Или в «Крейслериане» Шумана — целые озера счастья. Но я понимаю, что это мои фантазии на эту гениальную музыку и не собираюсь их никому навязывать.
Второй вид непрограммной музыки — где композитор не дал программу произведения в словах, но оставил музыкальные символы, и по ним, как по вехам можно понять, о чём он хотел рассказать звуками. Это как древние письмена и разгадать этот Розеттский камень и есть самое увлекательное занятие.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Послания через века, или Как разгадать кроссворд в нотах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других