Книга раскрывает концепцию развивающего обучения "Музыка через движение", использующую технологии здоровьесбережения, игры, коммуникативности, рефлексии. Содержит описание системы музыкальных игр и упражнений с гиперссылками видеопримеров – фрагментов "живых" занятий с детьми. Способствует гармоничному развитию ребёнка средствами музыки периода дошкольного – младшего школьного возраста. Изложена доступным языком, адресована широкой аудитории. Для специалистов представлены методические разработки и рекомендации, большое количество дидактического материала.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги ФА-СОЛЬКА. Учебно-методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 1. Здоровьесбережение. Развитие.
Введение
При большой наполняемости классов в современной муниципальной школе очень трудно обеспечить успешное выполнение учебных задач, не ограничивая естественную для младших школьников подвижность. Умение маленького ребёнка контролировать своё поведение поощряется и является показателем становления ученика, но взрослые не должны забывать о том, что дети очень устают от неподвижности. Часто то, что для взрослых прилично и естественно, для детей просто мучительно. Когда дети вынуждены ограничивать проявление естественной для них физической реакции восприятия, это ущемляет развитие эмоциональной сферы, подавляет психику ребёнка, тем самым тормозя развитие творческих способностей, в худших случаях приводя к разочарованию и потере интереса к предмету и процессу обучения.
Наличие физического здоровья следует рассматривать также как фактор укрепления и защиты нервной системы от стрессов. Отсутствие традиционных опросов учащихся в данных программах наряду с формированием устойчивого интереса к предмету и развитием личной мотивации к обучению также являются, несомненно, здоровьесберегающим фактором. Возможность проявить себя в совместном обсуждении имеет каждый ученик, что также создаёт благоприятный фон для развития умственной деятельности и снимает чувство повышенной тревожности, которому подвержены многие, особенно ответственные, дети.
Говоря о здоровьесберегающей технологии данных программ, нельзя не упомянуть о дыхательных упражнениях, которые не только формируют непосредственно певческое дыхание, но и способствуют навыку управления своим дыханием, а, значит, и управлению состоянием.
Каждому изучаемому музыкальному явлению найдено обоснованное физическое действие, абсолютно понятное детям. Подобный способ изучения нового предмета не может вызывать напряжение и тревогу, а обеспечивает полное его понимание и усвоение, доставляя при этом массу удовольствия и укрепляя психофизическое здоровье ребёнка. Несмотря на то, что занятия рассчитаны на содержательную работу, игровая форма позволяет избежать усталости, потому что любой ребенок предпочитает играть весь день. Занятия проходят в хорошем темпе, с большой эмоциональной отдачей, создают прекрасное настроение не только детям, но и педагогу, дают заряд бодрости.
Раздел 1. Коммуникативные совместные действия.
Введение
Организация коммуникативности как необходимой потребности является главной задачей первого года занятий, т.к. именно совместные действия обеспечивают успешное осуществление учебной задачи, которую дети решают в процессе игры.
В классе, при отсутствии парт и стульев, где дети располагаются на большом ковре, принимая удобные позы, создаётся свободная и дружелюбная обстановка. Начинается занятие с приветствия, которое на все последующие годы общения становится своеобразным ритуалом.
Встреча (видеопример)
Учитель и дети касаются ладонями друг друга, создаётся особая доверительная атмосфера между учителем и учениками. Они вступают в отношения партнёрства, т.к. задача учителя — не учить детей, а создать такую учебную ситуацию, в которой дети учат себя сами, ведь это необходимое условие развития личности и формирования учебной мотивации.
В основе развития музыкальной практики лежит принцип музицирования в ансамбле, т.е. коллективного музицирования. Коллективные формы музицирования позволяют выявить во всех тонкостях особенности музыки. В то же время лишь в условиях совместных действий, общения ребенок может реализовать себя как самостоятельную личность.
Оборудование: Для проведения занятий нужна большая комната без столов и стульев с мягким покрытием во всю комнату, большие лёгкие мячи, гимнастический (металлический) обруч, гимнастические палки, большая (5-6 метров) веревка-прыгалка.
Коммуникативные совместные действия
Прощание (видеопример)
После нескольких первых занятий, когда дети немного привыкнут к нему и начнут испытывать чувство доверия, учитель может попрощаться с детьми следующим образом: посмотреть друг другу в глаза и, протягивая навстречу друг другу ладони, слегка ими коснуться. Если ребёнок робеет и прячет руки за спину, учитель прощается с другими детьми. Робкий ребенок предпочитает сначала наблюдать за всей процедурой, затем он сам подойдёт попрощаться.
Встреча (видеопример)
Так же, как и прощается в конце каждого занятия, теперь педагог здоровается с каждым ребёнком, соприкасаясь ладошками, в начале каждого занятия. На все годы их общения это становится своеобразным ритуалом.
Игры с мячом
Общение. Мяч-улыбка
Выстроив круг, дети выполняют упражнение с мячом. Ребёнок поворачивается к соседу справа. Оба должны сначала:
посмотреть друг другу в глаза,
улыбнуться,
передать мяч.
Ребёнок, получивший мяч, в той же последовательности передаёт мяч следующему, и так упражнение выполняется по кругу.
После того, как будет пройден весь круг, предложить детям отправить мяч в другую сторону.
Знакомство. Как тебя зовут?
1 способ:
Ребёнок, глядя в глаза сидящему через круг от него партнёру и улыбнувшись ему (достаточно показать зубы), посылает (катит) мяч в его сторону и спрашивает: «Как тебя зовут?». Получивший мяч называет своё имя. Все четко и ритмично повторяют. Например: «Та-ня, Та-неч-ка» и, не останавливаясь, хлопают в ладоши получившийся ритм. Получивший мяч ребёнок смотрит в глаза новому партнёру и, улыбнувшись ему, посылает мяч в его сторону. Выбор партнера произвольный, мяч не посылается только соседу. Если ребёнок не принимает упражнение, вместо него упражнение выполняет другой ученик или учитель.
2 способ:
Как тебя зовут? (видеопример)
Включаем «счёт» туловищем (ритмично покачиваясь из стороны в сторону в положении сидя по-турецки). Мяч передаётся по кругу соседу, первый раз каждый ребёнок, у которого в руках мяч, чётко называет своё имя, все дети его повторяют именно так, как представился ребёнок. Стараться выполнять упражнение без пауз. Второй раз мяч передаётся по кругу, а все дети называют имя того человека, у которого в руках мяч, а сам он молчит (учитель тоже может поиграть с детьми, так они быстрее запомнят его имя). Если у кого-то имя состоит из 3 слогов, то постепенно, исполняя «счёт» туловищем, дети начинают произносить все имена в двудольном метре.
3 способ:
Твоё имя — "пингвинить"(видеопример)
То же, что и в способе 2, но выполнять стоя, покачиваясь на прямых ногах из стороны в сторону, «как пингвины».
Непрерывность (ноты)
Непрерывность (видеопример)
Построив круг, сесть на колени.
Дети по очереди катят один мяч.
Упражнение с мячом выполняется под музыкальное сопровождение. Любая остановка в музыке является сигналом для изменения направления движения мяча.
Футбол. Передача мяча ногами
1 часть. Построив круг, все садятся на ковёр, вытянув ноги в центр круга. Мячи (постепенно) вбрасываются в круг, и все весело толкают их ногами. Мячи нельзя трогать руками. В этом упражнении дети лучше чувствуют друг друга, приобретая опыт общения в неудобных, тесных условиях.
2 часть. Плавно передавать ногами мячи по кругу.
Сладкий апельсин (ноты)
Сладкий апельсин (с мячом) (видеопример)
Построив круг, все садятся на ковёр, у каждого ребёнка в руках мяч. Напевая мелодию «Сладкий апельсин» (первая часть), катить мячи по кругу непрерывным потоком. Во второй части медленно поднимать и опускать мячи, согласно звуковысотной и метрической организации мелодии.
Сладкий апельсин (с обручем) (видеопример)
Так же можно исполнять упражнение с гимнастическим обручем. Перебирая пальчиками, дети поворачивают обруч в одну или другую сторону. Учитель играет вместе с детьми, призывая их двигать обруч нежно, плавно, без резких движений. Во второй части все вместе поднимают и опускают обруч, направление движения соответствует движению мелодической линии. Дети напевают мелодию во время исполнения.
Ролевые песни — игры
Сорока, сорока (видеопример)
Дети, разделившись на пары и исполняя роль «мамы» и «ребенка», ритмично наговаривая (а потом и напевая) текст, выполняют круговые движения указательным пальцем по часовой стрелке на ладошке «ребенка» (прием «эхо»).
Нет, нет, я сама!
Прежде чем спеть песенку и сыграть её на инструментах, следует предварительно освоить материал; определить из чего он будет состоять и какое состояние будет характерным.
Способ 1:
— Наша Татьянка большая капризуля, — заявляет учитель и предлагает детям куклу Татьянку, чтобы они показали, как она капризничает. Каждый ребёнок станет показывать капризы, исходя из своего опыта. Это обстоятельство может некоторых детей смутить. Ребенок, взяв куклу, может выполнять капризы сам. Кукла при этом остаётся без движения. Учителю следует подсказать, что капризничать нужно кукле, а ученику следует ее озвучивать и соответственно манипулировать.
Показать, как Татьянка умывается, причесывается, как её кормят, как она гуляет и т.д. На каждое предложение Татьянка капризничает: «Нет. Нет. Я сама!». Постепенно дети приходят к диалогу:
Один — Давай будем одеваться…
Все — Нет, нет. Я сама!
Один — Пойдём, будем умываться…
Все — Нет, нет. Я сама! Я сама
Один — Ну, идём, хоть причешу я…
Все — Нет, нет. Я сама!
Один — Ну, давай хоть накормлю я…
Все — Нет, нет. Я сама!
Способ 2:
Учитель поёт первые два такта, вторые два такта поют ученики. Манипуляции с куклой продолжаются.
Как только дети смогут заменить учителя, после исполнения каждой строки Татьянку передают следующему ученику. И так — по кругу. Желательно, чтобы дети каждый раз придумывали в этом диалоге новый текст, даже в том случае, если они окажутся недостаточно ритмизованными.
Люди работают (ноты)
Люди работают (видеопример)
Освоение песни начинается с показа того, как дети умеют копать землю, как могут лениво потянуться, четко ходить, быстро бегать на одном месте, назидательно грозить пальчиком.
Песня осваивается приёмом «эхо».
Дети постарше после знакомства с песней по содержанию определяют, сколько групп исполнителей.
Дети делятся на две группы и располагаются напротив друг друга.
На следующем этапе дети исполняют песню двумя группами («работники» и «лентяи»).
После первого исполнения группы под звон колокольчика быстро меняются местами и, соответственно, ролями. Возможные столкновения фиксируются поднятием вверх руки.
Песня — игра исполняется несколько раз по желанию детей.
Шпевай-мо (видеопример)
Выстроив круг, все садятся на колени и кладут руки на плечи друг другу. Если малыш не желает касаться чужих для него людей, учитель может сесть рядом с ним и выполнить упражнение.
Первое предложение: все поют и раскачиваются из стороны в сторону в такт музыке;
Второе предложение: со слов «Ой, ля, калина…» исполнять во время пения четвертями «шлёп — хлоп — щёлк» на «собственных инструментах». На слове «бэмс» все ударяют по ковру кулачками.
Если дети постарше, нужно добавлять с каждым новым кругом исполнения по одному «ку-ку» и задать вопрос детям — что меняется. Можно поручить роль ведущего ребёнку (ему следует, исполняя свою роль, в процессе пения внутренне считать количество исполняемых «ку-ку»). Очень нелегко. Но и очень интересно.
Танцы
дети исполняют вместе. В этих танцах отсутствуют традиционно сложившиеся танцевальные движения, классические «па». Включения тела в музыку осуществляется на основе свободной импровизации. Дети общаются тактильно, испытывают огромное удовольствие, учась выражать настроение танца в мимике лица, в жесте, выразительном движении глаз и всего тела.
Танец с платочками (ноты)
Танец с платочками (видеопример)
Такой способ построения танцев рассчитан также на то, чтобы навыки сценического, (внешнего) поведения детей нашли бы свое продолжение в обычном общении в быту, чтобы они могли более выразительно проявлять себя в обыденной жизни, владели бы выразительными жестами, подвижной мимикой лица, гармоничными движениями, могли бы передавать своё настроение и эмоциональное состояние в кругу своих друзей. В этих разнообразных по движению и характеру танцах ученики вычленяют устным (позже письменным) способом характерные ритмические мотивы, учатся ориентироваться в музыкальном построении, разнообразных темпах, настроениях.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги ФА-СОЛЬКА. Учебно-методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других