В профессию приходят разные люди. Одни четко понимают, как будут давать материал, не боятся выступать перед аудиторией. Другие, и их большинство, открывают новую для себя сферу деятельности осторожно, «наощупь», накапливая информацию, преодолевая страх, набираясь опыта. Это пособие именно для таких новичков. Его основу составляет авторский лекционный материал курсов «Методика ведения обзорной экскурсии» и «Техника и культура речи» для начинающих экскурсоводов г. Москвы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методика экскурсоведения. Для чайников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ
ПО СОДЕРЖАНИЮ
1. многотемные (многоплановые)
Традиционно автобусная обзорная экскурсия относится к многотемным.
Здесь даются события «крупным планом», деталей гораздо меньше, чем на тематических экскурсиях. Очень важно в такой экскурсии не перегрузить туриста, экскурсионные темы связать в единый интересный рассказ, чтобы не возникло ощущение «рваности» материала.
2. однотемные (тематические)
Такая экскурсия раскрывает одну тему. В ее основе могут лежать несколько событий, связанных между собой. По своему содержанию однотемные (тематические) экскурсии могут быть:
— Историческими (археологическими, этнографическими, военно—историческими и т.д.)
— Производственными (производственно-историческими, производственно-техническими и т.д.)
— Литературными (по следам произведений, биографии писателей и поэтов и т.д.)
— Архитектурными (градостроительство, стили, творчество определенного архитектора и т.д.)
— Театральными.
Перечислить все темы невозможно, они разнообразны, как и сама Москва.
ПО СОСТАВУ И КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ
1. по количеству:
От 1 человека (индивидуальная экскурсия) до максимально возможного количества человек в большом экскурсионном автобусе.
2. по составу:
а. местное население и экскурсанты из других городов
Сложности в работе у начинающих экскурсоводов могут возникнуть в любой из групп. Коренные жители, например, часто очень хорошо знают те места, по которым проходит ваш маршрут. И, желая узнать еще больше, могут задавать достаточно глубокие, серьезные вопросы.
б. возраст участников
Традиционно одной из самых сложных групп считаются подростки. Тут никуда не денешься — физиология. Плюс современное «клиповое» восприятие реальности. Как можно затронуть сердечко юного экскурсанта рассказами о Великой Отечественно войне, о тех потерях, которые понесла наша страна, когда он в компьютерных играх сотнями уничтожает своих противников? Вот тут-то во всей красе талант экскурсовода и проявляется.
Старшая возрастная группа тоже имеет свои особенности. Часто это люди маломобильные. Им надо отдыхать. А вам так хочется рассказать все, что вы знаете! Конфликт интересов на лицо. И начинающему экскурсоводу надо будет привыкнуть ходить медленно, останавливаться у скамеечек, сокращать маршрут, если группа устала.
3. по месту проведения:
а. городские. Сюда относятся как пешеходные, так и автобусные (например, такая знакомая вам «Москва — столица России»), загородные, музейные, производственные.
б. Кроме того, существуют экскурсии комплексные. Они сочетают в себе элементы нескольких экскурсий, например, загородную и музейную). Не всегда «Обзорка» идет в чистом виде. Часто вы ведете экскурсию, заезжаете в музей, а потом продолжаете обзорную экскурсию.
Или возьмем загородную экскурсию. Кроме проезда по городу, вы с туристами заезжаете в кремль, музеи, на предприятия. Так, например, часто по дороге в Суздаль делают заезд на фабрику по изготовлению керамики (называть не буду, чтобы не посчитали за рекламу).
Это пример экскурсии комплексной.
4. по способу передвижения:
Это экскурсии пешеходные и с использованием различных видов транспорта. В настоящее время существует огромное разнообразие предлагаемых вариантов. На личном автотранспорте (индивидуальная экскурсия), на автобусе, ретро-поезд, теплоходики, вертолеты, велосипеды, ролики, лыжи и т. д.
5. по продолжительности:
От 45 минут до суток. Об этом вы уже знаете.
6. по форме проведения:
Классическая (обычная экскурсия), квест, с использованием элементов интерактива, театрализованная, с использованием современных способов видеосвязи и т. д.
* * *
Как вы уже поняли, любая экскурсия обязательно имеет определенную ТЕМУ.
Тема раскрывается при помощи экскурсионных объектов, которые необходимо правильно показать туристу. Такая методика показа существует. Называется она:
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методика экскурсоведения. Для чайников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других