Волшебные сказки о чудесах общения. Учим младших школьников искусству речи

Ирина Ивановна Шарова

Уважаемые взрослые! Книга знакомит ваших детей с волшебным миром. В нем красивая и грамотная речь помогает сделать жизнь героев лучше. Вместе с героями сказок можно выбраться из трудных ситуаций или отправиться в город «без названия». Интересного вам путешествия!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Волшебные сказки о чудесах общения. Учим младших школьников искусству речи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Ирина Ивановна Шарова, 2021

ISBN 978-5-0055-5714-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Уважаемые взрослые! Вы хотите узнать, о чем эта книга?

Это волшебные сказки о правилах речи и вежливого поведения.

Вместо вступления

Живет на свете маленькая девочка Машенька. Ее мама — школьная учительница. Много лет она учит ребятишек правильно и красиво говорить и писать, и, конечно, Машеньку интересует все, что связано с маминой работой.

— Мама! А ты все слова знаешь?

Мама улыбнулась:

— Это невозможно — знать все слова.

— Мама! Скажи, пожалуйста, а сколько слов в русском языке?

— Точно тебе это никто не скажет. Я расскажу тебе про то, что одни слова из языка «уходят», а другие «приходят», поэтому точного количества слов никто не знает. Слова хранятся в специальных книгах — словарях. Одно из последних изданий такого «Толкового словаря современного русского языка» состоит из семнадцати толстых томов.

— А сколько слов знает человек?

— По-разному. Малыши в колясках на первых порах совсем не умеют говорить. Потом у них начинает получаться «мама, папа, дай!». Ребенок, который идет в детский сад, знает уже довольно много новых слов. Еще больше знает школьник и студент. А образованный грамотный человек знает много новых слов и успешно владеет ими.

— Мама, а муха «жужжит» или «гудит»?

— Ой, целое стадо капелек на стекле!

Мама поправляет:

— «Стадо» говорят о животных.

— Мама, помоги мне убраться! — это о разбросанных игрушках.

Мама терпеливо объясняет, что правильным в этом случае будет слово «убрать», а правильно сказать — «убрать игрушки».

Прочитав сказку Пушкина о Золотой Рыбке, Машенька смеется над словом «разбранила».

— Мама, ты так много знаешь!..

— Я серьезно училась и много читала.

— А меня научишь правильно говорить?

— С удовольствием.

И мама стала придумывать небольшие сказки, вместе с героями, которых Машенька стала учиться правильно говорить, а еще грамотно рассуждать и правильно себя вести.

Как Мишутку говорить учили.

Однажды Мишутка ввалился в читальный зал библиотеки. Библиотекарь была занята с кем-то из читателей и не сразу подняла голову.

— Здравствуйте! — громко прорычал он. — Дайте мне про мед почитать! Все сидевшие за столиками читатели подняли головы. Кто-то недовольно поморщился, кто-то с удивлением посмотрел на такого невоспитанного зверя.

— Сразу видно, настоящий медведь, кричит и рычит, как в лесу! — послышалось за спиной ехидное замечание. Он обернулся, хотел посмотреть, кто это за его спиной смеет так высказываться, но все дружно опустили головы и, хихикая, уставились в свои книги.

— Они правы: говори тише в общественных местах — в библиотеке, в магазине, в театре… Там, где ты не один. Конечно, если вокруг тихо, — заметила Белка-библиотекарь. — Слушаю тебя, малыш. Теперь я могу оказать тебе необходимую помощь.

— Извините, — смутился Мишутка. — Мне нужны книги о меде. Папа собирается открыть новую пасеку и послал меня в библиотеку.

— Подожди, пожалуйста, — сказала Белка и отправилась в книгохранилище.

Через некоторое время Мишутка читал книги о пчеловодстве и был совершенно увлечен ими, как услышал над своей головой:

— Здравствуйте!

Это было настолько неожиданно, что он оторвал глаза от книги и растерялся. В библиотеку пришел Волчонок и попросил книги о рыбалке.

Мишутка представил себе, что он также невоспитанно и шумно себя громко вел, и ему стало стыдно… Он дочитал то, о чем просил узнать папа, сложил книги в аккуратную стопку, сдал библиотекарю и вышел на улицу.

Он брел по дороге и думал о новых способах построения ульев, как вдруг его нагнал рейсовый автобус. Шофер Енот помахал ему лапой из окна:

— Привет! Садись! Куда тебе ехать?

Мишутка засомневался, а не будут ли над ним смеяться, если он еще раз что-нибудь громко скажет… И сказал тихонечко:

— Я к папе, на новую пасеку…

— Что? — спросил Енот из окна. — Я ничего не слышу!

— К папе я, на новую пасеку…

— У тебя что, горло болит? Садись скорее, скажешь мне на ухо!

Мишка залез в автобус и сказал остановку, на которой ему нужно было выходить.

— Громче надо говорить, а то мотор работает, не слышно… В следующий раз учти это…

— Хорошо!

До пасеки оставалось, как говорится, лапой подать…

— Мама! Папа! Вот он я! — закричал Мишутка и радостно побежал к маме.

Он рассказал папе о том, что прочитал в библиотеке о меде, а маме о том, какие замечания ему сделали. Мама внимательно его выслушала и посоветовала ни на кого не обижаться, а учиться правильно себя вести.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Волшебные сказки о чудесах общения. Учим младших школьников искусству речи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я