Книга «Причины Чайлдфри. Гид по психоаналитическим теориям» представляет собой исследование актуального явления в современном обществе — отказа от деторождения среди фертильных женщин и, в меньшей степени, мужчин. В книге переосмысливаются психоаналитические теории, приводятся практические примеры из работ Зигмунда Фрейда и его последователей в рамках изучения этого феномена, знаковые статьи и исследования представителей французской и англо-саксонских психоаналитических школ, а также современных психоаналитиков.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Причины Чайлдфри. Гид по психоаналитическим теориям» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1
Понятие «чайлдфри». Теоретический анализ
На данный момент существует несколько терминов, определяющих бездетных людей:
— «чайлдлесс»/childless (бездетные) — это люди, которые хотят, но не могут иметь детей по причине бесплодия. Они не имеют отношения к чайлдфри, поскольку их бездетность не является добровольной и обусловлена не зависящими от них медицинскими причинами.
— «чайлдфри»/childfree (свободные от детей) — добровольная осознанная бездетность; отказ иметь детей по идейным соображениям, а также сами люди, отказавшиеся рождать детей.
«чайлдхейт»/childhate (детоненавистники) — люди, которые ненавидят детей. Чаще всего существуют внутри «чайлдфри»-сообществ, и их можно считать радикальным проявлением.[3]
Термин childfree появился в 70-х годах XX века. Его ввела в общественное пространство как противопоставление слову childless Национальная организация для не-родителей США.[4] Женщины, борющиеся за свои права и равенство с мужчинами, посчитали оскорбительным называть женщин, не имеющих детей, «чайлдлесс», то есть бездетными, и решили подобрать более подходящее слово, чтобы подчеркнуть их независимость, выбрав для них определение «чайлдфри». Родоначальницами движения и основательницами организации были феминистки Эллен Пек и Ширли Радл. Они провозгласили 1 августа днем Неродителей. Женщины так объясняли свою деятельность: «В начале 70-х годов тридцатилетняя женщина, не имеющая детей, воспринималась как неполноценная. Оправданием ее бездетности люди считали плохое здоровье, нетрадиционную сексуальную ориентацию, психические заболевания, злоупотребление алкоголем или наркотиками. Никому и в голову не приходило, что женщина не имеет детей по одной простой причине — у нее нет желания».
Популярность термин приобрел в 1990-е, когда Лесли Лафэйетт сформировала одну из первых современных групп «чайлдфри» The Childfree Network («Сеть для свободных от детей»). Именно тогда сторонники движения объединились и дали толчок развитию этого течения. Сегодня в США насчитывается уже больше 40 организаций childfree.[5]
Возможность осознанно выбрать бездетность появилась во многом благодаря произошедшей сексуальной революции и выпуском надежных средств контрацепции. Но все же говорить, что сторонники «чайлдфри» появились только после 60-х годов прошлого века, не совсем верно. Исключения встречались и раньше: правда, те, кто хотел отказаться от детей, были вынуждены отказываться и от секса — например, женщины могли постричься в монахини или вовсе не выходить замуж, оставаясь «старыми девами». Иные шли на жесткие меры, вплоть до детоубийства.
Развитие контрацепции помогло разделить сексуальность и деторождение. Материнство стало правом, а не обязанностью, женщины получили возможность самостоятельно распоряжаться своим телом, а давление извне начало ослабевать. В 60-х годах благодаря большей свободе партнерских отношений возник и новый тип семьи. В послевоенные годы семьи строились вокруг детей: ради них родители были готовы сохранять брак даже при негативных факторах супружества или отказываться от карьеры. Но в следующем десятилетии фокус сместился на родителей и их потребности: люди получили большую свободу выбора, начали тратить силы и средства в большей степени на реализацию своих интересов или совмещать их с воспитанием детей.
Во многом идеи первых «чайлдфри» были тесно связаны и с феминизмом. Рождение ребенка всегда считалось не просто долгом, но еще и «естественным» желанием любой женщины, а материнский инстинкт — присущим каждой по умолчанию. Феминизм второй волны не обошел этот вопрос стороной: тяжелое положение женщины связывали со способностью к деторождению — она оказывалась заложницей физиологии. Например, придерживавшаяся радикальных взглядов Суламифь Файерстоун считала, что функция деторождения должна стать основой феминистской революции — женщины должны были захватить контроль над воспроизводством.[6] Феминистка Адриенна Рич написала книгу «Рожденные женщиной», в которой констатировала: институт материнства объясняется не женской природой или предназначением, а сложно сконструированными ожиданиями социума.[7]
Растущая политизация и внимание СМИ к новому явлению привели к возникновению второй волны организаций «чайлдфри», являющихся политическими во всех отношениях. Хотя множество попыток создать группы предпринимались в США, первой подобной группой явилась британская организация, известная как Kidding Aside.[8] Становясь все более «громким» и организованным, движение «чайлдфри» однако пока еще имеет незначительный политический вес и борется в основном за то, чтобы его серьезно воспринимали. «Согласно исследованиям американского Национального Центра Статистики Здравоохранения, ежегодно увеличивается процент женщин, сознательно не желающих иметь детей: на сегодняшний день до 25 %. Доктор Дэвид Фут из Университета Торонто пришел к выводу, что образование женщины в наибольшей мере предопределяет фертильность: чем оно выше, тем меньше вероятность иметь детей».[9]
В Америке «чайлдфри» — устоявшееся явление. Там сознательно бездетные как социально-демографическая категория появились задолго до возникновения названия «чайлдфри». Уже в 1980 году канадский социолог Джин Виверс выпустила книгу Childless by Choice («Бездетные по собственному выбору»). Виверс составила самую распространенную и популярную на данный момент классификацию «чайлдфри», разделив их на «реджекторов» и «аффексьонадо». Первые обосновывают свое нежелание иметь детей отвращением к процессу деторождения и/или детям, вторые — привлекательностью жизни без детей.[10]
Большинство российских женщин следуют традиционной социальной модели поведения. Но количество добровольно отказывающихся от рождения детей, увеличивается. Немаловажен и тот факт, что решение отказаться от рождения детей в браке так же поддерживается мужчинами.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Причины Чайлдфри. Гид по психоаналитическим теориям» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других