Этот сборник записей, воспоминаний моего отца, инженер-капитана 1 ранга Амплеева Константина Алексеевича, можно было назвать просто – «Разбирая архив отца», что вполне соответствует тому, что мне удалось найти, прочитать, составить. Но подумав и перебрав все возможные варианты, я назвала его «Чёрное море моё» – это строчка из его самой любимой песни и она, действительно, отражает весь смысл его жизни, посвящённой службе в Военно-Морском Флоте, его любви к Чёрному морю, к Севастополю. Все эти записи были написаны им в разные периоды его жизни: Судовой журнал (который он вёл почти всю войну), Автобиография (написанная многократно для отдела кадров тех организаций, в которых он служил), просто записи в школьных тетрадках, и воспоминания на отдельных листках, и единственный законченный очерк, который он при жизни подготовил к печати и собирался опубликовать – это «Девятый боевой поход Щ-202».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чёрное море моё предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Прибытие на службу в Севастополь
Раннее июльское утро в Крыму. Отдохнувшие после ночной прохлады земля, деревья и трава издают какой-то особенно ободряющий запах. Всё пробуждается, всё живущее радо и приветствует наступающий день под южным солнечным небом. Лёгкий бризовый ветерок пьянит, и каждый вздох вливает новые силы.
Паровоз пассажирского поезда гудками, перекатывающимся многократным эхом в горах, возвещает о приближении к станции. Поезд ритмично отбивая колёсами стыки рельс катит вдоль извилистой бухты. На рейде стоят крупные военные корабли, привлекая внимание глаз строгостью линий контура. Около пирсов и причалов стоят более мелкие корабли, сгруппированные по классам. Вдали виднеются просторы Чёрного моря. На противоположном берегу бухты открывается город, расположенный амфитеатром на склонах гор.
Вот и Севастополь с его стройными, высокими кипарисами у вокзала, аллеями белой акации на улицах и зарослями миндаля на склонах гор. Да, это Севастополь, столица Черноморского флота, прославивший в веках геройство русского флота. Здесь растили, закаляли в боях и учёбе чувства любви и ответственности перед родиной, отечеством матросов и офицеров русского флота, такие великие флотоводцы как Нахимов, Ушаков, Сенявин.
Озарённый утренним солнцем город заставляет вспоминать и напрячь свои знания о городе Славы. Под влиянием таких впечатлений я вышел с женой из вагона на перрон станции Севастополь. Здесь, только что окончив инженерное училище, я должен начать свою морскую службу. Назначение уже было на одну из подводных лодок типа «Декабрист» в качестве командира группы движения.
Освободившись от багажа в камере хранения, полные сил, бодрости и утренней свежести, мы пошли по улицам. Город только что просыпался. Привокзальный базар заполнялся ранними продавцами и покупателями. Ряды молочных, фруктовых и овощных продуктов заполняли этот базар. Улицы подметались. Прошли первые трамваи, звонко позванивая звонками. Мы шли и рассуждали об историческом значении этого города. Каждому хотелось высказать больше другого из прочитанного о прошлом героического города. Многие здания своими надписями на мемориальных досках дополняли наши мысли. Не смотря на 7 часов утра на Приморском бульваре около памятника погибшим кораблям уже купались любители купания. Мы также соблазнились и прежде, чем идти на квартиру, решили отдать свой привет Чёрному морю, выкупавшись в его утренней свежести. На берегу было много крупных камней, обточенных в овальные формы морским прибоем. Один из подростков, желая выразить восторг своему товарищу по поводу этих камней, воскликнул: «Вот смотри какие сильные камни!» Эта неправильно, но искренне сказанная фраза нас рассмешила, и потом её мы не раз вспоминали среди друзей.
Так началась наша жизнь в столице Черноморского флота июльским утром 1938 года, полная мечтаний и надежд в будущее.
После представления командиру дивизиона, командиру подводной лодки и дивизионному инженер — механику, мне было дано задание в месячный срок изучить и сдать устройство лодки, механизмов и систем, т. е. всего того, что должен знать каждый офицер подводной лодки, но учитывая специальность инженер — механика, ещё подробней и детальней. Насыщение лодки разнообразием механизмов, приборов и устройств требовали усидчивости и настойчивой работы, чтобы изучить необходимое для моей службы на флоте.
Одеваясь в комбинезон, вместе с матросами и старшинами мне целыми днями приходилось быть в отсеках лодки, трюмах, систернах. Тактико-технические данные, схемы различных магистралей, устройств и электропроводки требовалось знать на память, с умением вычертить по месту. Всё это было переполнено огромным количеством цифр — номеров шпангоутов расположения ёмкостей и мощностей. Необходимо было каждую деталь механизма и устройства просмотреть, знать её назначение, каждую магистраль проследить по изгибам месторасположения. По подволоку, бортам и трюмам проходит десяток магистралей разных диаметров и разного назначения. Они переплетаются, уходят в недоступные места для осмотра и иногда о месте действительного расположения магистрали приходится судить только по предположениям.
Насыщение техники пугает только впервые попавшего на подводную лодку человека, пока он не узнает назначение каждого прибора, механизма, трубопровода. Но у меня уже подготовка к этому была достаточной, полученная курсантом во время практического летнего плавания на лодках другого типа.
О впечатлении впервые попавших на подлодку людей насыщенностью и разнообразием техники в лодке, припоминается один случай.
Будучи курсантом на практике на одной из подводных лодок Тихоокеанского Флота в августе 1935 года, вместе с другими лодками мы стояли на рейде в заливе Де-Кастри. Однажды в воскресенье к нам прибыли на экскурсию военные лётчики. Для них было произведено пробное погружение здесь же в бухте. Лётчики видели, как личный состав выполняет какие-то непонятные для них команды, открывает клапаны, пускает механизмы, но переход лодки из надводного положения в подводное они не заметили, думая, что всё это только приготовления. Когда всплыли и снова открыли входные люки, они спрашивали: «А когда же будете под водой?» Им ответили: «Уже были на глубине 10 метров, а больше нельзя, т. к. мы в бухте».
Это их очень удивило и вероятно было досадно, что всё так просто произошло, а они ожидали чего — то необычного. Находясь в отсеках и видя десятки амперметров, вольтметров, тахометров, манометров и др. приборов, переплетение во всех направлениях крупных и мелких трубопроводов, десятки механизмов на палубе, бортах и подволоке, они терялись и не знали на чём остановить своё внимание. А под конец осмотра некоторые из них откровенно сказали:"И как только можно здесь со всем этим разобраться, здесь чёрт ногу сломает, а не то, что человек. Нет, у нас всё как-то ясней и проще!".
И это вполне понятно, что знакомей, то и ясней. А для меня это было лестно, что несмотря на всё я буду это знать и буду подводником.
Как и ко всякому молодому командиру, ко мне относились испытывающе и с недоверием. Личный состав и старшины старались подметить сои слабые стороны, чтобы потом при удобном случае посмеяться между собой. Но я с самого начала поставил своей целью как можно быстрее овладеть специальностью, а потому без стеснения обращался к ним за помощью.
Амплеев К.А. 1937 г.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чёрное море моё предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других