Есть Я – Я Есть. Беседы

Карл Ренц, 2012

Книга представляет собой собрание выдержек из бесед Карла Ренца – одного из самых необычных учителей недвойственности. Карл называет свои беседы «живыми словами» – они без говорящего, не имеют направления, не учат тебя, не дают советов, ничего не навязывают, разрушают привычные умопредставления и… освобождают.

Оглавление

«Кто я?» — неправильный метод

В: Ты занимаешься медитацией?

К: Никогда не прекращаю. Чем Я здесь занимаюсь? Я являю Собой медитацию говорения, говорю живые слова и не ожидаю, что из этого что-то выйдет. Это медитация говорения, живые слова. Нет ни намерения, ни ожидания в том, что есть живое слово. Нет нужды в результате или некой цели. Нет учения, нечему учиться. Это безнамеренность — просто живые слова. То, что мы делаем здесь, — медитация.

В: Ты не сидишь ежедневно по несколько минут с закрытыми глазами?

К: Это лишь очередное избегание. Будда говорит: медитировать — значит момент за моментом встречаться с Тем, что ты есть. Дзен-буддизм — это следующий глоток кофе, а за ним — следующее, следующее, следующее. Никогда не заканчивающийся дзен. Даже после переживания смерти приходит следующее переживание. Нет ни начала, ни конца — То, что ты есть. Нечего достигать всеми этими действиями. Действие происходит, но в нем нет ни намерения, ни цели.

Поэтому на вопрос о медитации Я отвечу — да. Было ли хотя бы мгновение, когда Ты не медитировал? Есть только личная медитация с ожиданием и безличная без ожиданий. Но и то и другое — медитация, в личном положении и безличном.

Но, если ты спросишь меня, безличное положение более расслабленное, а личное — более напряженное. Напряженное и не напряженное, но и то и другое — медитация. Лежать — медитация. В Германии 15–20 человек валяются, вытянув ноги в мою сторону, и храпят [смех], особенно девушки. Ты не представляешь себе, как они храпят!

В: Ты убегаешь от самого себя…

К: В Германии это называют «дровосек» — тот, кто рубит лес печали.

В: Самоисследование — это медитация?

К: Да, мгновение за мгновением Ты исследуешь Свою природу. Такова медитация, это не некая разновидность — самоисследование происходит все время. В момент пробуждения Ты исследуешь то, что есть бодрствующее, нет момента без этого. Ты — ищущий, поиск и то, что ищется.

В: В чем разница между происходящим, по твоим словам, все время и мыслями этой формы: «Кто я?» [указывает на себя].

К: Вопрос «Кто я?» — неправильный. Ты знаешь это. Сколько еще раз Мне нужно повторять — это не «Кто я?» [смех]. Вот видишь, пускаю слова на ветер. Вот доказательство того, что Я всегда медитирую без ожиданий и говорю, когда никто Меня не слушает [смех]. И это после стольких лет говорения ей, что в присутствии есть только Есть Я — Я Есть, нет «Кто я?»!

Это Есть Я — Я Есть. С «Кто я?» ты всегда становишься подоплекой, ответом. И тогда ты воспринимаешь это личностно — что ты отличен от того, что есть вопрос. Нет, есть только Есть Я — Я Есть. Это не игра — это Рамана[1] в действии. Вопрос уже является ответом. Природа вопроса — природа ответа: Есть Я, Я Есть. Вот и все. Это не «Кто я?» и затем пребывание тем фальшивым безмолвием на заднем плане. Поскольку тогда это фальшивое безмолвие и фальшивый ответ.

В: Но так же забавнее — «Кто я?»

К: Для ТЕБЯ да [смех]. Ты уже достаточно забавный и тебе не нужно быть еще более забавным [смех]. Это странно: так много книг о «Кто я?», и каждый повторяет эту технику. Это ложная техника.

Рамана на тамильском никогда не говорил: «Кто я?» Это был перевод чьей-то записи того, что, может быть, сказал Рамана. Это было всегда Есть Я, и ответ — Я есть, это становится потоком присутствия Есть Я — Я Есть. Это не как если бы «Кто я?» стало безмолвным ответом, и затем ты — Реальностью, а то, что перед тобой — нет. Запиши это [смех]. Может, ты распишешь это, почему всегда надо записывать? Есть Я совершенно естественно.

Примечания

1

Рамана Махарши (1879–1950) — легендарный индийский святой, вокруг которого вырос ашрам и распространилось учение, что естественное, первоначальное состояние человека — Свобода, которую он может осознать путем самоисследования (атмавичара), обычно трактуемое как вопрос «Кто я?» — Ред.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я