Сберегать и откладывать деньги, чтобы накопить себе на пенсию, – разве это достойная цель? Достойная цель – достичь пожизненной финансовой обеспеченности мирового уровня. И оставить своим детям достаточно для того, чтобы они ни в чем не нуждались – где бы они ни пожелали жить! Хотите ли Вы устраивать себе отпуск каждый месяц? Иметь возможность и необходимое количество средств для этого? И чтобы Ваша работа / бизнес / любимые дела не страдали, а только выигрывали? Хотите ли Вы, чтобы работа не заменяла Вам жизнь? Чтобы Вы успевали и работать, и отдыхать, и проводить время с семьей, и общаться с друзьями? Хотите ли Вы, чтобы в любой точке земного шара многие относились к Вам с уважением, а некоторые – как к полубогу? Хотите получить все это уже сейчас? Мгновенно не получится – потребуется несколько лет. Но не к глубокой старости, а тогда, когда Вы сможете насладиться всем по полной! Да, не поздно начинать и в 60 лет, и в 50… А как хорошо начать в 20! Все это реально. Никакой мистики. В книге приведены только практические, конкретные, работающие технологии. Берите, читайте, делайте! THE WORLD IS YOURS – МИР ПРИНАДЛЕЖИТ ТЕБЕ!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вкус жизни. Как достигать успеха, финансовой свободы и управлять своей судьбой предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1
Жизненные цели
Откуда берутся жизненные цели?
Каждый, кто планомерно занимается самосовершенствованием, знает о важности постановки жизненных целей. Об этом написаны сотни книг, и в еще большем количестве книг об этом упоминается. И по большому счету везде рассказывается об одном и том же, а именно:
☼ важно продумывать жизненные цели, и еще важнее их записывать;
☼ только 12% жителей Соединенных Штатов Америки продумывают свои жизненные цели;
☼ в среднем эти 12% жителей гораздо более успешны, чем оставшиеся 88%;
☼ однако и среди этих 12% есть привилегированная часть. Это 3% жителей США, которые не только придумывают, но и записывают свои жизненные цели. Их средняя успешность многократно превосходит достижения оставшихся 9%, то есть тех, кто придумал свои цели, но не записал их (не говоря уж о 88% населения, которые даже не продумали свои жизненные цели);
☼ эффективнее всего формулировать свои записанные цели по технологии SMART;
☼ необходимо также визуализировать свои жизненные цели. Этой теме посвящены десятки книг: визуализируй жизненные цели, и вот он — гарантированный путь к успеху!
На деле все далеко не так просто и ясно. Например, я всерьез сомневаюсь, что визуализация жизненных целей — гарантированный путь к успеху. Как эта визуализация обычно осуществляется на практике? Какая-нибудь дама начитается книг по саморазвитию или пройдет тренинг личностного роста. Ее убедят, что главное — визуализировать свои жизненные цели и успех обеспечен! И вот наша дама вырезает из журналов картинки, делает коллаж со своими фотографиями и вешает его на стену. Посмотришь на такой коллаж — сразу видно, какие у нее примитивные желания. Она — рядом с крутым домом. Она — внутри крутого дома. Она — рядом с красивой тачкой. Она — под пальмами. При этом она обычно наклеивает на фотографию только свою голову, оставляя красивое тело, взятое со страницы журнала. Так визуализируется цель «У нее — красивое тело». При этом картинки «Она — в тренажерном зале» почему-то не наблюдается. И вообще, судя по коллажу, все желания — сугубо материальные. И это неудивительно: визуализировать духовные цели не так-то просто.
Затем наша дама садится и ждет у моря погоды, надеясь, что теперь все ее мечты осуществятся. А что происходит в действительности? К серьезным целям нужно двигаться планомерно, поэтапно. А дама надеется на чудо, вместо того чтобы один за другим делать необходимые шаги. Хочет ездить на «Феррари», а не заработала даже на «Оку». Хочет путешествовать по всему миру, а в английском ни бум-бум. Еще веселее, если она при этом живет в Урюпинске, работает бухгалтером-кассиром со средним доходом 6000 рублей в месяц и нет с нею рядом ни мужа, ни обеспеченного любовника. Хочет-то она всего и сразу. А идея о том, что одинокие бухгалтеры-кассиры из Урюпинска с вероятностью, близкой к 100%, не ездят на «Феррари», просто не приходит ей в голову. В ее случае для начала неплохо было бы переехать в другой город — хотя бы в Волгоград — и устроиться там на работу. Еще лучше уехать в Москву. Какое там! Так и сидит, ожидая, когда «Феррари» и пальмы свалятся к ней на голову. Прямой посылкой от Господа Бога.
Но это еще цветочки. Поговорим о более серьезных вещах. Несложно догадаться, что в России процент людей, формулирующих и записывающих свои цели на бумаге, еще ниже, чем в США. Но почему же в Штатах до сих пор так мало людей, фиксирующих жизненные цели в письменном виде? Может быть, сейчас это делают уже не 3% населения, но и не 20%. Почему ситуация до сих пор настолько грустная? Ведь книги, в которых говорится о необходимости формулировать жизненные цели для достижения успеха, стали массово появляться в США еще в середине XX века. А к концу столетия их было издано как минимум несколько тысяч. И ведь люди, записывающие свои жизненные цели, действительно значительно более успешны!
Если подумать, ничего странного в этом нет. Во-первых, не так много людей читает книги. Тем более книги по самосовершенствованию. Грамотность у нас почти 100%-ная, а читать — не читаем. Еще меньшая часть населения посещает семинары и тренинги (но как раз эти люди обычно и книги читают). Однако для многих из тех, кто все-таки читает книги по самосовершенствованию и даже, может быть, посещает семинары и тренинги, срабатывает известный принцип:
ЗНАТЬ — НЕ ОЗНАЧАЕТ ДЕЛАТЬ.
Вот и получается, что знает о том, насколько важно формулировать свои жизненные цели в письменном виде, гораздо меньше половины населения. А делает это лишь малая часть тех, кто знает.
Такова человеческая природа. Значительная часть населения знает, что здоровое питание — это важно. А тех, кто на самом деле придерживается здорового питания и считает калории, в несколько раз меньше. Значительная часть населения знает, как важно следить за своими зубами. И лишь немногие из этих «знатоков» приводят свои зубы в абсолютный порядок, после чего посещают стоматолога каждые полгода для плановой проверки. И так далее.
Знать необходимо. Вы вряд ли станете делать неизвестно что, к тому же не зная, зачем это нужно. Но знать — это только первый шаг. Дальше Вы должны начать делать то, что необходимо. И в большинстве случаев продолжать делать это из месяца в месяц и из года в год. А это еще сложнее. Лишь очень немногие люди способны заставить себя делать что-то новое. Других могут принудить внешние обстоятельства. Но у абсолютного большинства знания так никогда и не превращаются в действия.
Казалось бы, разве это так трудно — придумать свои жизненные цели и записать их? А потом переписать их в соответствии с технологией SMART, чтобы формулировки стали более действенными? Да, это действительно трудно. Вам очень повезет, если на каком-нибудь эффективном тренинге Вы выработаете этот навык и сможете взять вершину с наскока. Более вероятно, что Вы будете идти к формулированию своих жизненных целей в письменном виде методом последовательных приближений. И в совокупности этот процесс может занять несколько лет. В моем случае так и получилось.
Сейчас, оглядываясь назад, я вижу, что формулирование жизненных целей в соответствии с критериями SMART — действительно важнейший инструмент личностного роста, развития и достижения успеха. Даже не представляю, как я справился бы без него и как смог бы достичь того, чего в реальности достиг. Теперь, опираясь на собственный опыт, скажу: это действительно настолько важно, как об этом пишут и говорят. Без этого — никуда!
Ниже я подробно объясню, по какой технологии Вы сможете разработать свои жизненные цели и что с ними делать дальше. А сейчас опишу, как я сам постепенно осваивал этот инструментарий. Возможно, мой рассказ поможет и Вам овладеть им — если не с наскока, то хотя бы постепенно.
В начале жизненного пути мало кто думает о достижении собственных долгосрочных целей. В основном мы подчиняемся жизненным обстоятельствам. Школу для нас выбирают родители. В школьные годы наше мнение иногда учитывается, когда решается вопрос, отдавать ли нас в музыкальную или художественную школу и какие кружки для нас выбрать. Но занятия в кружке — это еще не цель. Ребенка записали в кружок — и он ходит туда по заранее известному расписанию.
Собственно, в таком режиме, следуя заранее заданной траектории, можно прожить и всю оставшуюся жизнь. В Советском Союзе, кстати, так в основном и было. После школы идешь в вуз, который выбрали родители. После вуза — работа по распределению. Двое школьников старших классов или студентов познакомились, повстречались несколько лет, потом поженились (замечу: в этом нет ничего плохого). Вот и еще одна семья — ячейка советского общества. Потом появляются дети (и в этом нет ничего плохого, наоборот, дети — это замечательно!). Проработали на одном рабочем месте до пенсии. Затем пенсия — и неизбежный финал.
Такой жизненный путь вполне можно пройти и в наши дни. Только работу по специальности после вуза придется искать самому. Да и потом, скорее всего, придется время от времени переходить с одного места работы на другое. Но и в наше время возможно несколько десятков лет проработать бухгалтером-кассиром, хоть и не в одной и той же организации, а в трех или тридцати разных. Да и пенсия сейчас настолько нищенская, что имеет смысл либо вырастить детей, которые действительно будут заботиться о Вас в старости, либо уж умереть прямо на рабочем месте. Но главное — никакие жизненные цели Вам не понадобятся. Просто плывите по течению.
Настоящие жизненные цели появляются лишь тогда, когда Вы хотите оказаться там, куда попасть просто так не сможете и куда течением Вас не принесет.
Я прожил практически все свои юношеские годы, не имея необходимости формулировать какие-либо цели. При этом я успел довольно много. Окончил художественную школу с отличием, перешел из 4-го класса сразу в 6-й, потом — в лицей с углубленным изучением физики и математики. В 8-м классе начал работать с компьютерами — для тех лет это было практически невероятным событием. В 10-м классе поступил на полставки лаборантом на кафедру политехнического института и стал зарабатывать свои первые официальные деньги. Опять же для того времени это было просто научной фантастикой.
Так все шло и дальше. Почему в те годы мне еще не нужно было формулировать жизненные цели? Потому что все мои достижения осуществлялись по одному и тому же сценарию.
1. Я видел возможность, или она откуда-то появлялась в моей жизни.
2. Я вцеплялся в эту возможность и начинал над ней работать.
3. Через некоторое время я достигал результата.
При этом я заранее не планировал, чего и когда именно хочу достичь и зачем мне это нужно. Делал то, что было интересно. Получал удовольствие от процесса. А когда достигал результата — радовался ему.
ПРИМЕР
В 1992 году мне поручили выяснить, как работает программа «умного» импортного телефона с АОН, работавшего на основе процессора Z80. Самые опытные технические специалисты компании-заказчика не смогли в этом разобраться. Когда они сняли прошивку программы (в компьютерных кодах) и распечатали ее, при анализе оказалось, что данная программа работать не должна.
Я получил распечатку и начал над ней работать. Поскольку я не знал кодов процессора Z80, мне пришлось их изучить. Когда я разобрался с распечаткой, выяснилось, что анализируемая программа не может работать в принципе. Но ведь телефон с этой программой работал!
Я возился две недели. Постепенно, кусок за куском, я начинал понимать логику программы. К середине второй недели меня настигло озарение: ошибка была не в самой программе, а в распечатке! Видно, когда снимали прошивку, произошел какой-то сбой. В результате каждый 16-й код мог быть заменен (но не обязательно заменялся) на «FF». А иногда на «FF» заменялись 16 кодов подряд. К тому моменту я уже настолько хорошо понимал, как должна работать программа, что в большинстве случаев смог сам заменить «FF» на правильные коды.
Позднее, используя алгоритм определения номера, извлеченный из этой программы, мы запустили в производство интеллектуальные автоответчики на базе домашнего компьютера «Синклер».
Я был горд до чертиков. Я был выше звезд! Я был гением! А знаете, чем мне заплатили за работу? Ящиком консервов. Кильки в томате. Времена были такие. И считалось удачей, что я, студент, за месяц заработал для семьи ящик кильки. Беда в том, что консервы оказались неудачными — слишком пресными. Есть было можно, но без удовольствия. Так что я очень жалел, что не смог договориться вместо ящика кильки на ящик сома. Впрочем, моей профессиональной гордости это не мешало ни в малейшей степени.
Так я и плыл по жизни, используя каждую интересную возможность, но не выдвигая никаких серьезных целей и ничего заранее не планируя. Впервые мне пришлось придумать нечто, похожее на цель, и даже разработать перечень необходимых действий при организации своего первого бизнеса. Со стороны создание бизнеса выглядело чудом. На самом же деле потребовалось не столько продуманное планирование, сколько сильная решимость и много энергии. А вот деньги особо не понадобились. Все сложилось само собой, как наборчик «Сделай сам», — из ресурсов, полученных от разных знакомых, которые сами собой всплыли в тот момент. Впервые я увидел, как желание, решимость и воля могут менять мироздание. Но формулировать цели и записывать их на бумагу мне не потребовалось: весь процесс от идеи до запуска бизнеса занял меньше двух недель. А записанные на бумаге цели наиболее полезны, когда для их достижения необходимо прилагать направленные усилия более длительное время: от нескольких месяцев до десятков лет.
В течение следующих нескольких лет я многого достиг и многое утратил. Я потерял любимого папу и свой первый бизнес. Я приобрел перспективную работу, любимую жену и замечательного сына.
Впервые я по-настоящему столкнулся с необходимостью в постановке цели летом 2000 года. Дело было на даче, где мы жили вместе с дядей и его семьей. Когда-то мы вскладчину построили дом на две семьи, а основную часть денег за сам участок внесла бабушка. Со дня смерти папы прошло несколько лет, и на всю нашу часть большой семьи зарабатывали мы с мамой. Хотя я довольно крепко стоял на ногах, лишних денег у нас не водилось. А вот дядя был успешным бизнесменом и в финансовом плане стоял несоизмеримо выше, чем я. Из-за этого начались проблемы, поскольку поровну оплачивать продукты, содержание дачи и благоустройство участка мы не могли. В результате я отдавал свою долю денег только за продукты и неожиданно оказался на положении невольного иждивенца.
К чести моего дяди нужно сказать, что он ни словом, ни делом этого не показывал. А вот с теткой мы начали постоянно ссориться. Она считала, что раз я не отдаю равную сумму денег, должен больше помогать по хозяйству. По-видимому, предполагалось, что я должен был наравне с теткой готовить еду, мыть посуду и стирать постельное белье. Ситуация была патовая: зарабатывать столько же, сколько дядя, я не мог. А стирать белье не умел, да и не хотел.
Наши отношения с теткой уже вступили в стадию открытого конфликта, когда как-то вечером к дяде на чай зашел его друг-немец. В 1986 году он и мы одновременно купили участки, расположенные рядом на берегу Волги. Одновременно строили дома из одних и тех же материалов и по схожему проекту. Некоторые работяги были задействованы на обеих стройках одновременно. Дача дядиного друга, рассчитанная на одну семью, была по-немецки аккуратной и уютной. Прошли годы, и ситуация в семье дядиного друга изменилась. Его мама, которая очень любила дачу, умерла, а единственная дочка уехала в Германию, и ей понадобились деньги. Дядин друг хотел продать свою дачу с небольшим участком за $2000. По тем временам сумма казалась огромной. Вместе с тем я понимал, что это могло стать идеальным решением: жить рядом с кланом, но на своей даче, которая, кстати, мне очень нравилась. Поддерживать хозяйство, полностью обустроенное немцем для себя, любимого, было легко и не слишком затратно. С провизией и стиркой белья для своей семьи мы с женой справились бы, а чужим бельем нас никто не попрекал бы.
Одна беда — денег в заначке у меня не было. Совсем. Дача стоила слишком дорого, и позволить ее себе я не мог ни при каких обстоятельствах. Тем не менее я встретился с дядиным другом и обо всем с ним договорился. Я убедил его, что $2000 — слишком большая сумма и ему нелегко будет найти покупателя. Сезон заканчивается, на дворе середина августа. Скорее всего, за оставшиеся две недели продать дачу он уже не успеет. Значит, придется возвращаться к этому вопросу в мае-июне следующего года. А что там будет следующим летом, пока вилами на воде писано.
Я хочу купить у него дачу. Наличных денег у меня нет. Зато есть стабильный ежемесячный доход. Поэтому мне важна не столько скидка, сколько рассрочка. Если я полностью расплачусь к маю следующего года, он как минимум ничего не теряет. Единственная моя просьба в том, чтобы ежемесячные платежи до Нового года были в два раза меньше, чем после него. Я приложу все усилия, чтобы увеличить свой доход. Но сделать это мгновенно не смогу.
На таких условиях мы и договорились. Благодаря этой договоренности я приобрел первый опыт в двух ключевых моментах, имеющих огромное значение для моей дальнейшей жизни.
☼ Во-первых, я впервые поставил перед собой цель, достижения которой не требовали от меня обстоятельства. Я мог и дальше скандалить с теткой, вносить свою часть денег за продукты и как-то существовать. Никто не заставлял меня покупать другую дачу. Это было мое, и только мое решение. Моя цель.
☼ Во-вторых, я впервые повесил на себя крупный долг, превышающий мой совокупный доход за несколько месяцев. Этот долг я должен был выплачивать частями по заранее согласованному графику. В случае нарушения графика платежей владелец дачи имел право разорвать наше соглашение, после чего продать дачу другому. А поскольку все деньги, которые я ему до этого заплатил, он уже перевел бы дочке, вряд ли он сразу отдал бы мне ранее перечисленную сумму. В лучшем случае вернул бы мне деньги из тех средств, которые отдал бы за дачу второй покупатель.
Скажу честно: из-за этого долга я испытывал сильный стресс! Я действительно насколько смог увеличил свои доходы, а также очень сильно урезал ежемесячные затраты семьи. В результате я полностью расплатился за дачу с опережением графика — до конца зимы. А поскольку после этого я не увеличил расходы на жизнь и ежемесячно продолжал откладывать существенные суммы, весной мы приобрели первую в истории нашей семьи машину. Следующий серьезный шаг, который впоследствии позволил вывести мою жизнь на новый уровень, я сделал в конце лета 2001 года.
Все опять началось летом на той же даче. Как-то в августе я сидел у дяди в гостях и услышал, что он собирается продавать свою старую квартиру. Новая дядина квартира была роскошной, но и старая была очень даже ничего — трехкомнатная, в кооперативном доме, расположенном в самом центре города. В то время у меня тоже была трехкомнатная квартира. Только, во-первых, далеко не в центре. А во-вторых, в ней жила вся семья: я с женой, ребенком, сестренка с женихом и мама с котом. Та еще коммуналка! Ночевать там было можно, но о нормальной жизни говорить не приходилось. После покупки дачи и машины следующим крупным приобретением на повестке дня стояла, конечно же, квартира.
Квартира дяди была для меня идеальным вариантом — именно то, что нужно. Но она, конечно же, оказалась очень дорогой. Позволить себе такое приобретение я просто не мог. К концу лета мне удалось скопить пару тысяч долларов, но это была капля в море. Вдобавок в квартире требовалось сделать полный ремонт. Тем не менее я посоветовался с женой, и мы решили, что нужно обсудить все с дядей и постараться с ним договориться. Возможность уникальная. Если ею не воспользоваться, вряд ли еще одна такая возможность представится в будущем. Разумеется, речь могла идти только об очень большой рассрочке. Главный вопрос заключался в том, согласится ли на это дядя. И если да, то на каких условиях.
Дядя пошел мне навстречу и предложил весьма разумные условия. Мы договорились о том, что нормальная рыночная стоимость квартиры составляет столько-то десятков тысяч долларов. Сделка купли-продажи совершалась в январе 2002 года с некоторой отсрочкой. Поскольку я не мог отдать сразу не только всю сумму, но даже ее основную часть, то должен был компенсировать проценты по банковскому вкладу, которые дядя мог бы получать, если бы я заплатил все сразу, а он положил эти деньги на банковский валютный счет. По тем временам это было 8% годовых.
Условия были хорошими и справедливыми. Беда в том, что долг составлял четыре моих полных годовых дохода. Я изыскал кучу способов, позволивших резко увеличить доходность компании, в которой работал. Предварительно я договорился с собственниками, что, если наши доходы сильно возрастут, мы увеличим размер ежемесячно выплачиваемых дивидендов. Надо сказать, что мой личный доход (равно как и у собственников) шел из дивидендов. В результате к концу 2001 года оборот компании увеличился более чем в 2 раза, чистая прибыль — в 2,05 раза. После этого было принято решение увеличить дивиденды в 3 раза. Вместе с ними в 3 раза увеличился и мой доход. Интересно получается: из-за моего решения купить квартиру у дяди в наибольшем выигрыше оказались владельцы компании, в которой я работал!
В целом же стресс, который я испытывал при покупке квартиры из-за того, что надо мной навис четырехлетний долг, был самым сильным в моей жизни переживанием, связанным с финансовыми вопросами. Чувства, которые я испытывал, слабо поддаются описанию. Раньше в жизни бывало всякое: и безденежье, и отсутствие работы, и уход с обустроенного рабочего места в свой бизнес, который вначале приносил не доходы, а одну головную боль. Но совсем другое дело, когда на тебе долг в размере твоего совокупного заработка за несколько лет. Так я на своей шкуре изучил благотворное влияние «хорошего» долга.
Покупка в рассрочку дачи, а потом квартиры дала мне исключительно ценный опыт в постановке серьезных финансовых целей и в дальнейшей длительной работе по их достижению. Интересно, что, если бы я не решил вопрос с квартирой, он сам собой решился бы двумя годами позже. Осенью 2003 года, как раз когда я окончательно расплатился с дядей (и сделал это досрочно — меньше чем за 2 года), мне в наследство досталась квартира от бабушки. Двухкомнатная и не совсем в центре, но для нашей молодой семьи этого хватило бы. Так что, если бы я просто плыл по течению, обстоятельства все равно сложились бы благоприятно. Но поскольку к тому моменту я сам заработал на квартиру, то немедленно продал бабушкину квартиру и начал заниматься инвестициями. Значительную часть этих денег я впервые в жизни инвестировал в фондовый рынок, воспользовавшись услугой «доверительное управление» компании «Доходный дом». За следующие два года эти инвестиции приносили мне среднегодовой доход в размере 25–30% годовых.
2001-й я вообще считаю первым настоящим годом своей жизни. По интенсивности изменений он превышает любые три предыдущих года. Решение о покупке квартиры стало спусковым крючком для многих важных событий. Чтобы резко увеличить свой доход, мне нужно было совершить невозможное. Для этого я не жалел ни себя, ни других. Именно в первой половине 2001 года я сбросил рекордный вес: со 112,6 кг до 82,6 кг за 4,5 месяца. Позже на пике формы я довел свой вес до 78 кг. Все результаты по увеличению доходов компании были достигнуты за счет более эффективного управления, жесткого финансового менеджмента и ряда мероприятий по усилению продаж. Никаких инвестиций в 2001 году в развитие бизнеса сделано не было — у бизнеса тогда просто не было свободных денег (понятно, что в 2002-м они появились, и в немалом количестве).
Моя работа над собой не ограничивалась борьбой за вес. Я прошел немало тренингов и прочитал кучу книг, откуда почерпнул много рекомендаций, позволявших повысить личную эффективность. Например, в 2001 году я научился правильно проводить совещания, а также начал использовать ежедневник, причем делать это эффективно. Толчком к этому послужил семинар-тренинг «Практическое управление» Нины Хрящевой и Александра Гурихина.
Именно в 2001 году я прочитал книгу Алана Лакейна «Искусство успевать», благодаря которой впервые понял важность эффективного управления собственным временем. Тогда же я составил первую в своей жизни Декларацию жизненных целей. На тот момент это были ценные соображения относительно того, чем я хотел бы заниматься в будущем. Декларация жизненных целей была написана от руки на нескольких листах бумаги. Цели не были отшлифованы и переформулированы в соответствии с критериями SMART. Составив Декларацию, я положил ее в ящик стола. И до следующего года не доставал оттуда.
К тому моменту у меня сложилась своего рода привычка, согласно которой в году есть две отчетные даты. Одна — Новый год, предварительный отчет. Другая — мой день рождения, 20 апреля, окончательный годовой отчет. Между предварительным и окончательным отчетом проходит 3,5 месяца. За это время можно подправить ситуацию, если на момент предварительного отчета она была совсем нерадостной.
В 2002 году я переписывал свою Декларацию жизненных целей дважды. В первый раз — к одной из отчетных дат. Тогда я уже мог составить Декларацию как положено. Видите: первый блин оказался комом, и успешной стала лишь вторая попытка. Второй раз я переписал Декларацию после «Тренинга личностного влияния» Сергея Макшанова. На этом тренинге я получил чрезвычайно важную информацию о том, что существует шесть основных сфер постановки жизненных целей. И что успешный человек должен быть успешным сразу в нескольких сферах, иначе его успех недолговечен. Этот принцип я сразу же использовал при написании свой новой Декларации жизненных целей.
Таким образом, в 2002 году у меня появилась полноценная Декларация жизненных целей. Цели в ней были сформулированы по принципу SMART с учетом шести основных сфер постановки жизненных целей.
И все же этот год был относительно спокойным по сравнению с тем, что происходило в следующие годы начиная с 2003-го, когда друг дал мне прочитать книгу Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа». С этого началось мое вхождение в мир инвестиций. В любом случае в ближайшем будущем я должен был окончательно выплатить долг за квартиру. К тому моменту я ежемесячно отдавал на погашение долга более половины своего дохода. И понятно было, что, когда долг будет окончательно уплачен, с этими деньгами придется что-то делать. Либо транжирить их — но я уже давно перестал быть растратчиком, и сама эта идея была мне ненавистна. Либо направлять на увеличение благосостояния и укрепление финансового положения семьи в будущем. Я и сам склонялся ко второму варианту, но благодаря книге Кийосаки в полной мере осознал его важность. А благодаря чрезвычайно полезной книге Бодо Шефера «Путь к финансовой независимости» я точно рассчитал свои финансовые цели. И узнал, во сколько мне обойдутся такие важные приобретения, как финансовая независимость и финансовая свобода. Оказалось, что финансовая независимость обойдется примерно в ту же сумму, что и квартира. Финансовая свобода, конечно, стоила значительно дороже.
Именно в 2003 году, прочитав эпохальную статью Глеба Архангельского, я загорелся и сразу же начал вести хронометраж, а заодно использовать календарик-пинарик. Хронометраж я вел несколько следующих лет — за это время во мне выработалось то самое чувство времени, которое выработали в себе и Любищев, и Тимофеев-Ресовский (герои книг Даниила Гранина «Это странная жизнь» и «Зубр»).
Наконец, в ноябре 2003 года я впервые составил свой финансовый план на ближайшие 20 лет. Чуть позже, в феврале 2004 года, я разработал в Excel собственную форму ежемесячного финансового отчета, в котором результирующие доходы от бизнеса сводились вместе с инвестиционными операциями, займами и личными расходами. Именно тогда мой личный инструментарий, необходимый для достижения целей, а также для управления временем и личными финансами, сложился практически полностью.
В тот же период я расписал свои цели по трем категориям: стратегические, среднесрочные и оперативные. Полезный инструмент, но он у меня не прижился. Оказалось, что мне вполне хватает набора из нескольких ключевых целей, сформулированных по принципу SMART. А вот то, что я распечатал ключевые цели на листе формата А4 и повесил перед собой на своих рабочих местах в офисе и дома, действительно оказалось полезным.
Была еще одна важная вещь, которую я сделал в 2003 году и, возможно, никогда не повторю вновь. В ноябре я написал собственный некролог. Впечатление шокирующее. Однако именно благодаря этому я осознал свою главную жизненную цель, а также сформулировал идею нового бизнеса, из которой впоследствии родилась компания «Капитал-Консалтинг»/«Профессиональные системы продаж».
В довершение всего в 2003 году у меня родился второй сын! Так что год был во всех отношениях насыщенным.
Последующие годы добавили к моему арсеналу еще две полезные технологии. В конце 2004 года я прошел семинар Сергея Потапова «Суперпамять», где отрабатывались различные способы повышения личной эффективности. В том числе мы тренировались в визуализации сложных целей и планов их достижения, отрисовывая их на листах ватмана. Эта технология сейчас известна под названием «майнд-карт», или «интеллектуальных карт». Ведущий семинара, Сергей Потапов — совладелец издательства. Поэтому неудивительно, что в кулуарах зашел разговор о том, как написать и издать книгу. Сергей дал мне несколько ценных практических советов. И когда дело дошло до визуализации целей, я нарисовал процесс создания своей первой книги. Работа над ней началась с декабря, а уже в сентябре 2005 года книга «Построение отдела продаж», изданная в ИД «Питер», начала поступать на прилавки магазинов. Первый тираж был полностью раскуплен к ноябрю 2005 года. Это сразу же показало, что книга станет деловым бестселлером. Интересно, что она была полностью написана до конца января 2005 года. Весь процесс занял у меня месяц — невероятно быстро! Недурственная отдача от семинара, за который я заплатил по тем временам 1200 рублей! В любом случае огромное спасибо Сергею Потапову, который дал колоссальный толчок к написанию моей первой книги! Книга же, в свою очередь, в корне изменила мою жизнь.
Вторую полезную технологию я получил в январе 2007 года на семинаре-тренинге Глеба Архангельского по управлению временем. После тренинга я сделал «стратегическую картонку» и вложил ее в свой ежедневник. Она заменила собой распечатку с жизненными целями, висящую рядом с рабочим местом.
Посмотрим, как с течением времени я осваивал ключевые инструменты, направленные на постановку и достижение жизненных целей, управление личным временем и личными финансами.
☼ 1997 год.
Начало управления личными финансами, контроля над доходами и расходами.
☼ 2000 год.
Первый опыт постановки значительной финансовой цели и длительных направленных усилий по ее достижению: впервые повесил на себя большой «хороший» долг (дача).
☼ 2001 год.
♦ Второй (экстремальный) опыт постановки значительной финансовой цели и длительных направленных усилий по ее достижению: второй раз повесил на себя большой «хороший» долг (квартира).
♦ Начал использовать ежедневник.
♦ Впервые составил Декларацию жизненных целей (черновой вариант).
☼ 2002 год.
Декларация жизненных целей переписана набело дважды, цели сформулированы под SMART, учтены шесть основных сфер постановки жизненных целей.
☼ 2003 год.
♦ Впервые рассчитал и записал свои финансовые цели: финансовую защиту, финансовую независимость, финансовую свободу.
♦ Написал собственный некролог, понял свою главную жизненную цель.
♦ Начал вести хронометраж.
♦ Начал заполнять календарик-пинарик.
♦ Начал заниматься инвестициями.
♦ Начал распечатывать и вывешивать свои жизненные цели рядом со своим рабочим местом.
♦ Составил и рассчитал свой финансовый план на ближайшие 20 лет.
☼ 2004 год.
♦ Начал вести сводный личный ежемесячный финансовый отчет.
♦ По технологии «майнд-карт» («интеллектуальных карт») разработал план написания и издания моей первой книги. В результате книга «Построение отдела продаж» была издана в сентябре 2005 года ИД «Питер».
☼ 2007 год.
Начал использовать «стратегическую картонку».
Что ж, и Москва не сразу строилась! Давайте рассмотрим по порядку, как использовать наиболее важные из перечисленных инструментов. Начнем с принципов, по которым Вы сможете сформулировать свои ключевые жизненные цели и обеспечить их достижение.
Сферы постановки жизненных целей
Существует шесть основных сфер постановки жизненных целей.
1. Работа, бизнес, карьера.
2. Образование, обучение, развитие.
3. Общественная деятельность, друзья.
4. Отдых, спорт, увлечения (хобби).
5. Семья — максимальные требования к безопасности.
6. Секс — максимальная энергетика.
Впервые я столкнулся с шестью сферами постановки жизненных целей, сформулированными таким образом, на «Тренинге личностного влияния» Сергея Макшанова. Суть в том, что успешен лишь тот человек, который достиг успеха в нескольких сферах жизни одновременно. Если же человек успешен только в одной из них, то и в ней он скоро окажется неудачником.
Например, человек успешен в трех сферах: работа (1-я сфера), семья (5-я) и друзья (3-я). Однажды у него начинаются проблемы на работе. Проблемы серьезные — такие, что хочется лезть на стену. Но, слава богу, дома семья: жена, дети… Они поддерживают нашего героя, утешают его. И он понимает, что на работе свет клином не сошелся. Были проблемы и в прошлом, но их удавалось решить с достоинством. Значит, и нынешние трудности тоже не навсегда! В крайнем случае несколько месяцев семья продержится, а альтернативные варианты заработка найдутся. Дополнительно человека поддерживают друзья. Наш герой отходит, понимает, что он не один, что ему помогут. Успокаивается — и это дает ему силы пережить самый тяжелый период.
Ничто не длится вечно, в том числе проблемы на работе. Ситуация меняется, и теперь нужно вкалывать, чтобы поправить все окончательно. Наш герой погружается в работу, пашет с утра до ночи, и дело идет на лад. Но, как часто бывает, когда мужик проводит слишком много времени на работе, это вызывает напряженность в семье. Жена начинает говорить мужу, что ей и детям не уделяется должного внимания. Да и домашние дела заброшены. А куда деваться? На работе критическое положение. Не исправишь ситуацию сейчас — семья может лишиться основного источника средств к существованию. Вот и получается, что чем больше идут на поправку дела на работе, тем сильнее портятся отношения с женой.
Но в целом жизнь начинает играть более яркими красками! На работе все хорошо. А если жена смотрит неласково — всегда есть друзья, готовые поддержать морально. Опять же, мужик идет на подъем, по нему это видно — и женщины обращают на него внимание. А женский интерес весьма позитивно влияет на манеру мужчины держаться и на его уверенность в себе. Через некоторое время жена понимает: «Такая корова нужна самому» (или в данном случае: «Такой бык нужен самой»). Или, может быть, она просто соскучилась… и делает решительный шаг к примирению. Итак, у нашего героя снова все в жизни в полном порядке.
А что было бы, если бы он оказался успешен только в одной сфере, например в работе? Плохо было бы. Во-первых, серьезный форс-мажор на работе разрушает всю его жизнь. Нет запаса прочности, нет психологической защиты, нет отдушины — ничего не остается, кроме кризиса и стресса. А во-вторых, что это за жизнь, в которой нет ничего, кроме работы?
Может ли человек быть успешен во всех шести сферах одновременно? Может, но не сразу. Нужно большое искусство и умение управлять своим временем, чтобы совмещать интересы во всех сферах и чтобы одна сфера не развивалась в ущерб другим.
Ключевой же вывод состоит в том, что обязательно нужно формулировать свои цели во всех основных шести жизненных сферах.
Раз уж мы заговорили о жизненных целях, самое время вспомнить еще одну полезную технологию. Обычно люди формулируют свои цели довольно расплывчато и неопределенно. Такие формулировки не очень помогают достижению целей. Гораздо эффективнее формулировать свои цели по принципам SMART. В переводе с английского цели SMART можно трактовать как «умные» цели.
Дополнительное условие: цели должны быть согласованы между собой.
А теперь потренируемся в переформулировании обычных целей в SMART-цели.
Например, возьмем цель «Я хочу похудеть». На самом деле это еще не цель, а так, неопределенное намерение. Давайте превратим его в настоящую цель!
Во-первых, каково исходное положение дел? Предположим, Вы мужчина, на дворе — 10 ноября 2009 года, Ваш вес — 100 кг. При Вашем росте такой вес явно чрезмерный. До какого веса Вы хотите дойти? Допустим, Ваша амбициозная цель — 85 кг. За какое время можно сбросить вес со 100 до 85 кг? При среднем темпе 4 кг в месяц Вам потребуется около 4 месяцев плюс резерв (не забывайте и о новогодних праздниках, которые явно не помогут похудеть). Получается, конечную точку мы можем запланировать на 31 марта 2010 года. Такая цель будет и достаточно амбициозной, и достижимой. При этом она становится вполне конкретной, измеримой (если у Вас еще нет весов — приобретите их) и ориентированной во времени. Все требования к целям SMART выполнены! Итак, в результате получилась следующая формулировка SMART-цели.
Мой вес 31 марта 2010 года — 85 кг или меньше.
Обратите внимание: при формулировании целей SMART нужно избегать слова «нет». Формулируя цель SMART и регулярно ее перечитывая, Вы таким образом воздействуете на свое подсознание. Но подсознание человека не понимает слов «нет» и «не». Поэтому «вес не больше 85 кг» подсознание воспримет как «вес больше 85 кг», что явно не поможет Вам достичь цели.
Переформулируем еще одну цель. «Я хочу купить квартиру в Москве» — цель достойная, но довольно неопределенная. Когда купить, какую квартиру? Вот как может выглядеть такая цель, сформулированная по принципу SMART.
В 2012 году я владею квартирой в Москве: трехкомнатной, площадью 80 квадратных метров или больше, расположенной в 15 минутах ходьбы от метро или ближе.
На примере данной цели виден еще один полезный навык: формулируйте цели в настоящем времени (но с указанием даты, к которой Вы планируете достичь этой цели), как будто дата уже наступила и цель достигнута. Это весьма благотворно повлияет на восприятие SMART-целей Вашим подсознанием.
А теперь прошу Вас самостоятельно переделать каждую из приведенных ниже «обычных» целей в SMART-цель. Очень важно выработать в себе навык сразу же на автомате переформулировать любые цели, которые Вы ставите, в цели SMART. И лучший путь для этого — тренировка!
Декларация жизненных целей
Как же сформулировать свои жизненные цели? Не так-то просто придумать их и сказать самому себе: «Вот мои главные жизненные цели! Именно на достижение их я буду тратить свои основные усилия в ближайшие несколько лет!» Даже не очень понятно, с какой стороны приступить к решению этого вопроса.
К счастью, ничего не надо изобретать! Все уже давно придумано. И вряд ли можно сказать о том, как сформулировать свои жизненные цели, лучше, чем это сделал Алан Лакейн в своей книге «Искусство успевать».[1]
Как определить Ваши жизненные цели?
Возьмите несколько листков бумаги, ручку или карандаш и часы. Выделите на упражнение пятнадцать минут. Напишите наверху первого листа вопрос: «Каковы мои жизненные цели?»
(Ниже в этой книге специально выделено место, где Вы можете записать свои жизненные цели. Воспользуйтесь им, если под рукой не найдется бумаги. Главное — сейчас, когда Вы читаете, как составляется Декларация жизненных целей, сразу же начните ее составлять, следуя инструкциям Алана Лакейна. 15 минут на это у Вас наверняка найдется, а польза будет огромной! — К. Б.)
(Определяя свои жизненные цели, имейте в виду, что Вы получите разные ответы в возрасте пяти, двадцати пяти и шестидесяти пяти лет. Поэтому Вы должны понимать под «жизненными целями» те задачи, которые Вы ставите перед собой в настоящее время.)
Ровно за две минуты напишите ответы на этот вопрос. По необходимости Вам придется быть предельно кратким и ограничиться общими словами, ничего не конкретизируя, но у Вас достаточно времени, чтобы упомянуть о целях, касающихся вашей личной, семейной, общественной, деловой, материальной и духовной жизни. Постарайтесь, чтобы Ваш список охватил как можно больше предметов. Постарайтесь написать как можно больше слов. На этой стадии Вы не должны чувствовать, что обязаны подчинить свою жизнь выполнению этих целей, а поэтому старайтесь записать все, что Вам приходит в голову. Не бойтесь включать в этот список такие далекие от вашей обычной жизни цели, как желание забраться на Монблан, провести лето в компании индейцев Амазонки, взять напрокат яхту и совершить на ней кругосветное путешествие, купить виллу в Италии, взять отпуск на целый год, сбросить десять килограммов, занимаясь бегом трусцой. Не сдерживайте свои фантазии.
После того как прошло две минуты, выделите себе еще две минуты, чтобы проверить, не упустили ли Вы что-либо важное. Вы можете добавить пару-другую жизненных целей, обратив внимание на Ваш нынешний образ жизни. Например, если вы прилежно читаете книги по дороге на работу и обратно, то не исключено, что у Вас есть неосознанная цель — продолжить Ваше образование.
Постоянное чтение газет может свидетельствовать о Вашем желании получать больше информации или развлечений. Вы сами должны решить, являются ли эти цели важными для Вас или нет.
(Здесь также полезно вспомнить о шести сферах постановки жизненных целей. Проверьте, есть ли какая-либо сфера, к которой пока не относится ни одной цели? Если да, подумайте, чего бы Вы хотели от этой части Вашей жизни? Есть ли у Вас какие-то желания, мечты? Запишите их! — К. Б.)
Второй вопрос о жизненных целях
В списке Ваших жизненных целей, который Вы составили экспромтом и на скорую руку, возможно, окажутся такие общие понятия, как «счастье», «успех», «достижения», «любовь», «вклад в общественное развитие» и т. д. Вы сможете лучше определить Ваши жизненные цели, дав ответы на второй вопрос: «Как я бы хотел провести ближайшие три года?» (Если вам за тридцать, измените число лет с «трех» на «пять».) Опять составьте список Ваших ответов как можно быстрее — за две минуты. Потом опять добавьте две минуты для внесения необходимых дополнений и уточнений.
Третий вопрос о жизненных целях
Теперь для того, чтобы получить иной взгляд на жизненные цели, запишите третий вопрос: «Если бы я сейчас узнал, что ровно через шесть месяцев меня насмерть поразит молния, как бы я прожил до этого времени оставшуюся жизнь?» Это означает, что Вам осталось жить всего шесть месяцев и Вам придется вместить все самое важное, что Вы хотели бы сделать в этот неожиданно сократившийся срок Вашего пребывания на Земле. Прежде чем Вы начнете составлять список, представьте себе, что все вопросы, связанные с Вашей кончиной, будут благополучно решены без Вашего участия. Вы составили завещание, купили участок на кладбище и т. д. Вы должны думать лишь о том, как будете жить последние шесть месяцев.
Цель этого вопроса состоит в том, чтобы выяснить, есть ли такие вещи, которые для Вас важны, но которыми Вы сейчас не занимаетесь, хотя они и заслуживают Вашего внимания. Возможно, что, если Вы будете знать, что Ваша жизнь закончится через полгода, Вы будете продолжать жить, как жили прежде, а может быть, пожелаете оставить Вашу работу и истратите все имеющиеся у Вас средства на такую жизнь, о которой Вы давно мечтали. Запишите Ваши ответы как можно быстрее, за две минуты, а потом поработайте над Вашим решением еще две минуты дополнительно. (Не теряйте времени понапрасну, размышляя над этим вопросом, а просто пишите.)
Если Вы дочитали книгу до этого места, не написав ответов на три вопроса о жизненных целях, то я призываю Вас вернуться назад и сделать это сейчас. Это важное упражнение, и если Вы его выполните, оно лишь пойдет вам на пользу.
Дальнейшая работа над тремя вопросами
Теперь потратьте еще две минуты на то, чтобы бегло проглядеть списки Ваших целей, дополнить и подредактировать их. Если хотите, можете поработать и подольше.
Взглянув на три списка, возможно, Вы обнаружите, что ответы на 2-й вопрос являются продолжением ответов на 1-й вопрос. Бывает, что и ответы на 3-й вопрос служат продолжением предыдущих ответов. Однако у многих жизненные цели резко меняются, как только люди осознают, что время их жизни ограничено.
Например, я вряд ли брошу мою работу и стану путешествовать вокруг света. Я буду стараться дать как можно больше консультаций по контролю над временем и в то же время больше буду отдыхать. Однако в целом я мало изменю свои цели жизни, потому что я вполне ими доволен.
В то же время кто-то другой может сказать: «Я перестану делать то, что я сейчас делаю, и буду есть, пить и наслаждаться жизнью, потому что мне осталось жить шесть месяцев. Я буду путешествовать вокруг света, я растрачу все свои деньги, я буду делать все то, что всегда хотел делать». Не существует единого «правильного» ответа. Выбор зависит от каждого из нас.
Для тех, кто удовлетворен тем, что он делает, вопрос о шести месяцах лишь подтвердит их стиль жизни: они будут продолжать жить так, как и прежде.
Те, кто делает совершенно новый выбор целей, нуждаются в глубоких переменах. Нет нужды мучить себя, дожидаясь какого-то счастливого времени. Вопрос о том, как люди собираются провести последние шесть месяцев, помогает им осмыслить, чем они могли бы заняться, если бы обстоятельства заставили их дать трезвую оценку своей жизни. Суть в том, что при правильном контроле за временем они вполне смогут заняться теми делами, которые им нравятся, уже сегодня.
Теперь у вас есть список целей. Но возможно, что число дел, которые Вы пожелали сделать, намного превышает время, имеющееся в вашем распоряжении для их осуществления. Нехватка времени порождает конфликты между целями.
Конфликты между Вашими целями необязательно должны быть непримиримыми. Стремление уделить больше времени Вашим профессиональным делам может вступить в противоречие с желанием больше проводить времени в кругу семьи. Это соревнование за Ваше внимание может заставить Вас улучшить качество времени, которое Вы тратите на каждое из этих занятий. Если, с другой стороны, конфликт между этими целями вызывает у вас психологическое напряжение, то наиболее плодотворным способом использования Вашего времени будет разрешение этого конфликта.
Как разрешать конфликты между Вашими целями
Конфликты между Вашими целями разрешаются путем определения приоритетов. Вы должны решить, какие цели являются для Вас самыми важными в данное время.
Некоторые конфликты разрешаются сами собой, как только Вы запишете Ваши цели на бумагу. Таким путем человек может прийти к выводу, что на самом деле он не придает большое значение вещам, которые, как ему долгое время казалось, были самыми для него желанными. Скорее всего, в глубине души он всегда полагал, что другие цели имеют для него большее значение. Просто до сих пор он не хотел взглянуть в лицо правде.
Другие конфликты гораздо труднее разрешить. Если Вы столкнулись с трудным выбором между двумя противоположными целями, имейте в виду, что приоритеты можно менять и переставлять до бесконечности. Ваши цели запечатлены на бумаге, а не высечены на мраморе.
Если вы не хотите ставить одну цель выше или ниже другой (допустим, продолжить образование, проводить больше времени с семьей), Вы можете исходить из того, что каждая из этих целей является для Вас одинаково важной. Если Вы выделите больше времени на реализацию одной цели, чем на осуществление другой, Вы все же можете сказать себе, что они являются одинаково важными. Даже если эти цели противоречат друг другу или должны осуществляться одновременно, Вы можете себя успокоить, сказав себе, что Вы отступаете от движения к одной цели, но лишь сейчас и временно. На следующей неделе или на следующий год Вы вернетесь к ее реализации за счет той, которая сейчас получила Ваше большее внимание.
Другого пути не дано. Вам надо со всей ответственностью отнестись к принятию решения о том, что для Вас является важным, определив приоритеты. Вот совет, как следует рассортировать Ваши цели, воспользовавшись Вашими тремя списками.
Как определить жизненные приоритеты
Возьмите список Ваших Жизненных Целей и потратьте одну минуту для того, чтобы выбрать три наиболее главные из них. Обозначьте самую важную из них — А-1. Вторую — А-2. Третью — А-3. Проделайте такую же операцию со списком Ваших целей на ближайшие три-пять лет, а затем со списком целей на шесть месяцев.
Таким образом Вы получите девять целей. Затем выберите из этих девяти — три и запишите их на новом листке бумаги под заглавием «Мои три самые важные долгосрочные цели». Перечислите их в порядке важности для вас: «А-1», «А-2», «А-3». Так Вы завершили работу над составлением предварительного текста Декларации жизненных целей. Вы получили то, что Вы хотели бы сделать с вашей жизнью, как Вам это представляется в настоящее время.
(После этого перепишите три самые важные Ваши цели — А-1, А-2, А-3 — еще раз, сформулировав их как цели SMART. Ниже для этого также выделено специальное место. — К. Б.)
Когда я работаю с отдельными клиентами, я трачу много времени, помогая им усовершенствовать их Декларации жизненных целей. Порой мы получаем от шести до семи различных вариантов за две недели, прежде чем мы получаем перечень, который отражает истинные намерения моего клиента. Вы также можете попытаться составить несколько проектов вашей Декларации.
Точно так же, как фотограф, который может делать снимки одной и той же сцены несколько раз, чтобы добиться должного эффекта, ваша Декларация жизненных целей лишь выиграет от многих последовательных «снимков». Поэтому завтра повторите это упражнение и сравните результаты. Вы не получите те же самые ответы. И скорее всего, Вы что-нибудь добавите такое, что отсутствовало в первоначальном варианте. Так уж работает человеческий мозг.
Так как Декларация жизненных целей не является статичной, ее следует периодически пересматривать. Ваш день рождения — это подходящее время для того, чтобы пересмотреть Вашу декларацию. Даже если Вы правильно уловили Ваши цели год назад, за год Вы изменились и прошлогодний самоанализ не точно отражает Ваш нынешний способ восприятия Вами окружающего мира. Жизненные цели должны расти вместе с Вами.
Вот форма, которую Вы можете использовать в работе над Вашей Декларацией жизненных целей.
А теперь перепишите эти цели под стандарт SMART. Это значительно повысит силу воздействия данных целей на Вас и резко ускорит их достижение.
Базовая технология достижения целей. Планирование
Итак, Вы сформулировали три свои важнейшие жизненные цели — «А-1», «А-2» и «А-3». И даже переформулировали их в виде SMART-целей. Как теперь обеспечить их достижение?
Прежде всего нужно, чтобы Ваши главные жизненные цели постоянно были у Вас перед глазами. Хороший вариант — распечатать их крупными буквами на листах формата А4 и повесить один такой лист над своим рабочим столом в офисе. А другие — дома (над рабочим местом, в спальне, на кухне). Так Ваши цели постоянно будут попадаться Вам на глаза, и Вы сможете часто их перечитывать. Это резко усилит Вашу активность по достижению целей. Некоторое неудобство тут в том, что Ваши цели может прочитать кто-то другой. Поэтому дома все же проще развешивать свои цели по стенам (надеюсь, они не должны быть большим секретом для Ваших домашних?), чем на работе.
Другой вариант хорошо подходит для тех, кто пользуется традиционным бумажным ежедневником. Вырежьте из картона лист размером с обложку ежедневника. Запишите на этом листе свои жизненные цели и используйте его как закладку для ежедневника. Этот лист должен всегда лежать у страницы, соответствующей текущему дню (и перекладываться дальше по мере того, как проходят дни). Получается, что Ваши цели «А» оказываются у Вас перед глазами каждый раз, когда Вы открываете ежедневник. Эта закладка называется «стратегической картонкой». Я почерпнул данную технологию из книги Глеба Архангельского «Тайм-драйв».
Теперь перейдем непосредственно к тому, как реализовать цели «А». Что говорит об этом Алан Лакейн?
Он формулирует основные принципы правильного контроля за временем:
1) перечислите возможные жизненные цели;
2) распределите их по порядку, а также определите цели «А»;
3) составьте список возможных дел для того, чтобы достичь целей «А»;
4) распределите приоритеты и наметьте дела из группы «А» для данного момента;
5) составьте расписание для дел «А»;
6) осуществляйте их в соответствии с намеченным расписанием.
Это правильный подход. Можно сначала расписать свои стратегические планы на три-пять лет. Потом продумать среднесрочные планы (от шести месяцев до года). И наконец, составить оперативные планы действий — на день, на неделю, на месяц — и корректировать оперативные планы ежедневно.
Но в реальной жизни — и по моему опыту — все можно значительно упростить. У Вас всего три важнейшие цели — цели «А». Обычно Вы интуитивно понимаете, каковы должны быть ближайшие действия для достижения этих трех целей. Открываете ежедневник и раскидываете по ближайшим дням часть этих действий. Теперь остается только выполнить соответствующее действие в день, на который оно запланировано. Когда очередная часть шагов на пути к целям будет завершена, думайте, что делать дальше, и опять раскидывайте эти шаги по следующим дням в ежедневнике.
А теперь — самое приятное. По мнению Алана Лакейна, чтобы быть целеустремленным человеком и иметь возможность достичь любых своих целей «А», необходимо работать над их достижением 5 часов в неделю. Другими словами, если Вы работаете над достижением своих целей «А» хотя бы 5 часов в неделю — у Вас все получится. Вы целеустремленный человек и рано или поздно достигнете любой поставленной Вами цели.
Как видите, ничего сложного! Вообще ничего. Все просто и реально. Почему же большинство людей живут совсем не так, как хотели бы на самом деле? И никогда не достигают большинства своих жизненных целей?
Первая и основная причина заключается в том, что люди даже не пытаются придумать и записать свои жизненные цели. Лишь небольшой процент жителей нашей планеты знает свои жизненные цели. А по меткому выражению Форреста Гампа из одноименного фильма: «Если Вы не знаете, куда Вы идете, Вы никогда не придете туда».
Опять же лишь малая часть тех, кто знает свои жизненные цели, записывают их. А если цели не записаны на бумаге и не попадаются постоянно Вам на глаза, их достижение идет очень медленными темпами. Большая разница и в том, как сформулированы цели. Гораздо проще достичь целей SMART, чем обычных целей с расплывчатыми формулировками.
Кроме того, большинство людей попросту не знают, как сформулировать свои важнейшие жизненные цели. Они даже не подозревают о существовании технологии, описанной Аланом Лакейном и воспроизведенной в этой книге. И когда они говорят, что у них есть жизненные цели, чаще всего речь идет о примитивных целях — обычно о первом попавшемся желании, пришедшем в голову. И вот человек, который мог бы поймать птицу в небе, охотится на муравьев.
Вы теперь находитесь в значительно более выигрышном положении, чем абсолютное большинство жителей нашей планеты, а также Ваших сограждан. Вместе с этой книгой Вы получите все технологии, необходимые для того, чтобы сформулировать свои важнейшие жизненные
цели и потом их достичь. Как видите, технологий требуется немного, и все они достаточно просты.
С помощью технологии Алана Лакейна Вы можете сформулировать свои важнейшие жизненные цели за 15 минут. Даже если в первый раз на составление Декларации жизненных целей у Вас уйдет не 15 минут, а час — беда невелика. Тем более что, как только Вы составите Декларацию жизненных целей, перед Вами откроется совершенно новая жизнь.
Остался еще один важный вопрос: действительно ли нужно выделять на достижение своих важнейших жизненных целей ровно 5 часов в неделю? Конечно же нет! Не менее 5 часов в неделю — это да. Но чем больше, тем лучше. Например, если Вы будете в среднем выделять на достижение своих важнейших жизненных целей 15 часов в неделю, то достигнете целей в три раза быстрее, чем средний целеустремленный американец (по Лакейну).
Можно ли достигать своих важнейших жизненных целей еще быстрее? Да, можно. Далее я расскажу о мощнейшем способе повышения эффективности использования собственного времени — технологии хронометража. Используя данную технологию, я в качестве основного критерия эффективности взял количество часов в неделю, которые уделяю делам, необходимым для достижения целей «А». Через некоторое время этот показатель в среднем достиг 40 часов в неделю с пиками до 60–80 (!!!) часов. И это только чистое время, выделяемое именно на те дела, которые требуются для достижения моих важнейших жизненных целей! Подробнее мы поговорим об этой технологии в следующей главе.
Исторические примеры
Итак, теперь Вы вооружены эффективными технологиями, позволяющими сформулировать Ваши жизненные цели и затем каждую неделю продвигаться к их осуществлению. Что же, теперь Ваша жизнь станет безоблачной, а любые цели — легко достижимыми? Вряд ли. Чем амбициознее цели, тем больше трудностей Вы встретите, идя к ним.
Достижение достойных целей вообще не дается легко. Нередко приходится терпеть полный или частичный крах на пути к ним. И цель, возможно, будет достигнута после многих попыток и многих поражений. Это можно наблюдать на некоторых исторических примерах.
ПЕРВЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРИМЕР
• Остался без работы в 1832 г.;
• потерпел поражение на выборах в законодательное собрание штата в 1832 г.;
• обанкротился в 1833 г.;
• был избран в законодательное собрание штата в 1834 г.;
• умерла любимая девушка в 1835 г.;
• лечился от нервного расстройства в 1836 г.;
• потерпел поражение на выборах на пост спикера законодательного собрания штата в 1838 г.;
• потерпел поражение на выборах в конгресс страны в 1843 г.;
• был избран в конгресс в 1846 г.;
• потерпел поражение при попытке добиться вторичного избрания в конгресс в 1848 г.;
• получил отказ при попытке занять вакансию государственного землемера в 1849 г.;
• потерпел поражение на выборах в сенат страны в 1854 г.;
• потерпел поражение на съезде партии при выдвижении кандидатуры на пост вице-президента страны в 1856 г.;
• снова потерпел поражение на выборах в сенат в 1858 г.;
• и все же в 1860 г. Авраам Линкольн был избран президентом Соединенных Штатов Америки.[2]
ВТОРОЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРИМЕР
• 29 августа 570 года в Аравии в небогатой арабской семье родился мальчик.
• Через два месяца отец мальчика умирает, так никогда и не увидев сына.
• В возрасте шести месяцев осиротевший мальчик был отдан на воспитание кочевникам племени Бану Саад и находился у них четыре года.
• Когда мальчику исполнилось шесть лет, умерла его мать; с этого времени круглого сироту воспитывает дед.
• Когда мальчику исполнилось восемь лет, его дед, он же опекун, также умирает.
• В двенадцать лет мальчик совершает первое большое путешествие с торговым караваном.
• С двадцати лет зарабатывает себе на жизнь, нанимаясь приказчиком к богатым торговцам.
• В возрасте 25 лет отправляется с караваном в Сирию по поручению и на средства богатой вдовы.
• После успешного возвращения получает брачное предложение от этой вдовы, принимает его и женится на ней. Вдове в момент замужества было 40 лет, она уже пережила двух мужей. Брак нашего героя с женщиной значительно старше и обеспеченней считался соплеменниками большой удачей.
• После женитьбы был вынужден отказаться от крупных торговых операций, поскольку как раз в это время вся караванная торговля была монополизирована несколькими богатейшими арабскими кланами.
• Не имея своей лавки, был вынужден торговать на городском базаре всем, что подвернется под руку; это еле-еле позволяло зарабатывать на жизнь семьи.
• Жил в любви, мире и согласии с женой; однако из семи детей, родившихся в этом браке, выжили только четыре дочери — все три сына умерли сразу после рождения; отсутствие сыновей было воспринято как жестокое и несправедливое наказание судьбы.
• Через несколько лет после женитьбы у нашего героя начались странные припадки — вдруг и без всякой видимой причины тело его начинала бить дрожь, как при ознобе; лицо бледнело и покрывалось крупными каплями пота; иногда случались и судороги.
• Еще через несколько лет сильнейшая засуха стала причиной окончательного разорения мелких арабских торговцев, включая всех родственников нашего героя.
• Невозможность далее зарабатывать торговлей явилась продолжением жизненных трудностей нашего героя, усугубленных престарелым возрастом жены и отсутствием сыновей.
• В возрасте 38 лет, потеряв основное занятие, ориентиры и цели в жизни, наш герой полностью посвящает себя молитве, посту и очищению; в этих занятиях он безрезультатно проводит почти три года.
В 610 году, 24 числа месяца рамадан, наш герой спал на склоне горы Хира, когда к нему пришел некто в человеческом облике, со сверкающим свитком, покрытым какими-то письменами, — и сказал: «Читай!».
«Я не умею читать», — ответил наш герой (которому тогда было сорок лет и который так и не научился ни читать, ни писать до самой своей смерти). И ангел вынужден был сам прочитать Мухаммеду вслух первые строки Корана.
В последующие годы Мухаммед (у нас его также называют Магомет), пророк Аллаха, стал религиозным вождем арабов. Объединяя арабские племена, большинство которых всячески сопротивлялось новой религии, бывший мелкий торговец стал одним из самых выдающихся политиков и полководцев в арабской истории.
После смерти своей первой (и самой любимой) жены Мухаммед вновь женился. Постепенно число жен Мухаммеда дошло до 11 (к этому времени ему было далеко за пятьдесят). По этому поводу сам Мухаммед говорил: «Больше всего на свете я любил женщин и благовония, но истинное наслаждение находил только в молитве».[3]
Как говорит по этому поводу мой любимый дядя, подняться один раз — не так уж важно.
Важно — уметь подниматься после падения раз за разом.
Как сказал Алан Лакейн,
«Нужно научиться прощать себя при неудачах и после этого продолжать добиваться поставленной задачи.Большинство людей тратят свою жизнь на то, что стараются свести к минимуму потери, а не свести к максимуму приобретения.Жизнь следует строить на принципе «Я сделал все, что было возможно при моих силах»».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вкус жизни. Как достигать успеха, финансовой свободы и управлять своей судьбой предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других