Книга посвящена принципу принятия временных решений при создании и запуске продукта на рынок. Показано, как этот принцип работает в нашей жизни на примере повседневных ситуаций. Обозначено преимущество этого принципа над альтернативными формулировками в литературе. В книге приведено сравнение принципов «на совесть» и временного решения, а также показаны их преимущества и недостатки. Кроме того, обсуждается, что происходит в голове человека на уровне идей и в момент их воплощения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Это временное решение: заклинание, ускоряющее жизнь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Принцип временного решения
«Нет ничего более постоянного, чем временное»
Альберт Джей Нок
С детства меня посещала мысль — почему кто-то успешен, а кто-то — нет? И если честно, я до сих пор не нашёл ответ на этот вопрос… Все начиналось просто, с онлайн игры «lineage 2». В своё время многие вылетали из университета из-за неё, но я увидел в ней возможность стать успешным. В наше время люди не понимают почему кто-то может заплатить реальные деньги за какой-то изменённый вид своего аватара в игре, но если подумать, в реальной жизни мы переплачиваем в сотни раз за какой-нибудь бренд — за сумочки от Гуччи, Живанши, Джими Чу. В целом, это абсолютно то же самое, что и в онлайн — на вас смотрит толпа людей и восхищаются тем, что вы можете себе позволить сумку с логотипом JC, хотя это, по сути, сумка того же качества, что и с алиэкспресса за 129 рублей.
Так же и в игре, когда на вас смотрит толпа людей и восхищается вашим виртуальным внешним видом. Я заработал себе на первую машину, продавая виртуальную валюту за реальные деньги, и не вижу в этом ничего противоестественного, но все мои знакомые до сих пор в шоке. За последние 10 лет не особо много поменялось. Люди по-прежнему переплачивают за бренд, я на этом зарабатываю, а мои знакомые считают, что это невозможно. Это вечный спор поколений или консерваторов против нового. Наверняка каждый из нас хоть раз слышал фразу «ваше поколение намного хуже нашего».
Возможно, что спор поколений, непонимание способа заработка на виртуальных вещах и подобные социальные явления связаны со слишком быстрым темпом роста изменения технологий и культурной среды вокруг нас. Вспомним, что пару лет назад никто и понятия не имел, что такое худи и смузи, а сейчас все уже успели забыть эти термины. Зашквар, чилить, хайп, флексить… культура меняется на порядок быстрее чем 10 лет назад и на два порядка быстрее чем 100 лет назад.
Из чего я сделал вывод: зачем что-то делать качественно при такой скорости изменений вокруг? Намного важнее делать быстро!
В первый раз я в этом убедился, когда устроился в фирму IT top, которая выпускала (я не шучу) по 500 Приложений для Андроида в день!!!
Темп развития этой фирмы был колоссальный, каждый день нанимали по 15-20 сотрудников, увольняли — по 5-10. Идея была проста — давайте заполоним Google Play своими максимально некачественными псевдоиграми, и хочешь не хочешь, но часть аудитории скачает наш контент. Все работало идеально, фирма росла, как гриб после дождя, но, как говорится, «жадность фраера сгубила», начальство решило обмануть систему… Начали крутить рекламу фоном, за игрой, т.е. по факту пользователь рекламу не видел, но она была, да-да, как тот суслик, которого нет. В общем дальше был суд, разборки… но мы не об этом.
Тем временем я, как простой разработчик, сидел и думал, а какого… почему я сам по себе не могу разрабатывать те же «игры», если их можно так назвать, и выкладывать в общий доступ. Так зародилась моя фирма. Сперва я позвал своего лучшего друга, благо он был программист, и надо сказать, получше меня. Честно, без него бы я не справился, потому что он — параноик. Не шучу, он боится всего, что связанно с правилами Google, и это не раз спасло нашу фирму. Но мы компенсировали друг друга, у него был стиль «нас могут наказать за это», мой стиль был скорее «Алё, братан, все так делают, и никого не наказали ещё». Обе крайности — так себе, но минус на минус даёт плюс, так и вышло. Я затащил товарища в поток своих мыслей, и стоило мне выпустить первую игру и выложить в интернет, как начались проблемы. Бедняга-товарищ вложился полностью, ушел с работы, осознавая, что идея в целом может прогореть, и придётся возвращаться или искать новую работу, на нем были жена и ребёнок, а нам пришлось взять кредиты, так что мы рисковали потратить время и деньги впустую, после чего были бы годы выплат и довольно безрадостная жизнь.
Сперва мы создавали игры вдвоем. Каких только проблем мы не встретили! Как оказалось, такой подход далеко не во всём приятен, но мы искали лазейки в правилах и находили — они всегда есть. В общем, доходило до того, что я выпускал по три-четыре игры в день, люди их скачивали, в основном из-за хайповых названий и иконок, прям как в истории про бренды. Игры, которые были сделаны «на коленке» привлекали аудиторию не меньше, чем игры, на которые было потрачено тысячи человеко-часов. Это был второй тревожный звоночек на тему того, что надо просто делать много и быстро. Дальше была бюрократия, менеджмент, конфликты в коллективе. Мне нравилось программировать, но весь этот бессмысленный бумажный бред слишком отвлекал от интересного занятия. В итоге я погряз в рутине, мне не нравилось, то чем я занимаюсь, времени на творчество просто не оставалось, и я решил сделать фирму автономной.
Сделал. Все хорошо, фирма работает, даёт прибыль, но мне стало скучно жить, нет никакой цели, никакого развития, а я погряз в поисках себя. Что я только ни пробовал: видеоблогинг, инстаграм, книжные клубы, стендапы. Больше всего понравились путешествия, но судьба была против — коронавирус.
В очередной вечер, сидя дома и разлагаясь за компом, я случайно наткнулся на тему криптовалют. Два дня изучения материала, и вот я уже пишу знакомому, который занимался этим в своё время. Слово за слово, и вот я уже принимаю из его рук всё наследство, оставленное после его тяжкого крипто-прошлого.
У меня дома было два компьютера и три кошки, которые не сильно ладят между собой, и скажем так, компы попали в их поток разногласий. Позвал товарищей помочь отмыть видеокарты от кошачьих недопониманий, и как ни странно, все заработало, хотя слегка попахивало на протяжении пары недель. Как бы забавно это ни звучало, но это было начало. Я опять нашёл себя, моя философия «а пофиг, давай сделаем так, а если не получится, переделаем» идеально подходила в концепцию проектирований майнинг ферм, архитектуры электроснабжения и многого другого. Давно дремавший во мне инженер теперь просто ликовал. Я был поглощён полностью, спал по 3-4 часа в сутки, вдохновляясь новыми идеями. Набрал команду и понял: самое сложное — донести до всех мысль «горе — от ума». Почти все реагируют на фразу «сделай хоть как-нибудь, чтобы было» словами: «Я так не могу, я привык делать на совесть», в итоге, на любой проект уходит в пять-десять раз больше времени, и всё равно выходит «временное решение». Я негодовал: «Это же глупость! Не нужно делать тщательно, если ты не представляешь полностью в своём сознании, как должно быть в финале. А если представляешь, то смирись, на пути к цели обязательно что-то пойдёт не так. Чем дольше длится проект, тем больше проблем возникает в процессе, и их нужно решать. Приходится подстраиваться и корректировать изначальный план. Всегда готовься к худшему, а если получится лучше, то это будет приятным сюрпризом».
Все проблемы всегда переплетены между собой в клубок, и чем больше проблем, тем больше нитей, за которые можно потянуть, чтобы весь узел проблем расплёлся. В итоге может найтись такое решение, которое не видно было в самом начале, когда собирались делать на совесть и даже не знали, что возникнут какие-то сложности.
Чем больше ты тратишь времени на проект, тем дороже он становится. Всегда нужно считать оптимально потраченные человеко-часы. Я не спорю, что есть вещи, которые надо делать на совесть. Я бы сильно огорчился, если бы человек, меняющий мне покрышки на зимние, руководствовался бы принципом «временное решение», но книга не об этом, в замене резины уже всё изучено и точно известно, какой нужен результат. Нас интересуют именно те проблемы, которые не изучены и для которых нет готовых решений, полностью разобранных в инструкциях или в интернете.
Будем честными с собой, мы часто читаем инструкцию только когда, уже всё сломали. Внутри нас уже изначально заложены два противоречащих друг другу принципа. Мы всегда хотим сделать на совесть, но чем быстрее, тем лучше. Я считаю надо искать баланс. Мы не всегда понимаем, как надо добиваться конечной цели и какой способ сработает. Пытаться качественно реализовать один из таких способов без заведомо известного результата — это Сизифов труд. Была история: мой коллега один раз забирал заказ, пытаясь сэкономить деньги компании максимально эффективным, с его точки зрения, методом, чтобы не переплачивать за доставку товара. В конце его путешествия мы пересчитали часы, потраченные на это действие, и умножив их на его зарплату в час, получили, что экономия вышла компании в 8 раз дороже, чем доставка курьером. Всегда нужно помнить, что время — деньги.
Временные решения помогают сдвинуться с мертвой точки в творчестве, в работе и в личной жизни. Вся наша жизнь и все наши решения — это, если задуматься, временные решения. Нужно делить основную задачу на кучу мелких задач, а для выполнения мелких задач перебирать временные решения. Гораздо проще сдвинуться с мёртвой точки, когда перед тобой стоит маленькая задача, которую ещё и можно решить «временным» способом. Сделаем сейчас так, потом, как будет время, переделаем, главное — начать, а там уже сам процесс тебя захватит. Кто из нас не придавал равновесие качающейся мебели, подкладывая под ножку книгу или что — нибудь из подручных средств?
Например: я хочу жениться, завести семью и жить долго и счастливо. Поделим задачу на подзадачи: 1) найти девушку (или парня) 2) завести с ним (ней) семью 3) жить долго 4) жить счастливо. Уже первый пункт будет состоять из множества временных решений, потому что непонятно на какой из способов знакомства и какой человек отреагирует правильным образом.
Временные решения помогают и в работе, и в организации труда. Программирование — это дело, которое требует полного сосредоточения, и в свое время я устал отвлекаться на постоянные вопросы сотрудников компании. Каждый человек считал своим долгом спросить меня, как сделать то или это. У меня есть теория, что они так хотели показать начальству свою занятость — похвальное желание, но очень отвлекает. Когда нас было 4 человека, я мог с этим смириться, но потом был уже перебор. Тогда я решил ввести правило 15 минут. Почему именно 15, потому что это было очередное временное решение, до него был интервал 5 минут, но его оказалось недостаточно. Идея была проста, тебе задают вопрос, ты даёшь человеку подумать 15 минут, если у него не получилось разобраться, то помогаешь ему. Это разгрузило мою занятость процентов на 60!!! С современным доступом в сеть, дающую нам знания всего мира, мы можем быстро стать мастерами в любом деле, но чаще используем эту возможность, чтобы смотреть фотографии котиков.
Тема временных решений встречается повсеместно в нашей жизни, вспомним хотя бы чувство юмора: шутки, подобные тем, что казались нам смешными год назад, сегодня уже скучны, и алгоритмы их придумывания нужно менять. Мы развиваемся, уровень интеллекта растёт, и поэтому приколы устаревают.
Почему мы не любим временных решений? Думаю, главное — мы боимся совершать ошибки, мы не хотим выглядеть плохо в глазах других людей. Весь шоу бизнес построен на этом. Многим людям нравится смотреть на то, как современная звезда шоу бизнеса что-то сделала не так. Людям нравится смотреть на тех, кто лучше них, особенно в моменты, когда знаменитость хуже наблюдателей за ней, и все эти моменты мимолётны, но происходят постоянно. Знаменитости сменяются, а ошибки остаются, Так было в древнем Риме, так было в средневековье, так и сейчас. Мы часто думаем о том, что подумает о нас человек, который просто проходит мимо нас. Каждый хочет сохранить или увеличить свою репутацию в той или иной ситуации, а некоторые временные решения могут заставить нас рисковать репутацией и имиджем, особенно если вы отклоняетесь от общепринятых норм.
Многие слышали про зону комфорта — состояние, в котором человеку хорошо, и из которого он не хочет выходить, как в сказке про премудрого пескаря. Принцип временного решения отличный способ выйти из этой «зоны», вы говорите себе, что выйдете, но ненадолго. Главное понимать, что если решение оказалось правильным, то зона комфорта расширится, а временное станет постоянным и, вероятно, остановка на одном удачном временном решении — это путь к деградации. Поэтому должно быть следующее «временное решение», лучше предыдущего. Нельзя забывать про опыт, полученный на прежних этапах.
Каждый раз, когда мы начинаем заниматься новым делом в новом коллективе, неважно, по работе или ради интереса, мы смотрим на человека, опытнее нас, как на Бога. Новичок приходит и смотрит так на любителя, а любитель смотрит так — на профессионала. Но все эти звания всегда ненадолго, всё временно, и через год, через пять лет, новичок становится тем, на кого он смотрел до этого с восхищением. Если профессионал остановится в развитии, он может стать равным новичку.
Временные решения помогают выйти из творческого кризиса, да и в общем из любого личностного застоя. Если даже у вас нет цели, выберите какое-нибудь временное решение, и это позволит вам сдвинуться с мёртвой точки. Блуждая таким образом от временного к временному вы постепенно поймёте что не так, и найдёте свою цель.
Каждый раз, когда я что-то пытался спланировать основательно, всегда возникали какие-то мелочи, которые сбивали весь основной план. Думаю, так же происходит у многих. Зачем мы так стараемся? Ведь за то время, что мы приняли одно продуманное решение, мы могли принять несколько временных, одно из которых окажется более удачным, чем продуманное. А за каждым временным решением может скрываться непрожитая жизнь.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Это временное решение: заклинание, ускоряющее жизнь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других