В книге излагается согласное учение святых отцов о душе в виде духовно-аскетических бесед современного старца с молодым монахом. В ходе бесед рассматриваются основополагающие принципы древнего духовного учения отцов-пустынников о душе, как основы святоотеческой православной психологии. В беседах затрагиваются самые сокровенные и глубинные аспекты православного вероучения. Материал адресован специалистам психологам и интересующимся углубленным пониманием духовного наследия отцов Восточной Церкви.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Духовно-аскетические беседы Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Беседа монаха со старцем о Логосе Часть 2
Прошло три дня с момента последней встречи старца с молодым монахом и их первого разговора о Логосе, как старец услышал знакомый голос и стук в дверь:
— Здравствуйте, отче, можно к вам?
— Можно, входи, дорогой.
Дверь распахнулась и в дом зашёл молодой монах. Солнце было уже высоко и старец обычно пережидал это время в своём доме, где было заметно прохладнее, чем на улице.
— Сегодня будет жаркий день, — как бы невзначай сказал старец. — Что-то ты быстро приехал, наверно, Логос крепко засел тебе в голову и взял тебя в оборот? — с улыбкой спросил старец.
— Да, отче, я всё это время только об этом и думал и чем больше думал, тем больше вопросов возникало. Наша последняя беседа запустила у меня в голове какую-то цепную реакцию и вопросы стали плодиться в огромном количестве. Они как злые осы жалили мой ум и я уже не мог больше ждать. Вот и решил приехать, а тут и вынужденный отпуск подвернулся.
— Ну что же, очень хорошо, — с улыбкой заметил старец, — всё так и должно быть. Откровение о Логосе действует как катализатор в процессе смыслообразования. Проще говоря, второе оглашение, как и первое, подобно поднятию невидимой дамбы в душе, за которой находятся воды духовных смыслов.
В первом оглашении это душевные и нравственные смыслы вероучения, а во втором оглашении — это духовные смыслы. Оглашение — это и есть открытие шлюза ума, чтобы новые смыслы, подобно потоку воды, обрушились на сознание. Именно это с тобой и произошло.
Я ведь не зря предупреждал тебя в прошлый раз, что знание о Логосе — это самое запретное и самое тайное знание в христианстве и православии, которое открывает тайну Бога и высшего духовного закона. Что именно тебя потрясло в Логосе и что ты хотел бы понять?
Молодой монах не сразу собрался с мыслями и после непродолжительной паузы сформулировал вопрос:
— С твоих слов, отче, я понял Логос, как некую божественную программу, которая управляет всей жизнью на земле через движение энергии благодати, но я не могу понять что представляет собой эта программа?
Старец сделал несколько удивлённый вид и ответил:
— Логос ответственен не только за жизнь на земле, а вообще за всё сущее и сознающее. Если откровенно, то мне не очень нравится сравнение Логоса с программой, поскольку оно обезличивает Дух, как высшую силу, всё низводя до механистичности и автоматизма, а Дух — это в высшей степени осознанная и творческая сила, которая того же требует и от человека.
Я бы сравнил Логос с Божественным намерением, которое в богословии именуется Божьей волей очень хорошо расписанной в Илиотропионе. Только все видящие энергии благодати знают, что никакой отдельной Божьей воли не существует, а существует единая сила намерения посредством которой и приводится всё в движение и человек также может овладевать этой силой, становясь подобным Богу.
Нет способа определить Божественное намерение, поскольку оно превыше всего тварного и природа его непостижима, но им можно отчасти овладеть. Поэтому твой вопрос отчасти безсущностен. Ты знаешь в чём состоит самый главный секрет Логоса? — неожиданно переспросил старец.
— Нет, конечно же, — честно ответил молодой монах.
— Главный секрет Логоса состоит в том, что его природу не нужно понимать. Логосом нужно только пользоваться, как духовным эскалатором, который может транспортировать ум и восприятие к вершинам духа.
Логос — это не столько Божественная программа, сколько уникальное транспортное средство для ума и духа человека и именно это для инока важнее всего в Логосе. Дело в том, что именно через Логос, как высший смысл бытия, человек и выходит из формы ветхой телесной человечности и входит в более совершенную форму новой сверх человечности или человечности духовной.
Логос — это и есть неписанный закон выхода из материи и вещества в дух, который дан свыше каждому человеку. Евангельский миф о ветхом и новом человеке во Христе — это и есть суть закона Логоса об укреплении души и переходе из материи в Дух и энергию, понимаешь?
— Не совсем, объясни.
— Ну как тебе это объяснить простыми словами. Богом так замыслена и намерена жизнь человека с помощью Логоса, что чем бы человек в жизни не занимался, как бы ни жил и что бы ни делал, это в конечном счёте ведёт к одному — развитию ума.
Проще говоря, именно ум человека, а точнее энергия осознания, как высший вид энергии во вселенной, и является задачей Бога и эту задачу Бог решает с помощью Логоса, как системы взаимосвязанных смыслов, способствующих росту и расширению осознания.
Входя в систему Логоса, ум человека как бы входит в сложнейшую систему образования смыслов и по мере познания и расширения своего осознания растёт и перемещается в этой системе от нижних смыслов к средним, от средних к высшим, а от высших к божественным.
Логос напоминает уходящую в небо вершину горы духовного знания, а ум человека — это альпинист, который совершает своё восхождение на эту гору. Видящие люди говорят, что жизни человека достаточно для покорения этой горы с вершины которой видно вечность.
— Так было задумано Богом? — переспросил молодой монах.
— Да, можно сказать, что Духом посредством закона Логоса изначально была поставлена перед каждым человеком всего одна сверх задача — расширение осознания и приращение ума, как пищи Духа и основы самого Логоса.
Я тебе уже говорил и не раз, что душа человека — это уникальный духовный плод, который наполняется за жизнь человека бесценными соками энергии жизни в виде памяти, чувств, эмоций, переживаний, но самой ценной для Бога является именно энергия осознания.
Именно эта энергия и делает душу светозарной и подобной Богу и в этой энергии сокрыта тайна спасения души, поскольку эта энергия и есть энергия Духа или самого Бога, понимаешь?
— Нет. Логос вечен и неизменен ни от чего, поэтому когда человек достигает умом Логоса и входит в Логос, он как бы автоматически входит в вечность собственным осознанием и восприятием. Это и есть то самое, что в массовой религии именуется спасением души.
— Но разве Христос об этом где-то говорил? — переспросил молодой монах.
— Прямым текстом Он об этом не говорил, поскольку Его бы никто не понял. Он именно об этом говорил притчами. Многие притчи Христа — О талантах, О зерне горчичном, О виноградарях, О семени, возрастающем в земле неприметным образом и другие — это всё образы, выражающие единый смысл Логоса — приращение духовного ума или духа, понимаешь?
— Понимаю. Но почему тогда в христианстве и православии говорится только о приросте качеств добродетели и любви, а не духовного ума?
— Потому что прирост духовного ума — это задача исихии, схимы и умного делания, а не массовой религии. Я тебе уже говорил, что массовая религия не решает задачи достижения духовного совершенства. Религия решает задачу достижения только нравственного совершенства и социальной нормы, а этой нормой и есть норма добропорядочности и добродетели, а не духовной осознанности.
Старец внимательно посмотрел на молодого монаха и продолжил:
— Вряд ли ты знаешь, почему в христианстве и православии последних трёх столетий практически нет примеров настоящих духовных людей и благодатных святых, а есть только примеры очень добрых, любвеобильных и душевных старцев, обласканных народной славой и известностью, которых почитают образцами православной святости.
— Нет, мне это неизвестно, — ответил молодой монах.
— Это связано в с тем, что все подлинно духовные и благодатные люди уже давно вне религии и официальной церкви, а потому в церкви о них попросту никому не известно, как и о их плодах. Образ святости в православии давно уже связан только с теми, кто у всех на виду и обласкан вниманием страждущих, а это и есть душевные люди, олицетворяющие только человеческие добродетели, а не божественные.
Подлинно духовным людям просто не нужен мир людей, слава, почёт и уважение, как самый страшный и искусительный яд. Всё что им нужно — это удаление от религии и даже церкви, как социального института, поскольку они уже чада единой Церкви Христовой Небесной, которая в духовном сердце инока, а не в помещении храма.
Все подлинно духовные люди просто уже приобщены к Логосу, как жемчугу Божьему, а потому и не нуждаются более ни в каких предписаниях, установлениях и правилах мирского и социального благочестия. Все духовные люди живы и движимы одним только Логосом, как непреложным законом движения энергии благодати, ничем более.
— Но ведь этот закон нужно вначале ещё понять и постичь? — возразил молодой монах.
— Конечно, не поняв и не приняв закона Логоса ему невозможно следовать, тут ты прав. Собственно самой большой проблемой для любого инока и монаха и является понимание и принятие закона Логоса, который настолько ёмок и вместе с тем прост, что не вмещается в рациональный ум.
Рациональный ум должен пройти школу подготовки, размягчения, утончения и очищения прежде, чем он станет готов к пониманию и принятию Логоса.
— И как же решается эта задача практически? — переспросил молодой монах.
— Она решается терпением, усердием и мудростью духовного наставника, который постепенно готовит ум своего чада к пониманию и принятию Логоса. На это уходит много дней и лет, прежде, чем наставник увидит готовность ума своего чада к открытию тайны Логоса и это откровение о Логосе является для сознания самым сильным потрясением.
— Эта подготовка и есть душепопечение? — переспросил молодой монах.
— У отцов именно это и было подлинным душепопечением. К современному душепопечению это уже не имеет никакого отношения, поскольку современное душепопечение — это чистая профанация и имитация за которой уже не стоит глубокого знания о душе и Логосе.
Современное душепопечение — это списанная под копирку с католического душепопечения в конце 17-го века практика укрепления нравственной добропорядочности и гражданской законопослушности через манипулирование страхом Божьим и чувством вины.
Вся суть современного душепопечения — это поддержание социальной нормы добропорядочности через регулярное успокоение и очищение совести, которое становится религиозной привычкой и формой религиозной зависимости. Настоящее душепопечение в соответствии с учением отцов и знанием о Логосе — это выравнивание ума.
— Что ты имеешь в виду под выравниванием?
— Приведение ума и сознания человека в соответствие со структурой Логоса, что же ещё. Я тебе три года назад уже говорил о выравнивании сознания, если ты помнишь. Так вот подготовка к принятию Логоса — это и выравнивание всех проводников телесного, душевного и духовного ума по вертикали Логоса.
В Восточном православии и у отцов это именуется последовательным прохождением трёх состояний — телесного, душевного и духовного с очищением трёх сил души — ума, чувства и воли от всех страстей, но по сути — это и есть выравнивание всех нитей сети сознания по Логосу.
— Отче, ты сейчас говоришь о тончайшей светящейся паутине, заполняющей структуру души, как светящегося яйца?
— Да, именно о ней я и говорю. Смысл созревания души с точки зрения Логоса — это заполнение внутренней структуры души тончайшей паутиной связей, которые могут создаваться во всех направлениях. Но иноку из всех направлений важно только одно — ведущее к духовному сердцу.
Достижение расширяющимся умом по этим связям духовного сердца и есть соединение ума с сердцем. При этом важно не просто установить связь с сердцем, а именно выровнять проводники ума в самом духовном сердце таким образом, чтобы они стали синергийны и сонаправлены проводникам Духа извне.
Это и есть достичь умом сердца и выровнять сознание сердца по Логосу, как высшему закону течения энергии благодати. Это высшая задача схимы и исихии.
— И что при этом происходит?
— Происходит то, что ум человека входит в систему Логоса, как большого духовного смысла или смысла всех смыслов и соединяется с Духом. На современном языке это можно назвать вхождением малой сети сознания человека в глобальную сеть всех сетей Духа.
Дух при этом уже свободно входит в душу и как бы озаряет всё сознание человека светом и человек в этот момент осознаёт смысл и замысел Духа на всех трёх уровнях — телесном, душевном и духовном.
Если раньше по мере духовного возрастания человек мог понимать смысл только на одном из трёх уровней — телесном, душевном или духовном, по после вхождения в Логос он видит и понимает весь духовный смысл целиком, понимаешь?
— Не совсем, поясни.
— Помнишь, ранее я тебе уже говорил, что духовное сознание подобно многоэтажному знанию?
— Помню.
— Ну так вот, до постижения Логоса человек мог сознавать смысл бытия только с одного какого-то уровня или этажа — только телесного, только душевного или только духовного, а после соединения с Логосом, человек обретает ещё более уникальную способность осознавать сразу три смысла и уровня одновременно.
— С чем это связано?
— Это связано с тем, что ум не просто выходит на духовный уровень, как наивысший, а входит в сам Логос и как бы соединяется с ним, обретая способность воспринимать мир так, как его воспринимает Дух посредством Логоса. Это и есть достижение священнобезумия духовного ума или полноты ведения Логоса.
— Это становление подобным Христу? — с удивлением переспросил молодой монах.
— В известной мере да, это обретение полноты ведения жизни и души с уровня Логоса, а уровень Логоса — это первичный уровень абсолютной полноты знания божественных энергий. Только для человека это уровень не абсолютной полноты, которая есть только у Бога, а полноты в рамках сферы души человека.
Это очень высокий уровень обожения души, ведь это уровень прямого постижения Логоса, т.е. прямого ведения всей Божественной Троицы Отца, Сына и Духа Святого. Такой уровень был у самого Христа после Воскресения и совлечения тела ветхого человека.
— Неужели в истории христианства были такие иноки и подвижники, которые достигали такого уровня богоподобия?
— Были, просто поверь мне. Но все они были пустынниками, анахоретами и исихастами, носителями древнего духовно-аскетического знания о Логосе, а не церковными и не публичными людьми. Их время кончилось ещё в первом тысячелетии христианства, о них позднее ходили легенды и сказания и большинство церковных сказок и мифов о божественных чудесах и святых чудотворцах связано именно с ними и их возможностями владения намерением.
Я тебе об этом уже говорил, когда мы обсуждали тему духовного намерения, как высшего аспекта воли. Так вот вхождение в Логос, кроме полноты знания, открывает и полноту владения намерением. Это уже магический аспект в рамках религиозного знания, который сегодня полностью утрачен.
— А что вообще даёт человеку владение Логосом? — спросил молодой монах.
— Многое даёт, точнее практически всё. Овладевающий Логосом, из обычного человека превращается в сверх человека и человека духовного знания, который владеет знанием мирским и знанием духовным и каждым может пользоваться очень грамотно и уместно и одно другому не противоречит.
Но это никак не связано с социальным успехом и самоутверждением. Владение Логосом — это лишь пропуск душе в мир Духа и божественных энергий — это приглашение в вечность в ясности ума и целостности личности и это суть спасение и наследование жизни вечной ещё при жизни во плоти.
Овладевающий Логосом, практически возвращает себе утраченное достоинство Адама и становится тем, кто будучи в миру среди людей плотью, внутренним своим человеком всегда пребывает в Логосе и высшем духовном законе.
Это непередаваемое ощущение полноты двух частей человека — внешнего и внутреннего из которых внешний становится только оболочкой и телесной одеждой для души, а внутренний становится самой сутью, силой и божественной энергией. В этом состоянии человек реализует себя полностью, как духовное творение.
— Отче, слова апостола Павла — «…посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» об этом?
— Именно об этом, хотя этих слов апостола в церкви уже мало кто понимает из современных верующих. Этими словами апостол Павел и выражает закон Логоса о соотношении ветхого и нового человека. Только сегодня в церкви ни один богослов не знает этого закона, а во времена первых отцов о нём было полное и исчерпывающее представление.
Мой учитель излагал мне суть этого закона на протяжении нескольких лет и в итоге я его понял, а у нас с тобой только вторая беседа и ты уже хочешь ухватить суть Логоса. Я смотрю на тебя с некоторым удивлением, хотя и понимаю, что ты не такой как я, а более сообразительный, как это и свойственно современным людям.
— Отче, а что вообще включает в себя знание о Логосе?
— Знание о Логосе — это очень специфическое знание, включающее в себя много аспектов. Одним из важнейших является аспект знания о том, Кто есмь Бог, другой аспект — это в чём состоит Божий замысел, третий — как от Бога Отца двигается к каждой живой душе божественная энергия благодати, четвёртый — как устроены души всех живых существ, какие бывают души, чем отличаются души бесплотных и плотяных существ и так далее. Это непостижимое для ординарного ума и просто необъятное духовное знание.
— И ты всё это знаешь? — с нескрываемым удивлением переспросил молодой монах.
Старец засмеялся и немного успокоившись ответил:
— Повторяю для тебя уже в третий раз — не я лично это знаю, это знает и вмещает в себя сам Логос, как высший божественный Закон, а я лишь умею входить в него и подключаться к нему, чтобы получать от него нужное мне знание.
Моё сознание, как и сознание любого человека, очень ограничено в сравнении с Логосом и Божественным умом, но когда я вхожу в Логос, на мгновение я получаю доступ к океану духовного знания и могу знать ответ практически на любой вопрос, а когда я выхожу из Логоса, я снова становлюсь обычным человеком. Так понятно?
— Да, так гораздо понятнее.
— Значит все разговоры про доброго боженьку на небе, который хранит мир на земле, обеспечивает справедливость и лично опекает каждую живую душу — это сказки для наивных и глупцов?
— Я бы так не сказал, — с улыбкой ответил старец. — Просто ум обычного человека не имеет никакой возможности разделить Бога, как Творца, и Логос, как систему духовных смыслов и законов. Поэтому в уме простого верующего и священника всё смешано в одну кашу и личность Бога и совершенно безличностный закон Логоса.
В духовной реальности факт наличия Бога никак не связан ни с какой Божьей волей и избирательностью. Закон Логоса решает практически всё автоматически по принципу причины и следствия безо всякого участия Творца даже на духовном уровне, не говоря об уровне материи.
Поэтому Богом большинство простых верующих по незнанию считает совершенно безличностный закон движения энергии благодати, который совершенен настолько, что воспринимается живой личностью.
— Это можно сравнить с искусственным интеллектом? — переспросил молодой монах.
— В самом грубом приближении можно, Творец и Логос — это как программист и его детище, которое может работать и без участия создателя. Посвящённые в высшее знание люди просто умеют в этом разбираться и потому умеют различать где имеет место действие закона Логоса, а где есть прямое Божественное вмешательство высших сил.
На этом незнании и неспособности ума отличить закон от Творца и построена вся игра в религию. Я же тебе уже говорил знание — это сила и свобода.
Ведающему и свободному религия уже не нужна, а слепому и невежде религия необходима. Религия об этом знает и потому устроена так, чтобы знания и свободы никто в ней не смог получить и до смерти блуждал по лабиринтам церковного благочестия. Я сейчас вывожу тебя из них к прямому знанию Логоса.
— Отче, а с чем ещё можно сравнить Логос кроме божественной программы жизни, ну есть какое-либо иное подобие Логоса в материальном мире, с чем можно было бы его сравнить?
Старец задумался, изобразив некоторое удивление, но довольно быстро ответил:
— Древние иудеи уже нашли идеальный образ Логоса несколько тысяч лет тому назад. Логос по своей природе и структуре подобен удивительному древу, библейскому Древу Жизни, если быть точнее.
Сама древовидная структура — это и есть структура Логоса, расходящаяся от некого центра, именуемого абсолютом, бесчисленными и более мелкими логосами других структур и смыслов. Ум человека — это лишь одно из ответвлений Логоса, самое благодатное и ценное по своим плодам.
Как любое древо питается от корня соками жизни, так и древо Логоса питается энергиями благодати, исходящими из абсолюта. Логос человека, как и всё живое, также питается от большого Логоса и Абсолюта, только логос человека — это узкая плоска эманаций или небольшой спектр энергий, формирующих то, что мы называем человеком разумным.
— Отче, а известно как работает логос человека?
— Конечно известно. Яркая полоска логоса человека — это то, что называется человеческой жизнью, которая задана свыше, чётко расписана по этапам, определена по времени и регулируется через поступление жизненной энергии.
Эта яркая полоска эманаций проходит точно через духовное сердце, расположенное на задней стенке светящегося яйца. В этой яркой полоске собраны три пучка энергии, отвечающих за ум, чувство и волю. Ещё один тип энергии, которую именуют силой правды, соединяет ум, чувство и волю в один пучёк сознания.
Давление Логоса извне на этот пучёк энергий ума, чувства и воли и порождает человеческое осознание и восприятие. Вся жизнь человека регулируется изнутри командами Логоса через неосознаваемые чувства, мотивы и инстинкты. По сути мы высшие биороботы, управляемые Логосом.
Любой человек управляется Логосом по учению отцов через четыре божественные энергии — мудрость, мужество, целомудрие и правду. Мудрость — это сила ума, мужество — это сила чувства, целомудрие — это сила воли. Все три силы объединяются энергией правды и истины.
— А где же располагается в душе первородный грех?
— Первородный грех располагается в самом духовном сердце, как точке наиболее яркого свечения. Первородный грех — это порочная и чужеродная энергетическая структура, внедрённая в полосу энергии человека. Эта структура работает как искажающая линза или поляризующий кристалл, который расщепляет все три силы души на два полярных качества.
Эта структура была вложена в душу ещё в незапамятные времена самим сатаной, как способ формирования вместо ангельского сознания хищного эго ума, известного сегодня как обычный рациональный эго ум и интеллект.
Вот как сказал об этом божественный Макарий — «Напряги человек, помыслы свои, и войди к этому пленнику и рабу греха — уму твоему и рассмотри этого на самом дне ума твоего, во глубине помыслов, в так называемых тайниках души твоей, пресмыкающегося и гнездящегося змия, который убил тебя, поразив главнейшие члены души твоей».
— Отче, а известно как работает этот поляризующий кристалл первородного греха в сердце человека?
— Известно. Четыре божественных добродетели искажаются четырьмя демоническими энергиями — коварством, дерзостью, алчностью и ложью, привносящими в Логос самость или чувство «Я», именуемое эгоизмом. Ты чувствуешь какой букет энергий стоит за человеческим «Я»?
Мудрость расщепляется в сердце на коварство и глупость, мужество на дерзость и малодушие, а целомудрие на алчность и бесчувствие. Правда расщепляется на ложь и корысть. В итоге в каждом человеке с самого рождения имеет место дуализм и культивируется два типа ума — божественный и демонический и два набора качеств — добродетели и страсти.
Как ты понимаешь, не от Бога, а только от самого человека зависит то, какой тип ума и какие качества возьмут в итоге верх. У абсолютного большинства людей хищный эго ум и интеллект безальтернативно одерживает верх над нравственным разумом и духовным умом, а страсти безальтернативно господствуют над добродетелями.
Молодой монах опустил голову и тихо произнёс — Отче, но ведь это ужасно несправедливо, это ужасно несправедливо.
— Что именно несправедливо? — сухо переспросил старец.
— Несправедливо то, что люди ничего с этим не могут поделать и фактически с рождения являются заложниками сил зла, которые это сделали с человеком, превратив его из ангела в высшего хищника и биоробота, управляемого эгоизмом. Почему Бог это допустил?
Старец засмеялся и потрепав молодого монаха по голове, как ребёнка, ответил:
— Я же тебе много раз говорил, что Бог тут совершенно ни при чём. Так устроен и работает сам Логос, как высший закон, который сам Бог соблюдает неукоснительно и не может нарушить. Всё, что в силах Бога по отношению к человеку, — это дать истинное знание о том, как искоренить страсти и эгоизм, чтобы снова обрести достоинство Адама.
Христос и был послан с этой высокой Миссией к человечеству и показал людям как работает закон Логоса, как исцеления и перехода от ветхого человека к новому духовному. Но люди не приняли Спасителя, а предали и распяли, а Его учение Об Отце и Логосе всё переврали и исказили, сделав из духовно-аскетического знания идеологию благочестия и обрядоверия.
То же самое люди сделали и со всеми теми, кто хотел об этом сказать прямым текстом и после Христа, включая апостолов, их учеников и многих святых отцов. Моего учителя именно за это знание в самой церкви назвали еретиком и фактически предали публичному бесчестию и позору. Я пережил всё то же самое. Так кто же в этом виноват, разве Бог?
Монах молчал и слёзы снова подступили к его глазам, как это уже было три года назад. Откровение старца как-то особенно обнажило всю глубину беспомощности и обречённости человечества, неисцелимо поражённого эгоизмом, и это только усиливало трагизм ситуации.
— Значит практически всё, что происходит на земле с людьми, происходит безо всякой воли Бога, а по неумолимому закону Логоса? — несколько подавленным тоном переспросил молодой монах.
— К сожалению да, с точки зрения видения энергии. Это и есть та грустная и сермяжная правда о Логосе, которую берегут от простых верующих, чтобы они не разочаровались в религии и вере, которая фактически ничего не решает и не меняет в мире, кроме утешения и создания иллюзии божественного контроля.
Мы фактически совершенно одни в этом мире и представлены извечной борьбе глупости и мудрости в нас самих. Всё, что в наших силах с точки зрения Логоса — это развитие духовного ума, чтобы чем быстрее выйти из этого земного ада и безумия в иные миры света и гармонии.
Я тебе давно говорил, что путь Христа — это путь гонения, бесчестия и скорби, а не церковного благочестия и глупенькой детской радости дурачков современного обрядоверия. Я тебе открыл шокирующее знание, но именно оно и даёт инокам опору и силу идти путём Логоса и уподобления Христу.
Истинное христианство и православие — это религия скорби, поскольку без скорбей невозможно умертвить эгоизм, искоренить страсти и совлечь ветхого человека. Это всё вытекает из Логоса, как высшего закона соотношения материи и духа, вещества и энергии.
Поэтому пусть тебя это не огорчает, а станет поводом к проявлению силы духа и трезвости. Я в своё время как и ты был просто сражён этим откровением, но позднее нашёл в себе силы принять эту неизбежность. Что-то подсказывает мне, что на сегодня тебе уже достаточно духовного знания.
Монах посмотрел на старца и промолвил — ты не поверишь, отче, но я сейчас чувствую себя точно также, как чувствовал три года назад, точно этих трёх лет и не было.
— Это говорит только о том, что твоё духовное сердце снова пришло в рабочее состояние и готово к принятию тайной схимы.
— Спаси Господи, отче, за доверие и назидание.
— Не за что. Как будешь готов к продолжению, приезжай.
…продолжение следует…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Духовно-аскетические беседы Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других