Книга рассказывает о детстве, юности и зрелых годах одного из величайших людей современности, который посвятил свою жизнь самому благородному делу – добиться немного счастья для простых людей и поднять немного их чувство собственного достоинства. Этот человек И. В. Сталин, поднявший государство СССР за два десятилетия из отсталых (царская Россия) в самое передовое.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Иосиф Сталин предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2
1
Мечта матери отдать сына в руки Господа исполняется, сын учиться в духовной школе. Работы У Кэкэ становилось больше и больше, предложили ей убираться и учителя Сосо с духовного училища. Она там зарабатывала до 10 рублей в месяц. Потом, сама стала заниматься новым для себя делом, освоивала новое ремесло модистки-портнихи по простому, и ей это удавалось. Один раз смотрит и все делает Кэкэ, хотя уже не девочка молодая.
Однако наряду с позитивными шагами в жизни семьи Джугашвили были и отрицательные моменты. С мужем они отдалялись все больше и больше. Приходил только ночевать, часто до остервенения пяный, бросался на жену, а та искала пятый угол. В такой обстановке жить с мужем становилось под одной крышей все тяжелее и тяжелее. Слава богу было с кем поделиться, душу излить, когда они жили у Чарквиани, снимали комнату.
Бабушка Маро, мать Христофора выслушивала жалобы Кэкэ и успокоивала ее. — Все наладиться, потерпи немножко, моя умница, — говорила добрая старушка, успокоивая ее от несладкой ее семейной жизни. Проходило время, но Бесо не менялся, начал вместо помощи в воспитании сына, дела семейные тянуть под плинтус. Как деньги на вино нужны, Бесо приходит, заводит разговор о Сосо. Мой сын будет сапожником. Я его научу. Будет он мастером. Не будет митрополитом о котором ты мечтаешь для него. Дашь рубль-прекращает разговоры о сапожничестве и бежит в сторону духана. Не понимает мужик, что сапожник с ребенка не выйдет. Не для этого он рожден.
Память у него как у патриарха, русский язык за год с небольшим в совершенстве освоил, что учитель руского языка поцеловал ребенка и стопку книг подарил. Кроме того, Кэкэ обет давала Господу, станет сын его солдатом, без образования моему Сосело ни шагу в этой жизни делать нельзя. Митрополиты без образования не бывают. А будет образование — учителем может стать, священником может, митрополитом может. При такой памяти и спосбности к учениям-мой Сосело должен стать митрополитом — рассуждала Кэкэ. Уже сейчас его пример ставят учителя и голос у него архирейский, поет церковные песни лучше всех.
Кому как не моему Сосело быть митрополитом. И вправду приятный голос и умение мальчика петь, сразу выделяли от остальных и его обязательно с двумя другими учениками на богослужениях просили прийти чаще остальных.
Когда они жили у Христофора Чарквиани, сыновья священника бесплатно с удовольствием учили Сосо русскому языку. Да и сам учитель русского языка в училище и в школе Давиташвили Захарий Алесеевич не мог нарадоваться успехам Сосело. Не было у нас в школе такого ученика, каждый день хвалить он Сосо. Все книги, что были в школьной библиотеке Сосо вычитал. Однажды он обратился к старшекласснику училища Ладо Кецховели, где найти хорошие книги, в училище их мало, тот сказал, что есть его знакомый Арсен Каладзе, у них есть типография, книжный магазин и своя частная библиотека, я с ним сегодня договорюсь, а ты затра можешь идти к нему в библиотеку. Сосо не мог ждать когда утро настанет, после школы был у Арсена и посещал его библиотеку до тех пор, пока не прочитал все книги. И читал Сосо быстро и вникал в суть всецело. Можно было при нем во время чтения песню петь он не слышал ничего.
Однажды его друзья Петя Капанадзе, Миша Церадзе, Гриша Гулуридзе решили проверить как реагирует Сосо во время чтения интересней книги и при его чтении очередной книги встали рядом и спели куплет народной песни. На следующий день они спросили Сосо, понравилось ему их вчарешнее пение. Он удивленно спросил.-а где вы вчера пели, в церкви? Вообще его друзья Петя, Миша и Гриша Сосо уважали и любили за справедливость его, за правильность, за то что если он чувствовал, что он прав, мог все отдать, чтобы было все справедливо. Эти ребята были чуть постарше Сосо, но вожаком был Сосо. Среди детворы тогда славились не сильные и злые, а справедливые и добрые.
2
Сказку про Кероглы, (азербайджанского Робин Гуда) в Грузии знали многие. А там есть такой эпизод, Демурчиоглы, первый воин Кероглы был сильнее самого босса. Демирчиоглы услышав о походах Кероглы и о его добрых делах решил проверить его, по своему. Приехал во владения Кероглы. На берегу полноводной реки Храми Демурчиоглы встретил Кероглы и предложил побороться, кто выииграет тот и в округе станет первым героем и воином. Согласились и начали бороться. Демурчиоглы в считанные секунды поднял Кероглы над головой и с силой бросил в середину, быстрину реки Храми, развернулся сел на коня и помчался прочь. Демурчиоглы знал дом побежденного. Он раньше него примчался и спрятавшись за углом, чтобы можно было увидеть через окно побежденного, стал ждать развития событий. Через некоторое время примчался Кероглы, спешился с коня и вошел в дом. Жена его спросила о делах. Тогда он велел подать ему его саз (азербайджанский музыкальный инструмент) и спел песню, где рассказал о том, как сегодня сильный парень Демурчиоглы, о котором он слышал давно, час тому назад, бросил его подняв над собой высоко, в быстрые воды Храми. Услышав эту исповедь Кероглы к жене, Демурчиоглы вошел в дом и сказал тоже достав свой саз с песней (в древные времена люди друг другу обращались часто песнями, в отличие от нынешних, которые не разговаривают по-нормальному а собачаться, к сожалению),что он не видел такого героя и справедливого человека как Кероглы, потому что среди людей не сила важна, а правильное понимание жизни, а потому он, если захочет Кероглы станет одним из его воинов и помощников. Они тогда обнялись и Кероглы назначил его своим замом.
Вот и Сосо в школе и в жизни уважали за особое отношение к событиям, за справедливость. Сосо если знал, что он прав никогда не мог менять свое мнение. Однажды в школе учитель математики Вахтанг Илуридзе, который относил себя к высшему сословию, а на бедных смотрел свысока и по этой причине старался «срезать» Сосо, спросил — каково расстояние от Санкт — Петербурга до Петергофа.
Сосо ответил, ибо помнил, что говорил сам учитель по этому поводу давно. Илуридзе обьявил, что ответ неверный. Сосо настоял на своем. Тут и ученики вмешались и потвердили, что Сосо прав, сам учитель называл это число когда-то. Учитель не унимался. Доказывал свое, отрицал чужое мнение и требовал извинения. Сосо говорил, — Батоно Вахтанг, вы мне покажите, где написано другое число и я извинюсь два раза, пять раз, но если я знаю, что белое есть белое, черного белым назвать не могу и извиняться не буду. Дело дошло до директора. Илуридзе хотя и был высших кровей и математику немного знал, но умным он не был.
Директор отправил в класс ученика, а учителю сказал, — Батоно, Вахтанг, вы хотите, чтобы по каждому окрику старших, наши люди меняли свои мнения. Парень растет порядочным и правильным, не надо к нему относиться предвзято. Сосо понимал, где можно и извиниться, где можно и помогать, черствым и жестоким он никогда не был. Забегая вперед, скажу, нетерпиться.
Когда Сосо стал Сталиным, ему приписали случай, где он поступил как настоящий джельтмен, а сделали недруги из этого благородного поступка, — отрицательный факт, будто бы доказывающий, что Сталин с детства себя готовил к царствованию и на людей простых смотрел свысока. В училище горийском, был смотритель Беляев, добрый, мягкий и светлый человек. Однажды он вел учеников на природу, в Пещерный город-загадочные пещеры в горах. По пути к этим местам, по склону горы бежал широкий ручей. Все дети и перепрыгнули через ручей. а Сосо разулся и войдя в воду на руках помог Беляеву оказаться на том берегу. Так было в действительности. А рассказали этот случай так, что будто бы кто-то из учеников добрый малый поставил спину Беляеву, чтбы тот перешел на тот берег, а Сосо закричал ему, ты что ишак, что ли, я господу богу спину не подставлю. А читатели читают и не подумав над этим эпизодом, думают, что правда это. Сталин нехороший, с детства мечтал стать царем и всех душить.
3
Сосо был учеником и товарищем исключительно уникальным. Такого уникума в горийском училище давным давно не было. Он и учился хорошо, и товарищем был отличным, и пел отлично.
Однажды, когда стали чересчур хвалить пение Сосо в городе, Чарквиани попросил парня, идущего со школы домой, спеть молитву одну несложную. Тот как соловей выполнил задание. Христофор с раскрытым ртом и с улыбкой на лице произнес машинально-Лучше меня ты поешь мой мальчик. Буду я тебя брать с собой на службу. И с того дня по возможности Сосо пел в хоре церкви. За это иногда Христофор давал мальчику, и гривенник и полтинник, и рубль. Однако все что давал отец Христофор, Сосо приносил домой, отдавал матери. Правда однажды рубль у него был, отец Бесо спросил-Нет у него ничего, голова болит, хоть чашку чая выпет. Сосо отдал ему рубль, не спрятал, пожалел папу. Он к нему относился с любовью, нежно. И Иосиф его любил. На всю жизнь запомнил отца и перенял от него многое.
Отец был среднего роста, смуглый, с большими черными усами, длинными бровями, строгое выражение лица, ходил всегда мрачный, только за столом, поднимая тосты, отец преображался, смеялся, улыбался, рассказывал анекдоты и смешные истории и он становился добрее и веселее. Носил отец, короткий, карачогельский архалук и длинную карачогельскую черкеску, опоясивался узким кожаным поясом, носил хромовые сапоги, заправлял шаровары в голенища. Шапка у него была с козырком. Бесо тогда поцеловал сына, улыбнулся и прикоснувшись к плечу побрел в сторону харчевни. Шло время. Жизнь шла своим чередом.
Сосо в 1889 году успешно закончив подготовительное отделение, был принят в духовное училище. Слава о Сосо шла в Гори только хорошая. Интересный парнишка, отличный ученик и церковный певец-это среди взрослых. А среди сверстников-справедливый ничего и никого не боящийся лидер. Готов защищать слабых, хотя сам мог получать и тумаков. Сосо был как все и даже одевался как все. Зимой он ходил в школу в войлочной шляпе, в серых вязаных из овечьей шерсти рукавицах, в синем пальто и в широком красном шарфе, с которым гармонировалась сумка из красного ситца. Осенью обувался в сапоги с высокими голенищами и в черную суконную фуражку с лакированным козырьком.
4
Пришел 1890 год. 6 января было Крещение. У моста через Куру собралось много народу, чтобы участвовать на Крещенских купаниях, принять участие в шествии, поглазеть на все это мероприятие. Из-за людского шума никто не заметил, как с горы на большой скорости без кучера мчался фаэтон. Он врезался в толпу, налетел на ничего не понявшего Сосо, ударил дышлом по щеке его, сшиб с ног, но, по счастью, колеса проехали по ногам парнишки. Собралась толпа, на руках отнесли Сосо домой. При виде искалеченного мать не смогла сдержать вопль.
Услышав голос матери Сосо сказал, — Мама не плачь я жив. здоров. Пришел врач промыл рану, забинтовал и сказал, что внутренные органы не задеты, но нужно время. Тут услышав о проишествии появился с соседским фаэтоном Барамовых отец мальчика, Бесо. Он загрузил сына тоже на фаэтон и отвез в тифлисскую лечебницу. Моего сына только в Тифлисе будут лечит, заявил он. Через два дня поехала в Тифлис и Кэкэ. Она там оставалась пока лечили ее Сосело. Ушиб был серьезный, боли утихли, но не закончились.
Медицина была тогда не на высоте, поэтому в лечебнице сделали что смогли, а дальше все зависело от денег и возможностей родителей. А родители Сосо были бедными. Несколько месяцев Кэкэ находилась в Тифлисе, Сосо стало лучше и отец устроил его на работу на фабрику Адельханова. Сосо помогал рабочим, приносил, что просили, был скор на просьбы и очень полюбили его рабочие.
Однако Кэкэ не могла мириться с этим, чтобы ее Сосело сапожником стал, поэтому и она вернулась в Гори со своим сыном, а Бесо остался там, работал на фабрике Адельханова. Вот так естественным образом разошлись родители Сосо. Правда, Бесо временами приезжал к жене, старался примириться, но Кэкэ видя бесполезность сего мероприятия, даже на примирения приезжал навеселе, отказала ему и попросила эту тему больше не поднимать. Тем более появилась у нее еще одна забота о сыне, боли его левой руки.
Тут мысли Кэкэ были только с сыном. Если его рука не излечиться, то он не сможет физические работы делать сполна. Значит моего Сосо обзательно надо сделать священником. Иначе как он семью свою содержать будет. Гной выходит из ушибленного места временами. Лекари никак не могут понять почему.
Сказали, только в Германии, в Берлине, немцы сделали бы эту операцию. Какой Берлин, где столько денег взять. Даже кум Яков Эгнаташвили услышав о Берлине отвернется, сделает вид, что не услышал разговор. Но один врач батоно Теймураз сказал твердо, от такого ушиба люди не умирают. Боли могут с возрастом и пройти. Однако рука будет немного слабее другого. И то под вопрос. Пациент ребенок, растет, может организм все восстановить. А, если, не излечиться, размышляла Кэкэ. Надо, надо моего Сосо обзятельно сделать священником. Другого пути у него нет-решила мама Сосо, размышляя о его дальнейшей жизни. Излечившись и вернувшись в Гори Кэке ждала неприятная весть.
Сосо из школы исключили, так как отец отказался и не заплатил 25 рублей за обучение. Приезжал Бесо в школу, просил руководство за хорошую учебу его сына перевести на бесплатное обучение. Он говорил-Вы же все его хвалите, что не было у вас такого способного ученика уже давно. Вы же видите, мы как живем, даже собственного дома нет, переведите моего сына на бесплатное отделение.Руководство тогда отказало отцу Сосо-Вы, уважаемый Бесо самый известный в Гори обувщик, вы как капиталист, если у вас нет возможности заплатить, то как простые крестьяне из деревень своих чад будут к грамоте учить. У них итак кроме чашки кукурузной каши ничего нет.
5
Однако, через некоторое время, когда к руководству школы обратились кум Яков Эгнаташвили и Христофор Чарквиани, да учитель русского языка Захарий Алексеевич Давиташвили и обьяснили, что фактически семья Бесо Джугашвили распалась, отец сам по себе, мать сама по себе, женщине одной учение сына не вытянуть, а он ученик способный и будет отличным священником, совершим большой грех, если его не найдем возможность сделать священнослужителем. И тогда Сосо восстановили и назначили даже стипендию 3 рубля в месяц, а к концу учебы повысили до 7 рублей в месяц. Жизнь стала потихонечку налаживаться. Сосо наращивал свои знания.
Он уже вовсю учением Дарвина был знаком, читал грузинскую литературу, как отец многие места из «Витязя в тигровой шкуре» декломировал. «Отцеубийца», Александра Казбеги прочитал и очень хотел быть в жизни, как герой произведения Казбеги. Коба, герой этой повести, который защищал бедных и слабых. Между прочим, друзьям говорил, что он хочет быть в жизни как Коба, и, если его называли так товарищи — он гордился этим. Иосиф считал, что на свете самое достойное занятие-защита людей, униженных и обиженных. Ведь посмотрите ни в одной литературе мира нет героя, которого его хвалили за то, что он накопил много денег, но если людям делаешь добро на рубль, об этом все и везде говорят, потому что нет занятия благороднее, чем делать людей, особенно нищих и слабых, счастливыми. Эти мысли он увидел и в произведениях русской литературы.
Уважал и полюбил Сосо в училище русскую литературу, Пушкина, Лермонтова и многих других не только он знал, все ребята в училище любили «Мцыри» декламировать,» Кавказ» и другие известные литературные произведения того времени. Их всех Сосо полюбил и не только полюбил, но сам начал писать стихи. Они с ребятами соревновались, кто как ответить экспромтом на стихи — вопросы. Это была такая игра в школе. И в этой игре Сосо был одним из первых. Сосо и многими авторами мировой литературы познакомился в училище. Жюль Верна он читал с карандашом в руках и сам старался рисовать летательные машины, которые автор там описывал. Словом, дела у Сосо пошли хорошо. Он же окончив школу на отлично, поступил сразу в духовное училище. Там тоже учился на одни пятерки. Перевели его со школы в училище тоже сразу во второй класс и он 2,3,4 классы закончил по первому разряду и получил похвальную грамоту с рекомендацией поступить в Тифлисскую семинарию.
Мама Кэкэ начала выполнять заказы по новой своей профессии-модистки. Денег становилось чуть больше, тем более, что Бесо не тратил их на вино. Кстати, несколько лет назад, в 1892 году родители Сосо окончательно расстались. Только не могли это оформить законным образом, так как тогда этот церковный брак разводить было очень дорого.
6
Жизнь в Гори, да и во всем Закавказье шла по своим законам, дни менялись ночами-ночи днями. времена года тоже были законопослушными и отдавали свое дежурство друг другу по записи в журнале небесной канцелярии. И для Иосифа Джугашвили началась новая веха.
Он поступил в Тифлисскую духовную семинарию. Это было в 1895 году. 28 августа он пишет заявление на имя ректора этой семинарии. «Отец мой уже третий год не оказывает мне отцовского попечения, в наказание за то, что я по не его желанию продолжил образование… А потому прошу Вас изыскать возможность зачислить меня в семинарию на полныйпансион». Однако просьбу Иосифа отклонили и ему назначили полупансион. По этой статье семинарист должен был заплатить в год 20 рублей за обучение и обмундирование. Питание и жилье было бесплатными. Сосо как и в училище в Гори, начал учебу с одними хорошими отметками, первый и второй класс закончил на 4,5. Надо сказать, что в семинарии Сосо очень активно расширял свои интересы. Тут он не только углублял знания по религиозным предметам и любил литературу, грузинскую, русскую и мировую, здесь его занимали философские проблемы, политэкономия, естествознание и естественно, политика, потому что в то время в империи разговоры о революции, стачки и забастовки были широко распрастранены среди всех слоев населения.
В Европе модное было учение Марксизма, Социал-демократические преобразования занимали самые передовые слои обществ той или другой страны. Если в Европе жизнь граждан была сносной, в Российской империи, где 85 процентов населения было крестьяне дела были не очень радужные. Средняя продолжительность жизни было 32,5 года. Промышленность слабая, кроме ведер и топоров практически тогда ничего не могли производить, а крестьяне занимались своим делом, как в древние времена, деревянной сохой, бороной да с лошадью. В Европе использовали уже трактора и машины. Поэтому российское общество жаждало перемен, улучшения доли своей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Иосиф Сталин предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других