1. книги
  2. Кинематограф / театр
  3. Ксения Мира

Сохранение живого произведения театрального искусства

Ксения Мира (2023)
Обложка книги

Данная книга посвящена вопросам сохранения живого произведения театрального искусства. Многие виды произведений искусства имеют свой способ сохранения, и данное исследование обращает внимание на проблему сохранения именно живого произведения, а сами методы и информационный подход могут широко применяться и в других сферах жизнедеятельности, в том числе для сохранения самой содержательной стороны жизни. В основной части научно-популярного исследования освещаются подходы к сохранению живого произведения театрального искусства, раскрываются особенности работы авторского сознания в творческом процессе воплощения данного произведения и предлагается развитие деятельности по сохранению жизни театрального искусства на основе концепта театра.

Автор: Ксения Мира

Жанры и теги: Кинематограф / театр

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сохранение живого произведения театрального искусства» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Сохранение жизни театрального искусства

§ 2.1. Подходы к сохранению живого произведения театрального искусства

«Какая вместимость в слове и фразе! Какое богатство у языка! Он силён не сам по себе, а постольку, поскольку содержит в себе человеческую душу и мысль»

(К.С. Станиславский)

О том, как сохранять саму жизнь, созидательный процесс — ответ на этот вопрос можно искать во многих отраслях знаний. Одним из таких созидательных процессов, требующих особого подхода к сохранению и запечатлению, является творение живого произведения театрального искусства.

Это форма передачи зрителю и ценителю театрального искусства через живое произведение в момент его творения целой части созидательной деятельности. Вы можете наблюдать картину, изучать скульптуру, прослушивать музыкальное произведение, читать книгу, но в живом произведении театрального искусства вы знакомитесь и с формой и содержанием, и разными видами искусства, объединённых театром, и с самим творческим процессом. И подход к сохранению живого произведения театрального искусства должен быть так же широк — для охвата всего многообразия творимой информации.

Ответ на вопрос о сохранении произведения живого сценического искусства и самой творческой деятельности вновь лежит в природной информатике, той, что существует, и именно информация позволит воплотить саму данную задачу сохранения. Это принадлежность к информационному пространству, в которое также включается и смысловое, семантическое поле и концептуальное пространство.

Понимание возможности сохранения и дления жизни творческой деятельности лежит в области целей воплощения духа, в сущности самой формы жизнедеятельности, её содержании. И философы называют в качестве данной цели, — замечу сразу, одновременно сохраняющей и продолжающей жизнь, — смысловую перспективу39, то есть содержательное продолжение в форме жизни и развитие в ней данных смыслов, идей, дел. И это устремление, или интенция, и есть движение к воплощению.

Сохранение и формы и содержания живого театрального искусства — задача трудная, но необходимая для выполнения. Сама ценность творения живого произведения искусства и смыслов, которые можно зафиксировать более через сохранение самого содержания, отличается от запечатления других произведений искусства, в том числе от кинематографа. И здесь необходим особый подход к сохранению данного многообразия «живых» смыслов, которые творятся и во время воплощения и в процессе подготовки.

Относительно вопроса фиксации и сохранения вы сразу можете сказать, что то, чего раньше не было у импрессионистов для запечатления, и что есть сейчас, — это возможности видеозаписи. Но это лишь способ сохранения объективных данных и самой формы. Но запечатление сути, содержания живого искусства требует и других методов запечатления и более тонких подходов.

Кинокартина напоминает то ожившее произведение искусства и одновременно форму его запечатления, но каждый шаг вымерен и запечатление происходит в рамках одного произведения. И если в кинематографе происходит движение от текста сценария к кадру40, то сохранение живого театрального искусства может быть представлено как движение к запечатлению информатики всего его многообразия. И даже спектакли для телевизионной версии изначально подготавливаются для данной формы запечатления, тогда как сценическая постановка — всегда живой творческий процесс.

Видеозапись также способствует сохранению аудиовизуальной информации и желательна и необходима, но это только механическая фиксация. Следует заметить, что в настоящее время фонды и учреждения культуры сами хранят свои информационные ресурсы41, и необходима определённая единая информационная база для хранения данного культурного наследия. Сохранение данного вида информации о живом искусстве в цифровом формате — та же «живая память», но важно и необходимо сохранение духа, смысла, процесса творения.

Видеозаписи, журналы репетиций, текст пьесы и текст сценария — многое из перечисленного является способами фиксации творческого процесса работы с текстом пьесы, подготовки спектакля, видеозаписью показа. Но объектом сохранения является само живое произведение, творимое во время показа, и одной видеозаписи мало для данной цели. Каким образом можно обрабатывать и включать все материалы, связанные с живым произведением театрального искусства, — может охватить лишь подход на основе концепта.

И для того, чтобы живое искусство сохранять, необходимо для данного живого содержания найти приемлемую форму, но и через сохранение самого содержания также возможно запечатление театрального искусства. В учебном пособии «Введение в театроведение»42 в основных театральных понятиях можно обнаружить понятия спектакля, театральной формы, содержания, композиции. Но на что направлено само творчество, театральное искусство — в рассуждениях о предмете Ю.М. Барбой указывает драматичность43 — это несомненное содержание. Но в какой форме будет сохраняться содержание — это живое произведение театрального искусства. И можно прочувствовать предлагаемый в настоящем исследовании подход, когда речь идёт не только о постановке или спектакле, но именно о произведении театрального искусства. И искусствоведы о теории театра пишут, что, как и в науке, всё строится на фактах, и что мы имеем дело с источниковедением44, поскольку зачастую доступны лишь следы произошедшего события, жизни произведения театрального искусства.

И, как все существующее, живое искусство несет в себе информацию, которая и сама является динамическим и созидающим началом. И для сохранения, запечатления информации существует множество способов.

В информатике информация образуется за счет взаимодействия данных и методов. И в театральном искусстве данные различного вида с помощью методов работы с ними обращаются в информацию, которую можно сохранить. И, соответственно, возможно применение различных операций работы с данными и информацией, заключенных и творимых самим живым искусством.

В труде по нейробиологии заинтересовало обычное замечание, что люди создали память, которая находится вне нашего сознания45, — и это привычные нам книги, электронные накопители информации и другие носители информации. И эта информационная структура вышла из человеческого сознания, обретя свою жизнь. Так и в информатике сохранение всю жизнь возможно через чтение, освоение сути, концепта46. И так данная суть пропускается через сознание — удивительный и естественный природный информационный процесс.

Согласно учению Аристотеля, все люди стремятся к знаниям, поскольку чувствование также является формой получения знаний47, и знания, которые даёт живое произведение искусства, как один из видов информации, также сохраняются и передаются, и здесь многообразие знаний: о мастерстве, опыте, традициях, сценическом искусстве, о самом произведении, и те знания, которые получает и творец, и созерцатель живого искусства. И это процесс постоянный — жизни и созидаемой информации.

Сохранение самого совершенного воплощения живого искусства у К.С. Станиславского можно увидеть в передаче данной творческой «технологии» по наследству в виде учения, системы — той обнаруженной «руды». Это подход по запечатлению самого театрального искусства. Но есть и другое его проявление — это запечатление в самих постановках одного произведения различных вариаций его жизни. Этим приёмом владеет художественный Сергей Эдуардович Алдонин. Как и жизнь в целом, так и жизнь каждого, а уж тем более — мгновение или выбор определенного направления жизни — неповторимы. И именно поэтому жизнь сценического искусства неповторима, но ее можно запечатлеть. Всякий раз, смотря постановку, понимаешь, что она неповторима — вы видите одну из жизней многообразных её вариантов. В следующий раз это уже ещё одно воплощение, и ещё одна жизнь. И данное сохранение жизни искусства, его определенного момента, того же предложенного варианта, во множественности постановок, а затем — сохранение их самих, их внешнего и внутреннего воплощения, — сложный механизм запечатления живого произведения театрального искусства. И постановка действительно «фиксирует48

Конец ознакомительного фрагмента.

О книге

Автор: Ксения Мира

Жанры и теги: Кинематограф / театр

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сохранение живого произведения театрального искусства» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

39

Бабушкин, В.У. Философия духа (опыт интенционального анализа). Российская академия наук, кафедра философии. М.: ООО «РРИ», 1995. — 103 с. С. 45.

40

Аронсон, О.В. Кино и философия: от текста к образу [Текст] / О.В. Аронсон; Рос. акад. Наук, Ин-т философии. — М.: ИФ РАН, 2018. — 109 с.: ил.,; 20 см. — Библиогр.: с. 103-197. — Рез.: англ. — 500 экз.

41

Браккер Н.В., Куйбышев Л.А. Оперативное сохранение цифровой информации в учреждениях культуры. Задачи и барьеры. // Сохранение электронной информации в информационном обществе. Сборник материалов международной конференции (Москва, 3-5 октября, 2011 г.) / Сост. Кузьмин Е.И., Мурована Т.А. — М.: МЦБС, 2012. — 344 с. С. 302-313.

42

Введение в театроведение: Учебное пособие / сост. и отв. ред. Ю.М. Барбой. Изд. 2-е. — СПб.: Изд-во РГИСИ, 2022. — 367 с.

43

Введение в театроведение: Учебное пособие / сост. и отв. ред. Ю.М. Барбой. Изд. 2-е. — СПб.: Изд-во РГИСИ, 2022. — 367 с. С. 204-213.

44

Введение в театроведение: Учебное пособие / сост. и отв. ред. Ю.М. Барбой. Изд. 2-е. — СПб.: Изд-во РГИСИ, 2022. — 367 с. С. 112.

45

Changeux, Jean-Pierre. Neuronal Man. The Biology of Mind. / translated by dr. Laurence Garey. Oxford University Press. New York — Oxford, 1985. — 348 p. P. 242.

46

Баркович А.А. Информационная лингвистика: Метоописания современной коммуникации: учеб. пособие / А.А. Баркович. — 3-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2019. — 360 с. С. 25.

47

Аристотель. Метафизика. / Аристотель; пер. с др.-греч. А. Кубицкого. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2022. — 416 с. — (Азбука-классика. Non-Fiction).

48

Станиславский, Константин Сергеевич. Работа над собой в творческом процессе воплощения / Константин Станиславский, — Москва: Эксмо, 2020, — 320 с. — (Великие идеи). С.309.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я