В пособии я делюсь своим многолетним опытом работы в коррекционных детских домах с детьми-сиротами и детьми с ОВЗ. В пособии предлагается алгоритм организации образовательной деятельности в условиях инклюзивного театра, эффективные методы и формы работы для помощи в развитии и социализации детей, примеры тренингов и упражнений, которые подойдут для работы педагогов и педагогов театральных студий в условиях детских коррекционных домов, школ и инклюзивных театров, детских садах.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Особенные дети. Инклюзивный театр – театр без границ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Алгоритм организации творческой деятельности в инклюзивной театральной студии для эффективной адаптации детей с ограниченными возможностями
Адаптация «особых» детей средствами театральной деятельности является наиболее продуктивной, так как такая деятельность дает всестороннее развитие. Театр объединяет в себе абсолютно все способы творческой реализации, поэтому путём творческой деятельности в театральной студии при работе с нашими учениками мы поставили задачи развить коммуникативные способности детей с ограниченными возможностями, помочь им в творческой самореализации и социализации, помощь в успешной реабилитации и коррекции. В качестве итогового продукта совместной деятельности главной целью стало решение выйти на большую аудиторию зрителей с показами и спектаклями, выступать на концертных площадках, участвовать в фестивалях, помочь ученикам поступить в театральные высшие учебные заведения. Для решения поставленных задач и целей мы выстроили в театральной инклюзивной студии алгоритм работы с детьми с ограниченными возможностями и детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию исходя из их потребностей, что принесло положительные результаты в короткие сроки.
Алгоритм:
1. В основе театра лежит игра. Начиная работу с детьми, мы учитывали организацию творческого процесса через игру, при этом постепенно развивая у учеников самодисциплину и формируя серьезное отношение к игровым тренингам. Такая работа помогает сосредоточить детей с ограниченными возможностями и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию на деталях, наиболее удачно вовлечь в образовательный процесс, улучшает память, способность концентрировать внимание, улучшает координацию, помогает выстраивать долгосрочную линию поведения. Такие навыки достигаются планомерным выстроенным алгоритмом работы, при наличии у детей возможности быть свободными в исследовании и проявлению своих способностей. Многие актерские тренинги для детей воспринимаются неверно, поэтому нужно тщательно отбирать упражнения, которые дети будут понимать и осознанно выполнять. Нужно добиваться того, чтобы дети через игровые тренинги начинали понимать суть упражнений и добивались результатов, а не наоборот. Любой ребенок многие тренинги воспринимает просто как игру, смеется над тем, как упражнения выполняет другой ученик или с себя. Здесь важна дисциплина. Возвращаемся к актерской этике. Актер уважает коллектив, режиссера и работает над собой, дисциплинирует себя. В будущем самодисциплина, ответственность и сила воли помогут не только на сцене, но и в становлении себя как личности, в социуме, в жизни, в самореализации. Особенно это важно учитывать и прорабатывать с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и детьми с ограниченными возможностями, так как такие дети не имеют опыта игровой деятельности, поэтому их необходимо обучать, начиная с игровых тренингов, плавно переходя к сюжетно-ролевым играм и театрализованным действиям, где они смогут примерить на себя разные социальные роли и реализовать свою индивидуальность. Поэтому, задача педагога выстраивать тренинги так, чтобы ученики могли серьезно относиться к процессу. Начинать с игровых тренингов, постепенно переводя на более сложные и серьезные упражнения, объясняя подробно для чего они его выполняют. Для начала адаптации к тренингам необходимо проводить после каждого упражнения рефлексию. Проговаривать с детьми их ощущения, что им было легко, а что сложно, где получилось, а где нет. Обязательно хвалить их за выполнение, направлять в нужную сторону. Самое главное, что нужно понять в творческом развитии детей — в театральных тренингах нет понятия правильно и неправильно, есть понятие исследования. Актёр исследует себя, возможности своего тела, голоса. Поэтому педагог должен именно направлять, а не исправлять или говорить, что именно ребенок делает неверно. Ребенок занимается творчеством и работает над собой, необходимо дать ему возможность расширять границы, исходя из своего видения, получая от педагога опыт и идеи как свое видение и свои таланты развивать. Педагог в театральной студии — наставник, созидатель, наблюдатель. Многие творческие студии и школы до сих пор проводят оценочную и итоговую аттестацию по полученным навыкам детей. Мы убрали любые оценочные методы, в связи с тем, что дети в творчестве развиваются по-разному и каждый в своем личном темпе, по своим возможностям, исследуют себя. Любая итоговая оценка в данной деятельности будет ограничивать свободу ребенка и негативно влиять на мотивацию, самооценку и в целом самореализацию как в творческой деятельности, так и в жизни. При этом мы считаем, что невозможно адекватно оценить баллами творческие способности ребенка, так как каждый человек индивидуален, талантлив и имеет одаренность в определенном виде деятельности.
2. Развитие самостоятельности и умения логически мыслить, фантазировать, работать в коллективе, проявлять лидерские и организаторские качества — один из особенно важных этапов нашего алгоритма. Данная задача решается через обучение детей самостоятельно заниматься постановкой этюда-приветствия, где коллективу студии необходимо встретить на занятии педагога уже с готовым этюдом (зачином). Такая форма работы способствует развитию самостоятельности, коллективной работе, творческим исследованиям, проявлению своих талантов, терпению и работе над собой. Давать возможность ученикам студии проявлять режиссерские способности, учитывая их предложения в постановке спектаклей, мизансцен, распределению ролей, работе над ролью.
3. Особенно серьезно необходимо подходить к выбору материала для постановок. Предлагать детям выбрать самим, не навязывая свое. Учитывая интересы детей в студии, мы помогаем развивать их интеллектуальный и творческий потенциал, тем самым создавая богатую стимулами среду, в которой ученики могут свободно выбирать и реализовывать себя, получать различные виды социального опыта. Поддержка педагога помогает расширять границы развития и самореализации учеников. Если дети заинтересованы, то гарантирован успех и быстрый результат как в самой постановке, так и в развитии детей. Если ребенок заинтересован и хочет воплотить идею, то у него всё будет получаться без особого напряжения и борьбы с собой. Любое сопротивление у «особых» детей категорически нельзя допускать, тем более в творческой деятельности. В театральной деятельности ребенок должен получать удовольствие как от процесса, так и от раскрытия своих талантов и талантов его сверстников. Как правило, предложив несколько вариантов различных произведений, дети уже за одно прочтение способны определить какой материал им больше подходит. Такой же процесс происходит и с распределением ролей. Ребенок свою роль выбирает всегда близкую его натуре и амплуа, даже не осознавая этого. Чем ближе ребенку будет по темпераменту и возрасту роль, тем успешнее у него пойдет творческий процесс, чего мы и должны добиться в начале творческого пути. Если ребенку дать роль на «сопротивление», ему будет сложно и он, вероятнее всего, разочаруется в себе, в студии, в данном виде творчества и перестанет приходить на занятия. Роли на «сопротивление» педагог сможет давать ребенку тогда, когда у ученика станет адекватной самооценка, он будет уверен в себе, на сцене, когда у него успешно будут получаться простые роли и ребенок будет готов к более сложным ролям. Таким образом, постепенно из неуверенного в своих способностях ученика вырастет личность, которая будет уметь владеть собой, своим телом, знать и верить в свои силы, способности, уметь работать в коллективе, запоминать сложные тексты, не бояться публики, не стесняться своих недостатков, находить в них плюсы и ставить цели. В творческой деятельности максимально важно слушать и слышать своих учеников, неважно какого они возраста, особенно когда это касается детей с ограниченными возможностями. Это творчество, а не точные науки и периодически приходится отходить от плана работы и быть гибким. В любом творчестве каждый имеет право проявлять себя и воплощать свои идеи в своем темпе и по своим возможностям.
Большой акцент мы ставили на том, как выстраивать репетиционный процесс. В нашей студии существуют определенные принципы и методы:
• Метод работы с текстом. Главный принцип — не заучивать тексты заранее. При заучивании ребенок не понимает смысла слов и поэтому ему сложно учить наизусть, а воспроизводить еще сложнее так как он не понимает, о чем идет речь в тексте. Поэтому, заучивание текста на уроках литературы без понимания его смысла, без его осмысления в контексте всего произведения, без проживания и присвоения не приносят никакой пользы. Процесс заучивания не вызывает энтузиазма, тяжело дается, так как при большой затрате времени и сил не приносит ученику желаемого результата. Также, при заучивании достаточно тяжело на этапах постановки спектакля редактировать произношение, расставлять правильно логические ударения, использовать нужную интонацию и эмоции, так как ученик будет декламировать текст именно так, как выучил его на начальном этапе. Тексты запоминаются быстро и легко исключительно репетиционным методом. Один из важных плюсов данного метода заключается в том, что обучающегося не заставляют делать то, что ему сложно дается и чего он не понимает. Ученик гораздо лучше запоминает текст во время тренингов, упражнений и репетиционного процесса. Во время работы с текстом самое важное, научить ребенка визуализировать тексты и знакомить его с неизвестными для него словами, заодно пополняя его словарный запас. Визуализация и разбор смыслового понимания текста, который ребенок проговаривает, позволяет непосредственно вовлекать его в процесс творческой деятельности. В процессе работы над ролью ученик лучше запоминает тексты, прозу или поэзию, чем это происходит при механическом заучивании текста. Ведь не присвоенная, не пропущенная и эмоционально не пережитая информация отчуждается и быстро забывается. В то время как двигательная и эмоциональная память, органично связанная с текстом, позволяет через многие годы вспоминать и воспроизводить любимые отрывки из прожитых спектаклей и стихотворений.
• «Насмотренность» и повтор за профессионалами — один из методов, который дает возможность плавно перевести студию художественной самодеятельности в профориентированную театральную студию с правилами и техниками театрального института. Детям с ограниченными возможностями необходимо показывать наглядно на примере профессионалов как можно играть в спектакле и работать над ролью. Такой анализ дает ученикам четкое понимание, что все реально осуществить, развивает их художественно-нравственные качества, расширяет культурное и творческое мировоззрение и дает мотивацию к стремлению развивать свои таланты и верить в себя: «я смог сделать также, как сделал профессионал, значит я ничем не хуже и смогу еще лучше». Метод повтора на начальном этапе дает положительную динамику творческого роста. Ученики, пробуя повторить в точности этюд или сцену, которую ставили профессионалы, получают колоссальный опыт и начинают импровизировать, привносить в роль что-то свое, тем самым получая успешный продукт, отличный от того, который имитируют.
• Давать детям возможность «переигрывать». Этот метод помогает решить проблемы с зажатостью и отсутствием желания верить в предлагаемые обстоятельства. Именно наигранность на начальном этапе дает возможность ребенку перебороть страх проявлять эмоции и разобраться в них, раскрыть свой потенциал. «Особым» детям тяжело осознавать и распознавать свои эмоции, они не умеют их различать и соответственно координировать свои действия. Также рассогласовано проявляет себя их тело, что в свою очередь вызывает диссонанс в поведении и чувствах ребенка. Многие дети не умеют различать, в силу небольшого опыта и отсутствия тренировки схожие эмоции: злость и обида, радость и счастье и т. д. Это приводит к тому, что психофизическое действие нарушается. В данном случае неорганичная на сцене наигранность дает положительный результат.
• Принцип коллективной работы, где идеи детей учитываются, таким образом происходит импровизация и органическая игра, тем самым ребёнок заинтересован процессом и испытывает «ситуацию успеха». Самым важным в работе педагога с детьми-сиротами и детьми с ограниченными возможностями в рамках реализации проекта «Инклюзивный театр», является предоставление детям свободного творчества, без навязывания, рамок и ограничений, умение слышать и слушать детей, давать им возможность проявлять себя исключительно по своим возможностям, поощрять и направлять, делая акцент на успехе, быть наставником, так как такие дети, отягощенные опытом проживания в дисфункциональных дезадаптированных семьях. Поэтому, испытав несколько раз неудачу, дети-сироты и дети с ОВЗ обретают синдром «выученной беспомощности». Защищая себя от возможных неудач, они просто перестают учиться, «зарывают свои таланты в землю», занимают иждивенческую позицию.
• Принцип взаимодействия в группе детей разного возраста и уровня профессионализма. Именно в разновозрастных группах дети наблюдают за разными моделями поведения, «примеряют» различные социальные роли, учатся коммуницировать, работать в команде, проявлять заботу, уважать, учитывать интересы других и поддерживать друг друга. Детям необходимо научиться общаться, взаимодействовать самостоятельно с разными по полу и возрасту членами коллектива.
• Методика исправления речевых недостатков. Благодаря работе над ролью, репликами, эмоциями, работе с текстом постепенно формируется правильная, четкая и активная речь, что способствует коррекции речевых дефектов. Главный методологический принцип, разработанный в нашей театральной инклюзивной студии — работа над речью и голосом в движении, исследуя свое тело, как главный резонанс. Во время репетиций инклюзивного театра мы используем механизмы запоминания и воспроизводства текстов стихотворений, литературных отрывков, сценических ролей, основанных на принципах работы известного режиссера Ежи Гротовского. В творческий процесс мы включаем работу по синхронизации движений с эмоциями, в связи с чем речевой аппарат ребенка начинает работать более активно и четко.
• Метод рефлексии. Рефлексия после каждого упражнения помогает детям лучше разобраться в своих эмоциях, рассказать о чувствах и затруднениях, прикрываясь предлагаемыми обстоятельствами, так как для многих из них говорить о своих переживаниях достаточно тяжело и непривычно.
• В алгоритм работы в инклюзивной театральной студии мы также включили практический метод. Цель данного метода полностью включить детей в атмосферу театральной деятельности с многочисленным ее разнообразием форм и дать возможность попробовать себя в разных профессиях театральной индустрии. Участие в создании реквизита, светового и музыкального оформления, костюмов, оформлении сценической площадки, изучение грима и т. д. Важной частью является создание системы мастер-классов со специалистами театров и театральных учебных заведений, радио и телевидения, в рамках которых ученики могут познакомиться с профессионалами театрального искусства, имеют возможность выступать на одной сцене с актерами театра и студентами театрального института. Благодаря такой возможности, многие участники студии становятся сотрудниками театров, телевидения, поступают в театральные высшие учебные заведения, что определенно положительно влияет на дальнейшую жизнь и трудоустройство детей с ограниченными возможностями и детей, с трудной жизненной ситуацией. Из нашей студии, благодаря этому методу и алгоритму в целом, за один год поступило четыре ученика с задержкой психического развития в театральное высшее учебное заведение, после окончания которого, один ученик стал режиссером инклюзивной студии, ученица стала артисткой драматического театра и кино. В процессе взаимодействия с профессионалами, видя в них образец поведения, интересную личность, ученики получают отличный пример для подражания и мотивацию к достижению лучших результатов.
• Немаловажно включать в постановки новые и современные формы в спектакли и концертные номера: интерактив, световые и звуковые эффекты нового поколения, театр теней, видео сопровождение, нестандартное оформление как режиссерский ход спектакля, игра со зрителем, включение хореографии, пластики, пантомимы, флэшмобов и т. д. Используя множество различных и нестандартных, идущих в ногу со временем форм больше вызовет заинтересованность и мотивацию детей заниматься в студии, откроет им другие грани театра, откроет мир интересных профессий, способствует разностороннему развитию и самореализации.
В результате приведенного выше алгоритма мы наблюдали положительную динамику у детей с ограниченными возможностями в области социального и личностного развития̆, чье участие в театральной деятельности студии было регулярным. Так как применяя различные тренинги на раскрепощение, снятие зажимов, фантазию, работу в коллективе, театрализованные игры, репетиционный процесс, возможность попробовать себя в разных ролях, познакомиться с профессионалами театрального дела, мы способствуем «особым» детям создать комплект алгоритмов поведения в различных жизненных, социально-бытовых ситуациях и найти наиболее приемлемый вариант поведения. Групповые тренинги на сплочение коллектива, на доверие помогают в создании гуманных эмоций, помогают избавиться от ощущения замкнутости, одиночества, негативного психоэмоционального состояния.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Особенные дети. Инклюзивный театр – театр без границ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других