В пособии раскрываются основные вопросы научных основ управления дошкольной образовательной организацией, ее персоналом, методической работой, вопросы управленческой этики. Цель издания – обеспечение учебного процесса, организация аудиторной и самостоятельной работы студентов, предоставление методических рекомендаций по освоению разделов учебного модуля, осознание действий, необходимых для осуществления процесса управления в дошкольной организации. Материалы, связанные с подготовкой руководителя-практика, представлены в приложениях. Учебное пособие «Управление дошкольной образовательной организацией» адресуется магистрантам, обучающимся по магистерским программам дошкольного профиля по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование, слушателям дополнительных профессиональных программ переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических работников, преподавателям высших учебных заведений, аспирантам, студентам. Подготовлено в соответствии с ФГОС ВПО (ВО) по направлению. Может быть использовано для направления подготовки 050100 Педагогическое образование.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление дошкольной образовательной организацией предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Раздел 1
Научные основы управления дошкольной образовательной организацией
Тема 1
Основные понятия науки управления. ДОО как педагогическая система. Управляющая и управляемая системы (Лекция, 4 ч.)
1. Понятие и содержание управления.
2. Классификация подходов к управлению.
3. Принципы и методы менеджмента.
4. Организации. Системы и их свойства.
1. Найдите не менее трех авторских определений понятий «менеджмент» и «управление». Проведите сравнение этих определений. Можно ли использовать данные понятия как взаимозаменяемые?
2. Охарактеризуйте ДОО как искусственную, социально-педагогическую, изменчивую, адаптирующую и адаптивную систему.
3. Каким образом среда прямого воздействия (учредитель, органы управления образованием, учреждения, обеспечивающие жизнедеятельность, родители и дети как потребители услуг, учреждения социально-педагогической среды) влияет на деятельность ДОО?
4. Какие косвенные факторы приводят к изменениям в дошкольной организации?
1. Гусева Е. П. Менеджмент. Учебно-методический комплекс. — М.: Евразийский открытый институт, 2009. — 414 с. http://biblioclub.ru/ index.php?page=book&id=90375
2. Майер А. А. ДОУ как открытая развивающаяся система // Управление ДОУ. — 2006. — № 8. — С. 8–13.
3. Менеджмент: учебно-методический комплекс для подготовки магистров / Под общ. ред. А. Л. Гапоненко. — В 2 ч. — Ч. 1: Учебник. — М.: Изд-во РАГС, Издательский дом «ИНФРА-М», 2010. — 480 с.
4. Пернай Н. В. Проблемы образовательного менеджмента. Три трактата. — М.: Интеллект-Центр, 2004. — 288 с.
5. Поздняк Л. В. и др. Подготовка студентов вуза к управленческой деятельности в сфере дошкольного образования: Моногр. — М.: Фак-т дошк. педагогики и психологии МПГУ. — 2008.
6. Поздняк Л. В. Теоретические основы управления современным дошкольным образовательным учреждением // Управление ДОУ. — 2006.-№ 3.-С. 8-13.
7. Поздняк Л. В. Управление дошкольным образовательным учреждением как социально-педагогической системой // Управление ДОУ — 2006.-№ 4.-С. 8-13.
8. Румянцева З. П. и др. Общее управление организацией: принципы и процессы: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». — Модуль 3. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 288 с.
9. Самборенко Л. Ф. Методы управления ДОУ // Управление ДОУ. — 2009.-№ 2.-С. 8-15
10. Сафонова О. А. Системный подход в управлении ДОО // Управление ДОУ. — 2003. — № 1. — С. 4–15.
11. Третьяков П. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. — М.: Новая школа. — 2003. — 304 с.
Общий менеджмент изучает принципы, методы, технологии и закономерности управления социально-экономическими процессами (функции управления, принятие управленческого решения, управленческий цикл, стратегическое управление, бенчмаркинг, лидерство).
В теории научного управления существует несколько подходов: классический, поведенческий, процессный, системный, ситуационный и пр.
Методы управления образованием определяются как способ достижения цели, реализации управленческих функций; как совокупность приемов целенаправленного воздействия субъектов управления на его объект.
Административные методы реализуются путем прямого воздействия руководителей на подчиненных. Такое воздействие может осуществляться через административные приказы и распоряжения, правила, нормативы и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц. Методы административного воздействия опираются на власть руководителя и представляют собой методы властной мотивации, опирающиеся на реальное принуждение или на возможность принуждения.
Сущность экономических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на экономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью цен, оплаты труда, налогов и других экономических рычагов добиваться эффективной работы. Данные методы основываются на использовании экономических стимулов, на заинтересованности работников, на инициативе осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений.
Сущность социально-психологических методов состоит в воздействии на экономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью социально-психологического механизма. В практике менеджмента могут использоваться, в частности, такие методы, как убеждение, внушение, личный пример, организация соревнования, методы управления конфликтами, формирование благоприятного психологического климата и обстановки доверия.
Система — это совокупность частей, закономерно связанных между собой в единое целое. Частями целого могут быть различные подсистемы, элементы, предметы, существа, в том числе и люди. Имеется множество систем, которые классифицируются на:
естественные — искусственные, открытые — закрытые, статические — динамические, без ведущего органа — централизованные, управляемые — самоуправляемые, а также технические, биологические, социально-экономические.
Составные части систем называют подсистемами или элементами. Каждая система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем — управляющей и управляемой (субъекта и объекта управления). Управляющий орган реализует на основе принятых принципов и методов управления определенные функции управления, направленные на достижение главных целей деятельности. Субъект управления воздействует на объект и задает ему параметры работы при помощи прямого управляющего воздействия. Информация о параметрах состояния работы объекта поступает по каналам обратной связи, так происходит управление. Воздействие внутренних и внешних сред может отклонять работу управляемой подсистемы от заданных величин. Вследствие этого субъект управления вынужден воздействовать на объект при помощи регулирующего (управляющего) воздействия и тем самым корректировать работу управляемой подсистемы. Так происходит регулирование — приведение параметров объекта управления к заданному или вновь избираемому состоянию.
Под управлением дошкольным образовательным учреждением К. Ю. Белая, Т. С. Комарова, Л. В. Поздняк и др. понимают целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность совместного труда сотрудников; научно-обоснованное воздействие на коллектив воспитателей, обслуживающий персонал, детей, родителей и общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста на уровне современных требований.
1. Что такое управление? В чем особенности управления ДОО?
2. Охарактеризуйте научные подходы к управлению.
3. Перечислите основные принципы и методы управления.
4. Что такое организация?
5. Каковы основные свойства систем?
Тема 2
Функции управления и их сущность: планирование, организация, контроль (Лекции, 2 ч.; практические занятия, 10 ч.)
1. Прогнозирование и планирование.
2. Функция организации.
3. Сущность, принципы, организация контроля.
4. Специфические функции управления.
Система планов в ДОО. Виды и формы планирования.
1. Программа развития ДОО или Комплекса.
2. Требования к оформлению основной образовательной программы ДОО.
3. Годовой план: структура, методика разработки, формы составления годового плана ДОО.
1. Докажите, что стратегические, тактические и оперативные планы составляют систему планирования.
2. На основе анализа сайтов образовательных организаций составьте рецензии на две программы развития Комплекса или ДОО.
3. Разработайте критерии для анализа годового плана ДОО.
4. Сравните две основные образовательные программы двух ДОО, выявите особенности работы данных учреждений.
5. Составьте аннотации на 2 методические публикации за три последних года, посвященные планированию в ДОО.
1. Сущность и цель функции организации в управленческой деятельности руководителя ДОО.
2. Основные принципы делегирования полномочий. Понятия ответственность и полномочия.
3. Координация как форма организации сотрудничества.
4. Реализация принципа самоуправления в ДОО.
1. Раскройте основные принципы делегирования полномочий: принцип диапазона контроля, принцип фиксированной ответственности, принцип соответствия прав и обязанностей, принцип передачи работы на возможно более низкий уровень, принцип отчетности по отклонениям.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление дошкольной образовательной организацией предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других