Как наладить добрые отношения с Богом, людьми и собственной Долей? Как создать и сохранить добробыт? Как по играм детей узнать будущее дома и общества?Белорусские легенды, предания, сказки, поверья и пословицы, включенные в сборник «Изначальная сила белорусов», дают ответы на эти и другие жизненно важные вопросы. Они наполнены огромной духовной силой, древней мудростью, любовью, заботой о людях и дают пути выхода из самых сложных обстоятельств.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Изначальная сила белорусов. Легенды, предания, сказки, поверья, пословицы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Бог, ангелы, святые
Спас и ангелы-отступники (легенда)
Шел Спас по синему морю. Вдруг море начало пениться, стали подниматься необыкновенно сильные волны и появился большой столб. Увидел Спас внутри столба живого великана, который поворачивался, но не мог встать. Спас схватил великана и выбросил на берег. Тут из столба вышел такой красавец, что красоте его изумился сам Спас. Он взял красавца к себе и поставил его над всеми ангелами. А красавец принялся внушать ангелам неповиновение к Богу: «За что мы будем повиноваться Богу? Что такое чудное сделал Бог, сотворив человека? Мы сами сделаем такого же человека, и еще лучше».
Некоторые из ангелов соблазнились словами великана: «В самом деле, за что мы будем повиноваться Богу? Пойдем и сделаем такого же человека». Отправились они и принялись мутить озера и реки. Трудились до такой степени, что лица их стали черны, как уголь.
Долго те ангелы мутили реки и озера. Появились разные ползающие, насекомые и пресмыкающиеся, но человека сделать они так и не смогли. Тогда пришел к ним Спас и посмотрел с гневом. И лица непокорных сделались ужасно страшными, на голове у них выросли рога, языки превратились в огненные жала.
Другие ангелы посмотрели на них, испугались и отвратились от страшилищ. А они остались. Так как ангелы-отступники помутили озера и превратили их в болота, то им было назначено жить в них. С тех пор черные и живут в местах, ими устроенных.
Впоследствии этим черным стали давать различные имена: черт, дьявол, сатана, бес. Различные имена черным даны от того, что во время земной жизни Спасителя они разными способами пытались искусить Господа.
Бог, дьявол и первые люди (легенда)
Когда-то Бог ходил по воздуху. Смотрит — пузырь висит, а в пузыре что-то пищит. Господь спрашивает:
— Кто там в пузыре пищит?
А ему отвечают:
— Бог.
— А я кто тогда?
— А ты над всеми богами Бог!
— Ну, раз я над всеми богами Бог, то разорву пузырь! — сказал Бог и разорвал пузырь.
Вышел из пузыря человек и пошел рядом с ним. Бог ему говорит:
— Как бы нам с тобой землю отыскать. Нам с тобой можно без нее прожить, но другим нельзя. Земля есть в бездонном океане, и ты достань ее. Ты можешь это сделать.
Тот полез в океан и достал землю. Одну часть земли он взял в руку, а другую положил в рот. Ту, что была в руке, отдал Богу, а ту, что во рту — оставил себе.
Бог говорит:
— Мы эту земельку посеем!
Господь посеял земельку, и стала она расти. И у его товарища стала расти во рту. Тому стало трудно дышать, он отбежал от Бога и стал землю изо рта отхаркивать и выплевывать. Там где много отхаркивал, там горы и курганы появились. Где поменьше — там равнины. Где выплевывал — мхи и болота. Но земля во рту его все росла и росла.
Бог увидел это и говорит:
— Что же ты, окаянный, делаешь? Первый ты у меня, а совершаешь такие поступки! Лукавый какой ты!
Затем Бог поднялся выше и устроил себе жилище на небе. Там он позвал Михаила и приказал:
— Пойди изгони окаянного, потому что он поступает лукаво.
Но Михаил устрашился. Опустился вниз, но ничего не сделал ему. Вернулся назад к Богу, а тот ему чин дает:
— Михаил, будь архангелом! Его нужно оттуда убрать.
Снова опустился вниз Михаил, и снова устрашился. Вернулся к Господу и говорит:
— Господи, велико имя твое, велика твоя власть, но не могу!
Бог тогда назначил его архистратигом. Полетел Михаил вниз, опалил огнем окаянного и осилил его. Тогда окаянный пошел к Богу и просит:
— Господи! Не оставляй меня! Покорюсь я тебе!
Но Бог сказал:
— Что же ты, дьявол, удумал делать?
И сразу после этих слов у того появились рога и копыта. А Господь ему:
— Проклятый ты! Прогневал Господа своего!
После этого Бог взял красной земли и стал делать человека. Но когда он отвернулся, лукавый плюнул на человека. А Бог ему:
— Лукавый, ты лукавишь! — и вложил в человека душу разумную и бессмертную.
— Посмотрим, чем будет человек питаться, — продолжил Господь, взял еще земли и сделал корову. Потом обратился к дьяволу:
— Что же ты ничего не делаешь, а только на мои дела смотришь?
— Господи, устрашился я тебя, ничего придумать не могу! Если позволишь, я хоть козочку себе сделаю.
Позволил Господь сделать ему козочку. Вот лежат рядом корова и козочка. Бог дунул на корову, та поднялась и пошла. А дьявол дул-дул на свою козочку, но та так и не встала. Просит дьявол Бога:
— Господи, Боже! Дунь на мою козочку, чтобы она пошла. Нет у меня сил!
Дунул Господь, и козочка пошла.
Потом Бог дунул на первого человека и назвал его Адам. Встал Адам и стал жить с Богом в раю. Но вскоре Адаму стало скучно. Узнал Бог, что Адаму в раю скучно. Он явился к нему во сне, вынул у него ребро и сделал из ребра для Адама жену, назвав её Евой. Стали они вместе жить в раю и никакого греха не имели. Но окаянный решил навредить им. У Господа было одно дерево запретное. Вот окаянный коснулся дерева и превратился в гада. Пополз он к Адаму и Еве и говорит:
— Возьмите у запретного дерева по яблоку, попробуйте.
Но Бог узнал об этом и велел запретному дереву ветки как можно выше поднять.
Но гад не унимался:
— Ева, съешь яблоко с запретного дерева!
Ева его спрашивает:
— А что мне будет, если я яблоки с этого дерева съем?
— Сама будешь богом. Что бог знает, то и ты будешь знать!
— Как же мне взять, если ветки вверх подняты?
— У меня есть власть достать их тебе.
— Ну, достань.
Достал лукавый ей яблоко. Ева яблоко укусила и с ней случилось то, что теперь и на нас грешных: раньше кожа у нее была такая, как ногти, а стала такой, как у нас теперь. Ева обвязала тело травой, пошла к Адаму и просит:
— Встань, попробуй то, что я попробовала.
Адам встал, попробовал то яблоко и тоже получил себе грех. Стало у него все, как у человека грешного. И у нее тоже, все как у бабы. Пришел к ним Господь, и зовет:
— Адам и Ева, подойдите ко мне.
А Адам отвечает:
— Господи, мы согрешили.
— Хоть и согрешили, все равно подойдите.
Подходят к Богу Адам и Ева, обвязанные травой, а он им:
— Что с вами произошло?
Они говорят:
— Пришел гад и сделал с нами это приключение.
Позвал Господь гада:
— За такое дело тебя, гад, будут люди топтать ногами.
Потом обратился к Адаму и Еве:
— Вот тебе, Адам, лопата, иди и копай землю. А ты, Ева, будешь приносить плоды от мужа, воли его, и тяжело тебе будет.
Тогда они заплакали и Адам сказал:
— Благодарю тебя. Господи! Теперь мне не видеть пресветлого рая и не слышать гласа Господнего уже никогда.
Сойдя на землю, Адам построил огромный дом. В том доме сначала было прилично жить. Но потом там укоренился дым и смрад. Принялся кричать Адам:
— Было в моем доме хорошо жить! Кто сейчас делает в моем доме неприятности?
Явился на крик один господин:
— Я делаю тебе смрад и дым.
— Зачем ты мне это делаешь, что мне горько жить в моем доме?
— Для того, чтобы ты со мной расписку составил.
— Какую же нам с тобой расписку составить, господин мой?
— А такую. Что ты будешь владеть живыми, а я мертвыми. Мне же тоже надо кем-то владеть.
Адам ему ответил:
— Подожди. Я пойду своему Богу помолюсь. — И он стал молиться, пока из глаз кровь не пошла. Тогда явился ангел Господень и говорит:
— Адам, не робей! Распишись с дьяволом, что твое живое, а его мертвое. Потом из седьмого колена родится Иисус. Он клятву эту разрушит.
Как появилась Троица (легенда)
У дьявола на земле стало погибать много народа. Надоело Господу с неба смотреть, как его народ погибает. Собрал он к себе ангелов и говорит:
— Сыны мои возлюбленные! Не мог бы кто-нибудь из вас сойти на землю и принять человеческую плоть?
Но ни один из ангелов ничего не сказал Богу. Тогда Господь разделился и из одного лица сделал три. Потом обратился к одному своему лицу:
— Сын мой возлюбленный! Сделай благоволение, которое положено! Надо сойти на землю и принять плоть человеческую, перейти через мать-Марию. Все мое будет у тебя благоволение, сын мой возлюбленный!
Ворота в рай (предание)
Явился Иисус с погибшими душами в царство, где он царствует, и говорит Петру:
— Петр, отомкни эти ворота и накури ладаном по всему царству.
Петр ворота отомкнул и царство ладаном окурил. А дьявол закричал:
— Помилуй, Господи, трудно от ладана твоего! Пусти на покаяние! Что мне делать? Не выдержу я ладана твоего!
А Иисус взял заклятые души и повел их в царство. Дьявол потемнел и матюка загнул. Тогда Христос-Бог вернулся к воротам и написал на них: «Кто хоть раз матюк загнет, тот тут будет!».
Про апостолов (предание)
Апостолы — это те же боги, только поменьше. Они заведовали чем-нибудь одним: Илья — заведователь над «перуном», он в огненной колеснице ездит по небу. Юрий, он на сивом коне ездит, заведует зверями и скотом. Но над конями — Фрол, кони ему подчиняются.
Святой Зосим-Бога просим, тот за пчелами смотрит, посылает их со скалы, где они родятся, в наши земли. Микола за нивой приглядывает, а Кузьма-Демьян — за огнем. Он бог кузнечного дела. Иван-Воин всех злодеев знает. Чтобы от них защиту иметь, ему молиться надо. Алексей — человек божий. Он заведователь над рыбой и в решете море переплыл.
Илья и Петр (легенда)
Давно это было, когда еще Бог по земле ходил. Отдал Бог весь этот мир Илье и Петру. Но, как известно, где два пана, там нет лада. Илья насылает дождь, а Петр погоду. Плачут тучи, не знают, что делать и кого слушать. Пойдет дождь, так Петр бежит и ругается:
— Ах вы, такие-сякие! Что же вы делаете, зачем сено мочите? Ведь сейчас люди косят!
Тучи отвечают:
— Нам Илья приказал.
— Я вам покажу Илью. Илья наделала гнилья!
Схватит Петр метлу, разгонит тучи по углам и небо чистенько подметет.
Тут, откуда ни возьмись, едет Илья и гремит. Тучи принимаются толкаться, выбираться из своих углов, и начинается такой ливень, что берега рек размывает. Жалуются люди Богу, что паны дерутся, а у мужика поджилки трясутся. Жалуются и просят у него погоду.
Призывает Бог Илью, ругается на него. А Илья отвечает:
— Развелось много чертей и всякой нечисти и они весь мир заполонили.
Тогда Бог призывает Петра и говорит ему:
— Пусть Илья недолго своим огнем чертей пожжет.
А Илья тем временем поднимает такой гром, что земля стонет. Нет ни дня, ни ночи. Тучи толкутся, как вьюны в решете. На небе кипит, как в горшке. Молния сверкает так, что в глазах темно становится. А «перун» поджигает раз за разом дубы, березы, строения, стога. Илья разъезжает по небу и командует:
— Так, так, так! Го, го, го! Тресни его, гада, в затылок! Лупи, лупи его по макушке!
Просят люди во имя Бога, чтобы Илья унял свой гром. А Илья их не слушает. Петр же ходит и плюется беззубым ртом от злости. Илья натешится, почистит свою колесницу и поедет к Солнцу в гости. Тут Петр подметет небо и начинает сушить землю. Вот уже время сеять жито, а земля стоит сухая, без дождя. Илья тем временем в гостях у Солнца ест-пьет, а про людей и забыл.
Злятся друг на друга Петр и Илья, стараются один другому на глаза не попадаться. Но потом решили встретиться, вместе походить по земле и узнать, кого из них люди больше любят. Идут они и спорят. Петр говорит:
— Меня больше любят.
Илья отвечает:
— Нет, меня.
Так идут и ругаются. Тут видят — мужик гречку сеет.
Петр предлагает Илье:
— Спросим у мужика, кого больше любят.
Подходит Петр к крестьянину:
— Помоги Бог!
— Спасибо.
— Скажи, добрый человек, кого вы больше любите, Петра или Илью?
Мужик снял с плеч сеялку, почесал затылок и отвечает:
— А Бог его знает, кого мы больше любим. Может Илью. А может Петра-Павла.
— Ты не выкручивайся, а скажи просто, — настаивает Петр.
— И Илья, и Петр-Павел — хорошие святые. Мы их и любим.
— А кого больше?
Видит мужик, что ему никак не выкрутиться, и говорит:
— Больше Петра-Павла.
Илья прямо затрясся от злости. Пошли они дальше, а Илья кричит:
— Не дам я этой ниве дождя! Пусть на ней ничего не родится!
Петр ему в ответ:
— А я намочу ее и жизнь дам.
— Тогда я вот что сделаю: кто первый съест пирог из гречки этой нивы, тот подавится.
Усмехнулся Петр и промолчал.
Лето удалось хорошим: каждый день прекрасная погода, ночью или роса, или теплый дождик. Растет все, как на дрожжах. Кажется, посади на поле ребенка, и он сразу вырастет. У мужика гречка по пояс уродилась. Собрал крестьянин гречку и набил ею пол-гумна. Намолотил потом он ее, помолол, а жена его напекла свежих пирогов полную печь. В то время пришли в село Петр и Илья и попросились к этому мужику на ночлег. Зашли в хату. Илья его забыл и не узнал. Сели все ужинать.
— Вот же, спасибо Богу, уродилась гречка. Попробуйте, гости дорогие, свежих пирогов, — потчует хозяин гостей.
Илья очень сильно проголодался, схватил пирог, укусил и подавился. Что он только ни делал: воду пил, себя кулаком по груди бил. Ничего не помогает. Догадался он, что это проклятые им пироги. Стал он прощения у Петра и мужика просить, и только тогда пришел в себя.
С того времени Илья мешает людям сено косить. Если бы не был Петр старым и глухим, то все было бы хорошо. Но когда Бог говорит ему: «Посылай дождик, когда люди просят», Петр не дослышит и посылает дождь, когда люди косят.
Иван Златоус и Касьян (легенда)
Довелось как-то святым, Ивану Крестителю и Касьяну, вместе в одной церкви обедню служить. Служили, служили, и Касьян вдруг обмолвился. Иван стал его каять:
— Не так ты молитвы читаешь, как надо! Вот как читай!
А Касьян ему:
— Какое твое дело, как я молитву читаю!
Заспорили они друг с другом. Спорили, спорили, и Касьян не утерпел, торкнул огнем в Ивана Крестителя. Как свечку в руках держал, так и торкнул в бороду. Но попал не в бороду, а в усы. Усы и загорелись. Иван говорит:
— Коли так, будем судиться!
Пошли они к Богу судиться. Иван принялся жаловаться:
— Боже, рассуди нас. Стали мы с Касьяном обедню править, так Касьян стал не так молитвы читать. Я ему об этом сказал, а он начал ругаться, а потом меня в усы свечкой торкнул.
Разобрал Бог дело и видит: кругом Касьян виноват. Сначала хотел Господь его из святых убрать, но потом решил:
— Пусть тебя в три года один раз чествуют. А тебе, Иван, я сделаю другие усы, лучше, чем прежние. — И сделал ему золотые усы.
С тех пор стали люди звать Ивана Златоус.
Как Бог своим угодникам храмы закладывал (легенда)
Захотел Господь храмы устроить. Возвел храмы и велел в одном из них собраться своим угодникам. Приказал придти Ивану Крестителю, Николаю Чудотворцу, Фоме, Луке и Марку Евангелисту.
— Приходите, будем храмы закладывать. А вас я буду учить, как обедню в них служить.
Господь пошел вперед в храм. За ним угодники, которых он позвал. Угодники между собой тем временем говорят:
— Который любимый апостол, так его и нету.
Господь сначала молчал про него, а потом произнес:
— Ребята, не судите Николая, он занят. На море человек тонет, а Николай его милует.
Наконец пришел Николай Чудотворец в храм:
— Господи, довольно меня, грешника, ждать!
Стали потом все облачаться и обедню служить. Николая Чудотворца Господь дьяком поставил, Ивана Крестителя дьячком. Отслужили первую обедню. После нее Николай Чудотворец стал большим постником: «по средам и пятницам груди не брал».
Иисус Христос и ребенок-сидень (предание)
Иисус Христос и теперь по земле ходит от Великодня до Вознесения. Тогда Рай шесть недель открыт, а пекло закрыто. Вот он и ходит, одетый очень просто — в свитке и лаптях. Пришел раз в одну хату, а там ребенок сидит. Большой уже, но сидень. Иисус ему говорит:
— Встань, не бойся!
А тот ему:
— Нет, пане-дядька, не встану!
— Встанька встань! — приказал Иисус, и тот встал. А Иисус провел его два раза от лавки к дверям и назад:
— Ну, теперь ходи!
И много раз так он делал.
Как у ангела крылья отобрали и он по земле ходил (предание)
Шла женщина дорогой и по дороге родила. Господь послал к ней ангела:
— Пойди, возьми ее душу.
Ангел прилетел к женщине, посмотрел, что у нее малютка родился. Сжалился и не стал отбирать душу.
Тогда бог послал другого ангела, чтобы он забрал у женщины душу, а у первого ангела крылья. Тот ангел забрал у женщины душу, у сородича крылья, и первый ангел остался на земле в человеческом облике.
Этот ангел определился к архиерею кучером. Жил он у архиерея и ходил в церковь к обедне. Но стали служители замечать: как только запоют в церкви херувимскую песню, так архиерейский кучер сразу уходит их храма. Доложили об этом архиерею. Архиерей вызвал к себе кучера и спрашивает:
— Почему ты, когда нужно поклоны класть, выходишь из храма? Что ты за человек?
— Я кучер. — И пошел с этим.
Когда пришел большой праздник, архиерей велел двум служителям проследить за кучером, что он будет делать во время обедни. Вот запели в храме херувимскую песню, а кучер вышел из церкви, взял кирпичину и бросил в самую ее главу. Затем пошел он дальше по улице, а два служителя за ним шли и все его дела подмечали.
На улице сидел калека и кричал во все горло: «Подайте, Христа ради!» Архиерейский кучер подошел к нищему, соскреб его за лоб, взял палку, отдубасил нищего палкой и пошел дальше по улице.
Встретился ему молодец, очень видный из себя мужчина. Кучер дал этому мужчине полтину серебра и дальше пошел по городу. Дошел он до одного места, где встретился с юношей в белом одеянии. Они поклонились друг другу и разошлись. А служители архиерейские все это видели и рассказали про его «проказы» архиерею. Архиерей снова вызвал к себе кучера и спрашивает:
— Что ты за человек? Зачем ты делаешь «проказы» неподобающие, когда выходишь из храма во время херувимской песни? Почему ты взял кирпич и бросил на главу церкви?
— Я выхожу из храма, когда из него вырываются проклятые духи и метаются возле главы и креста. А я их отгоняю кирпичиной. Подумай, архиерей, что это значит?
— Еще одна «проказа». Почему ты недобрый такой: когда шел по улице и калека попросил у тебя милостыню, ему ничего не подарил, а палкой избил?
— Зачем тому калеке деньги, если под ним на том месте, где он сидит, пол-мерки серебра?
Архиерей решил, что надо это проверить. Проверили и обнаружили под нищим целых пол-меры серебра.
— Вот третья твоя «проказа». Шел молодец, а ты взял и одарил его деньгами. А ведь он сам мог заработать.
— Этот человек уже третий день работу по городу ищет, найти не может. Есть не за что, а попросить стесняется. Вот я и подарил ему полтину серебра.
— Вот твоя четвертая «проказа». Встретился ты с юношей в белом одеянии, поклонился ему и вернулся назад.
Отвечает ангел:
— Это тот, кто отобрал у меня крылья.
— Кто такой отобрал у тебя крылья? Кто ты такой есть?
— Я ангел.
— Можешь ты спеть ангельскую песню?
— Могу.
— Тогда спой.
— Нет, так не могу. Прикажите приготовить гроб и обить его парчой. Сами во всем своем одеянии ложитесь в него, тогда спою.
Заказал архиерей гроб, лег во всем облачении, и тогда ангел запел ангельскую песню. Весь народ от силы той песни попадал. Тогда Господь послал с неба ангелу крылья, и ангел с архиереем поднялись в воздух. Ангел пел, а архиерей шел по воздуху вслед за ним. Но видели это не все. Только достойные.
Чтобы быть счастливым, нужно в сердце иметь Бога (предание)
Одному школьному учителю пришлось встретить старичка. Старичок тот при своей хворости и бедности Бога хвалил.
— Как ты можешь Бога хвалить, будучи так беден и несчастлив? — спросил учитель у старика.
— А, миленький мой, я Бога в сердце имею. Даже в аду схвачу Бога обеими руками и буду держать его перед собой. И там он будет со мной. Счастье человека не в том, чтобы телу было хорошо, а в добродетели, кротости и смирении. Под какой бы планидой не родился, счастлив будешь, если будешь жить в добродетели.
Юноша удивился стариковскому уму и поблагодарил за науку: «Не я, а ты мой учитель».
Бог и Доля (поверье)
Бог сотворил мир, всех тварей и каждому дал свою долю. Доли этой никаким образом не минуешь и не изменишь
Пословицы про бога
Без Бога ни до порога.
Без Бога и шага не ступишь.
Благослови, Христос, коль так пришлось.
Говорят, решаясь на что-либо важное.
Бога хвали, да и черта не гневи.
Наставление, чтобы и неприятеля не раздражать.
Бог богат. Больше имеет, чем раздает.
Надежда на Бога несомненна.
Бог поможет, но и ты не лежи.
Побуждение не лениться.
Если Бог захочет кого покарать, то сначала разум отнимет.
Человек попадает в неприятности большей частью из-за своего неблагоразумия.
Бог стерег, что с сестрой не лег.
Говорят шутливо, если кто-то своей осторожностью избежал несчастья, не подвергся чужому лукавству или избежал сетей.
Кого Бог намочит, того и высушит.
Говорят в прямом и переносном смысле.
Даст Бог день, даст и достаток.
Утро вечера мудренее.
Даст Бог день, даст и путь.
Говорят, убеждая в мысли, что время все откроет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Изначальная сила белорусов. Легенды, предания, сказки, поверья, пословицы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других