Дикарём во Вьетнам и Таиланд. Путеводитель для воображаемых путешественников

Леонид Шевченко, 2023

Путевые заметки о моих путешествиях дикарём в азиатские страны в 2011-2012 годах.

Оглавление

ГЛАВА 2. Ханой — Храм литературы

Сегодня, мои дорогие маленькие ксеноморфы, мы обсудим ряд достопримечательностей города Ханоя — с тем, чтобы праздное население смогло собственной головой понять, нужно ли оно кому-нибудь, или уже нет.

И начнём с Храма Литературы. Начнём с того, что я как с самого начала не понимал, для каких радостей он нужен, так и продолжаю не понимать этого до сих пор. Что есть в наличии: некая небольшая площадь, огороженная кирпичным забором. Внутри — пруды, дорожки и ряды каменных черепах по бокам. А также, собственно, храм и сувенирные лавки. Множество сувенирных лавок. Их там, как кажется, даже больше, чем черепах.

Оно, конечно, правда — в источниках сообщалось: при храме есть магазин. На деле, однако, скорее можно было сказать, что при магазине есть храм.

Мы, к слову, в последующей поездке ещё не раз употребляли это выражение — "храм при магазине", поскольку для азиатского региона такое явление, как видится, вообще свойственно.

Однако, не суть. Что там смотреть. Храм — обычный, буддийский, каких полно по всему миру. Только вместо Будды, насколько я понял, Конфуций. И статуи черепах. Черепаха в буддистской традиции, вообще — символ мудрости. Потому и стоят в этом"храме"каменные черепахи со стеллами на спинах.

А на стеллах высечены результаты всех экзаменов ажно с 1484 года. Этот ведь не просто храм. Это — первый вьетнамский университет имени того же Конфуция, в котором изначально учились дети богачей, сынки купцов-дворян и были не у всех детей тетрадки и букварь. Потом, правда, пошли потоком и простые таланты — из народа. Учиться. Сдавать экзамены.

Меж тем, при каких псах тут литература? Всё просто: в основном тутошние студенты изучали литературные произведения и писали сочинения. Неважно, склонность ли у тебя к математике, истории или программированию — вот тебе фолиант, сиди и читай.

И, кстати, надписи на черепаховых стеллах составлялись выдающимися деятелями истории и философии, причём составлялись не просто так, на отвяжись, а в форме стихов. Правда, стихи эти были на древнекитайском языке, так что сегодня их прочитать смогут, наверное, только древние китайцы, да ещё, наверное, те же самые литературоведы.

Простые же, обыденные граждане Вьетнама приходят в храм просто так — помолиться Конфуцию и потрогать головы у черепах. По народному поверью, если погладить бошки всем восьмидесяти двум рептилиям, то грядёт удача на экзамене, и можно будет даже ничего не учить.

Со своей стороны Валентиныч считает, что таких черепах очень не хватает в нашем политехническом институте — чтобы сразу отсеивать идиотов. Потрогал черепах, ничего не уча — добро пожаловать за ворота, юный падаван! Фильтр.

Из всего вышесказанного проистекает тот факт, что праздному туристу, как и ожидалось, делать в Храме литературы особо нечего. Ну, черепахи. Ну, храм, каких тысячи вокруг. Ну, прудики, четыре из пяти которых к тому же ещё и пересохшие. Ну,"уникальная вьетнамская архитектура", которая, уж простите моё невежество, ничем особо значительным не отличается от китайской или тайской.

Короче, пустая трата времени. И чего там вьетнамцы ратуют за включение Храма литературы в перечень культурного наследия Юнеско, лично мне непонятно. Сомнительное, по-моему, наследие — этак каждый первый храм Таиланда можно в этот список включать!

Одним словом, Валентиныч не рекомендует. Разве что, если больше совсем заняться нечем. Лучше уж в Музей военной истории сходите — о нём я в следующие разы расскажу.

И к слову, если на выходе из Храма литературы повернуть направо, можно попасть в такой парк. Там вьетнамцы гуляют, играют в мячик и занимаются гимнастикой. Там спокойно и местами уютно. Однако встречаемые аборигены провожают белых обезьян недоумёнными взглядами, и есть с чего. Взгляните на прилагаемый ниже макет. Видите, такое пространство сбоку с полукруглыми дорожками? Вот это и есть тот самый парк. Только на макете он свободно располагается рядом с Храмом литературы, в реальной же жизни его окружает забор. И вход только один — тот, который внизу.

То есть вы заходите в парк. Идёте, благостно рассматривая вьетнамских спортсменов… И внезапно, пройдя целый квартал, осознаёте, что дальше, собственно, пути-то и нет. Извольте топать обратно. Почему так? Конфуций, наверное, знает. Но он, к огорчению, давно умер и ничего поведать уже не в силах.

Зато Валентиныч пока в силах. И на своём горьком опыте предостерегает туристов от многих нежданных ошибок. Что вами, конечно, должно было бы цениться, но я понимаю, что рассказы о путешествиях у меня в последнее время получаются неинтересными, а потому ничего и ни от кого уже и не требую.

Ибо — к тому же — не в читательской любви счастье. Счастье — оно в том, чтобы быть полезным. И может, моя"поданная в поезде солонка" — это как раз вот эти рассказы про Вьетнам. Которые, хочется верить, однажды помогут какому-нибудь пыльному и усталому страннику на его долгом жизненном пути.

Потому что только писать по-русски у меня, как видится, и получается в этой жизни. Не исключено, что это и есть смысл моего бытия.

По коему поводу я вам в следующий раз расскажу про Мавзолей Хо-Шимина или про Театр кукол на воде. Ну, если это, вообще говоря, кому-то интересно. Впрочем, если и неинтересно — всё равно расскажу. Пока рассказывается.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я