Главная цель книги – помочь родителям понять, что половое воспитание не является чем-то страшным, стыдным или безнравственным. К нему стоит относиться проще: как к части нашей обычной жизни с ребенком. Мы можем помочь своим детям исследовать не только внешний мир, но и внутренний: понять свое тело, разобраться в своих чувствах и ощущениях – и это очень важно. Лидия Пархитько, популярный блогер-психолог, рассказывает, как бережно и чутко можно реагировать на различные состояния ребенка, как объяснить ему процессы, происходящие с его телом, как выстроить здоровые границы с другими людьми, сформировать правильные поведенческие реакции и дать достойные ориентиры в сфере отношений.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как говорить с детьми о сексе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1, в которой мы узнаём, что такое на самом деле половое воспитание, и знакомимся с его основными темами
Нет, это заблуждение. Причем только одно из многих, связанных с половым воспитанием. Для нас — специалистов, заинтересованных в гармоничном развитии детей, половое, или сексуальное, воспитание и просвещение имеют более широкое значение. Давайте же познакомимся с темами, которые на самом деле поднимаются, когда мы говорим о половом воспитании.
ТЕМА 1. Как устроено тело
Мы легко рассуждаем о боли или усталости, о том, где что чешется, трет или давит, а стоит лишь прикоснуться к интимным темам, и — о ужас и кошмар! — теряем дар речи. Но у ребенка от этого пучиться, пукаться, пахнуть, набухать, возбуждаться, вставать, вытекать меньше не станет. И каждый этот процесс он должен хорошо понимать.
Женщина, много чего повидавшая
Что за глупости! На тело столько внимания обращать стыдно. Только отречение от телесности ведет человека к чистым мыслям.
Дорогие читатели, это — Женщина, много чего повидавшая. Она моложава, энергична и, как говорится, занимает активную общественную позицию. Мы встретились в поликлинике. Пока ее семилетний внук, сидя на диванчике, образцово-показательно читал книжку с картинками, наша героиня уже отчитывала мамочку, вжавшуюся в расписанную нежными березками стену. «И зачем вы так разбаловали ребенка?! Ни в коем случае не потакайте, вы совсем не умеете показывать свой авторитет!» — возмущенно встряхивала кудряшками Женщина, много чего повидавшая.
Причиной сцены стала, как вы уже поняли, дочь молодой мамочки, которая настолько не хотела сдавать кровь из пальца, что вопила и рыдала на весь коридор.
Женщина, много чего повидавшая
Вы лучше расскажите, зачем детей всяким глупостям учите. Где ж это видано — о таких неприличностях разговаривать с малышами?
Автор
Я обязательно расскажу, но для начала нужно немного разобраться в теории детского развития.
Психика ребенка наполнена множеством ощущений. Собственные телесные реакции, эмоциональное состояние, сигналы сенсорной системы, восприятие окружающей информации — все сливается, требует обработки. Но ребенок не в состоянии самостоятельно разделить эту смесь на компоненты, а потом проанализировать и осознать каждый. Для этого нужна мама. Она становится защитным экраном, переводчиком и проводником в одном лице.
Представьте себя в каком-нибудь южном порту начала ХХ века. Суда гудят, чайки орут, повозки грохочут, солнце жарит, матросы и грузчики матерятся… А вы стоите в одиночестве и не знаете, куда идти и что делать. И чем дольше стоите, тем сильнее толкают и пихают. Что в такой момент жизненно необходимо?
Правильно! Чтобы кто-то большой и сильный бережно взял за руку и повел за собой. Успокоил, объяснил, разложил по полочкам и задал нужное направление.
Женщина, много чего повидавшая
И при чем тут пукать и пахнуть?
ТЕМА 2. Как тело реагирует и живет
Телесные реакции — основа ощущений. Мы, взрослые, об этом уже не задумываемся, а вот ребенок только познает себя, и телесные переживания занимают больший объем его психики. Будто потерявшийся в южном порту, ребенок не понимает, что с ним происходит: информация обрушивается буквально отовсюду, и нужен взрослый, который все объяснит.
В младенчестве особенно сложно. Температура, свет, звуки, прикосновения, весь спектр ощущений — слишком много всего для одного маленького человека, который до этого девять месяцев беззаботно плавал в более или менее постоянной среде. Дальше — больше: заболел животик, начали резаться зубки, прогулки, переодевания… Новым телесным ощущениям нет конца!
Но мама рядом и помогает осознать, что бояться не стоит:
Все хорошо, малыш. А что плохо — скоро закончится, потому что я с тобой
И страх отступает, а боль утихает. Мама общается с ребенком словами, жестами, мимикой, взглядом, настроением. Она, словно зеркало, отражает малыша, и он видит себя в ней, через нее понимает себя, и так каждое его ощущение получает смысл.
Позже ребенок овладевает физиологическими процессами, начинает контролировать тело, оценивать действия. Теперь просто отражения мало — нужна информация. Ребенок осознал, что имеет собственные — отдельные от маминых — тело и психику, и с этим наступает эпоха активных требований и упертого поведения. Он пытается понять правила культуры и что ждет от него общество, различает мальчиков и девочек, учится вести себя, управлять желаниями. Взрослеет, дружит, дерется, подглядывает, по-детски влюбляется.
И все это — как в южном порту: под грохот и крики, в окружении всего незнакомого. Без твердой и уверенной руки — потеряешься.
ИМЕННО ПОЭТОМУ РОДИТЕЛИ С МЛАДЕНЧЕСТВА ДОЛЖНЫ ПОМОГАТЬ РЕБЕНКУ ОСОЗНАВАТЬ ВСЕ ПРОЦЕССЫ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ЕГО ТЕЛОМ, НЕ РАЗДЕЛЯЯ ИХ НА ПРИЛИЧНЫЕ И НЕПРИЛИЧНЫЕ. ПОТОМУ ЧТО НИЧЕГО НЕПРИЛИЧНОГО В ТЕЛЕ НЕТ.
ТЕМА 3. Границы
Но просто информации о строении тела недостаточно. Установкой и защитой границ ребенка мы тоже занимаемся с самого его рождения.
На мой взгляд, сегодня значение слова «границы» замылилось, потускнело, а само их упоминание стало использоваться для нападения или защиты в большей степени, чем для понимания себя. Фраза «Это нарушает мои границы» стала равнозначна вопросу «Ну и че?», о который, согласно интернет-мему, разбиваются все аргументы.
ТОЛЬКО ВОТ В ГЛУБОКИХ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ АРГУМЕНТЫ ДРУГОГО НЕ ХОЧЕТСЯ РАЗБИВАТЬ. ГРАНИЦЫ НЕ ДОЛЖНЫ ПРОТИВОСТОЯТЬ ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ. ИХ ЗАДАЧА — ПОМОЧЬ ЛЮДЯМ ЛЮБИТЬ ДРУГ ДРУГА, НЕ ПРИЧИНЯЯ БОЛИ
Молодая и слегка испуганная мамочка
Я очень боюсь нарушить границы своего ребенка! Говорят, это нанесет психологическую травму?
Любое грубое нарушение границ — это насилие. Оно может быть сексуальным, физическим, эмоциональным и оставит глубокий негативный след в психике ребенка.
Но при обычном взаимодействии наши границы — это не что-то хрупкое и тонкое, что нужно постоянно защищать. Это всего лишь условная линия между кем-то и кем-то. Между мамой и ребенком, например. Часто бывает, что мама, оберегая границы ребенка, нарушает свои — и тем самым учит его нарушать границы.
Женщина, много чего повидавшая
И снова глупости. Я для своих детей делала все, себя не жалея. Отдавалась полностью. Жизнь положила. И что? Теперь оказывается, так было нельзя, потому что нарушало чьи-то там границы?
Конечно, порой нам приходится жертвовать, и это героический подвиг каждого родителя. Просто сегодня эти подвиги уже не всегда необходимы. Мало кто из нас помнит и даже может представить, как было тогда — без еды, без помощи, без мужа, без работы и денег, в разваливающейся стране, с ребенком на руках или даже двумя.
В условиях же мирной современной жизни лучше бы не сталкивать детей с чувством, что на них положены родительские жизни. Это чрезмерные вина и ответственность — а в лишних объемах они убивают любовь.
Даже в обычных бытовых ситуациях, когда мама думает:
— она нарушает границы — и не только свои.
Чем старше ребенок, тем внимательнее должны мы следить, чтобы сдвиги границ — в любую сторону — не были неоправданными.
Молодая и слегка испуганная мамочка
Ой как интересна-а-а… Хотя кажется, что все это очень далеко от полового воспитания.
Не так уж и далеко! Взаимодействие мамы и ребенка неотделимо от телесного контакта, а телесное развитие малыша неотделимо от эмоционального.
Мы обнимаем, переодеваем, трогаем своих детей. Нас дергают, бьют, кусают, целуют. Мы решаем, ходить ли голышом, спать вместе или раздельно, заходить ли без спроса в комнату. И каждый раз делаем выбор: отталкивать, терпеть или грамотно обозначить границы.
Наше общение с ребенком закладывает основу его взаимодействия с другими: тактильного, эмоционального, сексуального. Любое общение должно строиться по правилу: любовь — это не «когда хорошим людям плохо», а когда всем одинаково хорошо. Граница — «линия между» — должна быть одинаково заметна и понятна каждому участнику контакта.
ТЕМА 4. Безопасность
Одна из главных задач полового воспитания — снизить риски. Некоторым кажется, что
Другие же, напротив, испытывают поразительный диапазон страхов — от «как гулять, если ребенка обязательно украдут и изнасилуют в ближайших кустах» до «в саду дочку разглядывал мальчик — это ужас и психологическая травма!». Воспитатели или тренеры-мужчины, игры в туалетах в детском саду, подглядывание друг другу в трусы — все это вызывает серьезные опасения. Понимаю, это и вправду очень страшно.
Но страх множится незнанием.
Мы живем в удивительном мире. Имея пугающую статистику по ВИЧ-инфекции, ранним беременностям и насилию, мы боимся признать у своего ребенка наличие половых органов и ощущений, связанных с ними. Большинство шуток в медиапространстве связаны с сексом, мочеполовой или пищеварительной системами, но при этом мы не знаем, как работает наше собственное тело, и стесняемся объяснить это детям.
Женщина, много чего повидавшая
Но мы же из лучших побуждений замалчиваем! Ведь если говорить об этом, то можно спровоцировать?
Благие намерения в сочетании с собственными страхами становятся прекрасной почвой для воплощения в жизнь всех наших кошмаров. Знаете историю про печеньку?
Она стала притчей, утверждающей острую необходимость полового просвещения. Все произошло в Канаде, а по другой версии — в США, и это доказывает, что дети по всему миру нуждаются в одинаковой защите и в одинаковых знаниях.
Пятилетняя девочка называла свою вульву «печенька»[2]. Так научила ее мама. И однажды ребенок подошел к учительнице и сказал ей на ушко: «Папа ест мою печеньку». Учительница, конечно, не смогла понять шифр. Она пожала плечами, подумав, что воспитанница жадничает попусту, и сказала:
Чудовищно? Не-вы-но-си-мо.
Насилие продолжалось еще несколько лет. А могло быть остановлено, знай девочка правильные слова. Более того — его бы вообще не случилось, если бы мама не краснела от тем полового воспитания и смогла бы выучить с ребенком правильные названия половых органов, рассказала бы о границах и безопасности заранее.
Если притча о печеньке вас не убедила и вам по-прежнему кажется, что все это происходит где-то там и с какими-то другими людьми, то вот несколько реальных историй из жизни тех женщин, с которыми я работаю.
Я не могла рассказать, что ко мне пристает брат. Я еще не ходила в школу, очень боялась родителей и думала, что они нас убьют или будет что-то другое непоправимое. Было ужасно стыдно, и я была бессильна что-то изменить. Но однажды меня стошнило на прогулке, потому что брат заставлял делать с ним это, и мне так захотелось пожаловаться маме!
Мы пришли домой, и я сказала, что меня стошнило, потому что съела невкусный леденец. О назывании половых органов и речи идти не могло — мы никогда об этом не говорили. Помню ту минуту, как сейчас: мама сделала озабоченное лицо и взволнованно предложила больше не есть сладкого.
Мне кажется, я до сих пор храню частичку ее волнения. Хотя бы немного, но она разделила мои страдания, хоть никогда так и не узнала о том, что происходило на самом деле.
Вы знаете, пока писала это — искусала губы. Очень нервничаю. Так странно видеть эту историю написанной.
Девочку стошнило, потому что брат заставлял заниматься с ним оральным сексом. Рассказать об этом она смогла только в максимально завуалированной форме. И это никак не изменило ситуацию.
Если вы думаете, что такой ужас происходит только в неблагополучных семьях, то, к сожалению, ошибаетесь. В этом доме, как и во многих, никогда не поднимались темы полового воспитания. Девочка просто не знала нужных слов, чтобы прямо сказать:
Мама, брат сделал мне плохо, он нарушил правило нижнего белья, заставил облизывать свой пенис, и меня стошнило.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как говорить с детьми о сексе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2
Непривычно для русского уха. Однако в странах Америки для называния половых органов и сексуальных акций часто используют слова из лексико-тематической группы «Еда». Например, эвфемизмами to drink / to eat (выпить, съесть) партнер может обозначить для другого свое желание сексуального с ним взаимодействия.