С самого зарождения цивилизации люди селились возле воды, чтобы выжить. Вода – это дождь с небес. Это океаны и озера, успокаивающая ванна и утренняя роса. Вода – это наши кровь и пот. Она управляет нашими эмоциями и проявляется в виде слез. Но как много мы знаем об истинной силе стихии, которая постоянно присутствует вокруг и внутри нас? Благодаря книге Лилит Дорси вы погрузитесь в историю и мифологию воды и откроете для себя священные места, хранящие ее силу. Вы также научитесь устанавливать связь с водоемами, познакомитесь с божествами и животными, которые станут вашими проводниками в работе со стихией, изучите рецепты ванн и моющих растворов на основе воды, камней и растений, обладающих магическими свойствами. Это тщательное исследование магического применения воды в различных традициях, и в то же время удобный справочник для работы с магией этой стихии. «Вода повсюду вокруг нас. Именно наше тело и окружающая среда помогают нам выживать и процветать во всех отношениях. Соприкосновение со священной водой во всех ее чудесных формах – это одна из самых духовных вещей, которые вы можете сделать. Эта книга предлагает комплексный взгляд на воду во всех ее проявлениях, как больших, так и малых».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Магия Воды. Все тайны стихии в одной книге предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть I. История, фольклор и мифы
Глава 1. Вода сквозь времена и культуры
Люди не могут долго жить без источника пресной воды. С самого зарождения цивилизации люди селились возле воды, чтобы выжить. Многие из этих стоянок превратились в большие города, которые и по сей день остаются крупными населенными пунктами. Дамаск, возможно, самый древний постоянно населенный город в мире. И, само собой, именно вода определила локацию и характер этого места.
Если мы обратимся к ранним мифам и историям о сотворении мира, обнаружим явную общность — а именно, что все вещи созданы из воды. Сказки и магические обычаи самых разных традиций и религий иллюстрируют, насколько важна вода для самой жизни.
В шумерском мифе, восходящем примерно к 3000 г. до н. э., говорится о богине Намму, воплощении первобытного океана, которая рождает Землю и Небо. Энума Элиш — вавилонский космогонический миф, повествующий о рождении богов, богинь и самой земли. Точное время его создания неизвестно; ученые датируют его IX в. до н. э. или раньше. Он повествует о начале мира, когда на Земле не было ничего, кроме вихря воды. Это была пресная вода, олицетворением которой был бог Апсу, и горькая, соленая вода, которую олицетворяла богиня Тиамат. Они разделяются и соединяются вновь, создавая Землю и жизнь.
В исламской традиции вода рассматривается как источник и начало всей жизни на Земле. В Коране говорится о благословенной воде, льющейся дождем, чтобы удобрять землю и растить урожай; вода рассматривается в том числе как символ силы и величия Аллаха.
В Ригведе, индуистском эпосе, упоминается, что вначале все было водой. Вода в индуистской традиции представляет и благословение, и очищение.
Существует также множество индейских легенд, которые описывают зарождение мира в воде и вблизи воды.
Народ ирокезов состоит из шести племен, которые населяли Землю более 4000 лет в западном Нью-Йорке и Онтарио в Северной Америке. История сотворения мира начинается так: люди жили высоко в небе, поскольку в то время земли еще не существовало. Случилось так, что заболела дочь одного из вождей. Они понятия не имели, как вылечить ее, пока однажды не получили совет от старейшины общины. Старейшина сказал, что нужно выкопать корни священного дерева, чтобы найти решение. Люди копали все вместе до тех пор, пока не вырыли большую яму. Но как только они это сделали, и дерево, и дочь вождя провалились вниз.
В пространстве внизу раскинулось огромное море, где жили два лебедя. Когда девушка и дерево упали в воду, раздался раскат грома. Лебеди с любопытством подплыли ближе. Они пытались спасти девушку, но не знали как. Они обратились к большой черепахе, чтобы узнать, что делать. Черепаха, мудрейшая из всех существ, сказала, что эти дары, упавшие с неба, — хороший знак. Она поведала всем, что им нужно найти дерево, его корни, и землю, что была на них. Черепаха сказала им, что из этой грязи можно сделать остров, на котором будет жить дочь вождя. Все существа мира принялись искать дерево, и сделать это удалось жабе. Она копалась в глубинах океана, пока наконец не нашла дерево. Жаба набрала полный рот земли и вернулась на поверхность. Добравшись туда, она выплюнула землю, а затем умерла. И земля начала разрастаться, поскольку была волшебной. Вскоре образовалась обширная территория, на которой могла бы жить дочь вождя.
К несчастью, там было очень темно. У великой черепахи и здесь нашлось решение. Она попросила всех землеройных животных — сусликов, белок и прочих — начать рыть ямы в небе, чтобы впустить свет. Дочь вождя стала матерью всего на этой новой земле. Иногда считается, что она забеременела, когда упала с неба в воду.
Народ квечан, также называемый юма, — коренной североамериканский народ, населяющий долину реки Колорадо. Их история создания мира начинается в темноте и воде, потому что больше тогда ничего не было. Вода была бурной, пена поднималась вверх и создала небо. Из воды появились Создатели — духи-близнецы по имени Бакоталь и Кокомахт. Бакоталь считался злым, а Кокомахт — добрым. Во время путешествия на поверхность глаза Кокомахта были закрыты. Когда Бакоталь поднимался из воды, он закричал, спрашивая брата, держал ли тот глаза открытыми или закрытыми во время путешествия на поверхность. Кокомахт знал, что его близнец был злым, поэтому ответил, что поднимался с открытыми глазами. Другой близнец последовал этому совету и ослеп. Имя Бакоталя переводится как «слепой»[4].
Затем близнецы приступили к созданию сакральных направлений. Кокомахт прошел четыре шага по воде в каждом направлении и создал север, юг, восток и запад. Затем Бакоталь захотел принять участие в творении. Он начал создавать людей из глины, но судьба у них была бы непростая, поскольку они не имели ни ступней, ни пальцев. Кокомахт посмеялся над этими творениями и решил, что сделает эту работу сам. Вскоре он сделал цельных и совершенных мужчину и женщину. Это разозлило его близнеца, и он наслал бурю. Кокомахт тоже рассердился и затопал ногами. Топот заставил землю содрогнуться, а затем, согласно одной из версий, отправил творения Бакоталя в океан, где они превратились в водоплавающих птиц, а согласно другой, положил штормам конец. Но, так или иначе, эти бури оставили после себя различные болезни. Люди Кокомахта вскоре начали размножаться и заполнять землю, создав все племена мира.
В новом мире жила лягушка. Лягушка завидовала Кокомахту и ненавидела его, и вскоре стала замышлять его гибель. Она выкопала землю из-под ног Кокомахта, и когда он погрузился вниз, лягушка украла его дыхание. Кокомахт умер, и его смерть научила людей трансформации.
Навахо — одна из самых многочисленных групп коренного населения в Северной Америке. Их исконные земли лежат на юго-западе Соединенных Штатов. Согласно мифу навахо, мир, в котором люди живут сейчас, называется пятым миром. В первом мире жили только мужчина, женщина и койот. Этот мир был довольно темным и совсем крошечным, поэтому они быстро перебрались во второй, освещенный светом и солнца, и луны. Считается, что в этом мире солнце пыталось совокупиться с первой женщиной. Она отказалась, и койот предложил отправиться в третий мир, который, как говорят, был прекрасен и удивителен. Когда они прибыли в третий мир, их встретил горный народ. Они предостерегли их о великом водяном змее (в некоторых историях это выдра) Тьехольцоди. А предостеречь койота от чего-либо — верный способ заставить его это сделать именно это, ведь такова уж его природа. Койот пошел и украл детей Тьехольцоди. Тот пришел в ярость и послал большие наводнения по всей Земле. Вода на востоке была черной, на юге — голубой, на западе — желтой, а на севере — белой. Все эти разноцветные воды начали подниматься.
Люди пришли к первым мужчине и женщине и спросили, что им делать с этими наводнениями. Те ответили, что нужно попытаться вырастить горы и посадить тростник, чтобы взобраться на них и спастись от воды. Мужчина, женщина и все остальные люди и животные забрались в тростник, и он вырос так высоко, что достиг четвертого мира. Первой в четвертый мир прибыла саранча. Прибыв, она увидела четырех птиц черного, синего, желтого и белого окраса. Они спросили саранчу, что она здесь делает, и устроили несколько испытаний: если саранча пройдет их, они позволят ей остаться. Последним было состязание во владении топором, во время которого они ударили саранчу в лицо и улетели. Вода начала отступать, кроме той, что находилась на юге. Первые мужчина и женщина остались жить на маленьком острове. Вскоре появилось много мужчин и женщин.
Однако у койота все еще были дети Тьехольцоди, и из-за этого воды потопа продолжали подниматься, затопляя четвертый мир. И снова они нагромоздили горы и посадили тростник; на этот раз наверх поднялся бобр, чтобы осмотреть пятый мир. Бобр сообщил, что это мокрый мир, и люди снова последовали за ним поселиться на маленьком острове посреди огромного моря. Они умоляли койота вернуть детей Тьехольцоди, и он выполнил просьбу. Теперь все они могли начать свою жизнь в этом пятом мире. Первое, что они сделали, — избавились от лишней воды; говорят, что они призвали темного духа осушить эти воды, и их мольбы были услышаны. Вода была осушена, так образовалась река Колорадо.
Народ кри — одно из крупнейших индейских племен в Северной Америке. Их земли включали в себя территорию от восточной части Гудзонова залива и залива Джеймса далеко на запад до самой Альберты и Большого Невольничьего озера в Канаде.
Существует множество мифов о великих наводнениях. У народа кри тоже есть такой миф. Один человек услышал, что грядет великий потоп, и стал строить плот. Он начал как раз в тот момент, когда вода начала подниматься. Человек поспешил забраться на плот вместе со своей собакой. Вода подняла плот высоко к деревьям. Именно тогда пес сообщил хозяину, что тот должен выбросить его за борт, если хочет выжить. Человек любил своего пса и не хотел этого делать, но тот умолял его, убеждая, что это единственный выход, и снова говорил, что хозяин должен бросить его в воду, а затем оставаться на плоту в течение семи дней, пока вода не уйдет. Скрепя сердце, мужчина выбросил собаку за борт.
Через семь дней вода начала спадать. Когда воды уже почти не было, мужчина увидел десятки промокших людей, зовущих на помощь. Приблизившись к ним, он увидел, что это были духи умерших в воде.
В большинстве историй о сотворении мира, рожденных в Бенине, Нигерии и других областях Западной Африки, все обитатели мира также происходят из воды. В нигерийской традиции йоруба существует множество вариаций различных священных историй. Отчасти это объясняется тем, что на протяжении более тысячи лет это была устная традиция, в которой знания передавались от учителя к ученику или от родителей к детям. То же самое относится и к их космогоническим мифам. Ниже приводится одна из версий мифа йоруба о начале мироздания.
Вначале Земля была бесформенной и водянистой. Не было ни моря, ни суши. Надо всем этим в небе жило высшее существо по имени Олорун. Олорун попросил ориша Нла помочь в создании Земли. Для начала Нла взял раковину улитки, наполненную землей, курицу и голубя. Нла поместил землю на маленьком пятачке, и птицы начали скрести ее, пока не образовались земля и море. Хамелеон осмотрел работу и доложил Олоруну, что работа у Нла идет хорошо. Первое сделанное место называлось Иле Ифе (Ilé Ifé).
Этот миф происходит из древней религии гаитянского вуду, которое стало весьма популярным в последние годы. В гаитянском вуду создатель змей Дамбалла Ведо и его жена Айидa Ведо глубоко связаны с водой. Самая известная история о них рассказывает о том, как древние духовные учения из Африки были принесены в Америку. Говорят, что, неся с собой знание, Дамбалла Ведо совершил странствие под океанами, а Айида Ведо прокатилась по радуге[5]. Они встретились на другой стороне и распространили священное знание по всей Земле.
Нижеследующее основано на «Кодзики», «Записях о деяниях древности», написанных около 712 г. н. э. Вначале было великое море хаоса, где все стихии были смешаны. Три божественных существа, называемые ками, решили создать мир. Сначала они создали множество богов и богинь; двое из них получили имена Идзанами и Идзанаги. Идзанаги получил волшебное копье, чтобы помочь создать мир. Он погрузил копье в хаос и начал его ворошить. Когда он вытащил копье, с него падали капли. Некоторые из этих капель упали и превратились в остров.
Вскоре после этого Идзанаги и Идзанами собрались вместе и породили все вещи этого мира. Они создали острова, первым из которых был остров Пены. Затем они создали острова Японии, горы, водопады и многое другое.
Идзанами, чье имя означает «та, кто приглашает», затем родила огненного духа, который обжег ее, и она заболела. Во время болезни ее тошнило, и рвота превратилась в божество — князя Металлических Гор. Ее фекалии превратились в землю, а моча — в пресную воду. Однако ее здоровье продолжало ухудшаться. В конце концов она погрузилась в Страну Ночи. Идзанаги последовал за ней и умолял вернуться. Она отвечала, что не может уйти, так как уже отведала там пищи и попала в ловушку. Когда Идзанаги наконец увидел ее, он понял, что ее тело начало разлагаться. В ужасе он убежал. На бегу он выбросил гребни, которые были у него в волосах. Упав на землю, гребни превратились в виноград и бамбук. Дух ночи, который преследовал Идзанаги, остановился, чтобы съесть эту пищу, и Идзанаги убежал.
Идзанами очень любила Идзанаги и все еще желала, чтобы он снова был с ней. В надежде вернуть его она послала восемь духов грома вместе с воинами Страны Ночи. Однако он обогнал их и ненадолго остановился отдохнуть в персиковом саду. Когда приблизились его преследователи, он закидал их персиками (которые, согласно поверьям, отгоняют зло и негативные энергии), и они быстро ушли, но Идзанами не остановилась. Она отправила Идзанаги послание, что если он не вернется, она будет убивать по тысяче человек в день. Он ответил, что в таком случае он будет рождать по тысяче людей в день. Именно поэтому с тех пор люди рождаются и умирают. Затем Идзанаги запечатал Идзанами в Стране Ночи, где она остается и поныне.
После этого испытания Идзанаги искупался в воде. Когда он промыл левый глаз, родилась Аматэрасу Омиками, богиня солнца. Когда он промыл правый глаз, родилась Цукиеми-но-Микото, луна. Наконец, когда он промыл нос, родился Сусано-О, бог бури[6].
Ниже приводится усеченная версия истории сотворения мира, изложенной в Талмуде. Бог решил создать мир. Первое слово, которое слетело с его уст, было «барух», что означает «благословенный». В первый день сотворил он небо и землю, свет и тьму, день и ночь. Бог бросил камень в пустоту, и она стала землей. На второй день он сотворил ангелов. На третий день — растения и деревья, и сделал железо, чтобы ковать орудия, чтобы срезать эти растения. Он также создал Эдем, рай для Адама и Евы. На четвертый день он сотворил солнце, луну и звезды. На пятый день — морских тварей, включая левиафана, и тварей воздушных. На шестой день — зверей земли, а также людей. Некоторые ангелы были расстроены тем, что Бог создал других существ, и стали ревновать к ним. Бог указал на этих ангелов, и пламя поглотило их.
Затем Бог послал ангела Гавриила, чтобы тот добыл почву, из которой будут вылеплены люди. Вскоре Гавриил усомнился в своей задаче, ибо понял, что в конечном итоге люди разрушат красоту, созданную Богом. Поэтому Бог сам собрал немного грязи и глины и вылепил первого человека, Адама. Когда Бог приготовился дать этой новой жизни душу, ангелы под предводительством Самаэля (Сатаны) снова начали высказывать претензии. Бог изгнал их с небес, отправив в ад. Затем Бог вдохнул жизнь в свое новое творение.
Далее говорится, что Адам увидел мужских и женских существ других видов и попросил Бога сделать для него спутницу. Затем Бог сотворил Лилит из пыли. Когда Адам попытался заняться с ней любовью, Лилит отказалась лечь под него. Она сказала, что они оба сделаны из пыли, поэтому она не подчинится ему. В гневе она произнесла невыразимое имя Бога и исчезла. Считается, что она ушла жить к демонам. Затем Бог создал для Адама другую женщину — Еву.
Христианская космогония также прочно связана с Водой. Пожалуй, наиболее знаменита история о Ное и потопе. Истории о потопе можно найти в мифологии Месопотамии, Египта, Греции, Сирии, Европы, Индии, Восточной Азии, Новой Гвинеи, Центральной и Северной Америки, Меланезии, Микронезии, Австралии и Южной Америки[7]. В Библии говорится, что Бог навел «на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни… и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Бытие 6:17 и 7:12)[8].
Несмотря на объемы разрушений, это также история о надежде. Господь дозволил Ною построить ковчег и взять с собой по паре животных каждого вида, чтобы жизнь как людей, так и животных на Земле могла продолжаться.
Концепция священных вод стара как мир. В ранних обществах жизненная необходимость воды была однозначным основанием для того, чтобы рассматривать ее как манифестацию божественного. Со временем святая вода стала восприниматься как именно христианское благословение. Для начала христианские святилища и священные места располагались вокруг источников и других водоемов, которые уже имели мистическое значение. Уже в IV в. н. э. появляются свидетельства о том, что служители церкви поливали святой водой умалишенных и изгоняли ею зло.
Обычно, говоря о святой воде, подразумевают воду, которую благословил и освятил католический священник. Однако святая вода применяется не только в христианской церкви. Многие могут задаться вопросом, как и почему такой важный столп католической веры, как святая вода, проник в традиционное худу и колдовство. Что ж, магия изобретательна; магические практики выживали и процветали, несмотря на годы угнетения и предрассудков. Большинство заклинаний все еще существуют именно благодаря их силе. Попросту говоря, зачем кому-то продолжать творить заклинание, если оно не срабатывает?
Христиане используют святую воду для крещения — обряда посвящения преданных в веру, который восходит к крещению самого Иисуса в реке Иордан. Со временем святую воду стали использовать применительно не только к людям, но и к местам. Папа Григорий I в 601 г. н. э. призывал превращать священные языческие места, такие как колодцы, в христианские, рекомендуя «лить святую воду на упомянутые храмы… чтобы они могли быть обращены из поклонения демонам в поклонение истинному Богу». Таким образом, вскоре святую воду стали использовать уже для очищения домов, животных, автомобилей, лодок и т. д. У католической организации «Мэриноллская служба по глобальным проблемам» (Maryknoll Office for Global Concerns) есть несколько просветительских программ, связанных со справедливым отношением к воде. На их веб-сайте написано, что «вода — это отдельная самостоятельная реальность, особое измерение планеты Земля, древнее и живительное. Она утверждает собственное право быть самим тем фактом, что она есть!» Они заявляют, что вода — всеобщее благо, а «государственное управление водными ресурсами подотчетно народу и служит благу всего сообщества — как человеческого, так и других существ»[9].
Нет ничего удивительного в том, что многие мировые культуры напрямую связывают происхождение жизни с водой, как и многие научные теории. Они указывают на горячие источники и приливные бассейны как на возможные места зарождения жизни на Земле в том виде, в каком она нам известна. Одна из гипотез состоит в том, что жизнь зародилась вблизи глубоководного гидротермального жерла, и там, в зоне многочисленных химических реакций, процветали ее ранние формы. Это произошло около 600 млн лет назад, а около 500 млн лет назад они перебрались из океана на сушу.
Великий мыслитель Леонардо да Винчи, как известно, был очарован водой. Он считал ее истинным «движителем природы», кровью мира. Он также отметил парадоксальную природу этой завораживающей субстанции:
…вода бывает иногда острой, а иногда сильной, иногда кислой, а иногда горькой, иногда сладкой, а иногда толстой или тонкой; иногда она кажется приносящей боль или чуму, иногда дающей здоровье, иногда ядовитой. Она изменяется, обретая столько натур, сколько есть различных мест, через которые она проходит. И подобно тому, как зеркало меняется вместе с цветом отражающегося в нем предмета, так и вода меняется вместе с природой места, становясь зловонной, слабительной, вяжущей, сернистой, соленой, обагренной, скорбной, яростной, злой, красной, желтой, зеленой, черной, синей, маслянистой, жирной или тонкой. Иногда она воспламеняет, иногда гасит пожар; она тепла и холодна, уносит или ставит на место, выхолащивает или приумножает, разрывает или упрочивает, наполняет или опустошает, поднимается вверх или протачивает скважины, мчится или стоит неподвижно; иногда является причиной жизни или смерти, или прибавления, или лишения, временами питает, а временами напротив; временами имеет привкус, временами безвкусна; временами затопляет долины великими наводнениями. Со временем и с водой все меняется[10].
Да Винчи вполне наглядно показывает, что вода — это настоящий парадокс.
Существует множество современных оккультных практик, берущих за основу древние практики и верования. Как и древние, они в значительной степени сосредоточены на стихии Воды. Вода в них задействуется множеством способов, включая исцеление, гадание или ритуальную магию.
МЕСМЕР И БЛАВАТСКАЯ
Внимание религии и науки было сосредоточено на воде в течение очень долгого времени; то же касается и магии. Немецкий врач Франц Месмер (1734–1815) известен как изобретатель практики месмеризма, предтечи современного гипноза. Немалая часть работы Месмера была сосредоточена на потоке — как во всей Вселенной, так и в отдельных людях. К концу своей карьеры Месмер стал лечить своих пациентов с помощью намагниченной воды. Он заряжал воду с помощью большого магнита или просто взмахом руки[11].
Знаменитая ясновидящая Елена Блаватская (1831–1891) также очень интересовалась водой, особенно примордиальной, или «водой пространства», как она ее называла. По ее представлениям, вода служит олицетворением женской или универсальной материнской энергии. Есть одна любопытная история о том, как Блаватская, будучи в Индии, наполнила бутылку водой, просто поместив ее под юбку. В традиции теософии, одной из основателей которой была Блаватская, считается, что вода проявляется на трех различных уровнях: примордиальном, космическом и химическом[12].
ТЕЛЕМИТЫ И ВОДА
На пути Телемы ритуальное использование стихии Воды может быть не столь явным, как можно было бы представить. Но она имеет важное значение в повседневной практике каждого телемита, многие из которых творят магию либо в одиночку, либо в группе, участвуя в ритуалах и церемониях. В телемическом пантеоне божеством, наиболее тесно связанным со стихией Воды, выступает богиня Нюит (Нут). В древнеегипетской религии, на которую в значительной степени опирается Телема, это богиня неба, звезд, космоса, матерей, астрономии и всей Вселенной.
Богиня Тефнут (божество влаги, влажного воздуха, росы и дождя) сочеталась с богом Шу (божеством Воздуха, ветра, мира и львов) и родила небо как богиню Нюит. Она часто изображается как обнаженная женщина, покрытая звездами, изгибающаяся над землей, а над ее головой находится кувшин с водой. Нюит часто изображают на внутренней стороне крышки саркофага, чтобы защитить мертвых. Своды гробниц часто окрашивали в темно-синий цвет, символически изображая звездную богиню. В Книге Мертвых говорится:
Привет тебе, о Сикомора, священное дерево богини Нут! Дай мне от той воды и от того воздуха, что в тебе. Я обнимаю тот престол, который в Уну, и я несу стражу, охраняю Яйцо Канкан-Уэра. Оно процветает, и я процветаю; оно живет, и я живу; оно вдыхает воздух, и я вдыхаю воздух, Я, Осирис, Ани, чье слово есть истина, с миром (упокоился)
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Магия Воды. Все тайны стихии в одной книге предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других