В данной книге представлены образы энергии света в иконах Рублёва с точки зрения византийского учения о свете исихазм. Согласно определению одного из основателей учения Григория Паламы, «Бог – это свет, но не по существу, а по энергии». Сравнивая образы Бога в иконах, созданных в разные эпохи, автор в своей книге показывает, что только в иконах, автором которых считают Рублёва, Бог представлен в образах света на земле и в космосе.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Несотворённый свет. Образы Божественной энергии света в иконах А. Рублёва предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Несотворённый Свет Преображения
Косым стремительным углом
И светом, режущим глаза,
Переломившейся дугой
На землю падала гроза.
Византийские богословы утверждали:
«Основное в Боге непостижимо и сокрыто от человека, но человеком может быть воспринята от Бога истекающая светом энергия, что есть один из способов личного общения с Богом».
Доказательством тому может служить описанное в Евангелиях чудо преображения Иисуса Христа пред своими учениками на горе Фавор. Объясняя суть этого чуда, великий богослов древности Иоанн Богослов (IV в.) говорил:
«Иисус Христос открыл им (апостолам) нечто из Своего Божества — столько, сколько они могли вместить, и показал в Себе обитающего Бога».
Свет преображения получил название фаворский (по названию горы), который по учению Паламы и был тот самый свет Божественной энергии, которую человек способен «стяжать», то есть воспринимать.
Вокруг природы фаворского света издревле велись ожесточённые споры, которые нашли своё отражение в иконописных образах Преображения Господня. Художники-иконописцы, стоявшие на позициях исихазма, стремились изобразить свет льющимся из Христа, а не падающим на Него извне (как это делали иконописцы, изображавшие сотворённый свет). Идущий свет от Христа призван был доказывать верующим и противникам учения о существовании предвечного, а не сотворённого света, к которому приравнивалось понятие Свет Славы Христа.
Слава Христа — одно из главных понятий в христианстве и в иконописной символике, поэтому стоит здесь остановиться поподробнее.
Как учит закон Божий, Слава Христа — это особого свойства энергетическое облако, которое впервые было явлено Моисею, вождю израильского народа, во время выхода из египетского плена.
«И взошёл Моисей на гору, и покрыло облако гору. И Слава Господня осенила гору Синайскую».
Фреска Моисей на Синае. Картина Жака де Летэна. XVII в. Музей изящных искусств. Город Тура.
Русский религиозный мыслитель двадцатого века Сергий Булгаков писал:
«Видение Славы Божией не есть видение Лица Господня, оно есть некое доступное и переносимое человеком Откровение Божие».
Таким образом, облако, осенившее гору Синайскую, и свет, преобразивший Христа на горе Фавор, — это явления одного порядка, показывающие возможность общения человека с Богом через восприятие Его энергии.
В иконописном искусстве с византийских времён символом Славы Христа было облако, поднявшее Христа в небо во время вознесения и прославившее Его как Бога. В иконах символом облака, поднявшего и прославившего Христа, были круг, овал, эллипс. Позднее форма Славы (облака) претерпит изменение и чаще всего будет изображаться в виде трёх концентрических кругов или сфер, пронизанных триединым лучом, который, согласно учению Паламы, и есть единый свет Триипостасного Бога.
Икона Преображение. Псков, XV в.
В основе всей иконографии Преображения лежит текст Нового Завета, рассказывающий о том, что за несколько дней до своей крестной смерти «Иисус Христос взял трёх своих учеников — Петра, братьев Иакова и Иоанна — и взошёл с ними на гору Фавор. Поднявшись на вершину, Христос стал молиться и вдруг преобразился перед ними. Лик Его излучал сияние, одежды Его сделались блистательными, как снег, „как на земле белильщик не сможет выбелить“, уточняет Евангелист Марк. И явились к Иисусу Илия с Моисеем — ветхозаветные пророки — и беседовали с Ним. И вдруг…облако осенило их, и раздался из него глас: „сей Сын Мой возлюбленный, так Его слушайте“. И, услышав, ученики от страха пали на лица свои».
Создавая образ Преображение, иконописцы строго следовали как библейскому тексту, так и иконописному канону, так как он входил в праздничный чин русского иконостаса, а также писалось много храмовых икон для большого числа церквей, храмов, соборов во имя Преображения Господня.
В искусствоведческой литературе существует интересная закономерность — при обзоре искусствоведами икон Преображения они почти всегда на первое место ставят знаменитую икону Преображение из Преображенского собора города Переславля-Залесского (ныне хранится в ГТГ).
Академик Вера Брюсова пишет:
«Эту икону писали как минимум два человека. Почерк одного из них ярко прослеживается — это Феофан Грек, написавший в типичной для него манере „павших на лица свои“ апостолов. Вторым является либо Даниил Чёрный, либо Андрей Рублёв. Возможен и третий вариант — икону писали все трое, так как в то время существовала практика работы нескольких художников над одним произведением».
Тем более что размеры иконы впечатляющие — 184х134 см. Но Брюсова считает, что «это даже и не важно, а важно то, что это были иконописцы одного круга, разделявшие взгляд на византийское учение».
Преображение. Икона Преображенского собора
Переславля-Залесского. Около 1403 г. ГТГ. Москва
Рассматриваемая нами ярославская икона Преображение, как и образ Воскрешение Лазаря, была создана тем же кругом единомышленников.
С точки зрения физики, преображение — это переход энергии из одного физического состояния в другое. Раскрывая библейский смысл иконы, искусствоведы обычно оставляют без внимания его физическую природу.
Современный искусствовед Н. Барская, как бы обобщая современный взгляд на толкование данного иконописного сюжета, пишет:
«Идущий от Христа нездешний свет образует бело-золотую звезду, замкнутую в голубой, полных золотых лучей круг… Его голубые лучи стремительно упираются в учеников — словно ими опрокинуты, они… ими ослеплены, повергнуты в изумление… В этой иконе, как справедливо сказал известный исследователь искусства М. Алпатов, «радость озарения… заглушается волнением и беспокойством свидетелей чуда». Предельно резкие позы учеников выражают потрясение от свершающегося чуда, и одновременно удивительно слито в них это потрясение с сосредоточенным покоем.
Покой ощутим даже в фигуре павшего на землю, закрывшего глаза от ослепляющего света Иакова.
Покой проступает в позе стремительно преклонившего колени и одновременно указывающего на Христа Петра.
И особенно ясно это слияние в позе юного Иоанна, рухнувшего на землю, он подпирает голову рукой так, как подпирают её в глубоком, спокойном размышлении. И на открытых, видимых лицах учеников — Петра и Иоанна — действительно лежит печать глубокого, сосредоточенного размышления».
Выделенные в этом высказывании слова сводятся к мысли о том, что таинственный свет от бело-голубой звезды приводит апостолов в изумление, к радости озарения, к сосредоточенному покою, к спокойному размышлению.
Однако, я разделяю точку зрения известного художника Отари Кандаурова, который видит в иконе не звезду, а пересечение двух стрел, в которые вписана фигура Христа. В продолжение этой мысли зададим себе вопросы: а что это за стрелы, откуда они взялись и какова их природа?
Если посмотреть внимательно на икону, то действительно можно увидеть, что одна стрела бьёт сверху в вершину скалы, пробивая её на некоторую глубину, а вторая такая же белая стрела уходит вверх. То есть это не что иное, как символическое изображение удара молнии. В природе существует физическое явление, хорошо известное даже из школьных учебников, когда от удара молнии в вершину скалы образуется светящееся облако.
Именно такой природный феномен изображён на картине художника С. И. Щиголёва, одного из основателей направления в живописи в 30-е годы прошлого столетия, получившего название космизм.
Однако, не нужно иметь большого воображения, чтобы понять, что один и тот же природный феномен изображён по иконописным канонам в иконе Преображение и в традиции реалистического искусства в картине «Удар молнии».
Удар молнии. Художник С. И. Щиголёв. 1928 г. Из статьи «Путник знойного лета». Журнал «Наука и религия», 1992 г.
Отличие иконы от картины лишь в том, что за физическим явлением иконописец видит проявление высшего разума. А поскольку преображение Христа связано с энергией, принесённой стрелой молнии, ударившей в скалу, то возвращение Христа в изначальное состояние как человека будет связано с уходом этой стрелы — источником световой энергии. Значит, Иисус Христос находится не на фоне шестиконечной звезды, а в пересечении двух стрел молнии — носителя космической энергии, а голубой шар — светящееся облако — и есть символ Славы Христа.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Несотворённый свет. Образы Божественной энергии света в иконах А. Рублёва предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других