В работе представлен интегральный способ познания разумного содержания Вселенной на основе христианского логоцентризма. Проведен обзор открытий, теорий, гипотез и методов их познания по астрономии, геологии и смежным наукам. Предложена гипотеза бесконечного циклического преобразования Вселенной, исходя из плотности эфира, как свойства материи и энергии в пространстве. Рассмотрена субъектность Творца с учетом антропного принципа. Модифицировано содержание символизма христианских догматов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Генезис. Небо и Земля. Том II. Событие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Гипотезы
Гипотеза Творения
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
§1. Предположим1, что Вселенная вечна и циклична в бесконечности, а любые преобразования во Вселенной — это обычные рядовые события. Прежняя Вселенная (или ее «устаревшая» часть) стала угасать, время стремительно убывать, пространство тускнеть, температура падать, структурные связи материи и энергии утрачиваться, жизнь протонов оканчиваться, лептоны и адроны рассеиваться, фундаментальные свойства высвобождаться. И всё пространство наполнялось этими неравномерно распределенными несвязанными свойствами, которые перешли в свободное состояние без проявления в материальном мире, как остаток минувшего бытия, заполняя беспредельный вакуум.
§2. Вся эта эфироподобная однородная нематериальная выработавшая своих носителей субстанция2 в силу законов сохранения напитывалась от завершенных процессов, повышая энтропию Вселенной напряжением свободных свойств, и пребывала в предвкушении своего очередного перерождения.
§3. И вдруг, где-то посреди этого безмерного пространства исчерпавшей себя Вселенной особенный финальный ядерный распад запустил следующий акт Творения Эволюции Вселенной, и последняя разрушенная связь мгновенно всколыхнула весь свободный эфир, и всё пришло в своё новое движение, запустив новый отсчет времени. Настала эпоха Планка, в которой эфир стал восстанавливать свои состояния, распространяя свои «воспоминания» во все уголки Вселенной. Следом наступила эпоха Великого Объединения, в которую свободный эфир активировал потенциал своих фундаментальных сил и начал испускать связующие импульсы. В период электрослабого взаимодействия завершается подготовка создания частиц. Первые частицы — кварки возникают при фазовом переходе от «голого» эфира к связанному с энергией, которая начинает объединять массу. Эта присоединенная масса преобразуется в адроны, которые становятся радиоактивными и формируют собственные положительные и отрицательные заряды, создавая электромагнитные силы. Из них возникают лептоны, получившие магнитный момент, которые притягиваясь друг к другу, вступают в сильное взаимодействие и обретают гравитацию, соединяя и формируя новые типы частиц, распространяя свое излучение. В результате такого взаимодействия и преобразования массово возникают фотоны и другие элементарные производные частицы, которые обретают собственное движение и вращение, образуя каскады последовательных событий в грандиозном масштабе создания и перерождения энергии и материи. Начинается ядерный синтез.
§4. Всё это сингулярное преобразование с учетом стандартной модели занимает считанные доли секунд. Именно эти первые темные мгновения возбудили всю Вселенную свыше скорости света из одной критической точки фазового перехода. И во всем этом действе начального Творения отчетливо представляем и воспринимаем лишь фотон. Как мы знаем, фотон — частица света. То, что предшествовало ему — тьма3. Во всяком случае с начала нового этапа жизни Вселенной. Таким образом в этом представлении акт Творения4 выглядит определенно иначе:
В бесконечности настала тьма и пустота,
и с начала вспыхнул Свет, который создал
новое Время и Пространство, озарил
возбужденную Энергию и Материю в
единстве с собственными Свойствами
движения, взаимодействия и организации.
§5. Дальнейшее существование распространяется в форме единства материи, энергии и информации5. Информация в материи и энергии — есть связанный эфир свойства в результате такого триединого движения, который переносит признаки существования и взаимодействия. Эти триединые первичные сгустки начали образовывать первые частицы и вступать во взаимные связи, наращивая магнитный момент и притягиваясь друг к другу, стали формировать первичное вещество, перерождающееся в космический газ и пыль естественным образом, разогревая своим излучением до того остывшую Вселенную. Эфир повсеместно вступает в реакцию. Нейтральный газ конденсируется, появляются крупные гравитационно-связанные скопления материи. Возникают сети возбужденного эфира и излучение атомарного водорода. Вселенная заполняется водородом и гелием. Появляется первичный газ туманностей и протогалактик. Образуются масштабы многих миллиардов световых лет. Последующая жизнь Вселенной в классическом представлении характеризуется масштабным созданием разнообразных гравитирующих объектов всевозможных видов со своими особенностями существования и различной продолжительностью жизни в космосе. В туманностях возникает начальное звездообразование со своими циклами до разрушения. Взрывы звезд приводят к колоссальному высвобождению различной энергии, преобразованию и разлету более тяжелой материи, плазмы и космической радиации, которая продолжает свой цикл формирования космических объектов.
Заполнилась Вселенная облаками газа,
соединяя массу силами притяжения.
Вспыхнули звезды первые, разогревая
свои окрестности, обретая тяжесть.
За пределами своей крайней плотности
разорвались эти звезды, наполняя веществом
своих остатков окружающее пространство.
§6. Гравитационные коллапсы заставляют сжиматься и расширяться пространства соответствующих окрестностей. При достижении критической массы с ростом сил гравитационного сжатия возникает сверхтяжелая трансформация в галактических ядрах, ускоряя вращение галактического вещества и создавая со временем завихрения собственной материи, получившей момент движения, формируя в плоскости ротации свою спиралевидную форму. Материя постепенно накапливалась, заполняя Вселенную, и преобразовывалась в более сложные формы своего генеза путем аккреции вещества и консолидации энергии различных видов и многополярных зарядов. Взорванная и перерожденная звездная материя более позднего порядка, сконцентрировав достаточную массу и энергию, формирует свои ядра, объединяет свободное вещество своего гравитационного радиуса и производит в обычном порядке элементы от более легких к более тяжелым в длительном интервале эволюции.
Сгустки гравитации объединили звездную пыль
в плоскости своего вращения, создавая ядра
вращающейся материи, приумножившей
импульс движения, наращивая и объединяя
массу вещества новых космических тел
вокруг бездонных центров галактик.
И зажглись в вихрях звезды новые.
§7. Так, наряду с другими галактиками, стал Млечный Путь в котором зародилось Солнце, окружившее себя гелиосферой и двигаясь по еще не полностью сформированной орбите, находясь в гравитационной зависимости от галактического центра. Гравитация Солнца возникла в результате взрывного звездного коллапса и, вероятно, неоднократного перерождения, получив импульс сжатия и вращения материи, сформировала собственное звездное ядро и аккреционный диск в экваториальной области из протопланетного облака, оставшегося от прошлой звезды, из которого появились планеты и другие объекты на относительно устойчивых орбитах. Среди всего своего существа Вселенная «вспоминает» о живых существах и начинает строить условия для жизни. На раннем этапе жизни Солнечной системы произошло столкновение протопланет, которое привело к формированию системы планета-спутник, и оба тела стали собирать остатки вещества по орбитам своего движения. За счет постоянного вращения и распределения материи по поверхности планеты обрели сферическую форму с учетом гравитационных потенциалов галактики, звезды, других планет системы и самой Земли с Луной, образуя гравитационно-энергетический синтез, поддерживающий крайние его состояния взаимодействия в центре масс каждого из тел. Космические, электрохимические, геологические и гидрологические явления и события, происходящие на молодой Земле приводят к возникновению благоприятных условий порождения биологической жизни, которая смогла наполнить всё собственным смыслом.
Вспыхнув, звезды отдали материю своей тяжести
для новой звезды, задав по плоскостям гравитации
орбитальное движение массы, чтоб стали
планеты разные, как твердые и горячие,
так газообразные и холодные, явив на одной
из них уникальную возможность жизни.
Гипотеза Творца
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
§1. Воистину мудрецы оставили слово6 в науке, обосновав свои теоретические построения, предоставив нам возможность ясного взгляда на мир. Вместе с тем, подавляющее большинство наших ученых не смогли отделить происхождение от субъектного верховенствующего разума, соглашаясь с религиозным подтекстом устройства мира. Давайте вспомним какие религиозно-мировоззренческие позиции они разделяли.
§2. Галилео Галилей сказал: «Природа, без сомнения, есть Вторая Книга Бога, от которой мы не должны отказываться, но которую мы обязаны читать». Исаак Ньютон утверждал, что «Чудесное устройство космоса и гармония в нем могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану Всеведущего и Всемогущего Существа». По словам Михаила Ломоносова, «Правда и вера суть две сестры родные, дочери одного всевышнего родителя, никогда в распрю между собой прийти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания собственного мудрствования на них вражду восклеплет». Андре Мари Ампер трактовал: «Самое убедительное доказательство бытия Бога — это гармония средств, при помощи которой поддерживается порядок в универсуме, благодаря этому порядку живые существа находят в своем организме все необходимое для развития и размножения своих физических и духовных способностей». Ганс Эрстед указал, что «Всякое основательное исследование природы кончается признанием существования Бога». Уильям Томсон направлял: «Не бойтесь быть свободомыслящими людьми. Если вы помыслите глубоко, через науку вы обретете веру в Бога». Томас Эдисон восклицал: «Величайшее мое уважение и восхищение — всем инженерам, особенно же самому великому из них — Богу!». Чарльз Дарвин нашел, что «Невозможность признания, что великий и дивный мир с нами самими, как сознательными существами, возник случайно, мне кажется главным доказательством существования Бога. Мир покоится на закономерностях и в своих проявлениях представляется как продукт разума — это указание на его Творца». Джеймс Джоуль рассуждал: «После того, как мы узнаем Волю Бога и подчиняемся ей, у нас есть еще одно важное дело: постичь Его Мудрость, Мощь и Милосердие из тех свидетельств, что явлены в Его делах. Познание законов природы — есть познание Бога». Джозеф Джон Томсон увидел, что «По мере того, как мы продвигаемся с вершины на вершину знания, внезапно обнаруживается, что каждую из них давным-давно освоили богословы, святые и праведники… Если вы мыслите достаточно сильно, то вы неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога, которая есть основание религии. Вы увидите, что наука не враг, а помощница религии». Артур Комптон, восторгаясь разумным порядком сформулировал свой тезис: «Для меня Вера начинается со знанием того, что Высший Разум создал Вселенную и человека». Макс Планк отмечал, что «Религия и естествознание нуждаются в вере в Бога. При этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания — в конце. Для одних он означает фундамент, а для других — вершину построения любых мировоззренческих принципов». Вернер Гейзенберг заметил, что «Первый глоток из сосуда естественных наук делает нас атеистами, но на его дне нас ожидает Бог». Макс Борн обратил внимание, что «Многие учёные верят в Бога. Те, кто говорят, что изучение наук делает человека атеистом, какие-то смешные люди». Альберт Эйнштейн указал, что «Гармония естественного закона открывает столь превосходящий нас Разум, что по сравнению с ним любое систематическое мышление и действие человеческих существ оказывается в высшей мере незначительным подражанием». Поль Дирак подытожил, что «Природе присуща та фундаментальная особенность, что самые основные физические законы описываются математической теорией, аппарат которой обладает необыкновенной силой и красотой. Мы должны просто принять это как данное. Ситуацию, вероятно, можно было бы описать, сказав, что Бог является математиком очень высокого ранга, и что он при построении Вселенной использовал математику высшего уровня». Джеймс Джинс, оглядываясь в прошлое, заявил, что «Примитивные космогонии рисовали Творца работающим во времени, выковывающим Солнце и Луну, и звёзды из уже существующего сырого материала. Современная научная теория заставляет нас думать о Творце, работающем вне времени и пространства, которые являются частью Его творения, так же, как художник находится вне своего холста». Артур Эддингтон проанализировал развитие науки: «Идея о вселенском разуме или Логосе была бы, я думаю, довольно правдоподобным выводом из нынешнего состояния научных теорий». Вернер фон Браун высказал: «Мне так же трудно понять учёного, не признающего присутствие высшей разумности за кулисами существующей Вселенной, как и богослова, отрицающего достижения науки». Александр Поляков сделал вывод, что «Мы знаем, что природа описывается самой лучшей из возможных математик, потому что её сотворил Бог». Андрей Сахаров поделился своим соображением: «Я не знаю, в глубине души, какова моя позиция на самом деле, я не верю ни в какие догматы, мне не нравятся официальные церкви. В то же самое время я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысленного начала, без источника духовной „теплоты“, лежащего вне материи и её законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным». Стивен Хокинг предвещал: «Затем мы… сможем принять участие в обсуждении вопроса о том, почему же мы, да и вся Вселенная, существуем. Если мы найдём ответ на него, это будет окончательный триумф человеческого разума, ведь тогда мы познаем ум Божий». Роджер Пенроуз размышлял: «Я бы сказал, что у Вселенной есть разумное предназначение. Она возникла не просто как-то случайно». Джон О’Киф подметил, что «Если бы Вселенная не была создана с потрясающей точностью, мы никогда бы не возникли. По моему мнению, эти обстоятельства указывают, что Вселенная была сотворена для того, чтобы в ней жил человек». Фрэнк Типлер, отказавшись от атеизма, определил, что «С точки зрения последних физических теорий, христианство — это не просто религия, но и экспериментально проверяемая наука».
§3. Это лишь небольшая часть тех аргументов в пользу Верховного Творца, на чьи творения удалось взглянуть ученым умам. Все приведенные высказывания наших видных естествоиспытателей и исследователей, собственно, не связаны с предметом доказывания, а выражают их отвлеченные философские суждения относительно необъяснимого и необъясненного.
§4. Наука уже давно и значительно вышла за пределы чистой метафизики и схоластики, а строгий естественнонаучный и математический формализм фактически исключил отдельные абстрактные предметы из научного рассуждения, но в то же время заместив в теории иными компонентами, которые казались более рациональными. И тем не менее странно что, рассуждая о Творце, наши многие ученые принизили свой вклад в оборудование естества, полагая лишь выявление сущности отделенного от них Творения. Впрочем, не будем забывать вклад каждого из них и всех ученых вместе, ведь именно их теории двигали все человечество. Найденные основополагающие принципы и методы в понимании природы и её всевозможных сущностей стали решающим фактором научного сдвига и фундаментом обновления человеческого бытия.
§5. Теперь, следуя материалистическому пониманию нашего мира, с учетом гипотезы творения и единоначалия бытия, примем за основу что каждый человек является частью единого целого, наряду со всем что существует во Вселенной, только с возможностями и особенностями критического осмысления своего существования в окружении иных разных форм и условий жизни. Проблема наличия мифологического знания состоит в отсутствии строго формализованной теории начала всего, поскольку именно неопределенная точка отсчета создает мысленное пространство для мифологизации причины и следствия, как отдельных событий, так и естества в целом. Если физики идут по пути создания теории всего, а математики им предоставляют соответствующий инструментарий, то философы переносят полученные результаты на гуманитарный уровень, снабжая аргументом логический переход от абстрактного к конкретному, или обратно, приводя базис сознания в некую форму, которая вероятно может быть как общепринятая. При этом для религии такое положение вещей не является допустимым вследствие не требующей доказательств веры на основании незыблемых догматов. Религиозное представление, в особенности мировых монотеистических религий, отстаивает идею Творца, как всемогущего сверхъестественного существа, породившего всё и предоставившего нам право выбора.
§6. Но теперь-то очевидно, что сами люди, вернее те из них, кто стоит на пути понимания и формирования разумного бытия, участвуют в грандиозном созидательном действе, порой не придавая должного значения происходящему. А как во всем этом действе заметить смысл происходящего? И какова роль каждого из нас? Ответы на вопросы о смысле жизни и об индивидуальном предназначении лежат в плоскости религиозных и философских дискуссий. Ни те ни другие однозначного ответа не дают, формулируя выдвигаемые постулаты морально-этическими и нравственными категориями, предлагая идеалистическое взаимодействие с абстрактными богом, окружением и самого с собой. С точки зрения рационального прагматизма во главу угла при ответе на данные вопросы ставиться материальный и духовный баланс себя как личности, семьи и окружения в настоящем и будущем. Но зачастую духовное противостоит материальному.
§7. Так кто же Бог на самом деле? Во всяком случае, рассматривая историю естествознания, мы увидели роль Человека-Творца в созидании и эволюции научного знания, и как это знание впоследствии совершенствовалось, преобразовывалось и воплощалось. Так может Бог-Творец разместился в каждом из нас, воплотив свою жизнь? Ведь вследствие антропного принципа в отсутствие наблюдателя утрачивается смысл объекта наблюдения. Также и Творец без участия человека осмысленного и творящего не может быть. И если, поддерживая гипотезу творения, пространство-время с материей-энергией могли быть самосозданы в едином бесконечном цикле преобразования, то и Человек, как часть этого единого вселенского мироздания, также закономерно самосотворен и естественным образом является частью этого бесконечного целого.
§8. Можно ли всё привести к единому порядку? По нашему мнению, именно осознание единства в целом — есть путь к истине, а тварный и творящий характер этого пути — есть его основной принцип. Созидая и воплощая, человек приумножает Творение и сам становится Творцом. И такого Творца олицетворяют все люди. Плохо или хорошо данное творение — всё зависит от вклада каждого. Тщательный и скрупулёзный анализ такого качества в пределах одного взгляда невозможен, и одной теоремой строгие доказательства вряд ли получить, тем более в контексте текущей парадигмы. Но мы лишь попробуем экстраполировать полученное значение вступившего в реакцию эфира, разложив массу на творцов и необходимую для созидания материю, помноженную на осмысленную энергию действия в отношении к окружающему пространству. Конечно, вряд ли можно утверждать о достаточности переменных для подобной задачи. Но, с другой стороны, каждый частный случай может быть рассмотрен в рамках необходимого инструментария. Ведь в итоге любые такие отношения, их содержание и взаимное превращение выражены в информации. И, как показала наша история, даже ошибкам есть место в информации. Нам, созидая и включая новые свойства, необходимо такие ошибки исправлять, чтобы Творение обрело свою истинную форму и содержание.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Генезис. Небо и Земля. Том II. Событие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
В основу гипотезы с точки зрения схоластического построения легли дидактические компоненты принципов историчности, наблюдаемости, заурядности, дополнительности, инвариантности, симметрии, эквивалентности, равновесия, актуализма, суперпозиции, сохранения, вариативности, относительности, ковариантности, самосогласованности, причинности, локальности, неопределенности, предопределенности (чему быть — того не миновать), в том числе «Бритва Оккама», принцип стационарного или наименьшего действия, а также комбинационный и антропный принципы, и другие методологические обобщения.
2
Может олицетворяющая шумерского Абзу, или древнеегипетского Нуна, или зороастрийского Ахурамазду, или индуистского Брахму либо Тримурти, или древнекитайского У-цзи, или иудейско-христианского Духа, или исламского Аллаха, или скандинавского Гинунгагапа, либо состоящая из эфирного света Геосида, или таттвы Капилы, или гомеомерий Анаксагора, или апейронов Анаксимандра, или амеров Демокрита, или неделимых корпускул Платона, или квинтэссенции либо небесного эфира Аристотеля, или семян хаоса Овидия, или субстанции ци в великой гармонии тайхэ Ван Чуна и Чжан Цзая, или светоносного эфира Декарта, или единородных первичных корпускул Бойля, или монад Лейбница, или абсолютного духа Гегеля, или первоматерии Канта, или гранул Рейнольдса, или эфирного ветра Максвелла, или протила Крукса, или лаям-протила Блаватской, или вибрирующего эфира Паттерсона, или неподвижного эфира Майкельсона, или ньютония — элементарного эфира Менделеева, или движущихся сингулярностей либо волн де Бройля, или неподвижного электромагнитного эфира Лоренца, или темной материи Кельвина и Пуанкаре, или эфиронов Си, или комплексий состояния вероятности Больцмана и Планка, или квантового поля Эйнштейна, или электровакуума Райнича, или ноосферы Вернадского, или волновых функций Шрёдингера, или плотности вероятности Бора и Гейзенберга, или универсума Шардена, или аннигилированной материи Шустера, или скрытой массы Цвикки, или мотивов либо гармонических осцилляторов Дирака, или энтропийной неопределенности Хиршмана, или фермионной массы Майораны, или фонового микроволнового излучения Пензиаса и Уилсона, или частиц поля Янга-Миллса, или Гауссова поля возмущенной плотности и других скалярных полей, или поля и бозонов Хигса, или темной материи/энергии Хаббла и Эйнштейна, или магнитного поля Ландау-Лифшица, или первичного вакуума Глинера, или отрицательной информации Шеннона, или виртуальных частиц Фейнмана, или зарядово-симметричных условий Окубо-Сахарова, или барионных акустических осцилляций, антивещества и прочих квантовых флуктуаций плотности Сахарова, или квантовых духов Фаддеева-Попова, или математической сингулярности Хокинга, Пенроуза и Эллиса, или отрицательно заряженного вакуумного квантового эфира ДеВитта, или асимптотической свободы Гросса, Вильчека и Политцера, или тумана квантовых флуктуаций Джорджи, Куинна и Вайнберга, или преонов Пати и Салама, или ложного вакуума Коулмана, или самосознающей структуры Тагемарка, или квантового сознания Пенроуза, или вырожденного электронного газа Клитцинга, Дорда и Пеппера, или нэоэфира Ефимова и Шпитальной, или квантового облака Гринна, или торсионных полей Шипова, или фотонного/мезонного/нуклонного вакуум-эфира Рыкова, или газоподобного эфира Ацюковского, или пространственно-временной пены Кулинковича, или фантомной энергии Баума и Фрэмптона, или других воображаемых странных субстратов и компонентов состояния с исчезающей массой и астрально-фантомно-виртуальной энергией взаимодействия, изображенных в символах значениях и гипотетических представлениях, либо всех их вместе? А может это холический не структурируемый безмассовый и беззарядовый квантовый эфир, существующий в потенциальном векторном поле, включающий свои любые фундаментальные свойства в соответствии с граничными условиями и режимом существования? А какова вероятность, что 1=±∞=0 без казуистики, где каждое обращение в ноль вновь переходит в обращение в целое, и всё это происходит циклически и бесконечно? И здесь нас ожидает парадокс Творца (аналог парадокса всемогущества, но в интерпретации: может ли ничто/никто быть всем и навсегда; или в обратном порядке: может ли всё быть никем/ничем и никогда, или может ли бытие быть небытием). Присутствует Он в мироздании или нет? Для конкретизации следующего изложения, вместо всех приведенных абстракций, здесь и далее мы будем использовать термин эфир, но уже в значении свободного свойства, готового к реакции. С точки зрения рационального физического смысла возбужденного эфира, исходя из общего подобия, предположим, например, его плотность, прямо пропорциональную энергии и массе, и обратно пропорциональную объему. Такая относительность эфира довольно правдоподобно наполняет энергию, материю и пространство, которые в сочетании своих свойств со скоростью преобразований формируют время.
4
Представим, что эта Большая Вспышка сразу заполнила Вселенную первичными частицами на сверхсветовых скоростях, возбудив эфир в энергию и материю в достаточном для физического существования количестве без экстремальных взрывных событий в самом своём начале.
5
Взаимосвязь материи, энергии и информации широко обсуждается философами. В данном случае мы рассматриваем эти три компонента в физическом аспекте с точки зрения их физического триединства.
6
Записанный первый стих Евангелия от Иоанна в раннем из известных оригиналов на греческом языке звучит следующим образом: [En archē̂i ē̂n lógos, kaì ho lógos ē̂n pròs tòn theòs, kaì theòs ē̂n ho lógos]. Канонический перевод на русский язык приведен здесь в эпиграфе. Вместе с тем, в результате семантического анализа текста выявлено несоответствие в переводе. В данном стихе трижды употребляется термин «[ho lógos]», который переведен на русский язык как «слово». Такой перевод, по всей видимости, осуществлен под влиянием герметической традиции (Гермес Трисмегист: Поймандр). При этом «[lógos]» является существительным мужского рода в именительном падеже и единственном числе. Данное понятие снабжено определённым артиклем «[ho]» мужского рода, также в именительном падеже и единственном числе. Древнегреческое слово «[lógos]» имеет следующие значения: слово, речь, мысль, смысл, разговор, изречение, высказывание, суждение, рассказ, повествование, предложение, предание, приказание, повеление, обещание, довод, положение, формулировка, учение, слава, слух, весть, известие, понятие, раздел сочинения, глава, книга, повод, предлог, причина, доказательство, намерение, разум, закон, основание, мера, значение, вес, отношение, соотношение, соответствие, счёт, исчисление, число, группа, категория, нравственная норма, первоначало, либо напрямую в русской транслитерации — логос. В русском языке понятие «слово» среднего рода. Слово — одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых человеческим воображением, и может быть сказанным или записанным. Используя значения перевода «логос» мужского рода, «смысл», как сущность явления в реальности, — наиболее подходящий конкретный и емкий термин, поскольку «разум» — субъективная способность мыслить, «разговор» — общение нескольких лиц, «довод» — аргумент в диалоге, изложении, «предлог» — побуждающий мотив, «повод» — обуславливающее событие, «вес» — удельное значение аргумента, «счёт» — определение количества или последовательное исчисление, «раздел сочинения» — часть некого произведения, а «закон» — записанное правило либо общепринятое утверждение. И Ветхий, и Новый Завет в синодальном переводе возводит «смысл» и в божественное, и в человеческое. Например: «Да даст тебе Господь смысл и разум, и поставит тебя над Израилем; и соблюди закон Господа, Бога твоего» (1Пар. 22:12); «Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими» (2Пет. 3:1—2). В первом случае (1Пар.) «смысл» в значении оригинала на иврите «[sekhel]» подразумевает: образование, мозг/мозги, ум, здравый смысл, разум, рассудок, понимание, интеллект, благоразумие, интеллигентность, смекалка, смышлёность, сообразительность, соображение, мудрость, информация. Во втором случае (2Пет.) «смысл» в греческом оригинале «[dianoian]» имеет следующие значения: разум, разумение, сознание, мысль, мнение, взгляд, расположение, смысл, образ мыслей, помышление сердца, дух, замысел, намерение. Кроме того, слово «[theòs]» — Бог, дважды использованное в первом стихе Иоанна, в первом случае зафиксировано в винительном падеже вместе с определенным артиклем ([tòn]) как «[tòn theòs]». Перед ним имеется предлог « [pròs]», означающий «к», «по отношению к» (при обозначении направления; при обозначении лица или учреждения, к которому обращено действие, иногда без перевода; при обозначении отношения к кому-чему-либо); либо «для», «ради» (при обозначении действия, совершаемого в пользу или во вред кому-чему-либо). Здесь для винительного падежа слова « [theòs]» предлоги использовать затруднительно. Таким образом, может быть приобретено иное звучание: «В начале был Смысл, и Смысл был Бога, и Бог был Смысл».