Внук Донского

Максимилиан Раин, 2019

Умирающий подросток Дмитрий, сын удельного князя Юрия Дмитриевича Звенигородского и Галицкого, получает память нашего современника и выздоравливает. Но не все приближённые отца рады выздоровлению наследника. В это время назревает смертельное противостояние между отцом княжича Дмитрия и кликой бояр княгини Софьи, не по праву поставивших на престол великого княжества Московского её сына – малолетнего Василия. На кону стоят не только интересы власти, но и само существование Руси. Ведь за спиной правительницы Софьи стоит её могущественный отец – правитель Литвы Витовт.

Оглавление

Из серии: Попаданец (АСТ)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Внук Донского предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1
3

2

Знакомая уже женщина повела меня в одном ей ведомом направлении. Я оказался в большой комнате со стоящим посередине столом, накрытым узорчатой скатертью. Поодаль от него на лавке у отворенных окон скучали представительные бородачи. В своих разноцветных расшитых кафтанах и колпаках они походили на киношных турецких вельмож. Поймав мой взгляд склонили голову, не вставая. Через мгновение они вдруг повскакивали и почтительно отвесили более низкий поклон. Оказалось, следом за мной зашёл Джигурда, тьфу, батюшка моего нынешнего тела. А за ним величаво вошла, деловито порыкивая, настоящая рысь. Спокойно и даже лениво оглядевшись, она направилась ко мне, обнюхала внимательно и отошла к своей плошке на полу. Отец крепко обхватил меня за талию и буквально потащил к месту, куда я должен был присесть, приговаривая:

— Княжичу маву одесну[18] сидети.

Прекрасно, не понадобилось изображать ещё не известные мне по этикету всяческие движения. Мужчины подошли к столу и стали чинно усаживаться.

Забегали, засуетились холопы в холщовых одеждах с посудой в руках. Командовал ими остробородый мужчина в кафтане. Передо мной возникла тарелка с похлёбкой мясной в капустных листьях, называемой почему-то ухой. Взгляд упал на свои руки. Перед едой их положено мыть. С детства впечаталась в сознание эта дурная привычка. Неосознанно сделал движение, чтобы встать из-за стола.

— Невежие[19] еси[20] оставити[21] стол посреде[22] трапезы, Митря. Аще коя[23] потреба[24] приде, мни[25] о сей вятшести[26], — ласково прогрохотал сидящий рядом отец.

Началось, пошли выговоры. Теперь как кутёнок буду тыкаться и получать оплеухи от непонятного и агрессивного мира. Показал бате свои руки и произнес:

— Помыть бы их, грязные.

— Идеже[27] ты, сыне мой, калности[28] узрел[29]? Длани[30] теи белы, яко[31] снег, — удивлённо заметил князь, но спорить благоразумно не стал и велел распорядителю организовать омовение моих рук.

Один из холопов подскочил ко мне с влажным рушником и заботливо оттёр ладони и пальцы. Соблюдя гигиену, можно позаботиться и о желудке с прилагающимися к нему кишочками. Схватил расписную деревянную ложку и принялся работать ею на полных оборотах. Не успел опустошить тарелку, как поставили каши вязкие, ячневые, сменившиеся кашами рублеными, похожими на салаты моего времени. Подавались киселя с вкраплениями ягод и узвары грушевые, вишневые, смородиновые, которые хорошо заедались пряженцами[32] с чем-то сладким. Пока объедался, вятшие мужчины вели неторопливый разговор.

— Гости[33] глаголяша[34], в Смоленске явлен бысть[35] волк наг, без шерсти. Людёв сей волк ловяху и ядяху, — заявил низенький и совсем седой боярин.

— А в езере[36] под градом Троки всю седмицу[37] рудь[38] стояша наместо[39] воды, — поддакнул ему пожилой худощавый вельможа с приятным, я бы даже сказал, умным лицом, обрамлённым короткой черной бородкой с вкраплениями седины.

— Воистину лихое[40] гряде[41]! — печально констатировал боярин с широким волевым лицом, заканчивающимся книзу не менее широкой русой бородой.

— Не тужи[42], боярин Семён. В пределах литвински те беды проистече. Наша держава святостию спасаетеся, — убеждённо изрёк князь Юрий.

Надо будет на заметку взять, что при батюшке не стоит подшучивать на религиозные темы, экспериментировать над своим здоровьем тем самым. Наевшись, сыто рыгнул и ляпнул:

— Кофе можно чашечку?

Ага, ещё бы сигаретку попросить и коробку презервативов. Князь поначалу округлил глаза, но затем с натянутой улыбкой сказал:

— Сия кофа неведома нам, сыне.

Внезапно вспомнилось, что про кофе в начале пятнадцатого века даже в Османской империи еще мало кто знал. Раз ещё не настала эпоха приятного проведения времени за чашечкой кофе, то можно побаловать себя хотя бы заменителями:

— В иноплеменных странах люди это пьют. В книгах читал. В наших краях можно сладить такое питьё из желудей. Пусть холопы желуди, ячменные зерна и корни цикория, перемелят и приготовят напиток.

Дьяк растерянно потоптался, поклонился и приказал слугам собрать использованную посуду. Вместо неё на столе оказались кружки, наполненные чем-то кисло пахнущим. Напиток, называемый сикерой[43], мне откровенно не понравился. Какой-то уксус голимый, но окружающие пили его, причмокивая от удовольствия.

— Уфф, вар[44] тяжен[45] с небесе нисходит, — пожаловался приятнолицый боярин, — а кофа сия хладит, княжич? Не мнил про сяку[46] ядь[47], поне[48] мнози[49] иноземны ества пивны[50] ведомы ми.

— Нет, его чаще горячим пьют, — сделал пояснения.

— Ишь ты, — хмыкнул другой бородач с тёмно-рыжими волосами, сильно смахивающий на экранного викинга. — Из желудёв пиво ладити[51]. Ту ядь смерды скотам рытят[52]. Княжич нас свинами мнит.

Статями говоривший ничем не уступал моему нынешнему отцу. Отличали его вдобавок большие кустистые брови над пронзительными глазами стального цвета.

— Не порещи[53] маво сына, княже Борис. Сладят людишки сию ядь, окушамися[54], — деликатно осадил отец сообедника.

— Не стану я в сеи уста[55] прияти тоя стерво[56], свинам подобитеся, честь вятшу поругати[57], — заточился вдруг поперёк викинг. — Тако вборзе повелишь нам, государь, рожцы[58] снедати[59], холопам на смех. Княжич тей есть детищ[60] скорбеливый, а ты ему внемлешь[61].

— Охолонь, друже мой. Кийждо[62] сею волею ядь в телеса имет, — примирительно высказался мой батюшка. — Сыне мой скорбел главою преду[63]. Поял днесь[64] его Господь наш Вседержитель к се на небеса да воротил нам на радощи[65] с речеством.

— Отче Паисий, воистину свят, раз отрока у Всевышнего вымолил. Отошли, княже, сына к нему на лечбу[66]. Яко воротится с разумом, ноли[67] спразднуем, — снова влез со своими рекомендациями князь Борис. — Сам зришь, княже драгий[68], яко тяготен он главою дозде[69].

— Истину глаголешь, тысяцкий. Потреба приде, отошлю, — порешил мой отец.

Это что же получается. Меня тут все за ненормального психа держат? Эх, зря я про кофе вякнул. Добавил, так сказать, маслица в огонь. Как теперь вызнавать про год нынешний и прочую нужную для ориентации в этом мире информацию? Психологи именно по таким признакам определяют невменяемость пациентов.

А разговор продолжался под прихлёбывание пойла из кружек.

— Иван, сын тей старш, удесами[70] слячен[71], Богу угождае монасем[72] в Сторожевском монастыре. Благодатем земли те сытит. Отдаждь[73] Димитрия Младша в монаси тож, в нашу Успенску обителю. Приобряща[74] дващи[75] сладитеся, — продолжил переть на меня князь Борис.

Это ничего, что я тут сижу и всё слышу? Кто у нас тут такой весь из себя доброжелательный, аж мама не горюй? Реально спровадит этот злобный хрюндель меня в монахи. Меня, такого яркого представителя вида хомо эректуса! В смысле, не прямоходящего, а прямостоящего. Приносящего удовлетворение и радость прекрасной половине человечества. Я же в том несчастном монастыре, который рискнёт меня принять в себя, вулкан страстей устрою с торнадами. Ёлкин стон там наступит, американский.

— В клир[76] идоша, всяк[77] сей волею. Иван мой по вящелетию постриг приял. Митря поелику[78] в тяготе[79] головной, мнити за ся не може. В монастыре Успенском он и так всякодневно живе. Прииде нарок[80] и не изуведетеся[81] он, моя воля будет, — отыграл подачу отец.

Мне малость поднадоело обсуждение моей участи в таком стиле, будто меня здесь не стояло. Только открыл рот, чтобы запустить шпильку в адрес зловредного придворного, как разговор уже переключился на другие темы.

Боярин Семён горестно жаловался государю на недород зерновых на его землях:

— Лето выдалось злое. Безгодие[82]. Многажды[83] посевов пожегша суть. Смерды урок[84] не хоче исполняти. Плачут, сами просят хлеба в долг и тяготы излещити[85]. Пособи[86], княже велий[87], слуге сему верна гобиной[88] и остави выход на грядущее.

— Ми нать[89] выход ордынски в Москву дати. В моих уделах у тя, Семён Фёдорович, лишче[90] овых[91] поместий, — возмутился мой отец. — Аще у тя несть[92] гобины, у коих имати[93]?

— Смерды бунтовать начнут, если им не помочь. Не жмитесь, сделайте доброе дело сейчас, и оно позднее большей прибылью вам вернётся, — решил я присоединиться к дискуссии и вставить свои три копейки.

На некоторое время собеседники замерли, вытаращив на меня глаза. Я им что, Америку сейчас открыл? Простая, как слеза девственницы в сексшопе, правильная мысль.

— Аще зачнётися крамола[94], отщетим[95] калиты[96] паче[97]. Княжич истину рече. Смердам требе[98] пособляти, — согласился со мной государь.

— Несть пособляти… Тягло не хочут исполняти смерды… Обестяготеся паки[99] лишче… — наперебой заголосили сотрапезники.

— Зачнётися, аще немощны будем. Смердам угождати станем, важество[100] сея порушим, — недовольно высказался викинг, прожигая меня своим пронизывающим взглядом.

— Купцам приезжим надо сказать, что соль только на хлеб менять будем, пока закрома не наполнятся, — не поленился я снова высунуть язык.

Снова состоялась немая сцена, правда, покороче предыдущей. Старичишка боярин решил поддержать меня, высказавшись, что потребно гостей залётных окоротить, чтобы не вздували цены на рожь и пшеницу. Я тут же влез в разговор и заявил, что заботящийся о благе своей страны правители обычно не ущемляют купцов. Те могут в следующий раз не приехать с товарами. Ко мне теперь посчитал нужным присоединиться боярин с умным лицом и обратил мои слова против князя. Он де не любит магометан[101]. Гости булгарские по этой причине нехотя посещают галицкие пределы. Странно, из истории знал, что князь Юрий Дмитриевич на фоне большинства своих современников блистал многими талантами. Не верилось, что он оказался способен на такие глупые поступки. Стоит быть тут поосторожней с высовыванием языка, а то и сам не заметишь, как во врагах отца окажешься.

— Николиже[102] гостям булгарским не препинал[103] приезжати в кийждо град, в каяждо весь[104] маво княжества. Обаче[105], боярин Данила, я не стану сотворяти их хотениям храмы сеи магометански у нас ставити. Иноверие возводити у ся не позволю, — объяснил свою позицию отец, укоризненно глядя на меня.

В принципе, он в этом вопросе был стопроцентно прав. Никому не даётся право лазить по чужим монастырям со своими уставами. Хотя лично меня проблемы разных верований мало терзали сердце. Сколько из-за этого войн по земному шару прокатилось. Сколько людей пострадало.

Возражать боярин Данила не стал и перевёл стрелки на обсуждение событий в окружающем мире. Малолетний князь Московский Василий Васильевич с матерью Софьей Витовтовной и митрополитом Фотием еще на Петров день уехали погостить к деду Витовту, великому князю Литвы. Соглядатаи поговаривали, что император Римский Сигизмунд литовскому правителю корону королевскую пообещал. Вот он и пригласил своих родственников, вассалов и союзников к себе, чтобы отпраздновать такое событие. Князь Тверской Борис Александрович туда тоже выехал, как и князь Рязанский Иван Федорович, и князь Одоевский Иван Юрьевич. Господа Новугородская туда посадника и тысяцкого направила. Пригласил Витовт брата своего двоюродного и короля Польского Ягайло и трёх князей Мазовецких, магистра Тевтонского Ордена Пауля фон Русдорфа, ландмейстера Циссе фон дем Рутенберга и молдавского господаря Александра I Доброго. Присутствовали послы византийского императора Иоанна VIII и кардинал из Рима Бранда да Кастильоне.

— Государь, не косни[106], пошли размётну грамоту[107] на Москву, дондеже[108] Васька с матерью сею злохитренна[109] и Фотеем на Литве обитае[110], — предложил суровый тысяцкий, — боярин Иван Всеволож полошлив[111], яко сусел нырны[112]. Стече[113] со града. Княжата к нам перескоче.

— Не к спеху[114] нам, Борис Васильевич. Знамение Господне не сотворено паки. Несть на сие Божия соизволения, — со значением высказался отец.

— Князь Московски ныне молодший[115] у Витовта. Грамота такая три лета назад была подписана. А за московскими и другие русские правители ринулись под литовское крыло. Тверской, рязанский и пронский князья отдельно подписали вассальные грамоты. Даже Господа Новгородская в ноги упала перед латынянским правителем, — блеснул я историческими познаниями.

— Отнуду[116] сие ведаешь? — усмехнулся государь.

— Ведаю, однако, — высказался с видом, что не желаю спорить.

— А не ведаешь, сыне мой, на сей раз. Блядословишь[117], — произнёс отец под смешки ближников.

— Даром хлеб едят твои подсылы[118], — настаивал я. — Правду я сказал.

— С князем велием литовским Витовтом у князя Московска грамоты докончальны[119] писаны о полюбии[120] и протекторстве. В согласии с грамотой духовны[121] почияху княже Василея Димитриевича. Се нам ведомо, — вмешался боярин Данила.

— Глаголил с Фотеем, митрополитом всея Руси и земель литвинских тож, внегда[122] он пришед к ми в Галич. Обещал он, иже живый[123] буде паки, не допустит латынянства на земле праотец наших. Я ему верю. Софья, аки[124] не претилася[125], не дерзне[126] уделы сына под отца сея подряжати, возмущения сеих же сподручников[127] прещася[128], — высказался, прихлёбывая из кружки холодного киселя, князь.

М-да, ситуейшен. Мне кажется, или на самом деле отца кое-кто подставляет. Не удивительно, что при всех его замечательных талантах, наш куст всё-таки проиграл битву за великокняжеский престол. С такими соратниками и врагов не надо. Настаивать на своём посчитал далее излишним:

— И то правда, отец. Русь под святым покровительством состоит. Все беды и коварные происки преодолеет. Всё будет хорошо!

Князь благодарно покрыл мою кисть своей лапищей.

— Тея речьми, да ушеса[129] услаждати. Чуешь[130], княже Борис Васильевич, речи отрока, в скорбех тей укоряху. Яко муж славны велемудренно[131] рече, понеже[132] Господь наш велик и воротил сына ми во здравии.

Интересная коллизия получилась с князем литовским Витовтом, согласно исторической литературе. Если бы этому правителю не вздумалось на старости лет поносить на своей седовласой античной голове королевскую корону, то вся будущая Московия счастливым для него образом стала частью Литвы, а затем и Польши. От России тогда даже косточек не осталось, а мы все разговаривали бы по-польски. Произошло бы то, что случилось с Галицкой Русью веком ранее. Осталось только географическое наименование местности в Польском королевстве.

Силён и славен был восьмидесятилетний князь Витовт, своей многолетней деятельностью добившийся такого признания в мире, что любой европейский монарх мечтал видеть его своим союзником. Номинальная политическая зависимость от Польши, королём которой являлся его двоюродный брат Ягайло, не мешала во всех делах проявлять полную самостоятельность. Мало того, слабовольный польский король в большей мере был от него зависим из-за возникшей матримониальной ситуации. После смерти жены Ядвиги, последней из рода Пястов, и отсутствия каких-либо наследников, прав на польский престол у него не оставалось. Этим обстоятельством воспользовалось польское дворянство, сохранив Ягайло на троне в обмен на передачу почти всех властных полномочий Королевскому совету. Кто знает, что бы стало с незадачливым Гедиминовичем, если за его спиной не стоял сильный родственник? Силу Витовт обильно черпал из русских земель. Расширившись значительно на восток, Литва стала превосходить своего старшего партнёра по унии и в размерах, и по богатству.

Трудно с позиции далёкого потомка объяснить чаяния литовского князя. Они походили скорее всего на маразматические заскоки одного престарелого генсека, или сбрендившего от нечаянных богатств и кокаина олигарха. Корона короля ничего ему не давала, кроме подчёркивания статуса одного из самых сильных государей той эпохи. Прямых наследников, кроме дочери и внука у него не было, да и те были крещены в православие. По законам этого католического государства они не могли претендовать на трон.

Тем не менее, политические баталии в трапезной звенигородского князя продолжались.

— Люди рекоша, иже[133] Витовт люд православны не гнобит. Ужо лепше[134] под ним быти[135], нежели под степняки селны[136], — высказался боярин Семён.

— Внемлил бы те отче Паисий, наложил эпитимию сурову, — улыбнувшись, высказался государь.

— Орда Золотая разваливается на мелкие куски. Князь Витовт стар и скоро отойдёт в лучший мир. Поляки все его земли под себя подгребут и всех окатоличат. Не надо из огня да в полымя бросаться, — подвякнул ему я.

— Разумливо глаголешь, сыне, — похвалил меня отец, — Сице[137] помале[138] самого боярина Чешка разумением за пояс унзнёшь[139].

Боярин Данила ничего на это не сказал, только криво улыбнулся. Не думаю, что мой бенефис пришёлся по вкусу отцовым ближникам. Боярин Семён обиженно на меня поглядывал. А князь Жеховской только что зубами не скрежетал в мою сторону. Хорошо бы разобраться, каким боком я ему уже успел насолить? Зато местной дурки избегу. Представляю себе это лечение в монастыре в виде заунывных молитв с утра до ночи, или чего похлеще.

— Нарок трапезу полуденну завершать. С молитвою да почивать[140] пора, друзи мои верны, советочи мудры, — произнёс отец.

3
1

Оглавление

Из серии: Попаданец (АСТ)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Внук Донского предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

18

Одесную — справа.

19

Невежие — грубость, дурной тон.

20

Есмь — я есть; еси — ты есть; есмо — мы есть; есте — вы есть; суть — они есть; есть — он есть.

21

Оставити — простить, оставить, позволить.

22

Посреде — посередине.

23

Кой — какой, кто; коя — какая; кое — какое; кои — какие; кую — какую.

24

Потреба — нужда, потребность, случай.

25

Мнити — думать, предполагать, казаться.

26

Вятшесть — важность, знатность.

27

Идеже — где, когда; там, где.

28

Калность — грязь, нечистоты.

29

Зрети — смотреть, глядеть.

30

Длань — ладонь.

31

Яко — как.

32

Пряженец — пирожок.

33

Гость — купец.

34

Глаголати — говорить, рассказывать.

35

Бе, бысть — он (она, оно) был; бех, бых — я был; бехом, быхом — мы были; бесте, бысте — вы были; беху, бяху, беша — они были.

36

Езеро — озеро.

37

Седмица — неделя.

38

Рудь — кровь.

39

Наместо — вместо.

40

Лихое — зло.

41

Грясти — идти, шествовать.

42

Тужити — жалеть, печалиться, скорбеть, изнывать.

43

Сикера — хмельной напиток не из мёда и винограда.

44

Вар — горячая среда.

45

Тяжко — безжалостно, с трудом, худо, жестоко.

46

Сякий — такой.

47

Ядь — еда.

48

Поне — хотя, по крайней мере; так как.

49

Кроме зря — несмотря на это.

50

Пиво — питие, напиток.

51

Ладити — уметь, создавать, исправлять, ремонтировать.

52

Рыти — бросать, кидать.

53

Порещи — обвинить, укорить, осудить.

54

Окушатися — пробовать.

55

Уста — рот, губы.

56

Стерво — падаль, мертвечина.

57

Поругати — обесчестить.

58

Рожцы — мякина, используемая на корм скоту.

59

Снедати — съедать, закусывать, разорять, сокрушать.

60

Детищ — младенец, ребёнок (до 7 лет).

61

Вняти — услышать, обратить внимание; внемли, вонми — услышь.

62

Каяждо — каждая; коеждо — каждое; кийждо — всякий, каждый; коегождо — каждого.

63

Преду — ранее.

64

Днесь — теперь, сегодня.

65

Радощи — веселье, радости.

66

Лечба — лечение.

67

Ноли — тогда, почти, вплоть.

68

Драгий — дорогой, драгоценный.

69

Дозде — до сего дня, досюда.

70

Удесы — члены тела.

71

Слячен — скорченный, сгорбившийся.

72

Монаси — монах.

73

Даждь — дай, подай; даси — дашь.

74

Приобряща — польза, корысть.

75

Дващи — дважды.

76

Клир — духовенство.

77

Всяк — каждый.

78

Поелику — поскольку, потому что; так как, насколько.

79

Тягота, тягло — тяжесть, обременение.

80

Нарок — определённое, или назначенное время.

81

Изуведети — уразуметь, познать.

82

Безгодие — бедствие.

83

Многажды, множицею — часто, много раз, многократно.

84

Урок — уговор, плата, условие, наставление, указание.

85

Лещити — нести, тащить.

86

Пособити — помочь.

87

Велий — великий.

88

Гобина — богатство, урожай.

89

Нать — надо.

90

Лишче — сверх того, более.

91

Овый — иной, другой, некий.

92

Несть, несуть — нет.

93

Имати — брать, занимать, захватывать.

94

Крамола — бунт, мятеж.

95

Отщетити — потерять, сделать тщетным, пустым.

96

Калита — мешок с деньгами, казна.

97

Паче — более, выше, лучше.

98

Требе — потребно, надобно.

99

Паки — ещё, снова, опять.

100

Важество — достоинство.

101

Магометане — мусульмане.

102

Николиже — никогда, ни в какое время.

103

Препинати — мешать, препятствовать.

104

Весь — село.

105

Обаче — однако, впрочем, но, только, подлинно.

106

Коснити — медлить, мешкать.

107

Грамота размётная — извещение о расторжении договора, что означало объявление войны.

108

Дондеже, донележе — пока, до тех пор, пока.

109

Злохитренный — коварный.

110

Обитати — жить, пребывать.

111

Полошати — пугать.

112

Нырный — живущий в норах.

113

Тещи — течь, бежать, прибывать, умножаться.

114

Спех — поспешность, торопливость.

115

Молодший — младший, низший, вассал.

116

Отнуду — откуда.

117

Блядословити — говорить неправду, лгать.

118

Подсыл — шпион.

119

Грамота докончальная — соглашение, договор.

120

Полюбие — союз, дружба, любовь.

121

Грамота духовная — завещание.

122

Внегда — когда, в то время как.

123

Живый — живущий.

124

Аки — как бы, как будто.

125

Претися — спорить, тягаться.

126

Дерзати — сметь, осмеливаться, ободриться.

127

Сподручник — помощник, подчинённый.

128

Прещати — грозить, устрашать.

129

Ушеса — уши.

130

Чуяти, чути — чувствовать, слышать.

131

Велемудренно — высокомудренно.

132

Понеже — потому что.

133

Иже, яже, еже — который, которые, что, тот, где.

134

Лепо — пристойно, уместно, полезно.

135

Бытити — жить, бывать.

136

Селный — дикий, полевой.

137

Сице — так, таким образом.

138

Помале — вскоре, немного спустя.

139

Унзнути — воткнуть, вонзить.

140

Почити — уснуть, успокоиться.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я