Как говорить с детьми на неудобные темы

Мамен Хименес, 2021

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ – зачем оно нужно? Со скольки лет стоит начинать беседы? И что именно нужно рассказывать своему ребенку? Об этом и многом другом вы узнаете из этой книги, написанной опытным сексологом и семейным психологом. Многие родители считают себя достаточно прогрессивными и способными говорить с детьми на любые темы. Однако эта уверенность тает, когда малыш задает банальный вопрос: «Откуда я взялся?» Зная очевидный ответ, они впадают в ступор и замешательство. К сожалению, у стеснения и умалчивания есть серьезные риски. Ребенок может начать стыдиться самого себя, не поймет, когда нужно защитить границы своего тела, а также начнет искать информацию в непроверенных источниках. Это негативно отразится на его безопасности и будущих отношениях. ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ, ЭТО ОЧЕНЬ ЗДОРОВО, ЧТО ВАС ВОЛНУЕТ ТЕМА СЕКСУАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ВЫ ХОТИТЕ УЗНАТЬ О НЕМ БОЛЬШЕ! Воспринимайте изложенную здесь информацию непредвзято: выключите ненадолго свои предубеждения и табу и дайте автору, опытному психологу, возможность подробно изложить информацию о том, что полезно для детей в каждый период их взросления (от 0 до 12 лет). В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Детям про ЭТО

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как говорить с детьми на неудобные темы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3. Для вас, поскольку вы «большой»

Хочу, но не хочу (почему так тяжело говорить об этом с собственными детьми?)

Я уверена: вам легче объяснить механизм и все стадии процесса деления ядра от начала и до конца, чем ответить собственному ребенку на такой, казалось бы, простой вопрос, откуда берутся дети. Должна сказать, что не только вы испытываете страх и неудобство перед этим вопросом.

Воспитание, полученное дома, наш опыт, идеи и убеждения, социальные модели (которые, черт возьми, очень заметны!) или культура — вот только некоторые из ингредиентов того бульона эмоций: неудобства, тревоги или чего бы там ни было, которые захватывают вас при мысли о том, что надо говорить об этой самой сексуальности с вашим любимым малышом.

Но поскольку мы здесь, чтобы сломить барьеры и сделать то, что на самом деле хотим, а именно: помочь детям расти здоровыми во всех аспектах своей жизни, мы рассмотрим, как нейтрализовать все то, что вгоняет в панику и заставляет нервно смеяться.

Хотя, может, у вас с этим вообще нет проблем, вы чувствуете себя комфортно и в целом хорошо проработали все страхи и сомнения. Если это так, то вы просто молодец. Но тем не менее все равно призываю вас прочитать и подумать над финальными вопросами этой главы: всегда хорошо «подвергать сомнению» и «переосмыслять» какие-то вещи.

(Ваши) барьеры

Сомнения, как правило, возникающие у взрослых относительно темы сексуальности (как, когда, где и почему лучше реализовывать осознанное половое воспитание), появляются тогда, когда малыш начинает задавать эдакие вопросики или когда мы (о, ужас!) застаем его за определенными действиями (спокойно, мы поговорим об этом чуть дальше). И сомнения эти обычно связаны с тремя фундаментальными аспектами.

1. Идея, что ЭТО — для взрослых, и отсюда автоматически срабатывает необходимость защитить детскую «невинность».

2. Страх или, лучше сказать, страхи: страх не дать ему необходимую информацию; страх от того, что не чувстуешь себя экспертом в этом вопросе; страх дать такой ответ, который будет выходить за рамки его уровня развития (другими словами, страх сказать лишнего); страх подать ему «не те» идеи; страх, что ребенок слишком мал для этой темы; страх, что он воспримет это как карт-бланш, чтобы делать бог-его-знает-что… страх провала.

3. Это неудобно, стыдно и вообще все плохо; я-то считал себя открытым и современным, а выходит, я совсем не таков, хоть и одеваюсь модно и слушаю современные гранж или инди[10], ах какой я плохой отец/мать, что же будет с моим малышом?

Первые два пункта я рассматривала (если вы вдруг пропустили) в начале этой книги.

Теперь — к третьему пункту: к неудобству, стыду и личным блокам.

Оттолкнемся от того, что вначале может быть сложно, но чем больше мы будем практиковаться, тем меньше трудностей у нас будет возникать — как всегда и бывает в родительстве, да и вообще в жизни (кататься на велосипеде, научиться настраивать часы в микроволновке, а то даже в XXI веке они иногда зачем-то мигают и очень раздражают; впервые приготовить по рецепту веганский карри, да так, чтобы чтобы Северус Снейп при этом не зашел сообщить, что это зелье не разрешено варить маглам…).

С другой стороны, важно понимать: несмотря на весь опыт, на желание сделать все как можно более естественно, и даже притом, что вы прекрасно подготовились, может статься, что и тогда вам будет нелегко говорить об этом со своим ребенком. То есть вполне вероятно, что «вопросик» или какое-нибудь действие деточки все равно застанут врасплох, вы будете чувствовать себя глупо и слегка неудобно. Потом, конечно, лет через десять — пятнадцать такие моменты наверняка станут поводом для шуток, и вы от души посмеетесь над ними. Но точно не сейчас…

Вы произнесете «вульва» и «пенис» вслух

По какой-то неведомой причине нам стоит просто нечеловеческих усилий называть вещи своими именами — ну, «те, что ниже пояса», я имею в виду. «Пенис» или «вульва» — сказать так невероятно тяжело! При этом фразы типа «у меня колл с СЕО моей компании, чтобы провести брифинг по поводу бенчмаркинга, а потом мы пойдем в коворкинг для нетворкинга» мы произносим без запинки и не считаем их странными. О времена! Но ведь смотрите, в слове «пенис» всего пять букв, и оно есть в каждом языке. Так в чем же проблема?

Так вот проблема обычно в тех коннотациях, которые это слово имеет для нас и для социума. Проблема в том, что эти слова мы понимаем как «грязные», слишком грубые или описывающие нечто слишком приватное… и секретное (ох уж эти секретики, мы еще поговорим об их опасности в дальнейшем). Но я приложу все усилия, чтобы вас переубедить, а то, знаете ли, «вульва» мы не говорим, потому что это очень грубо, зато «пися» — произносим легко, потому что это с ума сойти как изящно, да? «Пенис» — нет, но «писюн» — да. И какой замечательный получится диалог на приеме у врача: «Что у тебя болит, малыш?» — «Писюн, доктор». Прекрасно, конечно, ничего не скажешь! Повторяйте за мной: пенис, ухо, вульва, енот, вагина, щечки, яички. Слова. Это все просто слова.

Уточнение: конечно, существуют разные смешные названия для гениталий. Я из Андалусии, и у всей моей семьи, кажется, хобби называть их как в голову взбредет (как я горжусь ими, ха-ха-ха). Но использование забавных, креативных или нежных слов не означает, что можно игнорировать настоящие названия. Никому не приходит в голову систематически называть личико своего ребенка «моськой». Да, можно использовать это слово время от времени, но при этом ребенок, разумеется, знает, что это лицо, правда ведь?

Вы можете возразить: да что эта женщина так занудствует и настаивает, чтобы я говорил (-а) «пенис» и «вульва» вместо «писюн» и «пися»? Все дело в том, что называть гениталии своими именами (и чтобы дети их выучили) крайне важно как для самих детей и их отношений со своим телом, так и для того, чтобы защитить их от домогательств. Это настолько важно, что в дальнейшем я снова буду подробно об этом говорить, приводя множество аргументов самого высшего качества.

Если нам становится не по себе от произнесения определенных слов, то первое, что мы должны сделать, — это сравнить их с названиями других частей тела и понять, что на самом деле это все — анатомические названия, а не способ вызвать демона. Разве я использую эвфемизмы для других частей тела? Нет, правда же? Ну так и для этой части тела тоже не надо.

Давайте рассмотрим некоторые хитрости-подсказки, чтобы произносить эти слова стало проще.

1. ПОЗНАКОМЬТЕСЬ СО СЛОВАМИ

Если за всю свою жизнь вы ни разу не использовали слова «пенис» и «вульва», то поначалу, конечно, почувствуете себя странно: «Ой, что это такое сказал мой рот?» С нами, психологами, такое тоже случается, например, когда мы узнаем, что процесс кусания ногтей называется «онихофагией». Если, произнося эти слова, вы чувствуете себя некомфортно, то, само собой, поднимать эту тему с ребенком вам ох как непросто. Что мы в таком случае можем сделать, чтобы эти слова стали менее неудобными? Выйти, например, в поле и прокричать их! Коровы будут смотреть на вас странно, но… что они, в конце концов, знают о жизни? Не-е-ет, ну это шутка, конечно, оставим коров в покое, лучше вот вам хорошие советы.

Слова имеют определеную силу, ту, которую мы им придаем. Мы наделяем их коннотациями, которые заряжают их смыслом и глубиной. Эти коннотации часто оказываются навязанными обществом и культурой, но это вовсе не значит, что они бесспорно хороши или полезны. Чтобы «обезвредить» эти коннотации, предлагаю практиковать такое упражнение: попробуйте говорить вслух слово «дом» много раз подряд (в течение минуты или двух). Когда закончите, вам может показаться, что слово вдруг потеряло смысл. И это действительно так. Многократное повторение одного и того же слова заставляет наш мозг немного отделять форму от содержания — так же, как если поставить в холодильник кастрюлю с гороховым супом: через некоторое время гороховая масса осядет на дно, а бульон будет как бы отдельно, сверху. Итак, мы видим, что даже самые «стыдные» слова — просто слова.

Встаньте перед зеркалом (только в одиночестве, чтобы до минимума снизить градус неловкости) и называйте вслух те части тела, которые априори являются нейтральными, например: локоть, ухо, рука, подмышка.

Остановитесь и подумайте о своей реакции в момент произнесения этих слов, о своих чувствах и эмоциях. Наверняка они тоже были нейтральными — ведь у вас, скорее всего, нет особенного пунктика по поводу какого-нибудь из этих простых слов. Составьте свой собственный список нейтральных слов (у меня, например, слово «подмышка» вызывает смех, ничего не могу с собой поделать, оно такое простое и очаровательное!).

А теперь, тоже вслух, назовите другие слова — те части тела (и явления), названия которых вам произносить некомфортно, например: пенис, вульва, вагина, анус, оргазм, смазка, менструация, коитус, порно, анальный секс, оральный секс, сперма, мастурбация…

Обращайте внимание на свои реакции, на то, как вы себя чувствуете в момент, когда говорите эти слова. Неудобно, плохо, стыдно? Что конкретно вы чувствуете? А теперь подумайте над вопросом: почему я это чувствую? Что плохого в этих словах?

Повторяйте эти слова перед зеркалом (только обязательно в одиночестве, я настаиваю, а то тот, кто окажется в этот момент рядом, вряд ли сможет сдержаться и будет громко ржать или хихикать) до тех пор, пока не заметите, что чувствуете все меньше неудобств. А такой момент настанет, вот увидите, потому что, повторяя такие слова, вы их нормализуете, делаете «своими».

Ура, с этого момента можете начинать использовать эти слова в повседневной жизни, подбирать для этого житейские ситуации — например, находясь с ребенком в туалете, можете заметить ему, что вообще-то его гениталии называются «пенис» или «вульва» и т. д.

Суть в том, что вы начнете постепенно использовать эти слова и тем самым сделаете их нормой для себя. Ведь то, что не названо, то, чего мы избегаем, мы наделяем властью, даем этим явлениям силу, которой нам с каждым разом все сложнее противостоять. Но если мы встречаемся с чем-то лицом к лицу, не боимся называть, то мы это нейтрализуем, и оно перестает быть таким «плохим», становится просто немного странным, чтобы наконец превратиться в приятную нейтральность.

2. ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ВОПРОСАМИ И ОТВЕТАМИ

Несмотря на то, что в книге есть целый раздел о неудобных детских вопросиках, здесь я кратко все же упомяну о них. Чтобы немного нейтрализовать нервное потрясение и вывести вас из оцепенения, в которое обычно впадают родители, если ребенок вдруг спрашивает, как делаются дети, скажу вам следующее: первое, что нужно помнить, — это то, что такие вопросы абсолютно естественны и ожидаемы. И если ребенок их задает, то это прекрасно! Это часть его развития, и, кроме того, раз он не боится заговорить об этом с вами, значит, он чувствует, что может спросить родителей о чем угодно (а это та-а-ак важно). Вы можете заранее ознакомиться с подобными вопросами и примерными ответами на них, выбрать для себя те, которые кажутся наиболее подходящими, и таким образом подготовиться, приобрести уверенность и определенную харизму. Это как идти на экзамен со шпаргалкой.

Сделать так, чтобы было не настолько стыдно отвечать на неудобные вопросы, — это практиковаться в одиночестве, так же как мы уже делали с отдельными словами. Возьмите один из ответов, который вы найдете в этой книге, и произносите его вслух до тех пор, пока не почувствуете, что делаете это легко и непринужденно.

3. БУДЬТЕ К СЕБЕ СНИСХОДИТЕЛЬНЫ

Мы в этом деле новички, да еще и тема «ох какая», так что осторожнее с завышенными ожиданиями и идеализированием. В первый раз, скорее всего, все пройдет так, как и бывает в первый раз, — не важно, что именно вы делаете. Так что не занимайтесь самобичеванием и не унывайте, если все получится не так, как вы ожидали — расслабленно и как бы между делом, как вы себе представляли в своих мечтах (вы, а-ля Дон Дрейпер[11], сидите при свете камина на диване, читаете Фуко, попивая аперитив, а ваш сын приходит такой и начинает спокойно и безмятежно задавать вам вопросы о физическом начале человеческого существа). Ничего страшного, со временем у вас будет получаться лучше.

4. ПРИНЯТИЕ И ИСКРЕННОСТЬ

Если какая-то тема кажется вам особенно неудобной или вы совсем не знаете, как к ней подступиться, то лучшее, что можно сделать в этом случае, — применить политику честности, дети это очень ценят. Объясните своему ребенку, что с вами происходит, и предложите ему обратиться к другому взрослому, кому он доверяет, например к вашему партнеру. Очень хорошо, если дети будут знать, что у нас, у взрослых, тоже есть всякие «заморочки», ограничения, права и «изъяны». Но я настаиваю: важно здесь прежде всего то, что мы даем ответ на запрос, и правильный посыл: «Моя мама мне сказала, что ей неловко говорить об этом и чтобы я лучше поговорил с тетей Машей» — очень отличается от сообщения: «Это плохо, это нервирует мою маму, об этом не говорят», видите разницу? Лучше, если ребенок столкнется с первым вариантом.

Я подчеркиваю: важно, чтобы мы были рядом, сопровождая маленьких людей на пути их развития.

Наша ответственность — предоставить нашим детям знания и необходимые инструменты, чтобы они росли здоровыми во всех смыслах, чтобы они умели справляться с разными ситуациями в жизни, которые не всегда будут приятными, как бы это нас ни пугало. Давайте сделаем паузу и обнимем их, каждый своего ребенка, чтобы избавиться от этого неприятного ощущения, которое неизбежно появляется, когда мы думаем о всяких жутких вещах, и напомнить себе о том, что, как бы нас ни искушала идея закрыть их стеклянным колпаком, обложить ватой и изолировать от всего плохого, она, прямо скажем, не очень хороша и не поможет. Вспомним, чем такая стратегия родителей обернулась для Спящей красавицы и прочих персонажей во всем известных сказках.

Штука в том, что, как бы нас это ни огорчало, в зону нашей ответственности входят разговоры, которые могут быть для нас «сложными». Вот с хомячками такой проблемы нет, но мы-то хотели детей.

Открытая коммуникация и доступность просто необходимы детям, хотя это не всегда удобно и иногда стыдно. Но, знаете что, в этом нет совсем ничего страшного, потому что с детьми мы так или иначе периодически попадаем в неловкие ситуации, в которых приходится краснеть. Вспомните, например, как ваш ребенок дергал вас за футболку, пытаясь достать грудь и присосаться к ней прямо там, в магазине, полном народу, пока вы несли его, орущего, на руках. Или когда на пешеходном переходе он вдруг показал пальчиком на какую-то женщину и закричал: «Мама, тетя пукнула!» и т. д. Впрочем, плюс таких случаев в том, что они делают нас неуязвимыми к стыду.

Начните с себя. Какие ценности и убеждения я хочу передать моему ребенку?

О чем необходимо задуматься уже сейчас — так это о том, какие ценности вы хотите передать своему ребенку. То есть какие действия и убеждения приняты и ценятся в вашей семье, а какие — нет.

А теперь, как взрослые, ответственные за этих маленьких людей, мы должны отдать себе отчет в том, что мы не решаем за наших детей и не можем навязывать им какую-либо систему ценностей или действий. Нам остается одно — и в этом заключается наша основная роль — быть им компанией: эдакий Сэм с налетом Гендальфа для Фродо. Что мы действительно можем сделать для наших детей (и хорошо бы нам в этом преуспеть) — предложить им систему координат, от которой они смогут отталкиваться, а еще сопровождать их, чтобы они строили свою личность, убеждения и жизненную позицию, принимали решения относительно своего поведения, своего тела, любви и отношений самым полезным для себя образом. И это вовсе не мало!

Нет, претендовать на то, чтобы наши дети разделяли нашу систему ценностей такой, какая есть, — нерационально, так же как и мы сами не разделяем на все сто процентов ценности наших родителей. Вы можете включить своему ребенку какое-нибудь кино из своего детства в самом лучшем душевном порыве, в надежде поделиться теми чудесными переживаниями, которые вы испытывали, когда смотрели тот фильм, но… окажется, что вашему чаду он не понравился. И вам придется любить его дальше, несмотря на боль разочарования, что он не понимает то, что дорого вам, и предпочитает смотреть что-то свое с такими названиями, которые вы и произнести-то не можете. Но такова жизнь.

Впрочем, не так все плохо. Может быть, со временем вам понравится то, что интересно вашим детям!

Нам досталось что-то от ценностей и убеждений наших родителей, но, помимо этого, как уже упоминалось в предыдущих главах, на нас влияла масса других вещей: телевизор, друзья, общество… Кроме того, существует еще и собственная, личная позиция, и иногда кажется, что в ней даже проскальзывают моменты гениальности.

Если у вас есть братья или сестры, вполне возможно, что и с ними вы не разделяете абсолютно всех взглядов и ценностей; а иногда именно с братьями и сестрами мы меньше всего в чем-то сходимся. Братья/сестры воспитываются в одной среде, с одними и теми же родителями… но порой мы с ними похожи не больше, чем Арнольд Шварценеггер и Денни де Вито в «Близнецах» (какие классные сравнения я тут предлагаю, ха-ха-ха).

Ваш ребенок так же, как и вы, сформирует свои собственные убеждения и ценности, но прежде всего он будет слушать вас и учиться на вашем примере, так что, продолжая уже сказанное в начале этого раздела: подумайте очень хорошо, какие ценности вы хотите ему привить.

У каждой семьи есть определенная позиция по отношению к сексуальности, и это, конечно, заслуживает уважения. Однако, какими бы ни были наши ценности, наши дети имеют право на всестороннее, здоровое и основанное на фактических данных воспитание в области сексуальности.

Что это значит? Ну например: можно уважать позицию того, кто считает, что в соответствии с его убеждениями и догмами веры мастурбация не является приемлемой, но из-за этого он не может и не должен утвержать, что речь идет о чем-то вредящем здоровью (одного человека или пары), потому что годы исследований и научного прогресса констатировали, что это не так. Это нюанс, но очень важный.

Я скажу это еще раз: как родители, мы имеем право передавать детям наши ценности, но, помимо этого, у нас есть обязанность дать им наиболее полное и здоровое воспитание, и для этого иногда приходится подвергать сомнению наши личные верования и убеждения. Важно, что это не подразумевает необходимости отказываться от них, но адаптировать и совершенствовать обязательно, что само по себе очень полезно.

Проверка и настройка

Воспитывать маленького человека — это очень утомительно прекрасная возможность проверить наши собственные «пунктики» и спросить себя, действительно ли все они нам подходят, или наступил момент для установки обновления.

Несмотря на то, что ценности и жизненные позиции не наследуются детьми просто так, «рывком», они все же точно оставляют определенный осадок в их маленьких головах, что иногда имеет очень большое значение.

Да, то, как нас вырастили, что нам говорили, и то, что мы видели, оставило в нас свой след, но это не значит, что мы согласны со всем, что выучили и впитали в детстве, правда?

Говоря что-нибудь своему ребенку, вы точно не раз ловили себя на ощущении, будто в вас вселяется ваша собственная мать или, скажем, дедушка и это они произносят слова за вас. «За столом нужно сидеть правильно!» — говорите вы. Но если остановиться и задуматься, то окажется, что вам, вот именно вам, вообще-то все равно, как сидит ваш ребенок за обедом. И так же как с едой, в теме сексуальности наверняка тоже есть подобные сообщения из детства. Несмотря на то, что когда-то вы были в них убеждены на все сто, сейчас вы с ними совершенно не согласны, поскольку вы взрослый человек (и прекрасный к тому же, почему бы и не сказать вам об этом!).

Может быть, долгие годы у вас было определенное предубеждение насчет какой-то конкретной сексуальной практики, а сейчас именно она сводит вас с ума. Может быть, вы косо смотрели на какие-то вещи, а сейчас понимаете, что любовь — это любовь, а свобода — неоспоримый принцип. Может быть, вы и не замечали за собой ничего подобного, но оказалось, что были подвержены некоторым гендерным предубеждениям — потому что именно так вас воспитали, а теперь вы совершенно не согласны с этим. Может быть, вы изменились. И это прекрасно. Конечно, еще есть те, кто думает о себе: «Я такая (-ой), такой (-им) и буду и никогда не изменюсь», как пела Alaska[12]. Все мы меняемся со временем, и это хорошо. Представляете, каково было бы всегда быть пятнадцатилетним? На это не хватит ни денег, ни здоровья.

Да, мы меняемся, мы все меняемся, но база данных при этом не всегда обновляется. Воспользуйтесь случаем и подвергните сомнению вбитые в голову идеи, прежде чем произнесете то, с чем сегодня, сейчас вы уже не согласны. Одержимость оставим для кино, там ей самое место.

ВОТ ВАМ НЕСКОЛЬКО ВОПРОСИКОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПОМОЧЬ В ПЕРЕОСМЫСЛЕНИИ

Для чего нужен секс?

Как вы себя чувствуете относительно своей собственной сексуальной жизни?

Каким было сексуальное воспитание, которое вы получили дома?

Каким бы вы хотели, чтобы было это воспитание?

Что делает отношения здоровыми?

Что делает секс здоровым?

Какое отношение к сексу вам хочется видеть у своего ребенка?

Считаете ли вы приемлемым секс вне отношений/брака?

Если ответ на предыдущий вопрос положительный, то как вы считаете, когда наступает подходящий момент, чтобы начать сексуальные отношения?

Всегда ли секс должен иметь место в рамках отношений?

Пересмотреть эти вопросы интересно как индивидуально, так и в паре (если она есть), потому что, как известно, консенсус — это всегда прекрасно, а когда растишь маленьких людей — особенно.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как говорить с детьми на неудобные темы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

10

Если считаете эти музыкальные стили классными, я целиком и полностью поддерживаю вас, но, честно говоря, современными (то есть по-настоящему «современными»), они (да и мы тоже) не являются.

11

Персонаж американского телесериала «Безумцы».

12

Alaska, ¿A quién le importa? 2002. В оригинале: «Yo soy así y así seguiré, nunca cambiaré».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я