Гомель и евреи. История, холокост, наши дни

Маргарита Акулич

В городе Гомеле когда-то проживало много евреев. Есть у него своя история, свой Холокост, свое настоящее и будущее.В книге пересказано много интересного о еврейском Гомеле.

Оглавление

III О Жизни евреев Гомеля в царской России и при советах

3.1 Еврейская застройка и и жизнь Гомеля после переселения евреев из Москвы и Петербурга. Нормы жизни еврейской общины в Гомеле

Еврейская застройка и и жизнь Гомеля после переселения евреев из Москвы и Петербурга

Как перешли черту оседлости Источник: https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/03/26/71924-kak-pereshli-chertu-osedlosti

Те из еврейских купцов и торговцев, которые были самыми предприимчивыми, перебирались из Гомеля в Петербург и Москву. Но такое еврейское переселение не нравилось императору Александру III. Поэтому им была проведена своеобразная «массовая депортация» евреев в места, находящиеся в границах «черты оседлости».

После того, как евреи были изгнаны из Москвы и Петербурга в 1897-м году, численность гомельских евреев заметно возросла.

Многими московско-еврейскими предпринимателями, имеющими деньги, был осуществлен переезд в Гомель, являвшийся крупным центром речных и железнодорожных путей. Ими-то и были скуплены расположенные в центральной части города участки, которые застраивались «доходными домами», представлявшими собой двух-трехэтажные каменные здания. Некоторые из этих зданий стоят в Гомеле и сейчас.

В то же время небогатые евреи, которые были ремесленниками и рабочими, заселили вместе с владельцами проданных участков в центре Гомеля окраины, которые назывались «Америкой», «Кавказм», «Кагальным рвом». Почему «Америкой»? Может это название связано с эмиграцией местных жителей за океан, а может устройство гомельской «Америки» напоминало «республику», кто знает…

Бедные евреи поселялись в «Кагальном рву», который был настоящей трущобой, не уступавшей по уровню криминальности и колориту одесской «Молдаванке».

Имел место интенсивный рост Гомеля, в котором наблюдалось появление больших модных магазинов, имевших солидные обороты. Если взять темпы развития города, то уместно его сравнение даже с Киевом. Евреи торговали пенькой, льном и лесом. Размер торгового оборота в 1870-м году (в его начале) равнялся примерно двум млн. рублей, а в 1890-го году (в начале) — приблизительно пяти с половиной млн. рублей.

Нормы жизни еврейской общины в Гомеле

Синагога в Гомеле. Фото из источника: Minsk and Belarus of today. https://www.jewishgen.org/Belarus/newsletters/minsk/RisaTrip/index.html

Еврейская община Гомеля жила строго согласно религиозным нормам. В субботние дни верующие иудеи обязаны были ничего не делать, курящим запрещалось в эти дни курить. Непослушные нередко забрасывались камнями. Высшим из авторитетов был раввин, с которым советовались и которому доверяли разрешение конфликтов.

Государство желало установления контроля над общиной. Поэтому оно ввело государственное утверждение выборов казенных раввинов. Таким раввином в Гомеле в начале 20-го столетия был являвшийся домовладельцем раввин Меер Маянц. Однако имело место и существование раввинов духовных неформальных. Представители власти называли их «фанатиками, препятствующими борьбе с имеющимися предрассудками».

В Гомеле открыли Большую и Малую каменные синагоги, Старосельскую синагогу, Любавичскую и Малолюбавичскую, а также «Рош-Пино». Всего синагог было 18 и еще восемь молитвенных домов. До наших дней сохранилась лишь одна из синагог.

Из—за обязанности евреев читать религиозную книгу иудеев Тору евреи были грамотнее (в 2 раза), чем представители других народов, проживавших в Гомеле. Грамотных среди евреев было более 30-ти процентов.

3.2 Еврейские школы и занятость евреев Гомеля в царской России

Еврейские школы в царской России

История города Гомель в фотографиях

The history of Gomel in photos. Источник: http://nailizakon.com/fotogalereya_belorus/gomel/gomel.html

В 1910-м году в Гомеле были начальные школы-«хедеры». Их насчитывалось 45. Учителя-Меламеды были сосредоточены в «Америке». Помимо этого в городе имело место функционирование двух религиозных школ, двух — Талмуд-тор (специальные религиозные школы), еврейского начального училища, еврейской женской прогимназии Сыркиной и частной еврейской гимназия доктора Ратнера.

В правительственные гимназии, а также в университеты евреев принимали дозировано, поскольку существовала «процентная норма».

Занятость евреев Гомеля в царской России

Государственная служба и ряд профессий были не для евреев. Государство «Российская империя» ограничило жизнь представителя еврейской нации законодательно. В дискриминационном законодательстве было 500 пунктов и параграфов в пользу этого ограничения.

По этой причине иудейское население занималось в основном торговлей и производством. Еврейскими предпринимателями традиционно контролировалась большая часть торговли (как оптовой, так и розничной) Гомеля. К примеру, в руках евреев было сосредоточение торговли хлебом и лесом. Конкуренция для них была лишь со стороны купцов-старообрядцев.

Капиталисты-евреи владели девятью-десятью из крупнейших гомельских предприятий, общее число которых было 12. Порядка 70-ти — 80-ти процентов не крупных предприятий являлись предприятиями владельцев-евреев. При этом уместно заметить, что прадедушка известного барда Александра Розенбаума Артур Миляев был совладельцем фабрики по изготовлению тетрадей товарищества под названием «Заря».

3.3 О еврейском Гомеле после революции. Об отношении к евреям Гомеля со стороны «советов». О еврейском Гомеле после завершения войны

Фото из источника: http://nashkraj.info/ot-revolyutsii-do-ottepeli-istoriya-ozeleneniya-gomelya/

О еврейском Гомеле после октябрьской революции

Октябрьский переворот 1917-го года завершился победой коммунистов. После этого в Гомеле все хедеры закрыли, и произошло постепенное превращение синагог и молитвенных домов в кинотеатры и разного рода клубы.

В 1926-м году евреев в Гомеле было 37 475 человек или примерно 44 процента от всех жителей населения города. Многие из них были заняты в кустарной кооперированной промышленности. Имел место существенный рост числа евреев, занятых в учебных заведениях и госучреждениях.

В 1928-м — 1939-м годах были созданы новые заводы и фабрики, на которых евреи трудились в качестве мастеров, руководителей производств, инженеров.

В 1920-м—1929-м годах имело место функционирование еврейского педагогического техникума, вечерней еврейской школы, еврейской партшколы. До Второй мировой войны работали школы (государственные), в которых предметы велись на идише. Если говорить о религиозной жизни евреев, то она всего лишь теплилась. Верующие евреи иногда тайно собирали молитвенные собрания (миньяны).

В 1939-м году евреев в Гомеле числилось 37 100 человек.

Об отношении к евреям Гомеля со стороны «советов»

После того, как в 1917-м году произошла Февральская революция, евреев впервые без всяких ограничений допустили к выборам в органы местного самоуправления. Гомельской Думой были приданы идишу равные с остальными государственными языками права, в том числе это касалось и официального делопроизводства. В 1917-м году (в августе месяце) исполком горсовета Гомеля возглавил Л. Эвентов, являвшийся членом ЦК ОЕСРП (Объединенная еврейская социалистическая рабочая партия), а позже — доктором наук и членом-корреспондентом АН Союза ССР.

Шло развитие еврейской культуры. В 1920-е годы еврейская культура и образование на идише поддерживались советской властью и создавались «Евсекции» РКП (б). Но в то же время власть запретила все остальные политические партии в том числе «Поалей-Цион» и «Бунд». Власть также не одобряла преподавание на языке иврите. Все синагоги постепенно оказались закрыты.

В 1926-м году в Гомеле произошла активизация подпольной сионистской молодежной организации «Ха-Шомер — Ха-Цаир», за которую серьезно взялись власти. Активистов-«шомеров» стали массово арестовывать и сажать в тюрьмы. Помощь репрессированным оказывалась палестинским кибуцем. В 1920-е годы в городе также наблюдались проявления активности движения «Гехолуц», религиозной партия «Мизрахи» и популярного спортивного общества «Маккаби».

«Советы» стремились к противостоянию сионистам, по этой причине и происходило их содействие развитию идиша. Даже «Гомельскую правду» выпускали в те времена не только на русском, но и на идише. В Гомеле работали еврейские школы и, кроме того, было осуществлено открытие Еврейского педагогического техникума.

Конец 1930-х годов. Это время закрытия всех еврейских школ и репрессий против многих евреев — ветеранов революционного движения. Несмотря на это в 1939-м году доля представителей еврейского народа в общем числе депутатов Гомельского Совета от Центрального района составила 44 процента, что в полной мере согласовывалось с национальной спецификой его жителей.

Ко времени конца 1941-го года нацисты в гомельских гетто уничтожили 4 тысячи евреев. Евреи-гомельчане отважно сражались за победу в войне. Многим из евреев присвоили звание Героя Советского Союза: командиру минометчиков Евгению Бирбраеру, летчику-штурмовику Илье Катунину, младшему сержанту Науму Жолудеву, командиру роты Юрию Шандалову, отважной летчице Полине Гельман, генерал-лейтенанту танковых войск Семену Кремеру. Кремер в период работы в качестве военного разведчика в Англии, принимал участие в создании атомной советской бомбы. Речь идет о том, что евреи серьезно пострадали во время войны и их участие в победе над гитлеровцами было существенным.

Фото из источника: http://smolbattle.ru/

В соответствии со свидетельством Павла Судоплатова, являвшимся крупным работником госбезопасности, в 1940-м году (в его конце) у Гомеля был шанс превратиться во второй Биробиджан. Этот вопрос поднимался сразу после войны Сталиным (он обсуждал его с сенаторами США). Однако властям не нравилось, что уроженцы Гомеля принимали активное участие в создании Израиля.

Когда Израиль был создан, «советы» стали относиться к евреям настороженно, и даже враждебно. Дискриминация стала возвращаться, а евреи начали добиваться, чтобы выезжать из СССР.

О еврейском Гомеле после завершения Второй мировой войны

Сквер на углу ул. Советской и ул. им. Коммунаров в г. Гомеле. 23 сентября 1953 г. БГАКФФД — 0—95985 Фото из источника: http://gomel-region.by/ru/photogallery-ru/getRecord/5280241/r_id/528010/

Когда закончилась Вторая мировая война, не произошло восстановление школ на идише. Верующие в 1945-м году ходатайствовали о том, чтобы здание синагоги им возвратили. Но власти не захотели идти им навстречу.

В 1947-м году верующими евреями были собраны средства, за которые был приобретен дом. Но дом этот властями был конфискован, а на молитвенные частные собрания они наложили запрет.

В 1963-м году милиция позволила себе нападение на молитвенное частное собрание, разгон молящихся и изъятие свитка Торы и других религиозных принадлежностей.

В 1959-м году в Гомеле насчитывалось примерно двадцать пять тысяч лиц еврейской национальности, в 1979 — м — 26 416, в году 1989-м — 22 574.

В конце 1980-х годов — начале годов 2000-х многие гомельские евреи выехали из Гомеля в разные страны — в США, Израиль, Германию. Можно сказать, что в то время уехали почти все евреи.

В 1999-м году, в Гомеле жило всего 4029 евреев. Согласно данным переписи 1979-го года, из 38 433 проживавших в городе и его области лиц еврейской национальности только 4286 считали, что идиш является родным для них языком.

В 2009-м году на месте, где произошел расстрел в 1942-м году 80-ти человек, установлен памятник погибшим гомельским евреям.

Сегодня евреев в Гомеле осталось совсем мало, хотя точное их количество не известно. Живет еврейская община, детей учат еврейским традициям.

В Гомеле (его центре) есть «Атиква» — «еврейский садик», который на самом деле является городским национальным учебно-педагогическим комплексом, в котором есть дошкольные группы (их всего три) и начальные классы (их четыре). Программой «Атиквы» предусмотрено обучение ивриту и еврейской литературе.

Однако нельзя сказать, что проблем у евреев города не осталось, причем не только у живых, но и у мертвых.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я