Калинковичи и евреи. История, холокост, наши дни

Маргарита Акулич

В книге рассказано об одном из многочисленных беларуских еврейских местечек, ставшем впоследствии городом. В ней написано об истории Калинковичей, о холокосте, об известных евреях, родившихся в Калинковичах, либо имеющих калинковичские корни, о синагогах Калинкович и еврейском кладбище.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Калинковичи и евреи. История, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

II Еврейские Калинковичи

Источник: http://kalinkovichi1.narod.ru/html/__7.html

«Царское правительство, стремясь увеличить налоговые сборы, активно переселяло евреев из сельской местности в местечки, и к началу 20 века они составляли в Калинковичах уже большинство населения. Их община управлялась выборной мещанской управой, которую длительное время возглавлял авторитетный торговец Зусь Зеленко. Революция, последовавшие за ней германская и польская оккупации, кратковременное, но кровавое нашествие „Русской добровольческой армии“ генерала С. Булак-Балаховича стали для калинковичан временем тяжких испытаний. „Балаховцы“ запятнали здесь себя жестокими еврейскими погромами и грабежами. На протяжении нескольких дней в местечке от их рук погибли более шестидесяти мирных жителей, еще больше — на территории района. Разбитые Красной армией, погромщики бежали на запад, после чего на калинковичской земле наступила 20-летняя мирная передышка. В 1925 году Калинковичи получили статус города и районного центра. Пятнадцать лет спустя здесь функционировали больше двадцати различных предприятий, проживали около 10 тыс. человек, из них 3,4 тыс. (35%) — евреи. В сельских населенных пунктах Калинковичского района, а также вошедшего позднее в его состав Домановичского района еврейское население составляло примерно 5%, проживая большей частью в поселке Озаричи, деревнях Юровичи, Ситня, Огородники и Ладыжин» [7].

2.1 Об истории еврейских Калинкович до Второй мировой войны. Смелый калинковичский проект по ивриту

Об истории еврейских Калинкович до Второй мировой войны

В 1793-м году после того, как произошел второй раздел Речи Посполитой, Калинковичи превратились в местечко размером в 36 дворов. Мужское население его состояло из 116 чел. Оно проживало в Речицком уезде, принадлежавшем князю Шаховскому. В 1805-м году это местечко стало собственностью казны. В нем в 1866-м году было сто дворов. Калинковичи с 1882-го года стали ЖД-станцией, а в 1916-м году превратились в важный транспортный узел.

В соответствии с материалами переписи 1897-го года население Калинкович было на сто процентов еврейское. Такая ситуация была еще в Комарине и в Любаничах, но больше нигде (ни в Беларуси, ни в Российской империи). Все три местечка были расположены поблизости друг от друга. Вот по этой причине и интересны Калинковичи для еврейской истории и истории всей Беларуси.

«Гинзбург Янкель Меерович. Родился 20.04.1905 г. в Калинковичах, член ЛКСМБ, по специальности слесарь-кочегар. Фото сделано в конце 1923 года в Калинковичах». Источник: https://belisrael.info/?tag=khayman-frida-girshevna

В 1925-м году местечко Калинковичи по статусу стало городом.

В конце 19-го — начале 20-го столетий население Калинкович, состоявшее полностью из представителей еврейской национальности, насчитывало 1 341 чел. Это количество существенно превалировало над количеством евреев соседних местечек, в которых проживало от 300 до 500 чел., и которые также были полностью еврейскими.

Рядом с еврейским штетлом Калинковичи была деревня, в которой проживали беларусы, и ЖД-станция. Вся эта местность называлась Калинковичами. В отношении еврейского местечка можно сказать, что евреи в нем вели довольно активную жизнь. Численность их росла. В 1909-м году в местечке их было уже более двух тысяч.

Статистка, касающаяся евреев Калинкович [8]:

«Э. В. Комиссарчик — кожевенник (снимок, примерно, 1920—21 г.)» Источник: https://belisrael.info/?tag=ye-v-komissarchik

«В 1897 в Калинковичах проживал 1341 еврей (100%), в 1923 — 2612, в 1926 — 3102 (50,4%), в 1939 — 3386, в 1947 — 1460, в 1995 — около 300 евреев.

В конце 19 века в Калинковичах существовало 3 синагоги; одним из раввинов был Шломо Шапиро (? — 1905), с 1905 — его сын Мордух Шапиро, с 1911 — Ошер Невахович Лемперт..

В 1912 в Калинковичах создана подпольная типография Бунда, действовало еврейское ссудо-сберегательное товарищество, в 1913 — еврейское литературное общество, еврейская библиотека. Евреям принадлежало 7 лавок (в т.ч. все 3 бакалейные)».

В 1920-м г. (в марте месяце) еврейским Калинковичам пришлось столкнуться с учиненным польскими частями погромом (убитыми оказались примерно десять представителей еврейского народа).

В 1920-м г. (в ноябре месяце) был организован погром отрядами Булак-Балаховича С. Н. (число убитых евреев равнялось девятнадцати).

Год 1922-й. В данном году были сорваны спортивные мероприятия об-ва «Маккаби», когда происходило празднование «Лаг Ба-Омера».

Год 1926-й. В данном году имела место организация выходцами из Калинкович в Евпаторийском р-не еврейского земледельческого коллектива под названием «Пролетарий» (в нем было одиннадцать чел. В 1926-м г. (месяц май) произошло переселение в Крым из Калинкович шестнадцати семей (ста шестидесяти шести чел.).

В 1939-м году в Калинковичах были учреждения культуры и образования, а также в большом количестве промышленные мастерские. Издавалась газета районного масштаба. И здесь проживало приблизительно 10 000 чел.

Смелый калинковичский проект по ивриту

Местечко Калинковичи располагалось в глубине Полесского края. Однако, несмотря на это, в него имело место проникновение новых веяний, постепенно менявших представления евреев Беларуси об изменениях в жизни еврейства России. Из-за этого в 2011-м году в Калинковичах произошло невероятное и редчайшее событие.

Всей Калинковичской общиной — и его религиозными деятелями, и общинным руководством, и представителями общественных движений, было принято общее решение, чтоб язык иврит для местечка принял статус разговорного языка. Было специальное обращение к членам еврейской общины.

Это представляется очень необычным событием. Как могло случиться, что в начале 20-го столетия очень далеко от Эрец-Исраэль, где началось возрождение иврита как единого еврейского языка, люди решили, что этот язык должен стать разговорным? В беларуском местечке Калинковичи люди захотели владеть этим языком и использовать его в своей повседневной, обычной жизни. Жителями Полесских Калинковичей не только было написано обращение, но и предложены конкретные пути реализации «ивритского» проекта.

Инициатива введения идиша в Калинковичах не удалась, поскольку была не своевременной. Она не была поддержана сионистскими и иными еврейскими организациями. Ведь то время движение за изучение иврита и применение его в жизни шло впереди событий. Разразилась Первая мировая война, затем шла война гражданская, людям было не до иврита. В то же время важное начинание евреев Калинкович еще долго отражалось на их жизни — практически до середины 1930-х годов. Жители Калинковичей стремились к своей мечте о создании страны для палестинских евреев. Не исключено, что именно благодаря этому стремлению, а также практической деятельности большого числа евреев Беларуси и Российской империи получился реальный результат, состоящий в создании еврейского независимого государства Израиль.

2.2 Еврейские Калинковичи времен Второй мировой войны и после завершения Второй мировой войны

Еврейские Калинковичи времен Второй мировой войны

Источник: https://topwar.ru/85012-napraviv-pistolet-na-bolnogo-rebenka-nemeckiy-oficer-zakrichal-ubivat.html

Оккупация Калинкович немцами произошла в 1941-м г. (двадцать второго августа). В данном году осенью, в сентябре месяце (двадцать второго числа) калинковичских евреев в количестве нескольких сотен чел. вывезли к Дудичскому ЖД-переезду и расстреляли.

Город был освобожден в 1944-м г. (в январе месяце, четырнадцатого числа). В процессе освобождения проявили себя истребительно-противотанковые артиллерийские бригады, возглавленные подполковником Ароном Исааковичем Копелевым и полковником Георгием Яковлевичем Каганом.

В довоенное время на улице под названием Советская (в самом ее начале), рядом с ЖД-переездом имела место подготовка котлованов, поскольку планировалось построить новый железнодорожный вокзал. При занятии Калинковичей германцами в городе было немало представителей еврейского народа. В сентябре 1941-го г. (в двадцатых числах) все они были согнаны к месту нахождения уже готовых, вырытых до войны, ям и убиты путем расстрела. О точной их численности говорить сложно, однако в одной лишь первой могиле лежат шестьсот чел. Но был не один расстрел, во время 2-го расстрела произошло убийство евреев, которых доставили к месту казни из нескольких населенных пунктов.

Калинковичи после завершения Второй мировой войны

«После 1945 года часть евреев вернулась в Калинковичи. В 1947 в городе насчитывалось 1460 евреев, а в 1995-м — около 300». [4]

Калинковичи, ЛАЗ-695Н №81—45 ГСЖ

Улица Советская

Прислал IKS · Минск. Источник: http://busphoto.ru/photo/162278/?vid=299430

Освобождение Калинкович от оккупантов произошло в 1944-м году (четырнадцатого января). Спустя полгода после этого началось расследование преступлений, совершенных нацистами и их пособниками. Инициировалось вскрытие захоронения расстрелянных мирных людей. Оказалось, что нелюди-убийцы не жалели даже малых детей. Некоторых людей они закапывали заживо. Комиссией было установлено, что главными зачинщиками расстрела были: зам. начальника жандармерии города Кляузе, вахмистр по фамилии Толст, а также военные служащие интендантской части Кирке и Вик.

Евреев сегодня в беларуском небольшом местечке Калинковичи, являющемся районным центром в Гомельской области, совсем мало. Согласно неофициальной статистике их примерно сто чел. А ведь в прошлом была совершенно иная ситуация. Но есть еврейское кладбище, есть синагога. Вот только проживающие в Калинковичах жители, похоже, не особо интересуются местом расстрела евреев. По крайней мере об этом написано в статье «К 75-летию расстрела евреев Калинкович. Мысли о грустном» [10]:

«Не ошибусь, если скажу, что о месте расстрела ныне живущие в Калинковичах евреи, вспоминают в лучшем случае раз в год. За последние лет 15 — 20, немало уехавших в разные страны, и особенно в Израиль, хоть раз, но приезжали в город. Если отбросить тех, кто боится компьютера, то остается масса народа. регулярно общающихся в соцсетях. Есть немало любителей выставлять в них снимки себя любимых, чтоб жали на „Класс“ или лайкали, отдельные неугомонные земляки-израильтяне пишут ни уму ни сердцу посты, вдруг в последнее время стали озабочены судьбой Украины, хотя ранее подобного не замечалось».

В 1996-м г. в Калинковичах произошло открытие памятника погибшим в период холокоста евреям. 1990-х гг. (в их конце) началась работа еврейской воскресной школы.

2.3 Рожденные в Калинковичах знаменитые евреи. Ольга Минкина о каленковичских евреях

Рожденные в Калинковичах знаменитые евреи

Рожденные в Калинковичах знаменитые евреи [8]:

«И. А. Серебряный, З. Телесин; Шлойме Саймон (1895—?), публицист, литературовед, писал на идише, с 1913 — в США, автор книг для детей».

Ольга Минкина о каленковичских евреях

Каленковичский рынок. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Kalenkav

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Калинковичи и евреи. История, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я