В книге приведены основные сведения о белорусском Толочине, пересказано о его общей и еврейской истории, о его историко-краеведческом музее и достопримечательностях, о еврейском кладбище и известных евреях города: об Ирвинге Берлине, Джейкобе Рутштейне и Спринце (Софье) Львовне Рохкинд.В данной книге пересказано и о расположенном рядом с Толочиным Друцке.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Толочин и евреи. История, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
III Евреи в Толочине
«Не печалься, любимая, Не забуду родимую, Не забуду родимую — Мой ночлег и приют. Беларусь синеокую, Свою хату далекую, Свою хату далекую, Где всегда меня ждут»
(Яков Исаакович Ерманок, проживающий ныне в Израиле)
3.1 Появление евреев в Толочине. Девятнадцатое столетие. Пожары в Толочине
Анатолий Шнейдер. Толочинские евреи. Источник: http://shtetle.com/Shtetls/tolochin/tolochin.html
Появление евреев в Толочине
«Во времена Речи Посполитой местечко Витебского воеводства Оршанского повета. Данные о евреях в Толочине встречаются уже в 1717 году. В 1766 году в Толочинском кагале и его парафиях числилось 648 евреев» [3]
В исторических источниках 3-й четверти семнадцатого столетия впервые упоминаются новые еврейские поселения: Россь, Крынки, Староселье, Белыничи, Бобр, Мир, Дубровно, Глуск, Горы, Волковыск и Толочин.
Девятнадцатое столетие
«У генерала Без-Корниловича находим: «В настоящее время Толочин довольно обширное местечко, в котором евреев мужского пола считают до 1000 душ» [5]
Середина девятнадцатого столетия. В данное время 71 процент от общего числа населения Толочина составляли евреи. Доля православных жителей, к примеру, составляла 23 процента.
Евреи в 19 веке. Иллюстративное фото. Источник: https://shnyagi.net/194681-Nevyuchennyjj-urok.html
Год 1897-й. В данном году была перепись населения. Согласно ей проживавших в Толочине людей насчитывалось 2 614. Из них 1 955 являлись евреями, таким образом, доля евреев равнялась приблизительно 74,8 процента.
Многие евреи города являлись искусными ремесленниками: гончарами, сапожниками кузнецами, пекарями, парикмахерами, кожевенниками, портными. Однако торговля для евреев являлась важнейшим занятием [12]:
«Во второй половине XIX века в Толочине проводилось три однодневные годовые ярмарки. К 1880 году действовала 71 деревянная лавка».
Аркадий Шульман пишет («Место его уже не узнает его…» [41]:
«Когда-то Толочин был большим местечком. В 1880 году в Старом Толочине стояли 160 деревянных домов. 110 — принадлежали евреям. Рядом строился Новый Толочин. В двух населенных пунктах жили 1372 еврея.
Через Толочин проходила дорога из Москвы в Варшаву. Работали таможня, телеграф. Рядом была железнодорожная станция. По Друти сплавляли лес. Шла активная торговля зерном, лесом, рыбой. В центре местечка — на рыночной площади — размещались 70 больших и малых лавок. Кстати, среди крупнейших толочинских торговцев — Замель Шоломов Бейлин. Не родственник ли американского композитора Ирвина Берлина?»
Период с 1880-го года по год 1905-й. Это было время, когда доля еврейского населения Толочина составляла более семидесяти процентов.
При такой высокой численности и доле еврейского населения было естественным, что в Толочине действовали четыре синагоги (и школы при них). Имело место их деление сугубо по профессиональным признакам, а не по степени материального благополучия или по семейным связям.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Толочин и евреи. История, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других