Как правильно воспитывать ребёнка?

Марианна Ковалева, 2023

У вас родился ребенок – любимый, желанный, самый лучший в мире! Вы готовы сделать все, чтобы он вырос здоровым и счастливым человеком.Увы, одного желания и любви не всегда достаточно. В воспитании есть много больших и маленьких хитростей, которые облегчат жизнь родителей и сделают развитие малыша идеальным. Родителям необходимы педагогические знания, которые в полном объеме даст им этот учебник. Он поможет вам правильно воспитать ребенка. Опытный педагог-психолог даст полную информацию об особенностях общения с малышом, поведении в сложных ситуациях, практические советы, описания развивающих игр. Учебник поможет понять, что необходимо сделать для гармоничного развития здорового и счастливого малыша. Как научиться общаться с ним на понятном ему языке. Определить особенности вашего ребенка и подобрать правильные методы воспитания. Выяснить, какие ошибки в общении с малышом недопустимы и как их исправить. Узнать, какими способностями обладает ребенок и как помочь ему их развить.

Оглавление

Глава 2. Воспитание и наследственность

В ходе изучения процесса психического развития ребенка мы нередко сталкиваемся с теми или иными вопросами, которые вызывают у нас большой интерес и, вместе с тем, позволяют лучше понять функции и задачи воспитания, его основную роль в жизни ребенка. Так, каждый человек с одной стороны является носителем уникальных особенностей, заложенных в нем с рождения, а с другой — «продуктом» цивилизации.

Что же оказывает большее влияние на психику индивидуума — социум или же заданная генетическая программа и изначально имеющиеся индивидуальные предпосылки развития? Как реализует себя ребенок, будучи в тех или иных условиях среды? Что зависит от родителей и от образа жизни семьи, что от внешних факторов? Все эти проблемы вызывают множество споров и дискуссий, до сих пор взгляды на них неоднозначны.

Итак, чтобы разобраться в возникших вопросах, давайте объединим все имеющиеся факторы воздействия на психику ребенка, а затем проанализируем отдельно влияние каждого из них.

Из всего ранее сказанного становится понятно: формирование психики ребенка — сложный процесс, на который воздействуют такие явления, как наследственность, воспитание и климат внутри семьи, а также социальная среда и различные биологические факторы. Теперь давайте обобщим все эти важнейшие аспекты влияния и подробнее остановимся на каждом из них.

Факторы, влияющие на развитие психики ребенка

Наследственно-биологические.

Специальные:

воспитание и семейный микроклимат.

обучение (образование).

влияние окружающей среды.

Наследственно-биологический (генетический) фактор — это фактор непосредственного влияния наследственности на человека. Каждый отдельный индивидуум является носителем определенного уникального набора генов. Наследственность — это передача тех или иных генов из поколения в поколение.

Дети перенимают от родителей такие свойства, как: рост, особенности строения скелета, цвет кожи, волос, разрез глаз и др. А также состояния здоровья (предрасположенность к определенным видам заболевания: как физическим, так и психическим, либо отсутствие таковой). Многие относят сюда также и наследование умственных способностей, одаренность, склонность к определенным наукам и т.д.

Так насколько же сильно влияние наследственных или иначе генетических факторов на психику малыша? Согласно научным данным, передача генетических характеристик играет значительную роль в психологических особенностях личности и, разумеется, этот фактор нельзя не учитывать. Ученые считают, что около 40-60% психологических черт ребенок наследует от родителей, а интеллектуальные способности — приблизительно в интервале 50-80%.

Существуют определенные виды заболеваний (эпилепсия, диабет и др.), которые в большинстве случаев передаются по наследству. Наличие алкогольной зависимости у родителей во многом негативно сказывается на детях, у которых тоже впоследствии могут наблюдаться подобные склонности. Но нужно понимать, что даже при высоком уровне наследуемости того или иного психического признака от генотипа зависит лишь то, как малыш будет развиваться в определенной окружающей обстановке.

В 2009 году было продемонстрировано, что наследуется не только внешний вид и предрасположенность к некоторым заболеваниям, но и определенные интеллектуальные способности. Приобретенный признак наследуется, в том числе внуками, вплоть до третьего-четвертого поколения.

Например, доказано, что мы не только то, что мы едим, но еще и то, что ела наша мама. Часто видишь, как идет по улице полная мама с довольно полным ребенком. Всегда считалось, что это генетический фактор и принятая в этой семье диета. И это отчасти, конечно, верно, но верно не только это. Диета мамы может повлиять не только на то, какой будет дочка, но и на то, какой будет внучка.

Еще до рождения наследника и даже до зачатия мать должна правильно питаться, чтобы свой неверный обмен веществ не передать детям. Женщинам с избыточным весом следует заранее похудеть.

Можно сказать, что наследственность задает пределы, границы возможного потенциала человека. И уже от того, в какой среде воспитывается индивидуум, будет зависеть, сможет ли он реализовать генетически заложенный в нем потенциал, какие качества и черты характера благодаря влиянию окружающей среды станет в себе развивать.

Так благоприятная семейная среда может нейтрализовать врожденные особенности ребенка, генетически предрасположенного к тем или иным психологическим заболеваниям или по возможности сгладить их. Неблагополучные же семьи не только не способствуют полноценному развитию ребенка, но и во многом затрудняют его.

Разумеется, не следует забывать, что помимо наследственности, появившийся на свет младенец, как уже было сказано, имеет и те исключительные особенности, которые присущи именно ему от рождения, то есть определенные личностные характеристики.

Под специальными факторами мы обобщенно подразумеваем влияние всего комплекса условий внешней среды на психику ребенка, куда входит семья, и созданная в ней внутрисемейная атмосфера, получаемое воспитание и образование, а также весь окружающий социум. Сила каждого из этих факторов, направленная на формирование личности ребенка, проявляется в разном его возрасте различно.

Воздействие семьи и окружающей семейной атмосферы, как мы уже выяснили, начинается с первых дней жизни малыша. Воспитание и обучение внутри семьи крайне важны для ребенка.

На ранних этапах его жизни они осуществляются посредством общения родителей с малышом (в результате чего он узнает много нового об окружающем мире и перенимает поведение взрослых), с помощью познавательных игр (способствующих появлению у детей определенных навыков), увеличению его кругозора с помощью разного рода занятий и т.д.

Отсутствие необходимого воспитания приводит к задержке умственного развития, искаженному представлению о тех или иных жизненных понятиях, системе ценностей. И приведенный нами факт того, что дети, лишенные общения с раннего детства и воспитывающиеся вдали от цивилизации, неспособны в дальнейшем адаптироваться к условиям среды, к взаимодействию с окружающими людьми, чему имеются многочисленные подтверждения, говорит как раз об огромной важности и ответственности процесса воспитания для дальнейшей жизни и социализации ребенка.

Следует также понимать, что то, на каких принципах строятся внутрисемейные отношения родителей как между собой, так и с детьми, не может не сказываться на формировании взглядов на семью в целом у ребенка. Потому грамотно и рационально выстроенные взаимоотношения, в основе которых лежат уважение к чужому мнению и интересам, позволяют закладывать правильные понятия в этом смысле у ребенка.

Таким образом, дружная семья, где присутствует поддержка, понимание и доверие, благотворно влияет на представления о семье у ребенка, а также на его общее развитие.

Факты того, насколько важным является воздействие семьи родителей на ребенка, говорят сами за себя. Нередко дети, выросшие в неполных семьях, также создают подобного вида собственную семью. Семьи, в которых, так или иначе, наблюдалась какая-либо дисгармония, дискриминация чьих бы то ни было интересов, формируют неверные взгляды на семью и у ребенка. В дальнейшем это негативно скажется на его способах построения отношений с противоположным полом.

Родители, помимо модели семьи, формируют у малыша еще и манеру поведения в обществе, помогают в приобретении им коммуникативных навыков. Установлению данных навыков опять-таки способствует общение родителей с детьми: словесная передача эмоций позволяет малышу определенным образом учиться выражать свои чувства.

К тому же ученые говорят о том, что душевные беседы родителей с ребенком с психологической точки зрения позволяет детям ощущать себя более счастливыми и доставляют им массу положительных эмоций. Потому обязательно нужно уделять время малышу, что будет способствовать не только его развитию, но и укреплению взаимоотношений между родителями и ребенком, сплочению семьи.

И, несмотря на то, что ребенок сам по себе изначально имеет индивидуальные черты характера и особенности темперамента, система воспитания все же многое предопределяет в их становлении. Родители в большой степени влияют на развитие тех или иных качеств, на то, насколько уверенным в себе он станет, замкнутым либо открытым, активным либо безынициативным, какая самооценка в дальнейшем у него появится, задают мотивацию к определенной деятельности.

Формирование тех или иных свойств характера зависит от выбранной модели воспитания, а также в большей степени от того, насколько ребенок будет чувствовать себя значимым в жизни родителей, насколько он будет принят и любим в семье. Родителям при этом очень важно создать такое понимание у малыша, потому как психологически это является необходимым условием для его дальнейшего полноценного развития.

Присутствие же тех или иных комплексов, являющихся следствием ошибок воспитания, будет существенным образом осложнять жизнь ребенка. А также одна из основных задач родителей и семьи в целом заключается в том, чтобы заложить в сознание детей основные культурно-нравственные законы и нормы социального поведения.

Образование также является одним из немаловажных факторов становления и развития ребенка. Ведь все мы понимаем, что приобретение новых знаний способствует не только активации мозговой деятельности («задействованию» мышления, памяти, логики), но и в некотором смысле выявлению индивидуальных способностей детей и, само собой разумеется, накоплению базовых основ и понятий.

Более того, в современном мире качественное образование является неотъемлемым критерием интеллектуального развития личности. От его уровня и направленности во многом будет зависеть то, насколько быстро человек сможет найти себя в окружающем мире.

Заметить те или иные способности ребенка и помочь ему совершенствовать их, оказывать поддержку в получении им необходимых знаний и умений для самореализации тоже является немаловажной функцией родителей. Позднее, на определенном этапе взросления ребенка, на его психику и восприятие мира помимо семьи, начинает воздействовать и весь социум.

Свой первый опыт межличностных отношений малыш получает еще в детском саду либо на детской площадке в своем дворе. Дети, не достигшие 3-х лет, как правило, не могут самостоятельно взаимодействовать между собой.

И хотя они с большой радостью играют рядом с другими детьми, но не вместе. А вот немного повзрослев, они уже способны к общению друг с другом и совместным играм. Хотя это у них не всегда получается, иногда возникают конфликты, например, ребята не поделили игрушку.

Стоит ли родителям вмешиваться в разногласия между детьми? В некоторых случаях да. Но не с криками «прекратите немедленно», а спокойно в ходе игровой беседы. И не слишком часто.

Если мы будем давать ребенку возможность самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации, то он тем самым получит бесценный опыт урегулирования разногласий. Позже нелишним будет обсудить с ребенком, правильно ли он поступил, похвалить за найденный компромисс.

Этот опыт взаимоотношения с другими детьми позволяет ребенку подготовится к новому этапу социализации — школьному периоду, где все имеющиеся коммуникативные навыки очень пригодятся. Школа является для детей первым наиболее крупным социальным институтом, и во многом будет участвовать в их формировании.

И из всех элементов, входящих в понятие социум, школа в большей степени сказывается на индивидуальном развитии ребенка. Ведь он проводит здесь значительную часть времени и в полной мере постигает все навыки межличностного общения. Таким образом, в школе ребенок уже осознанно начинает ощущать себя частью социума.

Разумеется, что социум, в понятия которого входят все ближайшее окружение малыша, помимо его семьи (друзья во дворе, одноклассники, знакомые, учителя и другие, все те, с кем он наиболее часто контактирует и проводит время) в той или иной мере оказывает воздействие на его развитие.

От каждого из этих людей малыш чему-то учится, либо что-то перенимает: в результате у него складывается определенная личная модель поведения в коллективе, он постигает установленные в нем правила и законы. Интересен тот факт, что умственное, эмоциональное, социальное и даже физическое развитие ребенка взаимосвязано с тем, какие отношения складываются у него с друзьями.

К тому же совершенно очевидно, что в период, когда появляется необходимость выстраивания взаимоотношений внутри социума, психика ребенка еще не окрепла, не сформировалась, а потому дети необычайно легко готовы к восприятию новой информации, они заимствуют какие-то поведенческие особенности и манеры взрослых, их привычки. И все, что происходит как в семье, так и за ее пределами, что малыш видит вокруг и слышит, сознательно или неосознанно оставляют след в его мировосприятии.

Социализация довольно сложный, но неизбежный этап жизни ребенка. Потому родители, понимая это, должны всячески способствовать тому, чтобы малыш имел все возможности для активной коммуникации, помогать ему в решении тех или иных сложных вопросов, в разрешении трудных ситуаций. А главное — чтобы ребенок всегда знал, что может рассчитывать на семью в любой ситуации, ведь это ощущение поддержки близких придает ему огромную уверенность.

Существует две ошибки родителей в своем отношении к влиянию окружающей среды на ребенка. Одни видят в этом лишь негативные стороны и стараются по возможности оградить малыша от каких бы то ни было внешних воздействий, при этом считая, что наиболее благоприятные условия для ребенка можно создать лишь в кругу семьи.

Такие дети редко выходят из дома без сопровождения взрослых, они не часто что-либо делают самостоятельно. Другие же родители, напротив, предоставляют детям в этом смысле полную свободу. Давайте немного скажем о приведенных особенностях воспитания.

В первом случае можно говорить о том, что имеет место излишняя опека или, иначе говоря, гиперопека. Иногда такое поведение родителей объясняется чрезмерным беспокойством за ребенка. Когда же родители видят угрозу для собственных детей абсолютно во всем, что окружает их за пределами стен родного дома, можно также сказать о наличии симптома тревожных родителей.

Давайте рассмотрим все минусы данного подхода к воспитанию: гиперопеки и излишней тревожности. Мы уже немного упоминали о том, какую ошибку совершают родители, когда лишают ребенка возможности общения со сверстниками и малыш формируется лишь в условиях семьи, на примере развития дошкольников. К сожалению, во многих случаях родители продолжают использовать ее применимо к детям и в более старшем возрасте.

Важно иметь в виду то, что влияние социума неизбежно и родителям не стоит его опасаться, создавая «вакуум» для малыша, излишне его оберегая и ограждая от любой возможности столкнуться с реальным миром.

В условиях, когда родители стремятся обезопасить ребенка от любых проблем, когда он растет лишь в пределах дома и лишен даже обычного общения с другими детьми во дворе, у малыша не будет происходить адаптации к внешней среде и развиваться коммуникативные навыки.

Развитие внутри семьи, несомненно, имеет огромное значение, поскольку именно в семье ребенок может полноценно формироваться и во многом родители способствуют этому. Но когда малыш ограничен в своем взаимодействии с миром, это уже является определенным пробелом в воспитании.

Ведь, так или иначе, у повзрослевшего ребенка появится необходимость общения вне семьи, построения межличностных взаимоотношений и привычная домашняя атмосфера не может окружать его везде. Соответственно ему будет гораздо легче в дальнейшем, если он определенным образом адаптируется к социальной среде.

К тому же подобный стиль воспитания предполагает стремление родителей разрешать за ребенка все возникшие перед ним трудности, что тем самым лишает детей возможности полноценно развиваться.

Элементарные вопросы, связанные с походом в магазин и возможностью проехать в автобусе до ближайшей остановки (если ребенок уже достиг такого возраста, когда способен к каким-либо собственным действиям) вызывают у таких родителей массу сомнений и недоумений: как отпустить малыша одного и т.д.

Некоторые из них при этом говорят «у нас домашний ребенок, неприспособленный к жизни», не понимая того, что сами не только никак не способствуют его адаптации к условиям вне семьи, а наоборот, препятствуют. А между тем ребенок, воспитанный подобным образом, не сможет в трудной ситуации мобилизовать свои силы, он всегда будет ждать помощи от окружающих.

К тому же постоянный контроль со стороны родителей не дает детям возможности принимать индивидуальные решения и проявлять инициативу. А между тем, следует всячески приветствовать в ребенке такое качество, как самостоятельность, а также появление у него уверенности в себе и в своих силах. Но совершенно очевидно, что, если решать все проблемы за детей, такая уверенность в себе у них вряд ли появится.

Родители, разумеется, должны помогать ребенку в преодолении каких бы то ни было трудностей и преград на пути взросления, но при этом нужно стимулировать у детей самостоятельную деятельность, ведь именно осознание ребенком того, что он сам лично сделал что-то, придает ему необходимую уверенность в своих силах.

Важно также не пресекать попытки детей к познанию окружающего мира: им свойственно бегать, лазить, играть в песочнице. Отвечайте на тысячи вопросов малышей. Это развивает их физически и психологически.

Также не препятствуйте появление у ребенка инициативы. Если же данную инициативу вы не одобряете, не следует сразу же критиковать малыша за внесение того или иного предложения. Спокойно объясните ему, что этот вариант не лучший и посоветуйте, что нужно сделать в той или иной ситуации.

На практике существует огромное множество форм и проявлений гиперопеки. В каждом конкретном случае она выражается по-разному. Бывает, что подобный метод носит лишь демонстративный, показной характер, рассчитанный прежде всего на публичный эффект, при этом в семье абсолютно не учитываются интересы детей. Но мы рассмотрим этот случай отдельно.

Поговорим о гиперопеке, обусловленной излишней тревожностью родителей, как о наиболее часто встречающейся причине применения подобного метода воспитания. Чем же отличается обычное беспокойство за ребенка от гипертрофированного страха за него? Отличие главным образом состоит в разумной оценке той или иной ситуации, а также в понимании неправильности, да и невозможности «спрятать» детей от всех проблем.

В случае излишней тревожности родители переживают и волнуются за малыша при отсутствии каких-либо явных причин к тому. Во многих случаях это касается одиноких матерей, имеющих единственного ребенка. Малыш становится во многом смыслом жизни и его так или иначе пытаются оградить от любой возможной неприятности; чрезмерная опека является условием жизни такого ребенка.

И здесь важно понимать что, разумеется, родителям нужно заботиться и беспокоиться о детях и их безопасности: научить малыша тому, как вести себя в той или иной ситуации, предупреждать возможную угрозу, объяснять, что необходимо делать, чтобы ее избежать.

Но, так или иначе, любые тревоги должны быть обоснованными, а именно проявляться в тех случаях, когда ребенку может угрожать реальная опасность или существует хоть какая-то ее вероятность. Тревожность родителей передается детям. А возникающая паника близких людей также рождает подобное паническое душевное состояние у ребенка.

Что касается второго варианта, когда родители предоставляют детям полную свободу, и как бы отстраняются от процесса воспитания, то можно говорить о том, что здесь используется попустительская модель взаимоотношения с ребенком.

И если в первом случае родители излишне контролируют детей, опекают их и тем самым лишают самостоятельности, то во втором наблюдается фактически бесконтрольность в отношении ребенка со стороны родителей, когда они по тем или иным причинам перекладывают обязанность по воспитанию на школу и другие всевозможные социальные институты.

И в этом смысле нужно понимать, что как это ни банально звучит, именно семья несет ответственность за полноценное развитие ребенка, а выстраивание взаимоотношений с окружающими людьми является лишь неизбежным этапом социализации детей.

Мы также немного говорили о данной особенности взаимоотношений в семье, рассматривая подростковый период развития. И совершенно очевидно, что попустительский метод воспитания будет не лучшим образом сказываться на формировании детей. Ведь, по сути дела, ребенок в такой семье будет чувствовать себя ненужным и заброшенным, у таких детей понижается самооценка и повышается риск влияния на них плохой компании.

Последствия же и основные характеристики такого попустительского метода воспитания и гиперопеки мы подробнее рассмотрим в отдельной главе, посвященной методам и стилям взаимоотношений в семье. Как мы видим, и в том и в другом случае подход к воспитанию является неверным, хотя результаты обоих методов, так или иначе, зависят от многих причин и факторов.

Таким образом, чтобы оценить степень влияния социума на личность ребенка, мы должны учитывать многие аспекты: возраст малыша, модель устройства семьи, в которой он воспитывается, и принципы воспитания, существующие в ней, индивидуальные и генетически обусловленные черты характера ребенка и пр. Здесь также играет роль тот факт, насколько много времени ребенок проводит вне семьи и в какой компании.

Следует понимать, что если основой взаимоотношений в семье является попустительство со стороны родителей, то для детей становится важным самоутвердится в коллективе сверстников, где они будут искать внимание к себе.

В случае гиперопеки ребенок, как правило, наоборот, мало времени проводит в кругу своих ровесников благодаря излишнему влиянию родителей. Хотя иногда случается так, что дети стремятся всячески избавиться от чрезмерного давления.

В большей степени воздействие на ребенка со стороны окружающего социума, как правило, начинается в период, когда он придает особую значимость взаимоотношениям в коллективе. Особенно это касается подросткового возраста, и нами уже было сказано о том, как по возможности уберечь детей от влияния «плохой» компании и насколько важно стать для ребенка поддержкой и надежной опорой.

Итак, мы рассмотрели влияние тех или иных факторов на становление личности ребенка, теперь давайте попробуем оценить степень значимости каждого из них, иначе говоря, разобраться, какой же критерий имеет наибольшее значение в жизни ребенка.

Оценка значимости каждого фактора

Что же играет первостепенную роль в индивидуальном развитии человека: биологические факторы или среда, в которой он в детстве воспитывался и рос? Взгляд на эту проблему неоднозначен: одни авторы утверждают, что именно гены в основе своей влияют на психику индивидуума, то есть подразумевают наследственность (биологический фактор).

И в качестве аргументов показывают достаточно внушительную статистику наследуемости того или иного психологического признака, проводят параллели в развитии определенных психических отклонений в поведении с генетической предрасположенностью к этому.

Другие же, наоборот, считают, что основное значение имеет образование и воспитание, фактор внешней среды: семья, социальная среда — все, что непосредственно способствует формированию личности.

И приводят в пример наиболее близких по параметру генетической характеристики — детей близнецов, которые, попадая в разные условия жизни (семьи благоприятную и неблагоприятную) развиваются совершенно по-разному, обладают по прошествии времени разным уровнем культуры и знаний. Как бы то ни было, не станем вдаваться в споры, ведь совершенно ясно одно — оба фактора имеют огромное значение.

Так, образование и воспитание являются необходимым условием полноценного развития малыша, а благоприятные условия среды позволяют ребенку раскрыть заложенные в нем способности, развивает лучшие качества его характера, позволяет сформироваться правильному мировоззрению.

Ведь малыш рождается на свет, не имея никакого представления обо всех окружающих его вещах и явлениях. И именно родители и социум закладывают у него представления обо всем многообразии мира. И если генетика предопределяет границы развития, то условия среды позволяют в той или иной мере, условно говоря, развиваться в пределах заданных границ. Ну и, разумеется, получение полноценного воспитания, хорошего образования во многом развивает личность, как в культурном, так и в социальном плане.

А сформировавшаяся система ценностей и умение расставлять приоритеты является благоприятными условиями для становления психологически зрелой личности. Более того, в каждом конкретном случае процент наследуемости психологического признака различен, но, так или иначе, от условий среды (в значительной степени внутрисемейной) во многом будет зависеть развитие малыша, уровень его сознания.

Что же касается вопроса о том, значимость какого фактора внешнего воздействия (семьи или социума) на ребенка более весома, то здесь все более очевидно. Конечно, как уже было сказано, многое зависит от возрастного этапа, на котором находится ребенок.

Но в любом случае, основу закладывает все-таки семья, ведь в ней ребенок проводит огромный период своей жизни. Причем те годы, когда он наиболее активно развивается и когда в его сознании закладывается все важнейшие понятия, а потому не один институт воспитания нельзя сравнивать с семьей.

Следовательно, ни один социальный институт не может принести столько пользы в индивидуальном развитии ребенка, сколько может сделать семья. Ведь именно в семье самые близкие люди своей заботой и вниманием дарят ребенку все необходимое, формируют у него самооценку, учат строить взаимоотношения с окружающим миром. В то же время никто не может причинить столько негативного воздействия на личность ребенка, как его семья, при неправильном, неграмотном подходе к воспитанию.

Таким образом, родители очень многое предопределяют в индивидуальном становлении ребенка. А потому, учитывая все основные правила построения гармоничных внутрисемейных отношений, главным образом родители в рамках семьи способны сформировать физически и духовно здоровую личность, с определившимися жизненными целями и устоявшимися позициями.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я