В книге рассмотрена уникальная методика проведения коучинга с родителями, детьми и подростками. Детально описан процесс работы коуча с семьей с примерами из реальной практики. Внимание уделяется не только коучинговым инструментам, но и объяснению с точки зрения нейробиологии уместности их применения в том или ином возрасте.Книга будет полезна всем, кто взаимодействуют с детьми и подростками, – родителям, коучам, психологам, педагогам, воспитателям, учителям, репетиторам, медицинским работникам.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Всё о детском и подростковом коучинге предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3
Коучинг с детьми и подростками
Мы уже поговорили о том, что такое детский коучинг и каким должен быть коуч, специализирующийся на взаимодействии с родителями, детьми и подростками. Пришло время более детально познакомиться с методом детско-подросткового коучинга.
Вначале я расскажу про коучинговые инструменты в работе с родителями, детьми и подростками (главы 3 и 4), а затем уже детально опишу сам коучинговый процесс (глава 5). Такую последовательность я выбрала, учитывая особенности нашего головного мозга: он лучше усваивает информацию, когда мы нанизываем ее последовательно — от простого к сложному. Как правило, нам легче увидеть общую картину, если мы видим ее части. Это похоже на сборку пазла — чтобы получить большое полотно, нужно последовательно соединять его небольшие частички. Так и мы в книге вначале разберемся с инструментарием коуча, а затем сможем полностью посмотреть на схему работы коуча с семьей.
Необходимые условия для работы с детьми и подростками
Перед тем, как начинать работу с детьми и подростками, коучу важно понимать, что необходимо для получения результата.
Первое — это родители. Без работы с ними эффективность коучинга будет существенно снижена. Я обычно говорю родителям, что 80% результата зависит от их участия и вовлеченности в коучинговый процесс. Особенно это касается запросов про семейные взаимоотношения.
Второе — это место проведения коучинга с детьми и подростками. Как правило, для работы коуча может подойти любой уютный кабинет, дополненный подручными материалами для игр с детьми. Но бывают случаи, когда маленькие дети в принципе боятся кабинетов. В таких ситуациях первые несколько встреч можно проводить на «знакомой территории» ребенка, например, в его комнате или в детском центре, который он посещает, в парке, на игровой площадке и т. д.
При этом если вы замечаете, что ребенок устал сидеть на одном месте во время занятия, переключите его внимание на любую другую игровую деятельность — подойдите к ватману, чтобы порисовать, включите в свою работу простые игры с мячом. Конечно, эти комментарии больше относятся к детям дошкольного и младшего школьного возраста. Но даже подросткам иногда требуется переключение.
Третье — это время проведения коучинга. Тут важно соблюдать следующий принцип: чем младше ребенок, тем быстрее он утомляется, а значит, время, отведенное на коуч-сессию, должно быть меньше. Если с подростком коуч-сессия может длиться 60 минут, то с семилетним ребенком — не более 30—40 минут. В любом случае, мы учитываем индивидуальные особенности детей.
Также следует назначать время для встреч таким образом, чтобы дети были отдохнувшими, сытыми и готовыми к коуч-сессии. Важно прояснить заранее у родителей, какие есть занятия у ребенка до встречи с вами, и если нагрузка у ребенка большая, не стоит назначать коуч-сессии в такие дни.
Четвертое — инструменты детского коуча. Как раз о них мы поговорим подробно далее в этом разделе.
Прежде чем приступить непосредственно к инструментам, важно вообще понять, с чего начинается коучинг с детьми и подростками.
С чего начинается коучинг с детьми и подростками? Как создать доверие?
Как правило, мое взаимодействие с детьми и подростками начинается с того, что их приводят родители. И первая встреча с ребенком происходит «один на один», то есть без участия родителя, но, естественно, с его согласия. С самого первого момента встречи крайне важно расположить ребенка к себе. Именно создание доверительных отношений позволяет раскрыть ребенка, его мысли, идеи и мечты, а также построить фундамент для эффективной работы.
В основе создания доверительных отношений с любым ребенком и подростком лежит открытый и честный разговор о том, что такое коучинг, в чем заключается моя задача, как коуча (то есть чем я могу помочь ребенку), а также обсуждение вопросов конфиденциальности — мое обязательство не передавать родителям информацию, полученную от ребенка, без его согласия4.
В этом самом первом разговоре мне важно говорить «на одном языке» с ребенком, чувствовать и отслеживать то, как он реагирует на мои слова. Нет какого-то универсального варианта «налаживания контакта», но я всегда учитываю возраст ребенка и стараюсь, чтобы моя речь была как можно более доступна для понимания. В качестве примера: при объяснении понятия «коуч» иногда использую метафоры — «Коуч помогает пройти квест» (с подростками), или могу рассказать о том, какие непростые ситуации с моей поддержкой решали другие дети такого же возраста (с детьми младшего и среднего школьного возраста).
Еще один «ключик» для создания доверительных отношений с ребенком — искренний интерес к нему и к тому, что для него действительно важно. Все, что мне рассказал родитель о своем ребенке, я на время забываю, открыто и непредвзято слушаю то, чем делится со мной сам ребенок, даже если его рассказ не соответствует тому, что говорил мне ранее родитель. У меня нет задачи решить запрос родителя на первой встрече с ребенком, выведать его секреты. Моя цель — наладить контакт и как можно лучше узнать картину мира ребенка: его интересы, увлечения, ценности, мечты.
И все же самое главное в создании доверительных отношений с ребенком — это быть собой. Дети настолько хорошо «считывают» наши роли и любую неискренность, что нам их обмануть не удастся. А открытость и естественность коуча дает возможность и ребенку стать открытым и искренним.
* * *
Первая ознакомительная встреча с ребенком прошла, фундамент для доверительных отношений построен, а это значит, что начало коучинга с ребенком положено.
Что дальше? Какие инструменты в работе с детьми и подростками коуч использует в работе?
Фундаментальные инструменты в работе с детьми и подростками
Для описания инструментов детского и подросткового коучинга я возьму метафору «Дети — это цветы жизни». Чтобы цветок расцвел, необходимо раскрыться всем его лепесточкам. Так и у ребенка есть важные лепесточки, которые мы, взрослые, можем помочь ему раскрыть для полной реализации его потенциала, талантов и способностей.
Исходя из коучинговой практики с детьми и подростками, я выделяю пять ключевых областей развития, пять лепесточков, которые мы в этой главе раскроем:
1. Мышление.
2. Эмоциональная компетентность.
3. Самоощущение.
4. Ценности.
5. Мотивация и целеполагание.
Все эти области опираются на сердцевину цветка — на понимание физиологических процессов, которые происходят в головном мозге ребенка и подростка. С этого мы и начнем.
Развитие головного мозга ребенка с рождения до совершеннолетия.
Базовые понятия
Чтобы взрослым эффективно взаимодействовать с детьми и подростками, необходимо понимать, как развивается головной мозг человека. Начнем с базовых терминов из нейробиологии.
Единицей нервной системы является нейрон. Считается, что количество нейронов в нервной системе — 86—87 миллиардов5. Нейроны имеют главную задачу — это переносить информацию из одного места в другое с помощью электрохимических процессов.
Нейрон выглядит как ветка. Независимо от своего вида, у каждого нейрона есть ответвления, которые носят название дендриты — они приносят информацию, а есть ответвления (и их у каждого нейрона только одно), которые называются аксонами, и через них информация, наоборот, уходит от нейрона. На картинке можно увидеть схему, на которой изображен нейрон: тело нейрона, дендриты, аксон, а также «миелин» (миелиновая оболочка вокруг аксона нейрона).
Если мы посмотрим на картинку ниже, то увидим, как тоненькие веточки превращаются в большой куст. Это тот процесс, который происходит в головном мозге во время его развития, — обучение. Обучение — это образование новых связей в головном мозгу, появление других нервных волокон, которые отходят от нейрона (дендритов становится больше).
При этом нейроны и его части соединяются с другими нейронами и их частями в нервной системе с помощью «синаптической щели», через которую от одного нейрона к другим частям мозга выпускаются химические вещества под названием «нейротрансмиттеры». Они как бы выбрызгиваются нейроном, который передает информацию, и принимаются тем нейроном, на который эта информация должна прийти. Так образуется синаптическая связь (синапс).
Если говорить очень упрощенно с точки зрения нейробиологии, то можно сказать, что все наши мысли, установки, действия, привычки — это те или иные нейронные связи (синапсы).
Новые синапсы в головном мозге создаются постоянно с момента внутриматочной жизни до самой смерти под воздействием различных стимулов и обучения. Чем чаще через синапс проходит нервный импульс, тем сильнее он увеличивается в размерах и становится эффективней. Сигнал тренируется и запоминается. Существует и обратный процесс — при меньшем использовании той или иной связи она теряет эффективность и может даже исчезнуть.
Обратите внимание на картинку. Когда ребенок только рождается, количество нейронных связей мало, в 7 лет мы видим огромную сеть из нейронных соединений, а в 15 лет количество связей становится меньше, но они становятся крепче. Данная картинка наглядно показывает процесс созревания головного мозга.
Когда я говорю о созревании мозга, я имею в виду два параллельных процесса, происходящих в той или иной части головного мозга.
Один из процессов называется миелинизацией. Миелинизация — это образование специального слоя вещества под названием «миелин» вокруг аксона. Этот процесс похож на изоляцию провода. Миелин, покрывающий нервные окончания, повышает скорость и точность передачи импульсов в нервной системе, а также защищает нервные волокна от повреждений. Чем чаще проходит электрический импульс через аксон, тем более толстый слой миелина образуется. Таким образом, скорость передачи информации от одного нейрона к другому может увеличиться с 0,5 м/с до 120 м/с.
Второй параллельный процесс, характеризующий созревание головного мозга, называется прунингом. Синаптический прунинг («подрезка» нейронных связей) — это сокращение числа синапсов для повышения эффективности нейросети, удаления тех связей, которыми мозг перестает пользоваться. Данный процесс позволяет мозгу стать более эффективным, высвободить место и ресурсы для тех связей в головном мозге, которыми он постоянно пользуется.
Человеческий мозг созревает поэтапно, и его созревание происходит под воздействием импульсов и сигналов, которые он получает из окружающей среды. Исследования процессов взросления мозга показывают, как важно планировать обучение так, чтобы успеть воспользоваться преимуществами, которые дает пластичность мозга маленьких детей.
Тут, на мой взгляд, уместно вспомнить понятие «зоны ближайшего развития» выдающего советского психолога и педагога Льва Семеновича Выготского: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся еще в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает».
Согласно Л. С. Выготскому, обучение становится более эффективным, когда учитывается зона актуального развития ребенка (то, что он умеет и знает в настоящее время) и зона ближайшего развития (то, чему он может научиться сам, в ближайшее время, с минимальным участием взрослого). Навыки, приобретенные сначала под наблюдением взрослого, а потом самостоятельно, все свободнее и увереннее переходят в багаж прочно усвоенного опыта. Затем ставятся новые интеллектуальные задачи, которые вводятся в зону ближайшего развития, и ребенка готовят к самостоятельному их разрешению. Так постепенно расширяется опыт и нарабатываются важные умственные навыки.
Понимая, какие области мозга в каком возрасте созревают, мы, взрослые, можем лучше определять актуальную зону развития ребенка и способствовать полноценному раскрытию его потенциала. Также эти знания могут помочь нам избежать двух крайностей, к которым зачастую склоняются родители: с одной стороны, перегружая ребенка теми задачами, к которым тот еще не готов, с другой стороны, недооценивая возможности ребенка, делая за него то, что он уже может сделать самостоятельно.
Как я уже говорила ранее, различные отделы головного мозга созревают в разное время. Несмотря на то, что не существует двух одинаково развивающихся детей, с помощью магнитно-резонансной томографии удалось установить взаимосвязь между определенными этапами развития ребенка и изменениями в тканях мозга. На картинке можно это наглядно увидеть.
Первыми созревают задние отделы головного мозга: мозжечок, отвечающий за двигательные функции, затылочные доли, отвечающие за зрение и т. д. Лобные доли, играющие ключевую роль в регуляции и контроле деятельности, формировании высших когнитивных функций, созревают в последнюю очередь.
Несмотря на то, что передние отделы головного мозга созревают позже задних, они активно развиваются на протяжении всех этапов взросления ребенка. В качестве примера приведу лобные доли: их созревание и функционирование начинается уже во внутриутробном периоде и продолжается вплоть до взрослого возраста.6
Давайте подробнее рассмотрим этапы созревания головного мозга. Я взяла указанные ниже периоды на свое усмотрение, исходя из собственного понимания важности тех или иных критических моментов в процессе взросления. В литературе можно встретить другие взгляды на периодизацию, которые так же имеют право быть.
С рождения до четырех лет
При рождении ребенка нейроны в его мозгу стремятся установить все больше связей между собой, и в первые два года жизни они очень быстро образуют связи, воспринимая информацию от органов чувств. В головном мозге ребенка идет настоящее вулканическое извержение! В этом возрасте в строящейся коре головного мозга ежесекундно возникают миллионы синапсов, которые очень важны, — они увеличивают силу и скорость проведения реакций, расширяя «возможности» поведения ребенка.
К двум годам у ребенка уже более ста триллионов синапсов — в два раза больше, чем у взрослого. В этом возрасте число связей достигает максимума и превышает необходимое. Теперь наступает время сокращения синапсов. Мозг находится под воздействием последовательных волн производства и удаления синаптических связей, которые уменьшаются или появляются вновь.
Каждая волна соответствует критическому периоду развития, когда облегчаются разные типы обучения. Так, к четырем годам области мозга, отвечающие за зрение, уже полностью созрели; общая моторика, в основном, развита — ребенок умеет уверенно ходить, ловить и кидать мяч, держать в руках карандаш, ложку, самостоятельно одеваться и т. п.; ощущения, в том числе тактильные, уже развиты в достаточной степени.
Какие выводы можно сделать из этого?
Основной вывод — нам, взрослым, тем, кто окружает ребенка, с самого рождения необходимо позаботиться об обогащающей среде для ребенка, чтобы у ребенка были «внешние» стимулы для правильного развития тех зон головного мозга, которые отвечают за зрение, крупную моторику, ощущения. Например, важно показывать младенцу разные по тактильным ощущениям и цвету предметы, играть с ребенком в мячик, учить его одеваться самостоятельно и т. п. Без этих стимулов у ребенка могут не сформироваться и не закрепиться те нейронные связи, которые позволят ему уже в 4 года уверенно владеть своим зрением, быстро бегать или ходить на горшок — то, что соответствует данному периоду развития.
В современном мире можно легко увидеть ребенка в 4 года с памперсами или того, кто не умеет есть ложкой или держать карандаш.
Мне сразу вспоминается одна семья, с которой я знакома очень давно и наблюдала деток с рождения. Муж и жена, назовем их Кристиной и Олегом, — люди с осознанным, как кажется, на первый взгляд, подходом к воспитанию детей. Когда им было 34 года, в их семье появился сын Виктор, и с этого момента вся жизнь семьи кардинально поменялась. Все заботы, разговоры, действия и мысли Кристины и Олега были направлены на обеспечение безопасности ребенка. Они старались, чтобы Вите всегда и во всем было комфортно: кормили его из ложки, одевали, обували вплоть до шести лет. Я была очень удивлена, когда пришла в гости и увидела, как почти шестилетнего здорового ребенка кормит мама из ложки, а он только рот открывает. Когда мы стали одеваться на улицу, то Витя только поднимал поочередно то ногу, то руку, чтобы ему оба родителя смогли надеть брюки и ветровку. А когда дело дошло до обуви, то тут Витя радостно сам застегнул кроссовки на липучках. И когда я спросила, почему кроссовки не на шнурках, Олег невозмутимо ответил, что Витя не умеет завязывать шнурки и не стоит его мучить этим сложным занятием…
С одной стороны, подобные умения ребенок может получить (или совсем не получить) и в более старшем возрасте, но те зоны мозга, которые отвечают за формирование этих навыков, в основном созреют к более старшему возрасту, а это означает, что потребуется больше усилий со стороны ребенка (и со стороны окружающих) для их внедрения в жизнь.
Одним из критически важных условий для полноценного развития ребенка с самого рождения является общение с ним. Чем больше родители говорят со своими детьми, даже в самые ранние моменты жизни, тем лучше развиваются их лингвистические способности и интеллект. Есть исследования, которые показали, что дети, чьи родители говорили с ними в позитивной манере, богатым языком и регулярно, знали в два раза больше слов, чем дети родителей, говоривших с ними только при необходимости.7
5—6 лет
Головной мозг человека продолжает интенсивно развиваться, производя новые нейронные связи и удаляя ненужные.
Многие нейролингвисты называют этот период критически важным для формирования языковых навыков и речи как таковой. Разговоры с родителями могут стать более увлекательными и познавательными — мозг уже готов анализировать происходящее вокруг и делать выводы.
Часто в этом возрасте дети задают взрослым много вопросов: «Почему идет снег?», «Почему радуга разных цветов?», «Почему тот дядя лысый?» и т. п. Иногда кажется, что ответы на вопросы знает и сам ребенок, а на какие-то вопросы и взрослый не знает ответа. Ребенок, задавая вопросы, развивает свою любознательность, логику, мышление и речь. Поэтому самым полезным будет не только отвечать ему на его вопросы, но и совместно находить ответы на вопросы или задавать самому ребенку вопросы.
У Самуила Маршака есть такие стихи:
Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «Почему?».
Эти стихи обращены к нам, взрослым, и говорят о том, что мы можем «загубить» любознательность ребенка, отбить у него желание познавать новое. А именно это мы и делаем, когда не обращаем внимания на вопросы ребенка и не провоцируем его на размышления.
Помимо вопросов, крайне важно, чтобы у ребенка обязательно было постоянное общение с источником речи, который использует описания и предлоги. После 5—6 лет пластичность нейронов в префронтальной боковой доле головного мозга сильно снижается (эта зона созревает), и ребенку в более старшем возрасте будет значительно труднее освоить пространственные понятия с описаниями и на базе них что-либо воображать. А с наступлением полового созревания эта область умений и вовсе почти не поддается коррекции.8
Что еще, помимо развитой речи, ребенок к шести годам должен уметь, если принимать во внимание возможности его мозга?
У детей уже достаточно хорошо развиты координация движений и умение держать равновесие, поэтому их можно эффективно обучать сложным двигательным навыкам, требующим хорошей физической подготовки, ловкости и скорости движения: плавание, гимнастика, фигурное катание, танцы.
Ребенок начинает осознавать свои чувства и переживания. Это дает ему возможность учиться отдавать себе отчет в своих действиях, анализировать, что получилось, а что нет.
К шести годам ребенок может практически полностью себя обслуживать: чистить зубы, мыть руки, одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки.
В этом возрасте преобладает непроизвольная память — дети лучше запоминают то, что производит на них впечатление и вызывает эмоциональную реакцию. Поэтому информацию нужно преподносить так, чтобы она была интересна. При этом ребенок уже может запоминать или вспоминать что-либо специально.
Наверное, многие не раз наблюдали, с какой радостью и энтузиазмом дети рассказывают стихи в детском саду на утренниках для мамы или на Новый год для Деда Мороза. Их не надо заставлять учить стихи (что потом неизбежно происходит в школе), для них главное — чтобы были зрители, которым интересно слушать!
Умение строить планы и контролировать свое поведения в соответствии с правилами приходит к ребенку не сразу. Именно к шести годам у детей обычно появляются первые способности к планированию своих действий.
Для разностороннего развития ребенка важно продолжать совершенствовать его мелкую моторику — давать ему возможность лепить, собирать конструкторы, имеющие разные по размеру детали, шнуровать и т. п.
Шестилетний возраст — именно то время, когда можно начинать проводить занятия с ребенком в коучинговом формате: мозг ребенка уже созрел в достаточной степени, чтобы учиться анализировать свои поступки, находить причинно-следственные связи, активно развивать эмоциональную компетентность и мышление. Я уже говорила в одной из предыдущих глав о том, что коучинговый подход можно применять с самого раннего возраста родителями, с шести лет уже возможно включение ребенка в работу с коучем.
7—9 лет
Мозг ребенка к семи годам созревает для начала учебной деятельности: уже в достаточной степени развиты зоны головного мозга, отвечающие за память, внимание, мышление, речь. Двигательная моторика ребенка уже полностью готова к осваиванию письменности. Активно развиваются лобные доли головного мозга — те участки, которые отвечают за произвольность поведения: ребенок учится преодолевать сиюминутные желания и регулировать свое поведение согласно принятым в его окружении правилам.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Всё о детском и подростковом коучинге предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
4
При обсуждении вопросов конфиденциальности с ребенком оговаривается, что если полученная информация будет касаться его безопасности и здоровья, то коуч будет обязан передать ее родителям, даже без согласия на это ребенка, так как родители отвечают за здоровье и безопасность своих детей.
5
Данные взяты из курса «Нейролингвистика» Санкт-Петербургского государственного университета (2021 год).