1. Книги
  2. Биографии и мемуары
  3. Марина Мазепова

Мне есть что сказать! Откровения о публичных выступлениях

Марина Мазепова
Обложка книги

Эта книга о публичных выступлениях и для публичных выступлений. В ней сконцентрирован мой многолетний опыт и опыт моих учеников. Много теории, много практики, много откровений и рабочих упражнений.Кто говорит? Что говорить? И как говорить? Если вы хотите продвигаться по карьерной лестнице, быть в центре внимания, завораживать своей речью и легко управлять огромной командой — вникайте каждой строчке. Эта книга для вас!

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Мне есть что сказать! Откровения о публичных выступлениях» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

От автора

Мечты сбываются

За окном 1984 год, мне 10 лет. Я и ещё несколько одноклассников приглашены на городскую педагогическую конференцию. Не помню, чему она была посвящена, но помню, что, когда предложили выступить и высказать мнение, я выскочила на сцену и с горящими глазами выступала перед большим залом. Приятное и тёплое чувство разлилось по всему телу. Меня слушают, меня видят! За спиной начали расти крылья.

Потом все резко изменилось. Следующие 10 лет я считала себя зажатой, закомплексованной личностью. В школе я занималась музыкой, и это отнимало много времени. Гулять с одноклассниками или ходить в кино не получалось. Увлечение скрипкой и классической музыкой вызывало только насмешки. С каждым днем я закрывалась сильнее.

После уроков классный руководитель оставлял убираться в классе двух-трёх человек. Как-то меня оставили с двумя девочками, и они стали надо мной смеяться. «Отсталая, наверное, даже не знает, кто такие Modern Talking», — пронеслась по классу обидная фраза. Я знала и любила эту группу. Очень! Но так растерялась, что ничего не смогла ответить им и молчала, проглатывая слезы.

Еще я боялась высказывать свою мысль в компании, казалось, что косноязычна, и слова не связывались в предложения. С шестого по восьмой класс я сдружилась с ребятами из школьного актива. Для меня это было большим счастьем. Может, теперь все наладится? Там во мне видели интересную личность, но я всё равно была в стороне… Глядела на сверстников, которые с удовольствием играли в новогодних утренниках, пели песни под гитару, были заводилами в компании, — и сильно им завидовала. Мне тоже хотелось так. Но всё, что я могла, — тихонько быть рядом и молча восхищаться их непосредственностью. Я жутко стеснялась общаться с малознакомыми людьми. Понятное дело, и друзей у меня из-за этого было немного. Только подруга Оля из соседнего подьезда понимала меня и часами со мной разговаривала. Но когда их семья переехала в другой район, я снова оказалась третьей лишней в каждой компании. Страхи и комплексы портили мою жизнь. Я чувствовала себя одинокой. Я стеснялась самой себя. У меня было стойкое убеждение, что я неинтересна людям. «Белая ворона» — вот кем я была в школе и институте.

Так продолжалось бы и дальше, но судьба подкинула мне возможность воплотить в жизнь детскую мечту — стать актрисой. Я? Актриса? В голове не укладывалось, но в 25 лет я попала в молодёжную любительскую театральную студию и полностью поменяла жизнь. В этом мне помогли тренинги актерского мастерства.

В основе этого искусства лежит глубокая проработка себя как личности. Первое, с чего начинают обучать актёра, это работа с вниманием, с телом, голосом, творческим воображением. Хороший актёр должен глубоко понимать и чувствовать себя, свои эмоции, а также эмоции и логику поведения своего персонажа. Он должен быть свободным и раскрепощённым.

Актёрское мастерство творит чудеса с теми, кто хотя бы чуть-чуть прикоснулся к этому искусству. А я не просто к нему прикоснулась, я впитала его каждой клеткой. Из гадкого утёнка я превратилась в прекрасного лебедя, обрела уверенность в себе, внутреннюю смелость и желание жить так, как хочется мне, не опираясь на чужое мнение. Это было потрясающе! Не бояться того, что о тебе подумают. Поступать так, как хочу я, а не кто-то иной. А игра на сцене, перевоплощение в других людей открыли мне иной мир.

Расскажу вам о самой любимой роли в спектакле «Святое дело» Флорида Булякова, чтобы вы прочувствовали всю нежность, которую я испытываю к актёрскому мастерству. «Святое дело» это трагикомическая история с элементами мистики о жизни двух стариков, пытающихся за три часа найти святое дело. Если не найдут — старик должен умереть (такой сон ему привиделся). В поисках святого дела старики параллельно вспоминают свою жизнь, начиная со свадьбы. Я играла старуху Васёну, а молодую Васёну играла другая актриса. Жизнь Василисы была сложной: муж не любил, несколько выкидышей. Вся жизнь отдана на служение мужу. И к концу спектакля оказывается при смерти не старик, а старуха. И тогда муж понимает, что самое святое дело — это Любовь, благодаря чему и спасает свою Васёнушку.

Так вот, как я и сказала, я играла старуху. Когда мы ставили этот спектакль, мне было всего 30 лет, и вжиться в образ 70-летней женщины из глухой деревни было трудно. Важно не скатиться в комикование, потому что в самом начале спектакля больше смешного и комедийного, чем трагичности. Но мне роль удалась. Я помню, как люди плакали, когда я умирала на сцене, как смеялись, когда я ссорилась со своим стариком.

А потом мы решились с режиссёром на творческий эксперимент: убрать молодых актеров из спектакля и сделать его дуэтным. Другими словами, я и мой партнёр Иван должны были прямо на глазах у зрителя то и дело перевоплощаться из стариков в молодых и обратно. Для меня это был высший пилотаж актёрского искусства.

Одна из самых сложных сцен когда после выкидыша молодая Василиса прямо на глазах у зрителя снова надевает свой халат и, завязывая платок, превращается в старуху. Никакого грима, парика. Только мимика и пластика тела.

Я помню, на одном из театральных фестивалей в жюри сидела преподаватель кафедры режиссуры ГИТИСа Тарасова Татьяна Юрьевна. И она после показа спектакля подошла к нам и сказала: «Я первый раз в жизни сидела и смотрела спектакль как обычная женщина, плача и вытирая слезы, а не как член жюри. Я забыла, что должна оценивать показ».

Конечно, чтобы прийти к такому результату, прошло немало лет, но игра в театре стала первой ступенькой к успеху. Дальше еще интересней. В 2007 году я воплотила вторую детскую мечту — стала преподавать в институте.

Веронику я знала уже пять лет. Мы вместе каждое лето отдыхали в студенческом лагере от НГТУ. Но однажды на пляже, загорая, мы с ней разговорились. Я стала рассказывать об открытии своего центра актёрского мастерства для деловых людей, о том, как наши курсы раскрывали их личность, помогали сделать успешную карьеру и наладить отношения. Неожиданно Вероника сказала, что она помощница президента программы МВА (Master of Business Administration) и им просто необходимы подобные курсы. Сказать, что я была в шоке, — не сказать ничего!

Единственным условием было объединить актёрское искусство с деловой коммуникацией. Секунда молчания. Я уверенно сказала: «Да» и начала мысленно успокаивать трясущиеся колени. Смогу ли я? Получится ли? Надо сказать, что на тот момент я мало представляла себе, что такое менеджмент, в чём особенности переговоров и делового общения. Но моя внутренняя смелость и уверенность в пользе пересилили страх. Я согласилась!

Начался месячный марафон изучения бизнес-литературы и программ по деловой коммуникации. Я впитывала все знания и параллельно составляла свою первую авторскую программу, в основе которой лежал всё тот же тренинг актёрского мастерства.

Хорошо помню тот день, когда я должна была начать свое первое занятие с серьёзными деловыми людьми, большинство из которых были либо директорами крупных компаний, либо собственниками малого и среднего бизнеса.

В деловом костюме я переступила порог большой аудитории, в которой за партами сидело 20 человек. Я вышла перед ними. Руки дрожали, я жутко боялась, но виду не показывала (по крайней мере, мне так казалось). Я представилась и попросила всех встать. Предстояло сделать самое страшное — начать тренинг не с теории и умных мыслей, как того ждали мои слушатели, а с актёрских игр и упражнений. Я не представляла, как они отреагируют на «хлопки», «хождение по плоскостям», скороговорки в эмоциях. Мне виделось, как они хмурят брови, хлопают дверью на выходе и пишут гневные жалобы. Но уже на первом упражнении эти солидные люди стали смеяться, как дети. Они расслабились, расстегнули верхние пуговицы своих дорогих костюмов и полностью погрузились в процесс. Мне удалось вызвать к себе и своему делу доверие. Ученики получили удовольствие, посмотрели на процесс коммуникации с необычного ракурса, а я выдохнула с облегчением.

После первого же занятия мой рейтинг преподавателя получил самую высокую оценку, а по окончании первого семестра я стала лучшим преподавателем программы МВА. Как так получилось? Вы поймёте, как только дойдёте до последней страницы этой книги. Обещаю.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Мне есть что сказать! Откровения о публичных выступлениях» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я