Первая книга режиссёра и сценариста Марины Медецкой по реальной истории её семьи. Чудеса случаются, мечты сбываются, сказки оживают… И это всё без сверхъестественного вмешательства! Надо только верить, надеяться и смотреть в завтрашний день с оптимизмом. Эта книга о воссоединении одной семьи через сотню лет, тысячи километров и миллион несбывшихся надежд.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Перрон для оптимистов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Илья. Париж. 1911
— Боже мой, Анатолий! Когда ты приехал? Как устроился? Кого уже видел? Чем думаешь заниматься? Я очень рад! — Илья, как всегда, говорил с восторженным напором.
Луначарский щурился отутреннего парижского солнца и не спешил отвечать на вопросы Ильи. Он словно проверял на себе постулат любимого Ницше о важности каждого проживаемого человеком жизненного момента.
— Анатолий! Ты меня совсем не слушаешь! — Для импульсивного Ильи важно было получить ответ на всё и сразу.
— Почему же! Отлично слышу. Приехал вчера как постоянный корреспондент газет «Киевская мысль» и «День». Встретился только с тобой и… да, здесь прекрасный кофе, — Луначарский отвечал медленно и вальяжно.
— Соня вспоминает тебя с благодарностью. Если бы не ты, ей бы ни за что было не одолеть семинары Авенариуса[15] в Цюрихе! — Илья искренне был рад приезду дальнего родственника.
— Да… Замечательные университетские деньки! Тебе повезло, мой старый товарищ, не каждому достаётся такое сокровище. Умная и красивая жена — половина успеха.
— А вторая половина — Париж! — подхватил Илья. — Я словно растворяюсь в этом городе. Не понимаю ностальгического воя многих наших. Здесь вся энергия, красота и каждодневная инспирация!
— Ох, Илюша! Ты всё такой же восторженный визуалист. — Луначарский сосредоточился на маленьком солнечном зайчике, который дрожал на блюдце и пропадал, как только чашка становилась на место. — Вся энергия скоро сосредоточится у нас в России. Хотя в чём-то я с тобой согласен. Париж, безусловно, обладает La magie du Lieu (магией места).
— Я художник, Толя. Мне без этого никак, — Илья чуть обиделся на ироничный тон Луначарского.
— Именно поэтому ты мне сейчас необходим. Знаешь фаланстер «Улей», La Ruche, в тупике Данциг? Там живут некоторые русские анархисты, мне надо с ними встретиться, — Анатолий продолжал говорить с прикрытыми от утреннего солнца глазами, как будто речь шла не о делах.
— Уволь меня от этого. Мне хватает уже анархистов! Недавно «материализовался» Самсон, и, какты понимаешь, мне приходится терпеть все эти разговоры о скором торжестве революционной мысли и от него, и от Розы, — Илья отвечал с нарочитым раздражением.
— Но ты же художник. И наверняка знаешь кого-то из обитателей «Улья», — Луначарский знал, чем зацепить Илью.
— Ну, я знаком только с Осипом Цадкиным[16], удивительным скульптором, — он, кстати, из Витебска. Настоящий бунтарь! — Илья хотел продолжить рассказ о художественной жизни нынешнего Парижа, но Луначарский нетерпеливо прервал собеседника:
— Значит, вперёд! Вольёмся в мир современного искусства! А с Самсоном и Розой мне тоже обязательно нужно увидеться! Как говорил великий француз Дени Дидро: «Общаясь с людьми, человеческий разум достигает невероятной ясности. Веди меня, о Аполлон, в чертог богов, искусств и совершенства!»
…
— Вы к кому, месье? — окликнули их по-французски. У входа в «Улей» всегда кто-нибудь дежурил. Так можно было перехватить потенциальных покупателей из любителей современного искусства или получить разовую работу от хозяев кафе и маленьких лавочек: таким всегда требовалось обновить вывеску.
— Нам бы кого-нибудь из журнала «Буревестник», — уверенно заявил Луначарский.
— Шпики, значит! Шпикам входа нет, — насмешливо резюмировали дежурные. Здесь чужаков не любили.
— Я бываю здесь у скульптора Осипа Цадкина. Он мой друг. У него мастерская во втором этаже, — примирительно сказал Илья.
— А-a! К Цадкину… проходите… — разочарованно протянул один из встречающих.
То ли скульптор не был их конкурентом, то ли денег они не почуяли, но Илья с Анатолием через минуту вошли внутрь.
Было темно и пыльно. Гости пробирались по заброшенному зданию Мекки свободного искусства, пристанищу художников всех направлений и национальностей, в надежде найти хоть кого-нибудь. Вдруг Анатолий наткнулся на что-то мягкое, от толчка оно зашевелилось, отчётливо запахло спиртным.
— Твою ж мать! — раздалось по-русски снизу.
— Нам нужен журнал «Буревестник», где это? — спросил Луначарский.
— Анархистов не поддерживаю, — неразборчиво пробубнил лежащий.
— Не скажешь — опохмелиться не дам, — с ироничной угрозой сказал Илья.
— Там, во втором, слева.
На втором этаже было светлей и чище. Посетители открыли левую дверь и оказались в просторной прокуренной комнате с продавленными диванами и облупленными письменными столами. Здесь кипела работа. Увлечённые хозяева не сразу обратили внимание на гостей.
— Пусть скорее грянет буря! — Илья с пафосом продекламировал девиз журнала анархистов.
— К кому? — отозвались от столов.
— Я — корреспондент газеты «Киевская мысль», Анатолий Луначарский. Псевдоним — «Гомо новус», читали?
— Ну.
— Я бы хотел взять интервью у Абрама Гроссмана[17].
— Я — Гроссман. Псевдоним — «А». Говорить не будем, пока не пожрём. Живот подводит.
Гости переглянулись. Через полчаса Илья занёс в редакцию кучу съестного из окрестных лавчонок, не забыв дешёвое вино для страдальца с первого этажа.
К шумному застолью потянулись соседи — художники из России: Натан Альтман[18], Фёдор Константинов[19], Лев Инденбаум[20]. Луначарский получил одно из своих самых острых интервью с радикальным анархистом Гроссманом, а Илья с этого дня стал в «Улье» окончательно своим.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Перрон для оптимистов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других