Едва в городе появился передвижной музей восковых фигур, как произошло несколько загадочных убийств. Первой жертвой стал директор музея. Подозрения пали на группу молодых людей, поскандаливших с покойным в день открытия. Мать подозреваемой девушки нанимает частного детектива Татьяну Иванову. Выясняется страшная закономерность: те, против кого выдвинуто обвинение, по очереди умирают. Один от передозировки, другой выбрасывается из окна, третью находят зарезанной. Распутывая клубок преступлений, Татьяна чуть сама не становится жертвой...
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Музей восковых фигур предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3
Париж. 15 сентября 1771 года. Половина десятого вечера.
У дома, в котором знаменитый скульптор доктор Куртиус держал выставку восковых фигур, изображающих представителей королевской фамилии, остановилась карета. Из нее вышел человек, закутанный в черный плащ. Он постучал в дверь и, ожидая ответа, проявлял нетерпение, заметное даже при тусклом свете фонарей.
Наконец незнакомцу открыли и поинтересовались причиной столь неожиданного визита. Человек в черном плаще пожелал видеть самого доктора Куртиуса.
Пришлось досточтимому мэтру спускаться вниз.
— Монсеньор Филипп Куртиус?
— Да, это я, — проговорил доктор, зябко кутаясь в домашний халат.
— Вы ищете натуру для своей скульптуры?
— Что именно вы имеете в виду? У меня обширные планы.
— «Спящую красавицу».
Скульптор пытливо взглянул в лицо нежданному гостю:
— Вы не ошиблись. Мне действительно хочется использовать для воплощения характера образ самой красивой женщины Франции.
— Имею честь предложить вам следовать за мной, вне всякого сомнения, вы не будете разочарованы.
— Как? — растерянно проговорил скульптор. — Прямо сейчас?
— Именно, — произнес человек в черном. — Захватите с собой все необходимое. И постарайтесь сделать это побыстрее. У меня неотложные дела.
— Но позвольте, столь поздний час…
— Поторопитесь. Если хотите, это приказ!
— Чей, позвольте узнать?
Вместо ответа незнакомец выпростал из-под плаща руку с печаткой, продемонстрировав знаки, принадлежавшие особе, имевшей большое влияние при дворе.
Доктор Куртиус пожал плечами и пошел собираться. Вскоре он вернулся, полностью одетый, в сопровождении девушки с простым неулыбчивым личиком, напоминающим образ ангела, пробужденного ото сна.
— Это моя ассистентка, Мари Страсбург, — пояснил скульптор. — Будет сопровождать меня и помогать в работе.
Человек не возражал.
Доктор сложил в небольшой ящик мисочки для приготовления раствора, пакет с сухим гипсом и другие необходимые материалы.
Все трое сели в экипаж, дожидавшийся их снаружи, и тронулись в путь.
— Куда мы едем? — спросил провожатого Куртиус.
Тот буркнул под нос что-то неопределенное. Доктор больше не предпринимал попыток задавать вопросы.
Мари тревожно выглядывала в окна экипажа, изредка бросая вопросительные взгляды на скульптора. Тот молчал.
Экипаж выехал из Парижа и отправился далее по юго-западной дороге.
— Эта дорога ведет в Версаль, — заметил доктор.
Человек в черном кивнул, не произнеся ни слова.
Королевский дворец в Версале был образцом гения французских строителей, художников и ювелиров, но также и образцом расточительства. Огромные средства тратились на содержание этого шедевра.
Филипп Куртиус не ошибся. Экипаж действительно доставил скульптора и его юную помощницу к королевскому дворцу, минуя Версальский сад.
— Прошу следовать за мной, — произнес незнакомец.
Путешественники оказались перед зданием в три этажа, размеры которого по длине казались бесконечными. Оно делало изгибы строгой геометрической фигуры. В спустившейся на землю темноте истинные очертания дворца едва угадывались. Затем ночные путники оказались в длинном холле с высоченными потолками, с которых почти до половины свисали огромных размеров люстры. Внутренность помещения ослепляла роскошью отделки и удивляла фантазией, с которой мастера трудились над убранством.
Юная Мари, задрав голову, с восхищением смотрела на великолепие дворцовых сводов, следуя за своим хозяином.
Открылась одна из боковых дверей, и доктор с помощницей очутились в небольшом зале. Вскоре навстречу скульптору вышел человек, при виде которого Куртиус ахнул.
— Монсеньор! — с благоговением произнес он. — Какой чести удостоен обыкновенный скульптор… лицезреть столь священную особу!
Это был герцог Ришелье, дворцовые интриги которого имели далеко идущие последствия для Франции.
— Доктор Филипп Куртиус, я хочу предложить вам сделать фигуру «Спящей красавицы» с женщины, которая избрана его величеством как красивейшая из смертных. Что за юная особа прибыла с вами?
Скульптор засуетился.
— Это моя помощница, Мари Страсбург. Она сирота, отец ее был солдатом. Увы, монсеньор, он погиб в бою. С тех пор я принимаю участие в судьбе этой девочки. Она, так сказать, моя ассистентка.
Ришелье не возражал.
— Прошу вас…
Герцог сделал знак скульптору следовать за ним, и вскоре все трое оказались в комнате довольно небольших размеров, где находилась молодая женщина на вид двадцати пяти — тридцати лет.
— Позвольте представить вам графиню Дюбарри. Мы хотели бы предложить вам именно с нее сделать образ «Спящей красавицы».
Доктор был разочарован. Он ожидал увидеть кого угодно, только не фаворитку Людовика XV.
Жанна Дюбарри была особой изящной, с тонкими руками и чуть пухленьким личиком, которое, вне всякого сомнения, украшали томные глаза, в которых могла поместиться вся вселенная. Тонкий, чуть удлиненный нос совсем не портил ее, виноградные губы и ямочка на подбородке дополняли образ любовницы короля. Зачесанные назад волосы, собранные в подобие свободной косы, открывали мраморный лоб. Корсаж не в силах был скрыть достоинства груди.
— Вы доктор Филипп Куртиус, содержатель Музея восковых фигур? — с улыбкой произнесла графиня Дюбарри, протягивая скульптору руку для поцелуя. — Я много слышала о вас. А кто это прелестное дитя? — спросила она, оглядывая Мари, закутанную в дорожный плащ с ног до головы и не успевшую распахнуться.
— Юная Мари Страсбург, моя ассистентка, — ответил доктор, не отводя глаз от графини. Он по достоинству оценил красоту фаворитки короля и уже погрузил свои мысли в работу, прикидывая, как с выгодой подать прелести этой женщины.
— Что вам нужно для работы? — спросил герцог Ришелье.
Скульптор ответил не сразу. Он был погружен в мысли.
— Нам нужна теплая вода, монсеньор, — ответила за него Мари.
— Ах да! — спохватился доктор. — Действительно, нам нужна вода для приготовления раствора.
Фаворитка короля Людовика с некоторым волнением поглядывала на то, как Куртиус с Мари готовят все необходимое.
— Скажите, доктор, — с вкрадчивостью кошки спросила графиня, — маска не повредит коже лица?
Мари с неприязнью взглянула на графиню.
— Не волнуйтесь, сударыня, — ответил скульптор, — очищающий лосьон приведет вашу прелестную кожу в порядок. Главное, чтобы сходство не пострадало.
Появился лакей, который принес кувшин с подогретой водой и поставил его на специально приготовленный столик. Доктор Куртиус взял ванночку, насыпал в нее специально отмеренное количество гипса и дал знак Мари, чтобы та добавила в него воды. Девушка начала осторожно вливать воду в ванночку, а доктор тщательно размешивал порошок керамической лопаткой.
Вскоре масса была наложена на лицо графини, для чего ей пришлось претерпеть некоторые неудобства. Через некоторое время гипс застыл и превратился в форму.
Графиня отправилась умываться с помощью служанки, которая принялась поливать ей из кувшинчика.
— Вам придется приехать ко мне в мастерскую, когда будет готова восковая маска, — предупредил фаворитку доктор Куртиус.
— Зачем? — с любопытством поинтересовалась графиня Дюбарри.
— Нам необходимо будет сделать небольшие уточнения, — пояснил скульптор. — Некоторые черты лица могут быть несколько искажены, мы должны это исправить.
— Когда же это будет?
— Хотя бы завтра, — ответил доктор.
Мари сделала знак Куртиусу.
— Мы можем не успеть, — сказала она. — День будет занят посетителями, лучше выбрать другое время.
— Верно, — согласился доктор, — пожалуй, полезнее всего выбрать послезавтра. После полудня. Вас это устроит, сударыня?
— Вполне, — ответила графиня Дюбарри. — Итак, послезавтра после полудня я буду у вас в мастерской.
— Если, конечно, вас это не затруднит… — Скульптор бросил опасливый взгляд на герцога, который к тому времени вернулся в комнату.
Тот неопределенно пожал плечами:
— Графиня вольна в своих прихотях, она может делать все, что пожелает. А это возьмите за труды.
Герцог протянул Куртиусу кошелек, напоминавший упитанного суслика, отчего доктор смутился.
— Простите, монсеньор, но мне неловко брать деньги. Образ графини послужит искусству, а оно…
Ришелье прервал страдания скульптора, изобразив на лице гримасу больного подагрой.
— Никогда не отказывайтесь от подношений. Гордость не так дорога, как золото. Без нее можно обойтись, а вот без денег…
Обратная дорога казалась не такой длинной. Доктор Куртиус рисовал в уме план постепенного воплощения образа «Спящей красавицы», а юная Мари раздумывала над тем, сколько нарядов имеет графиня Дюбарри и сколько раз на дню она их меняет.
Не доезжая до предместий Парижа, экипаж остановился. Скульптор выглянул в окошко и крикнул кучеру:
— В чем дело, милейший? Неожиданная поломка?
Вместо ответа он увидел пистолет, направленный ему прямо в грудь человеком в маске.
— Быстро кошелек!
Грабитель распахнул дверь и вытащил доктора из экипажа.
— Чего вы хотите? — возмущенно воскликнул скульптор.
— Золото! И как можно быстрее!
— Но я!..
Доктор беспомощно оглянулся и увидел, что второй грабитель держит под прицелом кучера.
Человек в маске движением карточного шулера вытащил кошелек герцога Ришелье из-за пояса доктора и втолкнул его внутрь кареты.
— Это что у вас?!
Грабитель запустил руку в дорожную сумку Мари. Девушка вскрикнула, больше от возмущения, чем от страха.
— Что это?! — зашипел он словно рассерженный гусак, вытаскивая слепок.
— Это гипс, — спокойно ответила Мари, — для вас он не имеет никакой ценности.
— А где деньги?!
— Единственные деньги, которыми мы обладаем, вы уже забрали, — едва сдерживая себя, произнес доктор Куртиус.
Черная маска выскочила наружу.
— Ни слова о том, что с вами произошло. Иначе — смерть!
И в этот момент кучер ударом кнута сбил маску с лица другого грабителя.
— Дьявол! — завопил тот, пытаясь прикрыть голову рукавом плаща.
Лошади понесли вперед, понукаемые кучером. Вслед карете прогремел выстрел, разорвавший ночную тишину.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Музей восковых фигур предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других