Мы познакомим вас с героями Древней Скандинавии – одноглазым Одином и его сыновьями: силачом Тором и хитрюгой Локи. Вы сразитесь с великанами-волшебниками, спасёте богиню молодости Идунн и узнаете, почему зимой такое бурное море. Рассказала эти истории Мария Томарёва. Проиллюстрировал книгу Янис Шульц.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Скандинавские мифы и легенды предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Девять миров и ясень Игдрассиль
Если говорить точно, мир получился не один, а целых девять.
Во-первых, человеческий мир — Мидгард.
Во-вторых, Асгард — страна асов в небесах над Мидгардом.
В-третьих, Ванахейм. Живут в нём так называемые ваны — ещё один клан богов. Ваны — божества природы, поэтому их край Ванахейм сплошь зарос лесами.
В начале времен асы с ванами воевали. Но потом решили, что делить им нечего, поладили, породнились и теперь мирно соседствуют.
В-четвёртых, Ётунхейм, где живут великаны-ётуны.
В-пятых, Свартальфахейм, подземное царство гномов. Коротышки гномы в своих кузницах создают волшебное оружие и украшения, о которых мечтает каждый бог. Кроме того, среди маленьких гномов встречаются большие умники.
Наверное, тёмные альвы добились бы лучшей доли, чем только сидеть в норах и выполнять заказы асов. Да вот беда — беднягам не выйти на поверхность: первый же луч солнца превратит неосторожного гнома в камень.
В-шестых, Льесальфхейм, воздушные чертоги эльфов. Этот мир парит где-то между Мидгардом и Асгардом.
Светлые альвы — кузнецы не хуже гномов. Кроме того, они божественно поют и играют прекрасную музыку. Впрочем, всегда помнят о своём небожественном происхождении (из червей в протухшем мясе Имира) и держатся скромно.
В-седьмых, Муспельсхейм, огненное царство — оно существует ещё со времен Гиннунгагапа. Всё в этом мире состоит из пламени.
У ворот Муспельсхейма стоит на страже его правитель Сурт с огненным мечом наперевес. И никто никогда там не бывал, кроме коренных жителей — страшных огненных великанов.
В-восьмых, ледяной край Нифльхейм, такой же древний, как и царство огня.
И там только снег да лёд, иней да мгла. Да ещё ледяные великаны — злобный народ, и в гостях у них делать нечего.
И, в-девятых, Хельхейм, царство мёртвых.
Через все девять миров произрастает могучий ясень Иггдрасиль.
Крона его простирается выше небес. По ней гуляют четыре оленя, объедая свежие листочки.
На верхушке Иггдрасиля сидит орёл. Когда он машет крыльями — в Асгарде, Миргарде, Ётунхейме и других мирах поднимается ветер. А между глаз у орла устроился ястреб.
По стволу Иггдрасиля бегает белка по имени Рататоск.
Корни ясеня уходят глубоко под землю.
Первый из них находится в Ётунхейме.
Возле него в полутемном гроте бьёт источник мудрости, который охраняет великан Мимир — точнее, не весь Мимир, а лишь его отрубленная и оживлённая голова.
Пришёл как-то к Мимиру молодой Один.
— Дай мне попить из источника, — попросил он великана.
— Попей, — ответил Мимир. — Но мудрость нельзя обрести без лишений. Чего бы такого тебя лишить? Ладно, отделаешься малым — давай-ка сюда свой правый глаз.
— Глаз? — расстроился Один. — А нельзя, например, палец? Ну, ухо в конце концов…
— Не торгуйся, юноша, — сказал Мимир.
— Что ж, — вздохнул Один, — став мудрым, я одним глазом увижу больше, чем сейчас двумя.
И теперь на каждого, кто попадает в грот к Мимиру и наклоняется над его источником, из-под воды смотрит пожертвованный ради мудрости глаз Одина.
Второй корень Иггдрасиля — в царстве мёртвых, Хельхейме.
Рядом с ним развалился обросший перьями дракон Нидхёгг и грызёт его. Несладко приходится этому корню! Зато дракону — очень даже сладко. Ведь даже роса на священном дереве такая вкусная, что пчёлы — там, в верхних мирах, — собирают её вместо мёда.
Кроме сока Иггдрасиля, в меню дракона входит кровь, которую он высасывает из мертвецов. Мимо Нидхёгга-кровопийцы проходит каждый свеженький покойник на пути в царство мёртвых. Потому-то жители Хельхейма и выглядят такими иссохшими.
Иссохло бы стараниями Нидхёгга и мировое дерево, если б не его третий корень.
Третий корень тянется в Асгард.
Около него бьёт священный источник и живут три норны — богини судьбы.
Старшая норна зовется Урд, что значит «прошлое», средняя — Вернанди, «настоящее», а младшая — Скульд, «будущее».
Урд выглядит дряхлой старухой, Вернанди — женщиной средних лет, а Скульд — юной девушкой.
Норны знают судьбы всех миров и судьбу каждого существа — будь то ётун или альв, человек или ас.
При этом определённую заранее судьбу не могут изменить даже боги.
Правда, в отличие от людей, асы могут прийти к норнам и спросить, что их ждёт впереди. Естественно, они давно уже пришли и спросили. Например, каждому асу известно, в какой час и как именно он погибнет.
Впрочем, норны не всегда отвечают на вопросы, не всегда дают советы.
— Нет, — частенько говорят вещуньи самому Одину, — даже тебе не стоит знать, что из этого выйдет.
Чувствительная юная Скульд, отвечающая за будущее, в таких случаях обычно заливается горькими слезами…
Каждую долю секунды в каком-то из миров кто-нибудь рождается, и Урд, Вернанди и Скульд должны прийти к его изголовью и наделить младенца судьбой.
Они же ухаживают за Иггдрасилем — каждый день они черпают из источника воду вместе с грязью и поливают ею корень ясеня. Это помогает дереву пережить ненасытность Нидхёгга. Вода в источнике настолько священна, что грязь в ней — белого цвета.
У этого источника (зовётся он, как и старшая норна, Урд — это слово означает ещё и «судьба») асы частенько собираются на совет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Скандинавские мифы и легенды предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других