Развитие почты как системы передачи корреспонденции заняло сотни лет, и для этого человек приспосабливал многие свои изобретения. Так от голубиной почты или сигнального дыма от костров мы пришли к доставке корреспонденции дронами и электронной почте. Древнегреческий историк Геродот сказал: «Ни снег, ни дождь, ни жара, ни мрак ночи не удержат курьеров от скорейшего завершения предначертанного пути». Эти слова настолько правильно отображают главную задачу почты, что стали неофициальным девизом Почтовой службы США. В нашей книге вы найдете множество интересных фактов и узнаете: что такое хобби, как коллекционирование почтовых открыток, занимает во всем мире третье место по популярности; что службу чтения чужих писем называют «Чёрный кабинет»; что люди ежедневно отправляют более 267 миллиардов электронных писем; что в России была особая порода лошадей для почтовых троек – вятская лошадь. Это о ней писал Гоголь, сравнивая Русь с птицей-тройкой… А знали вы, что существует подводная почта, катастрофная почта, трамвайная почта?! Об этом и многом другом читайте на страницах этой увлекательной книги. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История почты. От голубиной до электронной предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
История почты
Она насчитывает тысячелетия. Как только люди стали общаться за пределами семьи и племени, им понадобилось какое-то средство для передачи информации. И они сумели придумать много чего.
Как общались люди в дописьменное время
Когда этот вопрос заинтересовал учёных, они стали изучать племена, живущие первобытным строем. И выяснили много интересного. Во-первых, новости можно просто рассказывать. Если информация срочная и важная, то можно и покричать, чтобы быстрее услышали. А можно и посвистеть. Свистящие языки встречаются во многих местах мира, особенно в горных районах, так как в горах из-за особенностей акустики свист способен распространяться на большие расстояния. Это не обычные разговорные языки, а именно придуманные, чтобы быстрее рассказать новости.
Известен свистящий язык гуанчей — коренных жителей Канарских островов. Он насчитывает порядка 4 тысяч слов. В принципе сюда же можно отнести известные народные тирольские песни «йодль». Исторически это были не песни, а средство общения между пастухами на альпийских лугах, чтобы не было необходимости добираться до соседнего пастбища или деревни.
Первое упоминание о свистящих языках встречается в «Истории» Геродота, которая относится к V веку до н. э. «Их речь не похожа ни на какую другую в мире: она напоминает писк летучих мышей» — писал он о пещерных жителях Эфиопии.
В китайских текстах VIII века н. э. встречается описание даосской практики, название которой можно перевести как «Принципы свиста». Считалось, что насвистывание стихов погружает человека в медитативное состояние. Однако свист использовался не только для медитаций. На юге Китая до сих пор существуют свистящие общины народностей хмонгов и акха.
Что касается жителей Канарских островов, то первое письменное упоминание об их свистящем языке (сильбо гомеро) относится к 1402 году. Тогда французский исследователь Жан де Бетанкур отправился покорять Канарские острова, и в его команде были два францисканских священника, которые описали всё это путешествие, в том числе и этот необычный способ общения гуанчей. Тогда он был основан на языке самих гупнчей, который относился к берберской группе, сейчас местные жители высвистывают фразы, основанные на испанском.
На американском континенте о свистящих языках написал в 1755 году один иезуит. Он сообщил о свистящей форме речи у народа айгуа в Парагвае: «Они используют язык, который трудно выучить, потому что они скорее свистят, нежели разговаривают».
Есть такие языки в некоторых частях Южной и Восточной Африки.
Любопытно, что во время Второй мировой войны австралийская армия наняла носителей языка «вам» из Папуа-Новой Гвинеи, чтобы те насвистывали радиосообщения, которые не смогли бы расшифровать подслушивающие японцы.
По состоянию на 2018 год в мире было зафиксировано около 70 свистящих языков.
На греческом острове Эвбея в деревне Антия и сейчас говорят на сфирийском, звучание которого напоминает птичьи звуки. Пользуются им фермеры и пастухи, но таких людей становится всё меньше. Местные жители всеми силами стараются сохранить свой язык — организуют занятия, пишут в местную администрацию с просьбой открыть школу и приглашают учёных для записи звучания языка.
В Мексике для свиста используют сочиапанский чинантекский и масатекский. Интересно, что жители мексиканских общин используют свист для разговора на рынке — эта ситуация уникальна для свистящих языков, ведь они были созданы для переговоров на дальних расстояниях. Другой удивительный факт — в Мексике свистом общаются исключительно мужчины, хотя женщины обычно понимают, о чем идёт речь.
На севере Турции в деревне Кушкёй говорят на «языке птиц». Ему уже много веков. В 2017 году он наравне с сильбо гомеро был включен в список устного и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. С недавнего времени его начали изучать в начальной школе и турецком университете Гиресуна на факультете туризма.
У народа хмонг, проживающего в предгорьях Гималаев во Вьетнаме, есть своя версия свистящего языка, который используется охотниками и фермерами. Однако у него есть и другое популярное применение — язык ухаживания. Хотя сегодня это редко практикуется, молодые люди использовали свистящий язык хмонгов в качестве языка флирта. Парни бродили по деревням, насвистывая стихи, чтобы привлечь внимание девушек. Если девушки отвечали взаимностью, это могло стать началом отношений.
Кроме голоса древние люди использовали подручные инструменты, самым известным из которых стал полый ствол дерева. Звук от него разносится на большие расстояния. А позднее из них возникли барабаны. Считается, что это произошло около 6 тысяч лет назад. Для этих же целей использовали костры или дым от них. Барабаны тамтамы до сих пор используются для связи на большие расстояния африканскими племенами, а дым от костров ещё в XX веке употреблялся для этих же целей индейцами Канады.
Звуки барабанов разнообразны по тональности и продолжительности, это позволяет передавать сообщения с определённым смыслом, а не только сигнализировать об опасности. Во многих деревнях Африки о собрании или начале обряда извещают звуками конического барабана окпоро.
По форме корпус «говорящего барабана» похож на песочные часы из-за узкой «талии» посередине
Дело в том, что в Западной Африке додумались подстраивать барабан во время игры, меняя натяжение мембраны, так что он будет звучать звонче или басовитее. В Европе это никому не пришло в голову.
Считается, что первыми, кто стал такое использовать, были гриоты — западноафриканские бродячие сказители и музыканты. Они известны у народов хауса, йоруба, сонгаи, волоф и других, проживающих в современных государствах Нигерия, Гана, Бенин, Нигер, Того. Представления гриотов включали в себя пение, танец, игру на музыкальных инструментах.
По форме корпус «говорящего барабана» похож на песочные часы из-за узкой «талии» посередине. С двух сторон барабан имеет по кожаной мембране, причём мембраны соединены друг с другом шнурами натяжения, которые идут вдоль всего корпуса-резонатора. Музыкант держит барабан под мышкой и, нажимая плечом и локтем на шнуры, изменяет натяжение мембраны. Игра производится с помощью одной изогнутой барабанной палочки, причём звуки, которые в результате получаются, имеют чёткое различие по тону, эти звуки легко различать по высоте.
Барабанщик может не только играть на таком барабане несложные мелодии, но и делать нечто вроде «бендов», то есть плавно менять высоту «ноты» в процессе её звучания. Этот эффект также достигается работой со шнурами натяжения.
Подобный барабан есть и в южной Индии, но дело в том, что многие западноафриканские языки — тональные, то есть относительная высота звука, с которой произнесён слог, имеет смыслоразличительное значение. Чтобы запомнить слово, надо не просто усвоить последовательность гласных и согласных, но и слышать, а также уметь воспроизводить его тон. Речь на западноафриканских языках являет собой последовательность слогов, «пропеваемых» с разной высотой. В южной Индии языки в этом смысле совершенно другие. Барабан воспроизводит не отдельное слово, а тоновый рисунок целой фразы. Слушателю надо просто знать эту фразу, и он поймёт, о чём идёт речь. Внешний вид «говорящих барабанов» и стиль игры на них сильно различался от местности к местности и от этноса к этносу, однако сообщения с их помощью передавались на тысячи километров.
Английский миссионер Джон Кэррингтон, живший и работавший с конца 1930-х годов в Бельгийском Конго, не только выучил язык местного народа келе, но и освоил перевод этого двухтонального языка на язык барабана. Вернувшись в Европу, он в 1949 году подробно описал свой опыт в книге, которая называлась «Говорящие барабаны Африки».
Что касается сигнальных костров, то совершенно точно известно, что их жгли в Древней Греции, на башнях Великой китайской стены, на Руси. Это же делали индейцы Северной Америки. Придавая клубам дыма определённый цвет и форму, индейцы могли передавать различные сведения — предупредить о военном вторжении, информировать о количестве врагов и месте их расположения, договориться о подмоге. Для варьирования густоты и цвета дыма использовали разное сырье — сухая трава и тонкий хворост создавали полупрозрачную светлую завесу. Для получения тёмного и густого дыма применяли минералы, мокрую древесину, кости животных, ткань.
Были в древние времена и более редкие способы. Какие-то до нас не дошли, так и пропали во тьме времён, а о каких-то известно. Например, о китайском узелковом письме.
Считается, что этот способ возник ещё до появления иероглифов. Способ записи при помощи завязывания узелков на верёвке упоминается в трактате «Дао дэ цзин» («Книга пути и достоинства»), написанном древнекитайским философом Лао-цзы в VI–V веках до н. э. В качестве носителя информации выступают связанные между собой шнуры, а саму информацию несут узелки и цвета шнурков. Современные исследователи выдвигают разные теории. Одни считают, что узелки должны были сохранить для потомков важные исторические события, другие — что таким образом вели бухгалтерию.
На другом континенте, американском, узелки плели представители цивилизации инков. У них существовали свои узелковые письмена «кипу», устройство которых было похоже на китайскую узелковую письменность. Этой счётной системой пользовались ещё предки инков. Послание может содержать различное количество свисающих нитей: от нескольких штук до 2500. Доставляли их посыльные «часки» по специально проложенным имперским дорогам. Узелками записывались и самые разные аспекты общественной жизни: календари, топографические сведения, налоги и законы и др. Можно сказать, что вся империя инков управлялась посредством кипу.
На разноцветных шнурах различной длины определенным образом завязывались узлы. В зависимости от цвета и места на шнуре различалось их значение. Например, в кипу, представлявшем военное сообщение, шнуры разного цвета обозначали количество воинов, вооруженных пращами, копьями, палицами, стрелков из лука и т. д. Простой узел обозначал 10, двойной — 100, тройной — 1000 воинов. Специальным должностным лицам поручалось сплетать и «читать» кипу.
Наиболее древнее из известных сейчас кипу состоит из 12 свисающих нитей, некоторые из которых были с узелками, и нитей, обмотанных вокруг палочек. Датируется оно примерно 3000 годом до н. э., в связи с чем кипу может считаться одним из самых древних после шумерской клинописи и египетских иероглифов видов письменности у человечества.
На кипу, разноцветных шнурах различной длины, определенным образом завязывались узлы
Европейцы о кипу узнали в 1533 году из письма конкистадора Эрнандо Писарро. Там написано, что «они [индейцы] считали с помощью узлов [завязанных] на нескольких верёвках» и что «есть у индейцев хранилища дров и кукурузы, и всего остального; и подсчитывают они [индейцы] с помощью узлов на своих верёвках то, что каждый касик [вождь] принёс».
У североамериканских индейцев подобные записи назывались «вампум». Это нанизанные на шнуры цилиндрические бусины из раковин вида Busycotypus canaliculatus. Эти пояса у алгонкинов и особенно у ирокезов могли быть и украшением одежды, и деньгами, и с их помощью передавались разные важные сообщения. Такие вампумы у ирокезских племён обычно доставляли особые гонцы — вампумоносцы. Исключительно посредством вампумов долгое время оформлялись договоры между белыми и индейцами. Сохранился, например, «записанный» договор о союзе между Пенном и квакерами с одной стороны и делаварами — с другой. Согласно этому договору делавары уступали квакерам довольно обширную часть территории своего племени. На этом вампуме изображён индеец и белый, символически держащиеся за руки.
Кроме того, простейшими условными символами на вампумах обозначались наиболее важные события из истории племени. По этим «записям» старики, владеющие искусством чтения вампумов, знакомили новые поколения воинов с племенными традициями. Имя легендарного Гайаваты (создателя наиболее значительного союза североамериканских индейцев — Лиги ирокезов) буквально означает «Тот, кто составляет вампумы». Вскоре после появления белых торговцев индейцы перестали делать вампумы из простых ракушек и начали широко применять стеклянные бусинки, привозимые в Америку из северной Чехии.
Верёвки с узлами были также у индейцев Колумбии и Панамы, в Центральной Америке и Мексике, в Амазонии и даже в Полинезии.
Почта в Античности
Во времена развития античных государств почту переносили уже не отдельные, иногда случайно выбранные люди, а специальные гонцы, сначала пешие, а потом и конные. В древних государствах Месопотамии, Египта, Греции, Персии, Китая, Римской империи существовала хорошо налаженная государственная почтовая связь.
Считается, что первое почтовое сообщение появилось около 5000 лет назад в Месопотамии. Письма тогда писались на глиняных дощечках, которые и перевозили гонцы. Примерно к тому же времени относится возникновение почтовой связи в Египте.
Первоначально это была связь между военными отрядами или донесения властителям страны. Таковыми были службы сообщений в Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне и Персии. Известно, что в Египте во времена IV династии фараонов (2900–2700 годы до н. э.) действовала служба особых пеших (скороходов), а также конных гонцов, обеспечивая связь по военным дорогам с Ливией, Эфиопией и Аравией. Гонцы изображались даже в настенной росписи. Известно о профессиональных гонцах в Египте в эпоху XII династии (1985–1785 годы до н. э.), которые развозили приказы фараонов вплоть до Азии. Для транспортировки писем также применяли почтовых голубей.
Почтовое дело в Персидской монархии известно под названием «ангарейон». Персия в период своего расцвета включала в свой состав кроме собственно персидских земель Малую Азию, Фракию, Македонию, Вавилонию, Египет, Финикию, Сирию, Палестину, часть Закавказья и Средней Азии, Аравию и северо-западную Индию.
Введена была система почтовой связи в VI веке до н. э. во времена царя Кира II (550–529 годы до н. э.). Сообщения доставляли в основном конные гонцы (ангары). Однако вполне вероятно, что подобная почтовая система существовала в Персии намного раньше. Историки Геродот и Ксенофонт писали, что при Кире II на важнейших дорогах были установлены почтовые станции, удалённые друг от друга на 20 километров, а между ними было еще деление на парасанги (5 километров). Эти станции служили курьерам для отдыха. В конце парасангов находились пикеты курьеров-всадников.
Геродот писал про дорогу из Сард в Сузы длиной в 450 парасангов (2500 км), которая была разделена на 111 станций. Она называлась царской и была главным маршрутом гонцов, по которому они везли распоряжения царя и известия для него от Эгейского побережья Малой Азии через Армению и Ассирию к центру Двуречья на Сузы. Такая же дорога в 80 парасангов поддерживала сообщение между Сузами и Вавилоном.
От царской дороги имелись два ответвления: к Тиру и Сидону и к границам Бактрии и Индии.
«В ночную тьму, в холод и непогоду садился очередной гонец на коня и мчал послание по пути его следования… Ничто в мире не может спорить с ними в быстроте, голуби и журавли едва поспевают за ними», — писал греческий историк Ксенофонт.
Одна из столиц Персии, город Сузы, отстояла от Средиземного моря более чем на 2,5 тысячи километров. Все расстояние конные гонцы преодолевали за 5–6 суток, в то время как пешему гонцу потребовалось бы 90 суток. Причём письмо передавалось по цепочке гонцов, как эстафетная палочка.
Название почтовой службы в Персии происходит от наименования самих гонцов «ангары» — это были конные курьеры. Персидское слово «хангар» означает «царский курьер», что, возможно, происходит от пехлевийского (то есть парфянского) «ангирд» — «конный гонец». Другие учёные считают, что слово «ангар» образовалось от тюркского этнонима «хангар-кангар», которым в древности называли предков печенегов. Хангары служили у персов курьерами, благодаря чему в персидском языке слово «хангар» стало обозначать «курьер».
Организацию, сходную с ангарионом, сохранили, по словам Диодора, и Александр Македонский, и его преемники. Впоследствии она послужила образцом при введении Августом государственной почты в Римской империи.
В Древней Греции почтовая система была и сухопутной, и морской. Проблема состояла в том, что Древняя Греция не была единым государством. Она состояла из городов-государств, полисов, которые то дружили, то воевали друг с другом. Правительственную почту обычно передавали пешие гонцы. Они назывались гемеродромами («дневными гонцами»). Такие гонцы за час в среднем пробегали 55 стадий (около 10 км). Были ещё грамматофоры («письмоносцы»).
Грамматофоры доставляли послания на короткие расстояния. Гемеродромы, вооруженные дротиками, славились быстротой бега. Знаменитый гемеродром Эвхид, посланный после битвы при Саламине (480 год до н. э.) в Дельфы за священным огнем, пробежал за один день почти 200 км. Не раз гемеродромы одерживали победы, участвуя в Олимпийских играх. И, наоборот, победители игр нередко становились гемеродромами.
Самым известным из этих курьеров стал Фидиппид, который, по преданию Плутарха, в 490 году до н. э. донёс в Афины известие о победе в битве при Марафоне и умер от истощения.
Для передачи особо спешных сообщений уже в древности посылали верховых гонцов. Причём они пользовались не только лошадьми. Как пишет Диодор Сицилийский, один из военачальников Александра Македонского держал при своём штабе гонцов — всадников на верблюдах.
В Греции послание от начала до конца нёс один гонец. Никто под угрозой смертной казни не смел напасть на него, задержать или ограбить. Ведь он нёс письмо государственной важности. Часто гонцы имели отличительные знаки, по которым их сразу узнавали. С этими знаками считались даже разбойники и бродяги.
В Древнем Риме вначале только богатые патриции, владевшие многочисленными рабами, имели собственных гонцов. Эти как знак своей профессии имели палки, увенчанные гусиными крылышками. Для правительственных и частных целей существовали гонцы и граждане, отдававшие в наймы повозки и вьючный скот. У них были свои коллегии. Основы государственной почты заложил Гай Юлий Цезарь, а развил систему император Август. В те времена почта была подчинена непосредственно императору, частные послания через неё передать было нельзя.
Благодаря единой почтовой сети все части огромной империи были связаны между собой. Знаменитые до сих пор римские дороги опоясывали громадную территорию: современная Англия, вся Восточная Европа до Рейна и до Дуная, Балканы, Турция, Сирия, Палестина, Иордания, Северная Африка от Танжера до Александрии с Египтом. И по всем этим дорогам перевозили послания. С разных концов необъятной империи все дороги вели в Рим (отсюда и известная поговорка). Дороги сходились у величественного сооружения — милевой колонны, установленной посередине форума у подножия храма Сатурна.
Почтовые перевозки осуществлялись на суше с помощью лошадей, по морю — на кораблях. Конные курьеры назывались «вередарии» — это были самые быстрые курьеры Рима. Первоначально система состояла из курьеров, расставленных вдоль военных дорог и передающих друг другу сообщение. Но поскольку курьеры не знали текст, то не могли сообщить какие-то дополнительные сведения о принесенном событии или указе. Поэтому через какое-то время вдоль дорог стали размещать сменные повозки или лошадей, которых менял курьер, путешествуя от начала и до конца. При этом повозки и лошадей принудительно арендовали у местных жителей, выплачивая им за это деньги, а ночлег не оплачивался.
Римский гонец
Местные жители были недовольны почтовой повинностью, поэтому была установлена плата, которую сотрудники государственной почты должны были выплачивать крестьянам за реквизированных лошадей. Также было ограничено количество лошадей, которых могли менять курьеры на станциях. Разрешения на использование почтой выдавались прокураторам провинций, сенаторам, эквитам, центурионам и другим людям, выполняющим имперские или военные поручения.
Позже в крупных центрах были учреждены станции, где всадники и возницы могли отдохнуть и переночевать. Обычно они отстояли одна от другой на день пути. Здесь стояли наготове верховые и вьючные животные и повозки. Между каждыми двумя такими большими станциями были устроены 6–8 более мелких для перемены лошадей. Еще во времена Юлия Цезаря имелась обширная сеть дорог. Ее протяженность равнялась 150 000 км. По всем дорогам стояли каменные столбы с обозначением расстояния в милях (римская миля равнялась 1500 м).
Римляне говорили: «Statio posita in…», что означало «станция, расположенная в таком-то месте». От латинского слова posita, вполне вероятно, произошло слово post — «почта».
Срочные новости доставляли конные курьеры, если новости были не срочными, то послания везли в лёгких повозках, всякие вещи — в телегах. Иногда целые военные отряды перевозились повозками государственной почты. Только на основании особых разрешений государственной почтой могли пользоваться путешествующие чиновники, особенно ветераны, а впоследствии — жрецы, что давало повод к различным злоупотреблениям.
Постепенно почтовая система стала финансироваться за счёт провинций. Другим изменением стало выделение перевозки тяжёлых грузов с помощью повозок, которые тянули волы. Считается, что это произошло при Септимии Севере (193–211).
Сначала главой римской почты был префект претория, а со времени Константина (306–337) — магистр оффиций. Управление почтой в провинциях осуществляли наместники, при которых для заведования технической частью почты состояли специальные префекты. Поставлять лошадей, другие средства передвижения и всадников должно было окрестное население как в Риме, так и в покорённых странах.
Благодаря превосходной сети дорог, безопасности и порядку сообщений, обширной переписке гражданских и военных властей обширные пространства Римской империи можно было преодолевать достаточно быстро. Цезарь (63–44 годы до н. э.), пользуясь сменными частными лошадьми, мог проезжать 100 миль в день, а уже император Тиберий (14–37 гг. н. э.) с помощью государственной почты проезжал 200. Из важнейших провинций известия получались в Риме ежедневно. На станциях вдоль более оживлённых дорог содержалось по 20–40 упряжных лошадей и мулов. Так продолжалось до самого падения Западной Римской империи.
Для быстрой перевозки использовали ездовых и грузовых лошадей, лёгкие двухколёсные повозки, которые тащили три мула, и тяжёлые четырёхколёсные повозки, перевозимые восемью мулами летом и десятью — зимой. Были введены ограничения на вес грузов: наездник мог перевозить 30 либр (около 10 кг), двухколёсная повозка — 200 либр (около 60 кг), четырёхколёсная — 1000 либр (около 300 кг).
Тяжёлая перевозка использовала вагоны (ангары), запряжённые двумя парами волов и перевозящие до 1500 либр (около 500 кг).
Для частной почты приходилось пользоваться услугами путешествующих друзей, поэтому частная переписка могла доставляться неопределённо долго. Знаменитый римский оратор Цицерон говорил по этому поводу: «Хотя писание писем и превосходный способ беседовать и поддерживать отношения с далеко живущими друзьями, но, к сожалению, нет возможности доставлять эти письма по назначению». А философ Сенека писал Лукулу: «Твое письмо получил спустя много месяцев после его отправления. Я вынужден был поэтому обстоятельно расспросить подателя письма о твоих делах…». Но мало того! Известен случай, когда некто Аугустин получил письмо через девять лет. Поэтому если расстояние до адресата было не слишком большое, римлянин посылал своего раба, который в день преодолевал пешком до 75 километров.
Константинополь стал новой столицей Римской империи в 330 году. Тогда же стало пропадать различие между станциями для ночлега и для смены лошадей. Станциями управляли специальные люди, назначаемые местным советом. В некоторых провинциях управлять ими обязали ушедших на покой чиновников. По закону 381 года эти люди служили не более 5 лет и за успешную службу получали статус перфектиссима. Должность была непопулярна из-за высоких требований (например, запрещено покидать пост больше чем на 30 дней) и затрат.
На станциях было до 40 лошадей. Лошади служили четыре года, поскольку каждый год сменяли четверть из них. Корм для животных предоставлялся из провинциального натурального налога. При этом табуларии распространяли лошадей по своему усмотрению, без учёта времени путешествия и необходимого количества, что было исправлено в 365 году. Был ограничен вес перевозимых грузов и запрещено бить лошадей некоторыми типами приспособлений, чтобы лошади служили дольше. За лошадями следили конюхи и ветеринары.
На станциях работали плотники и кузнецы, которые могли починить проезжающие повозки. Это были наследные общественные рабы, которых снабжали едой и одеждой, но которым не выдавали зарплату.
Для использования почты необходимо было специальное разрешение, либо для быстрой, либо для тяжёлой перевозки. Такие разрешения формально выдавались только для государственных целей, но влиятельные люди зачастую получали их для своих личных целей. Разрешение требовалось для каждой поездки: в нём указывались маршрут, срок действия и количество животных, которых было разрешено сменять на станциях. Было запрещено требовать от сотрудников станций большее, чем указано в разрешении, и использовать тягловый скот, не принадлежащий станциям: если не было свободного, путешественникам следовало дождаться его появления, а не требовать его у ближайшего крестьянина. Император Константин в своих законах угрожал за такие требования арестом и другими наказаниями.
Местные землевладельцы могли продавать на станции зерно за золото и платить им налоги, поэтому закрытие системы государственной почты было для них большой потерей.
В IV–VI веках на смену повозкам пришли всадники на верблюдах. Исчезла единая транспортная система империи, отменялись быстрые перевозки грузов. После закрытия системы чиновники могли использовать своих собственных животных, организоваться вместе или использовать частных перевозчиков.
В Китае служба пеших и конных гонцов была основана при династии Чжоу (1123—249 годы до н. э.). Известно, что на государственной службе состояли 80 гонцов и 8 главных курьеров, для которых на расстоянии 5 километров были устроены постои для питания, а на расстояниях примерно дня пути — пункты для ночлега. Позже эта почтовая система была расширена.
В Индии почтовая служба существовала с древности. Индийский эпос «Рамаяна» (IV век н. э.) упоминает о дорожных надсмотрщиках, на которых лежал надзор за гонцами, бежавшими от станции к станции. Звоном бубенцов они требовали дать дорогу, а также сообщали о своем прибытии. На поясе гонца имелась металлическая дощечка с его именем, номером и обозначением станции. Станции представляли собой хижины, где гонцы передавали друг другу послания. Для переправы через реки у гонцов имелись плавательные пояса.
У гонцов в разных странах могли быть специальные опознавательные знаки, чтобы окружающие знали, что человек едет по государственному делу. В Японии гонцы держали в руках колокольчики. Даже княжеским процессиям приходилось уступать им дорогу. Гонцы Чингисхана, проезжавшие огромные расстояния из Европы в ставку властелина, привязывали ко лбу табличку — «пайцзу». В зависимости от важности гонца и сообщения таблички были деревянные, серебряные или золотые с изображением сокола или тигра.
Почтовые курьеры инков назывались «часки»
Известно, что и у майя также имелась развитая служба гонцов, но подробностей о ней нет. Была почта у инков в Перу и ацтеков в Мексике. Здесь задолго до появления европейцев существовали почтовые гонцы. О почте инков рассказывает инка Гарсиласо де ла Вега в своей книге «История государства инков», вышедшей в 1609 году в Лиссабоне. Гарсиласо де ла Вега родился в 1539 году в нынешнем Перу и был сыном инкской принцессы и капитана конкистадоров. В 1560 году уехал в Испанию, где стал известен как писатель. Так вот, он писал, что в государстве инков на дорогах находились почтовые курьеры, которые должны были как можно быстрее доставлять приказания властителя и передавать важные новости. Курьеры назывались «часки». Это слово означает «обменивать» или «взять»: они обменивались сообщениями. Они делились в зависимости от выполняемых ими обязанностей на чуро-часки и атун-часки. Первые занимались передачами посылок и сообщений, вторые — служили лично Верховному Инке и выполняли его поручения.
От непогоды курьеры укрывались в хижинах, которые ставились на дороге по две рядом. Эти посты назывались «чуклы». В каждой хижине ждали от четырех до шести человек, молодых и быстроногих. В особых случаях на станциях находилось до двенадцати гонцов.
Отбор бегунов производился ещё в детстве, когда мальчиков обучали выносливости. В возрасте 20 лет они уже работали, но часто не доживали до преклонного возраста, поскольку либо умирали от изнеможения, либо жестоко наказывались за нерасторопность. На здоровье сказывалось также то, что работать приходилось в любое время суток и в любую погоду.
Послания переносили по очереди гонцы то из одной, то из другой хижины. При этом постоянно велось наблюдение за дорогой в обе стороны, чтобы заранее приметить подбегающего гонца и приготовить ему сменщика. Хижины ставились на высоких местах, и от одной можно было видеть следующую. Расстояние между ними равнялось половине лиги (лига — 5572 м). На таком расстоянии гонец не терял силы.
Основная стратегическая дорога, которую обслуживали часки, вела из Кито к Куско и далее до Чили. По этой дороге были расставлены посты, на которых стояли перенимающие эстафету бегуны. Путь по главной дороге Инки — из Кито в Куско или наоборот — составлял 2–2,5 тысячи километров по скалистой местности с крутым наклоном.
Кроме часков у инков были гонцы, которые назывались «кача» (посланец). Это были личные послы, которые шли от одного властителя к другому или от господина к подчиненному. Был еще главный гонец, называвшийся «чуру мульо часки» (гонец с раковиной). Он трубил в раковину, извещая о прибытии.
Сообщения, которые передавали часки, были устными, так как инки не знали письменности. Поэтому послание было коротким, чтобы не забыть и не перепутать. Слова послания повторялись несколько раз до тех пор, пока его не запоминал очередной гонец. Часки должны были обладать хорошей памятью и пользоваться полным доверием.
Некоторые сообщения передавались с помощью «кипу», что значило «завязать узел». Об этом написано в предыдущей главе.
Дурные вести передавали властелину стоя на коленях. Если сообщение было радостным, например о победе, гонец вплетал в волосы красные ленты и размахивал кинжалом.
У ацтеков гонцы назывались «пайнани». Кроме сообщений, и у инков, и у ацтеков гонцы доставляли к царскому столу из отдалённых районов страны отборные фрукты, рыбу и другие редкие и скоропортящиеся продукты со скоростью до 400 км в сутки.
Надо сказать, что и властители других народов могли использовать «почту» не по назначению. Так, Александр Македонский во время своих походов в Персию и Индию, страдая от жажды, употреблял фруктовые соки со снегом. Его доставляли специальные эстафеты рабов с горных вершин и из пещер.
Почта в Европе Средних веков и позже
Арабы завоевали Пиренейский полуостров в начале VIII века. К тому времени Западная Римская империя уже два века как пала, её бывшие владения стали самостоятельными землями, на Пиренеях возникло королевство вестготов. В эти же века усиливалось господство арабов сначала на Аравийском полуострове, потом в Передней Азии и Северной Африке, а потом они отправились завоёвывать Европу. Им удалось завоевать практически весь Пиренейский полуостров за исключением труднодоступных земель в горах, где жили баски и астуры. Вплоть до 732 года арабы совершали набеги по всему югу Франции до реки Луара, пока не были разгромлены у Пуатье. На завоёванных землях образовалось исламское государство Аль-Андалус, просуществовавшее до падения Гранады в 1492 году.
В VII веке в мусульманском халифате, который простирался от Пиренеев до Персии, возникла хорошо организованная регулярная почтовая служба, услугами которой иногда могли пользоваться и частные лица. Почтовые курьеры имели особые знаки отличия, чтобы их можно было распознать издалека. Им выдавались специальные таблички, своеобразные удостоверения, которые вешались вокруг шеи и через плечо с помощью жёлтых лент.
Средневековый гонец
В Европе все почтовые достижения римлян исчезли вместе с падением империи. Хлодвиг, король Франции с 482 по 511 год, пробовал воссоздать почтовую связь из остатков римской государственной почты, но успеха не добился. И через три века, во времена Карла Великого (768–814) сообщения доставлялись с большими трудностями. Гонцы были, но «государственной почтой» они так и не стали. Феодалы пересылали письма и сообщения со своими гонцами.
Если что-либо хотели переслать духовные лица или учёные в университетах, то приходилось каждый раз изыскивать способ. Особенно важно это было для церкви, ведь в ней было жёсткое централизованное устройство с управлением из Ватикана. С самого начала Средних веков, судя по сохранившимся архивам, происходил оживлённый обмен посланиями между папой Римским и епископами, а также главами церковных орденов. Внутри самих орденов передатчиками сообщений выступали странствующие монахи. Можно сказать, что существовала монастырская почта.
При университетах, где учились студенты из разных стран, тоже постепенно образовались корпорации профессиональных гонцов. В XII–XIII веках славились гонцы университетов в Болонье, Салерно, Неаполе, Монпелье, Тулузе, позднее — гонцы парижского университета Сорбонны. Они носили письма от учащихся их семьям, иногда за отдельную плату брали сообщения других людей.
Кроме этих сообществ, переписка была нужна купцам и ремесленникам. Раз нужна, то такие службы появились. Постепенно право пользования этими почтами стало предоставляться и другим людям. Купеческая почта состояла при крупных торговых домах, которые содержали собственных курьеров. Другие купцы стали объединяться и содержать своих курьеров. Считается, что впервые купеческая почта появилась в Венецианской республике, у которой были обширные торговые связи.
В истории известна «почта мясников». Мясники для закупок скота иногда совершали довольно далёкие путешествия, и им нужна была связь. Чтобы уменьшить собственные расходы, цех мясников заключал соглашения с городскими властями и купеческими гильдиями на перевозку писем и посылок. В некоторых городах южной Германии это вменено было цеху мясников в обязанность, взамен чего он освобождался от общинных повинностей. Почта мясников существовала до конца XVII века.
С XII века в европейских городах появились глашатаи, чтобы объявлять важную информацию не каждому жителю по отдельности, а всем вместе. Они выступали в публичных местах, озвучивая актуальные новости. Это могло быть сообщение о военной победе или, напротив, поражении, анонс циркового выступления или уточнение времени и места раздачи хлеба. Также глашатаи обличали преступников, предателей, объявляли о предстоящих казнях и судах, доносили агитационные сообщения.
При этом глашатаи наделялись особенными административными правами. С 1258 года по инициативе французского короля Филиппа Августа глашатаи объединились в корпорацию. У них должны были быть хорошие знания, чтобы правильно читать тексты, ничего не путая и не искажая, ясная дикция, также следовало знать Закон Божий и демонстрировать почтение к традициям.
С развитием самоуправления городов появился институт городских гонцов. С XIV века такие гонцы были практически в каждом городе, а особое развитие это получило в крупных торговых центрах Германии и Италии. Гонцы состояли в ведении городского совета, которому под присягой обязывались подчиняться. Они не получали жалованья ни от общины, ни от отдельных корпораций или купеческих гильдий, только от городских властей. Выходя из города в определённые дни, они верхом или пешком в установленные сроки доставляли по назначению корреспонденцию городского управления, а также письма и посылки горожан, с которых взимали плату по установленным расценкам.
Институт городских гонцов больше всего был развит в Рейнском союзе городов и таком же союзе городов Нижней Германии. Гонцы рейнского городского союза поддерживали сообщение Кёльна и Майнца через Франкфурт в Нюрнберг. Гонцы ганзейских городов поддерживали общение между Гамбургом, Бременом, Амстердамом и Антверпеном, а также доставляли информацию на восток через Штеттин, Данциг и Кёнигсберг вплоть до Риги. В южной Германии первое место занимали гонцы Аугсбурга. Трижды в неделю они ездили в Нюрнберг, ещё в Линдау и Регенсбург, даже в города Италии. Так, в Венецию они прибывали через Бреннер за восемь дней.
Современная централизованная почта начала организовываться с усилением государственной власти. Во Франции Людовик XI эдиктом от 19 июня 1464 года учредил должности королевских курьеров. По всем его владениям была создана сеть станций для перемены лошадей. Это была чисто правительственная почта; королевским курьерам под страхом смертной казни было запрещено исполнять поручения частных лиц.
Первый опыт организации негосударственной почты сделали члены рода Тассо из Бергамо. Это был знаменитый аристократический род. Их предки в XIII и XIV веках владели Миланом. Изгнанный в 1311 году из Милана Рожер делла Торре по преданию поселился в области Бергамо и в качестве новой фамилии дель Тассо стал использовать имя одного из своих предков графа Тацио из Вальсассины. В 1650 году к фамилии была добавлена приставка Турн, что должно было указывать на франко-итальянское происхождение рода.
Около 1451 года Роже де Тассис организовал первую конную почту между Тиролем и Неаполем. В 1490 году Франц фон Таксис основал по инициативе короля Максимилиана I первую регулярную почту от королевского двора в Вене, из Инсбрука и Мехелена до Брюсселя, где находился двор его сына Филиппа. Эта почтовая служба в истории осталась под названием «почта Турн-и-Таксис», по немецкому звучанию имени этого рода.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История почты. От голубиной до электронной предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других