Книжка международника. Уникальный учебник для работников ТВ

Матвей Попов

В 2008 два брата, работавшие на разных каналах международниками, замучились в тысяча пятьсот пятый раз объяснять одно и то же приходящим стажерам. И решили раз и навсегда сделать единый подробный учебник.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книжка международника. Уникальный учебник для работников ТВ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Ключевые понятия

БЗ:

БЗ — «без звука». БэЗуху начитывает ведущий уже во время эфира. БЗ — небольшая форма размером в 15—20—30 секунд. По лёгкости она должна напоминать зефир.

!!!В БЗ не бывает синхронов!!!

Мифы о БэЗухах

БЗ, как форму теле-выражения, пламенно любят или же люто ненавидят. Но отказаться от неё нельзя.

Плюсы БЗ:

— экономия времени, так как не надо загодя начитывать.

— оперативность. Если во время эфира одного из главных героев БэЗухи неожиданно убивают, то ведущий бескровно меняет несколько предложений, и БЗ вновь становится актуальной

— страховка от «перелётов». Если вдруг уже во время эфира шеф-редактор понимает, что в силу различных причин он не укладывается в отведенные ему временные рамки, то в таком случае от БэЗухи просто берут и отрезают пару предложений. Потом все в эфирке и студии утирают пот со лба и радуются, что всё пучком.

— «БэЗушечий драйв». Есть мнение, что когда ведущий на эфире вживую начитывает БЗ, то от него исходят мощнейшие энергетические волны, которые подзаряжают всю теле-аудиторию.

Минусы БЗ:

— нужные слова во время начитки могут не попасть на нужную картинку

— ведущего очень пугают длинные БэЗухи, поэтому во время их начитки он часто злится и ошибается

— «БэЗушечего драйва» нет! Это миф! Телезрителям глубоко пофиг вживую идёт эта БэЗуха или в записи.

ВМЗ:

«ВМЗ» расшифровывают как:

— «вместе со звуком»

— «видеомагнитофонная запись»

Но на самом деле международнику должно быть пофиг, что стоит за этими тремя буквами. Главное — суть. ВМЗ — это сюжет. А сюжет, в свою очередь, отличает от БЗ то, что его начитывают до эфира. При этом голос автора в нём разбивается синхронами. Сюжет без синхронов — не сюжет.

СТД:

СТД — «студия». Обычно вместо этих трёх букв журналисты используют эвфемизм «подводка». СТД — это то, что говорит ведущий перед началом БЗ/ВМЗ, он как бы «подводится» к ним.

Плюс СТД в том, что в неё всегда можно запихнуть оперативную информацию.

ЛАЙФ:

Лайф — это мега-прием, призванный оживлять БЗ и ВМЗ.

Если в сюжете есть звуки сочных выстрелов, прикольные скандирования демонстрантов или ещё что-нибудь интенсивно клёвое, то всё это необходимо делать лайфом! То есть дать зрителям послушать живой интершум видео без твоей начитки.

Выглядит лайф вот так:

БЗ

Ведущий в кадре:

Массовые акции протеста в США докатились до Белого Дома.

Началась картинка

((лайф!! 6 секунд!!! люди в белых колпаках с факелами и вилами маршируют на Вашингтон. Воздух сотрясают выкрики «WHITE POWER!» На балконе Белого Дома нервно курит Обама. Рядом с 44ым президентом США лежит разбитый бинокль и кусок мыла))

Ведущий за кадром:

Манифестации вызваны неудачными экономическими реформами, которые провел чернокожий президент…

ВМЗ

Сильные пожары из просто стихийного бедствия превратились в катастрофу планетарного масштаба. Робкие попытки чрезвычайных служб остановить бедствие потерпели фиаско.

((лайф!!! 4 секунды! три пожарных вертолёта вспыхивают в воздухе прямо над горящим лесом! Падают и взрываются!))

Теперь все с ужасом ждут, что будет дальше…

Лайф-стори

«Лайф-стори» — история из жизни конкретных людей. Мощный и популярный приём. Его надо любить и уметь использовать.

Коротко о силе «лайф-стори»:

Если ты напишешь в ВМЗ «дети Африки умирают от голода», то зритель сразу же зазевает и переключит канал. Так как, во-первых, этот печальный факт давно уже не для кого не новость, а, во-вторых, — большинство белых — убежденные расисты, и им глубоко наплевать на то, что негритянским карапузам нечего кушать. Однако, с помощью «лайф-стори» ты сможешь вызвать сочувствие даже в их закостенелых душах. Пишется «лайф-сто» примерно так:

по видео — маленький негритёнок роется в мусоре

по начитке:

Бубумбе Мбаса 6 лет. Последние три недели он питается тем, что найдёт на помойке. ((…))

((СИНХРОН БУБУМБЫ))

«Сегодня мне повезло — я нашёл очень вкусные объедки. Надеюсь, что у меня не будет болеть от них живот».

Рассчитывать Бубумба может только на себя ((…)) Мама Бубумбы умерла от холеры в феврале. ((..)) А отца он не помнит — его убили боевики.

((СНИНХРОН ПРАВОЗАЩИТНИКА))

«Хватит уже говорить, что в Демократической Республике Конго гуманитарная катастрофа. Там не катастрофа! Там — Апокалипсис. Десятки тысяч человек умирают от холеры каждый месяц, а число жертв гражданской войны вообще не поддаётся подсчёту. Не работают больницы, школы. Сегодня только каждый 45ый конголезец младше 10 умеет писать. И это только официальные данные — на самом деле там выросло уже несколько полностью неграмотных поколений».

((…)) Бубумбе повезло больше, чем его сверстникам. ((…)) Всего через несколько дней у него появится новая семья. ((…)) Его усыновила туристка-экстремалка из Норвегии Элин Иверсен ((…))

ПЕРЕГОНЫ:

В 19 из 20 случаев международник пишет сюжет на основе перегонов. Перегон — это видео-файл с каким-нибудь свежим или почти свежим происшествием. Его присылают такие модные организации как APTN, REUTERS, AFP, CNBC и CNN. К каждому перегону прилагается скрипт-расшифровка того, что есть на видео.

В 1 из 20 случаев ты делаешь сюжет полностью на архивной картинке. Это большое искусство. Об этом грандиозном способе обмана телезрителей я расскажу тебе позже.

СЛАЙД-СИНХРОН:

Слайд-снх — это озвученная картинка.

На картинке обычно изображены:

— напечатанный текст (его озвучивает голос за кадром).

— фотография человека, который сказал то, что напечатано на экране и начитано из-за кадра.

— под фоткой или же под текстом — имя и статус человека.

Использовать слайд-синхроны — это вообще не айс, так как телезрители не для того смотрят новости, чтобы их кормили таким ТВ-караоке. Поэтому нужно стараться по возможности обходиться без них.

Слайд-синхроны обычно используют в двух случаях:

клёвая мысль авторитетов

Ты пишешь ВМЗ на тему чего-нибудь. Тебе нужен бэк, тебе нужны интересные подробности. На просторах Интернета ты находишь изречение какого-нибудь статусного дядьки. Он говорит очень красочно, образно, а главное — по интересующему тебя вопросу. Его мысль настолько хороша, что её лучше дословно процитировать в слайд-синхроне, чем пытаться пересказать самому в ходе сюжета. Кроме того, зритель гораздо с больше охотой поверит авторитетам той или иной сферы, чем продажным журналистам.

нет живых синхронов

Иногда есть много видео, фактуры, интересных подробностей, а синхронов нет. Вообще нет. Даже в архиве. В таком случае приходится прибегать к слайд-синхронам.

ШПИГЕЛЬ:

Шпигель — анонс сюжетов. Обычно идёт в начале программы или перед уходом на рекламу.

Главная задача шпигеля — заинтересовать зрителя, заставить его посмотреть программу целиком.

БАНТИК:

Бантик — добрый и смешной сюжет ни о чём.

Обычно шеф-редактора суют банты в самый конец программы. Для позитива.

ХРИПУШКА:

Хрипушка, хрип — запись телефонных откровений очевидцев с места событий.

Не ленись звонить в разные иностранные посольства! Дипломаты наверняка расскажут тебе массу всего интересного… Начальство же проникнется твоей инициативностью и даст тебе ааааагромный бонус

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книжка международника. Уникальный учебник для работников ТВ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я