Знакомство с семьёй любимого человека – это всегда волнительно! Но Маша Рощина не ожидала того, что последует за первой встречей. Ведь начиналось всё вполне прилично – большой красивый дом в тихом уютном месте, интеллигентные родственники, разбирающиеся в искусстве, наследство, обладателем которого скоро станет её избранник, Костя Цапельский. Это ли не мечта для молодой художницы? Но всё пошло не по плану… Однако Маша не так проста, и наследство совсем не входит в список её желаний. Тихое место, Николаевское, полно тайн, а у неё достаточно характера и желания раскрыть их все.
9
Люська негромко свистнул из кустов, и Маша, подтянув джинсы, юркнула в садовые заросли.
— У нас беда, — она поёжилась, — Аркадий умер. Во время завтрака, у всех на виду… — голос её дрогнул. — Ужас просто. До сих пор руки трясутся.
— Эва… — Люська покачал головой. — Из-за чего?
Маша пожала плечами.
— Пришёл этот, Борис, быстро организовал всё, — Маша нахмурилась. — Теперь экспертиза будет. Как-то так…
— Понятно… Значит, вы ещё здесь задержитесь? — спросил Люська и бросил взгляд на дом.
— Думаю, да, — Маша почесала нос. — Я с Костей не говорила ещё на эту тему. — В её животе громко заурчало, и она судорожно прижала к нему руки. И ведь не скажешь, что после того, что произошло утром, ей на еду даже смотреть было страшно. — Извини… Это нервное…
— Понятно. А я щей вчера наварил, — задумчиво произнёс Люсьен, — щавелевых, будешь?
— Буду, — сглотнула Маша. — И хлебушка бы… А отец твой где? Не заругается?
— С николаевскими мужиками рыбачить ушёл. Ну в смысле… — он щёлкнул себя по горлу. — Вечером заявится. Идём что ли?
— Подожди… — Маша прошла чуть вперёд и, раздвинув кусты, привстала на цыпочки, увидев в окне Жоржа.
К нему подошла Дарья и толкнула изнутри раму. Закурив, облокотилась на подоконник. Жорж поморщился. Он кивал, слушая чьи-то рассуждения, но по всей видимости они ему не очень нравились. Дарье тоже — она то и дело поглядывала на Жоржа, и глаза её выражали недоумение и растерянность.
— Софья Дмитриевна, голубушка, ну ей-богу, давайте как-то урегулируем этот вопрос… Зачем же сразу говорить о банкротстве? Быть может, небольшая дотация… Костя смог бы погасить кредит… — оторвавшись от подоконника и дотронувшись до локтя Дарьи, Жорж скрылся из виду в глубине комнаты.
…Значит, это покои старшей Цапельской. И там сейчас Костя, которого обрабатывают со всех сторон ближайшие родственники. Делят шкурку мебельного производства? Бедный Аркадий, как быстро тебя вычеркнули из семейных рядов…
— Что там? — Люська полез следом за Машей. Зашуршали листья, под ногой щёлкнула ветка.
К окну подошёл Борис. Дарья тут же выбросила сигарету и посторонилась. Борис, засунув руки в карманы, стоял и слушал тех, кто находился в комнате. Застывшее лицо его было лишено каких-либо эмоций. Он смотрел прямо перед собой, но Маше сделалось не по себе. Будто он сейчас следил за ними сквозь густую листву, а они с Люськой занимались чем-то предосудительным или даже преступным. Но ведь они ничего не замышляли, просто…
«Рощина, он не видит тебя», — Маша чуть было не произнесла эту фразу вслух.
Не поворачивая головы, она ткнула куда-то кулаком за спину, попав Люське в грудь, чтобы он не лез и не шевелился. Затем сделала шаг назад, и уже поворачиваясь, успела заметить, как губы Бориса растянула задумчивая кривая улыбка.
«Ну и тип! Нет, бывших ментов не бывает…» — промелькнуло в голове Маши.
— Далеко ты живёшь? — Маша несколько раз обернулась, пока дом Цапельских не скрылся из виду.
— Здесь всё рядом, — коротко ответил Люська.
Маша заметила, как глухо прозвучал его голос. Люсьен прибавил шагу, чтобы побыстрее миновать пруд, и Маша еле поспевала за ним, стараясь двигаться след в след.
— У вас есть здесь магазин какой-нибудь? Мы можем заскочить, и я куплю продукты… Может тебе ещё что-то надо? — Маша нащупала в заднем кармане джинсов сложенные купюры и банковскую карту, которую так и не переложила в сумочку после поездки.
— Я что, по-твоему, нищий?! — Люська резко остановился и обернулся к Маше. — Думаешь, последний хрен без соли доедаю? Ещё ты со своей благотворительностью! Мне подачки не нужны! Поняла?
— Поняла. Ни о чём таком я не думала. Так что, не надо на меня орать. У меня, знаешь, нервы тоже не железные! И на глазах, между прочим, человек умер, которого я знала! А Косте он всегда помогал, почти как отец! Да что я тебе объясняю… — Маша осеклась, отвела глаза и замолчала.
— Ладно, чего это мы в самом деле… — уже спокойно заметил Люська. — Бесит просто, когда разговор о деньгах заходит…
— Точно, — Маша подумала о Косте.
И словно прочитав её мысли, Люська продолжил:
— Как Костя-то? Переживает?
— Что же ты сам его не спросишь?
— Я… — Люська остановился. — Даже не знаю… Ну что я ему скажу? Ведь ничего общего между нами нет. Батя у меня бывший зек. Я работать сразу после школы пошёл. — Люсьен перепрыгнул через коровью лепёшку и указал на неё Маше. — Костя в Николаевское редко приезжал, а когда его отец помер, и вовсе перестал. Летом иногда только. Поначалу я ещё к нему бегал, пока мальчишкой был, хоть отец и ругался страшно. Хворостиной и ремнём бил. И гоняли меня от Костиного дома. Злился я, конечно, даже окно как-то разбил у них, — он усмехнулся. — А постарше стал, так узнал, что договорённость у Цапельских с моим батей была — чтобы я, значит, с Костей не общался. Тётка, Серафима Николаевна, при встрече мне сказала, чтобы я к ним не ходил. А я что, дурак, что ли? Мне один раз скажи — я пойму. Ясно ведь — не чета я Костьке. Наверное, думали, что к водке да гулянкам приобщу, а мне, веришь, и не хотелось этого никогда… Да если бы у меня деньги были, то я б тоже учиться пошёл на художника или на архитектора. Только к дому пришпиленный я много лет был из-за бабки, — Люська тяжело вздохнул.
— А твоя бабушка сейчас жива? — Маша приложила ладонь к макушке, чувствуя, какой горячей она стала от жары.
— Не, померла. Она у нас сильная была, только с головой не дружила. Уйдёт куда — до ночи ищем. А она чекушку из дома умыкнёт, выпьет, под куст свалится и спит… Чудная стала после того, как маманька утопилась…
Сердце Маши болезненно сжалось.
— Расскажи мне о маме. Какая она была?
— Расскажу — что ж не рассказать? — пожал плечами Люська. — Сколько мне тогда было, лет пять? Как думаешь, много я помню? — он остановился у невысокого забора перед домом, утонувшим в зелени старых яблонь с кривыми стволами. — Проходи, — открыл перед Машей калитку, — только у нас всё по-простому…
Маша зашла в сени и пригнулась. Ей показалось, что она сейчас заденет потолок головой — настолько низким он ей показался. В доме было прибрано, если можно так сказать о месте, где вещей и мебели не так уж много. Неровный пол со сбитыми порожками, большая печь в половину центральной комнаты, выходящая одной стороной в коридор. Тут же перед ней лежали неубранные с весны поленья. Над вьюшкой — чёрный засаленный след от копоти, под дверкой для розжига — обуглившиеся половицы. В углу примостилась кочерга, от её ручки по стене тянулась густая паутина.
— Осмотрись, если хочется. Я щи разогрею.
На кухоньке загудел маленький пузатый холодильник, и скоро раздалось чирканье спичек и металлический скрежет кастрюли о плиту.
Маша огляделась. Отодвинула занавеску в небольшом чулане. На лежаке вдоль стены неопрятной кучей лежало скомканное шерстяное одеяло, рядом на табурете стояла стеклянная банка, до краёв набитая окурками. Запах стоял отвратительный. Картину завершали пустые бутылки в ряд и остатки копчёной рыбы в ведре.
— Не извозись, — Люська задёрнул шторку и задвинул ведро. — Отец здесь отсыпается. Привык на нарах кучковаться, вот и пыхтит в потолок. Может, когда отойдёт, нормальным станет, — парень задумчиво почесал затылок.
Маша прошла в большую комнату. На круглом столе стопкой лежали старые журналы с пожелтевшими корешками, чашка с отколотой ручкой и радиоприёмник «Маяк» с вытянутой антенной. Над серым затёртым диваном с ободранными уголками висел ковёр. Кайма его тоже была потрёпана, и Маша поискала глазами кошку. Сервант с посудой и вышитой дорожкой на столешнице под полками, кресло с тощей подушкой, и почему-то — детская кроватка в самом углу за печкой. Маша провела ладонью по деревянному бортику.
— Твоя?
— Да, — смутился Люська, вытирая руки засаленным полотенцем. — Наверное выбросить надо, а я не могу. Видишь, вот здесь дерево потемнело? — он дотронулся рукой до одной из палок решётки. — Я ночами плохо спал, так мать в этом кресле сидела и качала меня.
— А в той комнате что? — Маша указала на смежную дверь.
— Раньше бабка жила. Теперь я. — Люсьен достал из кармана ключ и отпер замок на двери. — Пришлось вставить, — объяснил он, — чтобы папашка не лазил. У меня особо ничего нет, чтобы продать там, или пропить… Впрочем, без разницы. Но он иногда буйный становится — заполошный. Может порушить или поджечь. Конченый… — буркнул Люська. — Гляди, если интересно. Только недолго, щи сейчас закипят.
Маша кивнула и заглянула внутрь. Она всегда чувствовала нерешительность, когда попадала в новое место. Но это, наверное, присуще всем, кто ценит первое впечатление. Она не обращала внимание на цвет или запах, ловила лишь мимолётное настроение, которое возникало при взгляде на чьё-то жилище. В комнате Люськи жили воспоминания. Здесь до сих пор присутствовала его бабушка — скорее всего, вязаный жилет, висящий на спинке стула, принадлежал именно ей. Комнатка была небольшой, и Люське следовало бы избавиться от половины того, что в ней находилось, но эти вещи — старые, пользованные, кое-где испорченные временем и людьми, видимо являлись для него спасительным якорем.
Рисовал Люська на письменном столе, воткнутом между шкафом и стеной перед маленьким низким окном. Он не врал — никаких особых художественных приспособлений для работы у него не было. Обычные пластмассовые коробочки «Медовой акварели», которую Маша помнила со времён первого класса, несколько баночек цветной гуаши, жёванные кисти в захватанном гранёном стакане, тоненькие альбомы и листы ватмана.
Над кроватью висели несколько фотографий. Новые рамки выделялись своей аккуратностью на фоне выцветших и кое-где вздутых обоев, а чёрно-белые фотографии были старыми, с заметной зернистой структурой. Стёкла немного бликовали, и Маша подошла поближе. Упёрлась коленом в край кровати, чтобы лучше их рассмотреть. На одной, по всей видимости, бабушка и дед Люськи — простые уставшие лица с резко очерченными скулами и тенями под глазами. Фотография родителей со свадьбы — привычный постановочный кадр, где жених и невеста напряжённо смотрят в камеру. Сейчас уже так никто не снимает — в моде гламур, яркость и презентабельность. А вот — фотография Люськиной матери во время беременности — словно другой человек! Даже сквозь дымку плохого качества снимка заметно, как светятся её глаза, и какая она красавица — те же скулы и великоватый рот, как у её отца, широкие тёмные брови, как у матери, длинные чёрные волосы и тонкая фигура — было что-то в ней необыкновенно притягательное, отчего хотелось смотреть и смотреть, задумываясь о быстротечности и безжалостности времени…
На противоположной от окна стене — резная полка, явно сделанная Люськой. Завитки тщательно выпилены и ошкурены, кое-где ещё видны следы простого карандаша, которым Люсьен делал пометки. От полки пахло деревом. На её поверхности скопилось много всякого добра — книги, инструменты, безделушки, каменная фигурка рыбки с золотыми плавниками, покрытая слоем пыли так плотно, что глаз её почти не было видно. Маша щёлкнула рыбу по носу и легонько дунула на неё.
— Пошли уже, — Люська стоял в дверях и моргал своими светлыми ресницами, держа в руках половник.
— Ты про эту картину говорил? — Маша посмотрела на небольшой пейзаж, висевший сбоку от полки. Берёзовая роща — хоровод тонких стволов в предзакатной дымке. — Красиво…
— Ну, — согласно кивнул Люська.
Маша попыталась рассмотреть в углу подпись, но она была так мала, что пришлось бы снять картину со стены, чтобы различить буквы. Но раз Люська говорит, что это работа Николая Августовича, значит так и есть.
Люська накрыл на стол, разложив на тарелке зелёный лук с белыми головками и тоненькими стрелками, несколько мокрых редисок, пушистый укроп и крупно порезанные ломти серого хлеба. Рядом с пузатой деревянной солонкой поставил банку «Русской» горчицы, и сразу же густо намазал ею хлеб. Над глубокими мисками со щами поднимался густой пар. Закинув полотенце на плечо, Люська хлопнул в ладоши и пододвинул Маше табуретку.
— Так-то сюда ещё яйцо надо, но я утром его съел, — извинился он. — Кабы знал, что гости будут! Садись! Ещё сметана, — засуетился он перед холодильником, и через мгновение в Машину тарелку с хлюпаньем упал жирный холодный ком деревенского деликатеса.
— Ого! — Маша схватилась за ложку.
— У тётки Розы беру. У неё самая вкусная сметана. И молоко, и творог.
— Отлично ты готовишь, — Маша с аппетитом ела постные щи и ломала кусок хлеба, макая мякиш в горчицу.
— Еда — одно из главных удовольствий в жизни, — важно ответил Люська, с шумом выпивая остатки щей через край тарелки.
— Это точно, — хмыкнула Маша и тут же продолжила, — я видела твои рисунки. Тебе надо учиться.
— Что, совсем плохо? Ну так мы университетов не кончали! — буркнул Люська, собирая посуду.
— А ты обидчивый… — Маша закрутила банку с горчицей и протянула её Люське. — На обиженных воду возят, знаешь? Учиться надо, чтобы не застрять. Ты очень хорошо чувствуешь оттенки и полутона. Честно скажу, мне они давались нелегко. Но я их потом стала видеть, когда родители за город жить переехали. А ты здесь родился, видишь эту красоту с детства, можно сказать, впитал с молоком матери… — она замерла, но Люська слушал её очень внимательно. — Я вижу в твоих работах характер, и чувствую, как тебе важно достичь самовыражения через картины. Это замечательно и, на мой взгляд, необходимо для любого творца, но следует знать каноны, историю, чтобы двигаться вперёд, развиваться…
С улицы раздался какой-то грохот, словно с крыши упало ведро с камнями. Люська дёрнулся всем телом, едва не уронив тарелки, затем не глядя поставил их в раковину. Ни слова не говоря, кинулся в коридор. Маша осталась сидеть, пока входная дверь не хлопнула. Снова послышались шум и возня. О стену что-то ударилось. Маша вскочила, соображая, что предпринять. Вспомнив о кочерге, понеслась в коридор. Как только закопчённая железная палка оказалась у неё в руках, она протянула руку к ручке входной двери. Но дверь сама распахнулась ей навстречу, и спиной ввалился Люська, а почти верхом на нём мужик в наколках, в котором Маша сразу же узнала незнакомца у пруда.
— А ну отпусти его! — пискнула Маша, замахнувшись кочергой и содрав с потолка кусок краски.
— Иди отсюда! — хрипло крикнул Люська, и Маша увидела красное пятно, которое расползалось под его глазом.
— Но… — Маша стиснула зубы.
— Иди, — сдавленно процедил Люська, с трудом затаскивая пьяного отца в чулан. — Я вечером зайду…
— С-с-суку завёл?! — мужик стал вырываться, дрыгая ногой в сторону Маши. — Я вас, тварей, всех…
Раздался такой оглушительный мат, что Маша, отбросив кочергу, выскочила за порог. Остановившись за дверью, она несколько раз глубоко вдохнула. Через минуту за её спиной опять что-то рухнуло и покатилось. Маша сделала несколько нерешительных шагов к калитке, стиснув ладони в кулаки. Дверь распахнулась, ударившись о стену, и пьяный мужик, раскинув руки и раззявив щербатый рот, кинулся в сторону Маши. Люсьен, споткнувшись, упал, не успев ухватить отца за ногу.
Взвизгнув, Маша за долю секунды оказалась за калиткой и тут же уткнулась в чью-то широкую грудь.
— А ну, цыц, зар-р-раза! — прогрохотало над её головой. — Эх, Валера, недолго ты у меня воздухом свободы дышать будешь…
Горячая ладонь сильнее прижалась к Маше и затем пробежалась по её рёбрам.
— Интересное кино… — вкрадчиво произнёс Борис прямо над ухом Маши.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Щучка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других