Минское гетто: 75 лет спустя. Научный сборник

Коллектив авторов

Научный сборник подготовлен на основе материалов научных докладов, представленных в рамках международного круглого стола «Минское гетто: 75 лет спустя», проходившего 2 ноября 2018 года в Москве на историческом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова при финансовой поддержке Фонда содействия актуальным историческим исследованиям «Историческая память». В научный сборник вошли статьи ведущих отечественных и зарубежных ученых из учебно-научных центров Российской Федерации, Государства Израиль, Республики Беларусь по истории Холокоста, еврейской диаспоры, еврейского народа. Для специалистов в области изучения истории XX–XXI веков, отечественной и всеобщей истории, истории стран ближнего зарубежья, а также для учащихся и интересующихся историей.

Оглавление

Из серии: Труды исторического факультета МГУ

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Минское гетто: 75 лет спустя. Научный сборник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Л. Л. Смиловицкий

Холокост в Беларуси и судьба Минского гетто

Смиловицкий Леонид Львович — старший научный сотрудник, руководитель проекта «История евреев в Беларуси» в Центре диаспоры при Тель-Авивском университете, д. и. н.

Актуальность проблемы

Беларусь находится на перекрестке дорог, ведущих с Запада на Восток и с Севера на Юг. Ни один захватчик, задумавший попасть на просторы России, не мог миновать Беларуси. Но только немецкие фашисты захотели решить эту проблему по-своему, используя антисемитизм. Они объявили евреев виновными поголовно в бедах всего человечества. Советских евреев нацисты назвали иудо-большевиками, пособниками Сталина, а войну, которую они начали летом 1941 г., не против России и русского народа, а против евреев, якобы захвативших власть в СССР.

Спустя семь десятилетий исторические и политические подходы изменились, многое стало известно, спали одиозные запреты. Изменился сам мир. Распались одни государства и возникли новые. На постсоветском пространстве историки и журналисты, учителя и политические деятели перестали бояться слова «еврей».

Почему тогда трагедия евреев в годы второй мировой войны продолжают волновать умы людей? Насколько необходимо продолжать вести этот разговор?

Каждое новое поколение, вступающее в жизнь, задает свои вопросы. Почему именно евреи стали мишенью расовой политики Германии? Как такое могло случиться? Как массовые убийства евреев отразились на судьбах других народов Европы? Как вели себя соседи евреев, кто помогал выжить, а кто выдавал? Евреи стали покорными жертвами или участниками Сопротивления? Почему более полувека тема Катастрофы евреев в Советском Союзе была забыта, а фактически находилась под запретом (не писались статьи, не выходили книги, не защищались диссертации, не ставились спектакли, молчал кинематограф)? Немцы убивали евреев, а вскоре после войны в советской стране об этом нельзя было говорить и писать. Как это объяснить? Почему всех, кто этим интересовался, советская власть спешила обвинить в еврейском национализме и антипатриотизме? Ответы на эти вопросы, я надеюсь, дадут сегодня участники Круглого стола. Выскажу и я свое мнение.

Демографические последствия Холокоста в Беларуси

Еврейское население Беларуси летом 1941 г., вместе с беженцами из Польши (после 1 сентября 1939 г.), составляло 1 млн. чел., или 10 % населения республики. После оккупации республики нацисты создали сотни гетто (открытого и закрытого типа), а потом начались планомерные убийства евреев. Эта картина должна быть дополнена учетом потерь среди евреев-военнослужащих. В Красную Армию были призваны и вступили добровольно 110 тыс. евреев Беларуси. Из общего количества сражавшихся с нацистами полумиллиона солдат и офицеров евреев, погибло 216 тыс. евреев, из которых 48 тыс. евреев составили выходцы из БССР2. В итоге Беларусь потеряла 800 тыс. евреев, которых замучили, расстреляли или сожгли к 1944 г.

Но сухая статистика не в силах сказать обо всем. Если принять во внимание, что до войны евреи составляли не менее 60 % городского населения республики, а врачи, инженеры, агрономы, конструкторы, финансовые работники, художники, музыканты, писатели, партийные и советские кадры — до 80 %, то, сколько потеряла Беларусь в результате нацистского геноцида?

В ходе второй мировой войны произошли необратимые изменения в демографической структуре населения Беларуси. Евреи, устойчиво занимавшие второе после белорусов место, навсегда уступили его русским. Изменились места компактного проживания евреев, усилились процессы миграции, ослаб интерес к языку идиш, возросло количество межнациональных браков. С другой стороны, последствия Холокоста обострили национальное самосознание евреев3.

Что мы знаем о Холокосте в Беларуси

До конца 1980‐х гг. в Беларуси, как и вообще в Советском Союзе, историки и политики избегали говорить о судьбе евреев на оккупированной территории. Традиции советского интернационализма исключали повышенное внимание к одной из национальных катастроф. Считалось, что Россия потеряла столько русских, Украина — украинцев, Беларусь — белорусов, Грузия — грузин, Армения — армян и др., что говорить отдельно о геноциде евреев не пристало. Гибель советских евреев советская историография рассматривала исключительно в свете противостояния СССР и Германии, а термин «геноцид» первые 15 лет после окончания второй мировой войны предпочитали вообще не употреблять. Предполагалось, что «вина» евреев, погибших в оккупации, заключалась не столько в принадлежности к еврейству, сколько в их «советскости».

В Беларуси, которая наиболее пострадала в годы войны среди других республик СССР, политика геноцида мирных жителей была разработана достаточно подробно4, но при этом не было принято говорить о жертвах среди евреев.

Первые работы по истории Холокоста (главным образом мемуарная литература) появились на идиш, иврите, русском и английском языках уже во второй половине 1940‐х и 1950‐х гг. Они отразили опыт бывших узников, прошедших путь от заключения в гетто до своего спасения и участия в движении Сопротивления5. Эти публикации были наивными, поверхностными и тенденциозными, однако содержали огромный фактический материал, давали ощущение эпохи и до сих пор заставляют сопереживать. В 1960–1990е гг. появились монографии и серьезные научные исследования о Катастрофе восточноевропейского еврейства, изданные, главным образом, в Израиле и странах Запада. Условно их можно разделить на следующие группы:

• канун Холокоста6,

• публикация документов и материалов о нацистской политике в отношении евреев7,

• история гетто8,

• еврейское сопротивление9,

• акции геноцида10.

Западная историография из-за отсутствия архивного материала вынуждена была обходить тему Холокоста все послевоенные годы. В результате образовалась информационная ниша, которая в 1990-е гг. стала быстро заполняться11. Наиболее ценные исследования были выполнены учеными Израиля и их коллегами в странах Западной Европы и США12.

Статьи, обзоры, воспоминания, сборники документов и монографии о Холокосте, вышедшие в 1996–2003 гг., значительно отличаются по своему профессиональному уровню, глубине анализа, осмысления и достоверности. Наибольший контраст представляют собой работы, написанные в Беларуси. Они, наряду с серьезными исследованиями13, как правило, являются очень эмоциональными14. Совершенно новой для белорусской историографии стала тема взаимоотношения евреев и неевреев на оккупированной территории15. Во второй половине 1990‐х гг. благодаря доступу к архивам историография Холокоста на территории республики значительно обогатилась16. В серии историко-документальных хроник городов и районов Беларуси «Память», издающейся с 1987 г., начали появляться документы по истории Холокоста, списки жертв гетто, описание участия евреев в партизанской борьбе, перечисляться памятники на местах массовых захоронений и т. д.

Статьи, обзоры, воспоминания, сборники документов и монографии о Холокосте, вышедшие после 2000 г., значительно отличаются по своему профессиональному уровню, глубине анализа, осмыслению и достоверности. Одни из них — серьезные исследования, другие очень эмоциональны. Большая часть приводимых сведений основывается на записи устных свидетельств, не подтверждена документами, и их трудно проверить.

За последние 20 лет белорусские историки внесли немалый вклад в изучение трагедии евреев в годы Второй мировой войны. На сегодняшний день есть обзорные работы по истории Холокоста в Беларуси Эммануила Иоффе, Давида Мельцера, Евгения Розенблата, Геннадия Винницы17, Кузьмы Козака18. Важные сборники документов и материалов были изданы при участии Раисы Черноглазовой19, Марата Ботвинника20, Вячеслава Селеменева, Инны Герасимовой21 и др. Однако все эти работы (статьи, книги, сборники документов и даже диссертации) стали возможным только благодаря личной инициативе самих исследователей. Эти достижения были бы значительно шире при государственной поддержке, выделении грантов, стипендий, а не только с помощью зарубежных спонсоров.

Особенности Холокоста в Беларуси

• Беларусь стала первой республикой СССР, подвергшейся натиску германской военной машины. Белорусские евреи — первые жертвы политики тотального уничтожения. Именно здесь нацисты впервые опробовали свой механизм массовых убийств.

• Беларусь стала первым местом для тайной депортации и уничтожения евреев Рейха и оккупированных ею стран Европы; с ноября 1941 г. по октябрь 1942 г. только в Минске погибло не менее 42 тыс. иностранных евреев.

• В отличие от Латвии и Литвы, узников гетто из Беларуси не вывозили в лагеря уничтожения в Польшу, а убивали на глазах у местных жителей.

• Активное участие белорусских евреев в партизанском движении

Образование гетто

На территории Беларуси в границах 22 июня 1941 г. нацисты создали свыше 300 гетто в четырех зонах оккупации:

Большинство гетто (свыше 150) существовало в Западной части и в Восточной — более 100 гетто.

На территории Беларуси, включенной в рейхскомиссариат «Украина» было 45 гетто, самые крупные из которых находились в Бресте (27 тыс. чел.) и Пинске (25 тыс. чел.).

В зоне германской военной администрации (Минская, Могилевская, Витебская, большая часть Гомельской и некоторые районы Полесской области) было 43 гетто.

Всем беженцам (евреям и неевреям) было приказано вернуться к месту довоенного проживания, чтобы выявить чужаков. Местные органы власти должны были НЕМЕДЛЕННО сообщать обо всех незнакомых лицах.

Некоторые гетто на территории Беларуси (Минск, Брест, Пинск, Глубокое и др.) можно отнести к типичным для Восточной Европы. Внутренней жизнью гетто руководили юденраты, действовала еврейская полиция, использовался принудительный труд и пр.

Отдельные гетто просуществовали продолжительное время: в Бресте — 10 месяцев, в Минске — 27, в Барановичах — 29 и др.

Отличие гетто восточной и западной Беларуси:

— Большая часть евреев оказалась в период оккупации в Западной Беларуси, которая была захвачена за первые 10 дней войны и они не успели эвакуироваться. В ряды Красной Армии военкоматы успели призвать только 10 % еврейского населения, тогда как в Восточной Беларуси — 33 %.

— Восточная часть республики оказалась в военной зоне оккупации прифронтовой полосы. Гетто здесь не имели хозяйственного значения и уничтожались в первую очередь.

— В Западной Беларуси гетто просуществовали дольше, т. к. были вовлечены в экономические планы рейха, их трудовые ресурсы активно использовались для нужд немецкой армии. Немцы даже разрешили там медицинское обслуживание и боролись с эпидемиями, тогда как в гетто Восточной части — это был смертный приговор.

— В Восточной Беларуси в 1921–1941 гг. еврейская общинная жизнь исчезла, поэтому организовать выживание узников их собственными силами оказалось намного труднее, чем в Западной Беларуси.

— Восточные области считались наиболее подверженными советскому влиянию и способными к партизанской борьбе.

— Сопротивление нацистам в Восточной Беларуси было только коммунистическим, а в Западной и еще и сионистским.

Минское гетто

Минское гетто давно стало символом Катастрофы всего белорусского еврейства. Это было самое большое гетто (около 100 тыс. узников, включая беженцев). Оно просуществовало дольше других, и было уничтожено одним из последних.

Минск был захвачен 28 июня 1941 г., а приказ о создании гетто был издан уже 19 июля. Переселение было закончено к началу августа 1941 г.

Сначала оккупационные власти планировали возвести кирпичную стену вокруг гетто, но потом окружили его рядами колючей проволоки. Двое ворот охраняла белорусская и еврейская полиция. Территория гетто в Минске составляла 2 кв. км. Оно включало 40 улиц и Юбилейную площадь, где в бывшем здании Советского районного отдела милиции находился юденрат. Здания в гетто были одноэтажными и деревянными. С 1942 г., номер дома, где жили узники, вписывали в их желтую лату.

В начале осени 1941 г. в гетто Минска уже было уже приблизительно 80 тыс. узников (55 тыс. из Минска и 30 тыс. из окрестных местечек). Жилая площадь составляла 1,5 кв. м. на человека. За 28 месяцев в Минском гетто прошло пять больших погромов — массовых акций уничтожения, после каждой из которых территория его постепенно уменьшалась.

Повседневная жизнь в Минском гетто была более трудной и опасной, чем во многих маленьких гетто Беларуси. К зиме гетто выглядело ужасно. Вокруг Юбилейной площади здания разрушены, деревянные заборы разобраны, столбы выкопаны и использовались для отопления. Люди были с обмороженными лицами. В большинстве домов в окнах выбиты стекла и они закрыты тряпками, бумагой и старыми грязными газетами. Продовольствие доставлялось не регулярно, почти каждую ночь узники подвергались нападениям, которые часто заканчивались убийствами. В гетто было ограничено время подачи электричества и воды из водопровода, и узники брали ее из колонок, а зимой — из снега22.

Юденрат

В Советском Союзе в силу известных причин перед войной отсутствовала сплоченная еврейская община и поэтому в юденрат попали случайные люди. В Минске юденрат возглавил Илья Мушкин, бывший работник Гормпромторга (городской администрации торговли непродовольственными товарами), который поддерживал связь с партизанами, за что в апреле 1942 г. был расстрелян. Мушкина сменил Моисей Иоффе, менеджер фабрики, переведенной в Минск из Вильнюса в 1940 г. Нацисты расстреляли его 18 июля 1942 г. Третьим председателем юденрата стал Эпштейн, польский еврей, который, как считали многие узники, хотел любой ценой спасти собственную «шкуру». Юденрату подчинялась еврейская полиция (200 чел.) под началом Залмана Серебрянского. До войны Серебрянский сидел в советской тюрьме за растрату, но остался патриотом, тесно сотрудничал с подпольщиками в гетто. С другой стороны, узники вспоминают, что еврейские полицейские были не менее жестокими, чем белорусские23.

Главной заботой в гетто стало продовольствие. Запасы от брошенных советских складов и магазинов накануне прихода немцев быстро кончились. Узникам не выдавали продовольственных карточек; кормили только тех, кто работал на немецких предприятиях. Юденрат открыл общественную кухню для наиболее обездоленных, где давали подобие супа (баланду) и ломтик хлеба. Найти еду можно было у немецких военных кухонь: подбирали остатки после чистки картофеля (картофельные очистки), объедки. Помогал натуральный обмен. Белорусы, которые хотели приобрести в гетто «драгоценные» вещи (рубашка или серебряная ложка) подходили к забору и бросали съестные припасы через колючее заграждение. Обмен продолжался во время пребывания на работе в русском районе. Имело место воровство24.

Нацисты делили евреев на «полезных» и «бесполезных». В ходе селекции они отделяли специалистов и «трудоспособных», а остальных немедленно уничтожали. В Минском гетто отсутствовали фабрики и заводы, и рабочие колоны ежедневно направляли за пределы гетто. Евреи работали на железнодорожном узле, в строительстве, в швейных, сапожных, химических, оружейных мастерских, которые обслуживали Вермахт.

Когда евреи поняли, что нацисты в первую очередь уничтожают тех, кто не работает, то матери стали брать с собой маленьких детей, которых они прятали возле рабочих мест. Дети все понимали и вели себя тихо. Другие узники пытались скрывать своих детей в русских приютах вне гетто. Когда немцы это выявляли, то детей возвращали назад в гетто или убивали на месте25.

Иностранные евреи

Осенью 1941 г. в Минск начали привозить евреев из Германии, Австрии, Голландии, Чехии, Венгрии, Франции, Польши (7 тыс. евреев), а всего к маю 1942 г., по разным оценкам — от 26,5 до 55 тыс. евреев из семи стран Европы. Первый транспорт пришел в Минск из Гамбурга и, хотя следующие транспорты с евреями пришли из Дюссельдорфа, Франкфурта на Майне, Берлина, Брно, Бремена и других мест, иностранное гетто в Минске продолжали называть, как «гамбургскими». Вскоре выяснилось, насколько иностранные евреи оказались беззащитными:

— не знали русского языка, не могли вступить в общение и получить помощь от местного населения,

— не были приспособлены к физическому труду,

— не имели запасов вещей для обмена на продовольствие,

— страдали от местных болезней, воздействия климата и пр.

— были подвержены нацистской пропаганде и считали себя выше белорусских евреев, обвиняли последних в сотрудничестве с советской властью и считали их виновниками войны Гитлера против СССР26. Вместе с тем были примеры успешной совместной борьбы, когда Ильза Штейн и Лиза Гуткович организовали побег к партизанам 25 узников с оружием при помощи гауптмана Вилли Шульца27.

Сопротивление в Минском гетто

Меньше известна другая, героическая страница народной трагедии. Евреи приняли самое активное участие в партизанском движении Беларуси, которое нацисты не без основания считали еврейским (большую часть первых партизан составляли коммунисты, партработники, военнопленные и евреи).

Подполье, возникшее в Минском гетто, было уникальным. Первая подпольная организация была создана уже через три недели после образования гетто, и активно действовала до его последних дней.

На начальном этапе еврейское подполье действовало самостоятельно, поскольку советское и партийное руководство республики, покинувшее город тайно вечером 24 июня 1941 г. без объявления эвакуации, не оставило себе замены. Сопротивление в гетто возглавили члены Коммунистической партии Западной Беларуси (КПЗБ), имевшие богатый опыт подпольной работы в Польше накануне войны. Гирш Смоляр был секретарем КПЗБ в Барановичах, Слониме и Белостоке, Яков Киркаешта — из Румынии, Меир Фельдман — из Вильнюса. Они нашли поддержку у «советских» евреев — жителей Восточной Беларуси, среди которых выделялись Борис Хаимович, Нотке Вайнхойц, Шай Шитман. Еще одну группу возглавил Наум Фельдман, старый коммунист, участник Гражданской войны.

Основное внимание уделялось не вооруженному сопротивлению, а сохранению жизни в условиях геноцида:

1. Спасение узников и вывод в лес для участия участие в партизанской войне.

2. Борьба с паникой и поддержание веры в победу советского оружия.

3. Поиски связи с коммунистами «русского» района Минска.

4. Сбор информации и распространение сводок Совинформбюро.

5. Поиски оружия, одежды и лекарств, которые смогли бы помочь узникам оставить гетто и при первой возможности перейти в лес к партизанам.

Вокруг Минска находились большие лесные массивы, и это вселял надежду на возможность спасать людей в лесу. В декабре 1941 г. Исай Казинец и Гирш Смоляр создали объединенный городской подпольный комитет русского района и гетто Минска. Юденрат помогал с продовольствием, теплой одеждой, регистрировал узников, уходивших к партизанам, как умерших, или уничтожали регистрационные карты. По поддельным документам можно было проживать в сельской местности. В то же время не все евреи были готовы к тяжелой и опасной жизни в лесу. Многие беглецы столкнулись с антисемитизмом и саботажем в отношении их со стороны местного движения сопротивления28. Последние группы узников покинули обреченное гетто весной и летом 1943 г. В конце октября 1943 г. Минское гетто прекратило существование29.

Участие евреев в партизанском движении Беларуси

С образованием под Москвой Белорусского штаба партизанского движения (сентябрь 1942 г.) «партизанка» приняла организованный характер. Евреи, бежавшие из гетто, пополнили целый ряд отрядов белорусских партизан, которые получили поддержку Большой земли. Евреи участвовали в боевых операциях, «рельсовой войне», засадах, выполняли агентурные задания, собирали разведывательную информацию, занимались пропагандистской работой, были врачами, оружейниками, радистами, заготавливали продукты, работали в партизанских прачечных, сапожных и портняжных мастерских, ухаживали за ранеными. Одной из форм этой борьбы стали еврейские семейные лагеря и отряды, не имевшие аналогов в других странах Европы. Наиболее известными стали отряд № 106 Шолома Зорина и отряд им. Калинина братьев Бельских30.

Только на базе одного Минского гетто были созданы и в значительной степени пополнены девять партизанских отрядов и один партизанский батальон: пятый отряд им. Кутузова, отряды им. Буденного, им. Фрунзе, им. Лазо, им. 25-летия Октября, им. Пархоменко, им. Щорса, отряды №№ 106 и 406, первый батальон 208-го отдельного партизанского полка. После освобождения Белоруссии в июле 1944 г. многие евреи-партизаны добровольно вступили в Советскую действующую армию и воевали до окончания второй мировой войны31.

В 1943–1944 гг. евреи воевали в большинстве партизанских формирований Белоруссии. В Барановичской области из 695 бойцов и командиров бригады им. Ленина 202 были евреями. В бригадах «Вперед» и им. Чкалова соответственно — 579 и 106, 1140 и 239 чел. Всего в 15 бригадах Барановичской области воевало 8493 партизана, из которых белорусы составляли 46,8 %, евреи — 12,4 %, а поляки — 1,3 %32.

В Белоруссии в годы войны партизанские бригады возглавляли 2 еврея, комиссарами партизанских бригад были 4 еврея, начальниками штабов бригад — 7 евреев, партизанскими отрядами командовали не менее 18 евреев, комиссарами отрядов — 32, начальниками штабов отрядов — 2133.

К моменту освобождения республики в июле 1944 г. в Лидской партизанской зоне насчитывалось 4852 партизана, из которых белорусами были 48,9 %, евреями — 28 %, а поляками — 0,5 %. Показателен и анализ самих источников пополнения партизанских формирований. Из-за линии фронта было прислано 67 чел., 225 чел. вышло из окружения, 505 чел. бежали из плена, 313 чел. дезертировали из полицейских формирований и перешли на сторону партизан, 2404 были выходцами из местного населения, 124 пришли из леса и от хозяев, а из гетто — 119634.

Правда об участии евреев в партизанском движении в годы войны была упрятана глубоко. Советская историография даже не называла такого явления. Об этом рассказали бывшие еврейские партизаны и историки в Израиле, США, Европе. Они опубликовали свои дневники, воспоминания, издали монографии. Моше Каганович выпустил в Италии в 1946 г. свою книгу на идиш, а в 1952 г. в Аргентине на английском. О партизанах из Минска писал Гирш Смоляр и Яков Гринштейн. Братья Бельские (Тувья, Асаэль, Зусь и Арон) партизанили в Налибокской пуще, о еврейском сопротивлении писал израильский историк Шолом Холавский из Несвижа. О восстании в гетто в Лахве — Копель Колпаницкий и Бен Цион Даган35. На русском языке в Беларуси издана только книга «Встали мы плечом к плечу…»36 и перевод книги Джека Кагана о партизанах из Новогрудка37.

В ряде гетто существовали подпольные организации, узники запасались холодным и огнестрельным оружием. Восстание в гетто — это кульминация сопротивления. Самый яркий и волнующий момент. Образно говоря — ослепительная вспышка. Не менее важно знать, что этому предшествовало? Кто были эти люди, поднявшиеся на восстание, понимая, что шансов на победу нет или почти нет. Что ими двигало? Стремление выжить или дорого продать свою жизнь? Кто им помогал и кто мешал? Чаще всего восстание было приурочено к акции массового уничтожения или депортации в лагеря смерти. Всего на оккупированной территории СССР таких восстаний было несколько десятков, в Беларуси известно не менее девяти: Слоним 29 июня 1942 г., Клецк 21 июля 1942 г., Несвиж 22 июля 1942 г., Копыль 24 июля 1942 г., Мир 9 августа 1942 г., Лахва 3 сентября 1942 г., Белосток 16 августа 1943 г. и Глубокое 29 августа 1943 г.38

Ликвидация гетто

Акции уничтожения евреев проводились айнзацгруппами и зондеркомандами, полицейскими частями СС, вермахтом и их пособниками уже летом 1941 г.

К началу 1942 г. в Беларуси погибло 250 тыс. евреев:

• 120 тыс. евреев в зоне военной администрации Беларуси,

• 60 тыс. в районах, включенных в рейхскомиссариат «Остланд»,

• 70 тыс. в районах Западной Беларуси, округе «Белосток» и рейхскомиссариата «Украина».

Карательные отряды игнорировали позицию немецкой гражданской администрации приостановить расстрелы в гетто под предлогом «экономической нецелесообразности». Гауляйтер Белоруссии Вильгельм Кубе докладывал в Берлин, что ликвидация евреев наносит экономический ущерб Рейху и проводится «недостойными методами». В этой связи остается открытым вопрос о целесообразности убийства в Минске по заданию Сталина в октябре 1943 г. Кубе, что ускорило ликвидацию Минского гетто.

С осени 1943 г. до освобождения республики в июле 1944 г. нацисты расправлялись с евреями, уцелевших от погромов в гетто и рабочих лагерях (в Колыдчево под Барановичами последних узников расстреляли в марте 1944 г.). Жертвами карателей стали евреи, скрывавшиеся в лесных семейных лагерях и у партизан — всего 10 тыс. чел.39

Операция 1005

Беларусь стала одним из основных мест проведения «Операции 1005» — сверхсекретной крупномасштабной операции, проводимой нацистской Германией по сокрытию следов массовых преступлений нацистов против мирного населения и военнопленных. Цель — избавиться от доказательств, чтобы избежать ответственности за совершенные преступления против человечества. Трупы расстрелянных требовалось извлечь из земли, сложить в штабеля и сжечь на кострах, а их пепел вывезти.

Поле «деятельности» для осуществления «Операции 1005» в Беларуси было очень широким. Наиболее крупные массовые захоронения жертв нацистского геноцида находились вблизи лагерей советских военнопленных в Бобруйске (50 тыс. погибших), Березино Гродненской области (27 тыс.). В Барановичском районе Минской области — у д. Колбасино (18 тыс.), д. Колдычево (22 тыс.) и железнодорожной станции «Лесная» (89 тыс.). В окрестностях Могилева — у д. Лупалово (свыше 40 тыс.), в Молодечно (33 тыс.), у д. Масюковщина Минского района (80 тыс.), на Бронной Горе в Березовском районе Брестской области (50 тыс. чел.) и Малом Тростенце40. Большинство жертв данных захоронений составляли военнопленные, евреи, советские активисты, партизаны, подпольщики, члены их семей и заложники из мирного населения. Из 1,4 млн. чел., погибших на оккупированной территории Белоруссии, свыше 800 тыс. чел составляли евреи. Однако сохранить в тайне ликвидацию сотни тысяч трупов не удалось. В живых остались свидетели — непосредственные участники проведения самой акции. Материал, собранный в Беларуси о деятельности команд “1005”, был широко использован на Нюрнбергском трибунале, и в ходе процессов над нацистскими преступниками и их пособниками в самой республике41.

Отношение государства к истории Холокоста

После провозглашения независимости Республики Беларусь в 1991 г. отношение к Холокосту в республике значительно изменилось.

С одной стороны, был признан геноцид евреев (а не абстрактных «советских граждан» или «мирных жителей»), активное участие евреев в сопротивлении нацистам, сняты запреты на научные публикации о Холокосте, открыты архивы, разрешены конференции, симпозиумы и защита диссертаций.

С другой — сохранилась прежняя концепция о геноциде белорусского народа (план «ОСТ»). Нельзя смешивать понятия «геноцид» и «террор», поскольку нацисты не убивали белорусов по этническому признаку.

Вместо концептуальных научных исследований по истории Холокоста выходили книги описательного характера, без объяснения сути явления.

Тиражи научной литературы, посвященной трагедии евреев в годы войны, сборники документов, монографии оставались мизерными.

В то же время белорусские учебники истории посвящают этой теме от нескольких строк до одного абзаца в виде простого упоминания, избегая анализа и объяснения причин.

Отсутствуют спецкурсы «История Холокоста в Беларуси», не проводятся научные конференции под эгидой государственных ведомств.

Обратным примером могут служить соседи Беларуси — Россия, Украина, Молдова, страны Балтии, не говоря уже о Германии, Польше, Болгарии, Румынии, Чехии и Словакии, где на исследования Холокоста, выделяют средства из государственного бюджета. Вне сомнения, уроки прошлого влияют на будущее Беларуси и ее народа, и оставлять без внимания это не разумно и не дальновидно42.

Необходимые шаги в изучении Холокоста

Самое главное — это признать, что Холокост является составной частью трагедии Беларуси в годы войны.

Проблематику Холокоста в Беларуси необходимо включить в общий комплекс изучения истории Великой Отечественно войны. Эта работа должна иметь не только научный, но и образовательный характер. Однако без финансового обеспечения на государственном уровне это не достижимо. В Беларуси следует:

Основать научный журнал и книжную серию «история Холокоста».

Подготовить и издать учебники по истории евреев Беларуси, истории Катастрофы и еврейского сопротивления для средних школ, как это сделано в России.

Проводить чтение учебных курсов в университетах

Открыть кафедры истории евреев Беларуси

Организовать постоянные экспозиции Холокоста в районных и областных музеях республики.

Открыть зал Холокоста в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны.

Проводить конференции и круглые столы с привлечением лучших научных сил республики и за ее пределами.

Основать государственные музеи еврейской истории Беларуси, истории Холокоста Беларуси, истории Минского гетто.

Начать издание Энциклопедии евреев Беларуси, Энциклопедии Холокоста, Энциклопедии праведников народов мира

Учреждать гранты, стипендии.

Планы научного сотрудничества

В настоящее время в Беларуси есть три научных учреждения, которые изучают историю Холокоста:

Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны (Минск, проспект Победителей, д. 8)

Музей истории и культуры евреев Беларуси (Союз белорусских еврейских общественных организаций и общин, ул. Веры Хоружей, д. 28)

Историческая мастерская в Минске (Белорусско-германский проект, ул. Сухая, д. 25).

Все они располагают тысячами экспонатов, документов, материалов и фотографий, свидетельств о трагической судьбе евреев Беларуси, их активном участии в Красной армии и партизанском движении в годы войны.

Центр диаспоры при Тель-Авивском университете выступил с инициативой образования Международного центра по изучению истории евреев Беларуси, который бы объединил и координировал усилия всех исследователей, работающих в этом направлении.

В Центре диаспоры с 1995 г. существует проект «Евреи Беларуси», собран архив и библиотека, с 2014 по 2017 гг. прошло три международные конференции «Еврейские солдаты». Создан архив писем и дневников евреев — бойцов и командиров Красной армии и членов их семей.

Вывод

Война всегда обнажает человеческую природу. Люди, прошедшие испытание страхом и голодом, закалились или погибли. Время, помимо нашего желания, расставляет все по местам, что-то предать забвению, а что-то оставить жить в назидание потомкам. Память о войне — больное место каждого народа в любую эпоху. Для евреев — тем более. И не только потому, что из одного миллиона довоенного еврейского населения Беларуси уцелело менее 150 тысяч… Но и потому, что судьба евреев была уготована другим народам.

В Беларуси сделано много по изучению истории Холокоста, но это все еще далеко недостаточно. Необходимо продолжить эту работу на государственном уровне и воздать должное памяти 800 тыс. евреев республики, которые так много сделали для Беларуси. Своим отношением к истории Холокоста Беларусь подтвердит, что республика развивается в рамках европейского мышления. Что может быть важнее чувства уважения со стороны соседей? Нравственные, политические и экономические усилия неизбежно окупят все затраты.

Оглавление

Из серии: Труды исторического факультета МГУ

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Минское гетто: 75 лет спустя. Научный сборник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Очерки еврейского героизма. Киев, 1997 г., т. 3, с. 462, 466.

3

L. Smilovitsky. “A Demographic Profile of the Jews in Belorussia from the Prewar to the Post-war time” // Journal of Genocide Research (New York), vol. 5 (1) 2003, pp. 117–129. http://www.jewishgen.org/Belarus/newsletters/misc/ DemographicProfile/index.html

4

Преступления немецко-фашистских оккупантов в Белоруссии, 1941–1944 гг. Сборник материалов и документов (Минск, 1963); Нацистская политика геноцида и выжженной земли в Белоруссии, 1941–1944 гг. Документы и материалы, Минск, 1984 г.; Нямецка-фашысцкi генацыд на Беларусi, 1941–1944 гг. Пад рэд. Ў. Мiхнюка (Мiнск, 1995); Беларусь у гады другой сусветнай вайны: урокi гiсторыi i сучаснасць (Мiнск, 1995); Озаричи — лагерь смерти. Документы и материалы (Минск, 1997) и др. Белорусские остарбайтеры. Сборник документов об угоне населения Белоруссии в Германию. Ч. I–III (Минск, 1996–1998); Документы по истории Великой Отечественной войны в государственных архивах Республики Беларусь. Аннотированный справочник (Минск, 1998); Беларусь у гады Вялікай Айчыннай вайне. Праблемы гістарыяграфіі і крыніцазнаўства. Пад рэд. А. М. Ліцвiна, Мінск, 1999 г.

5

Тувья и Зусе Бельские. Еврейский лес, Тель-Авив, 1946 г., на идиш; Г. Смоляр. Мстители гетто, Москва, 1947 г.; Партизанская дружба. Воспоминания о боевых делах партизан-евреев, участников Великой Отечественной войны. Москва, 1948 г.; M. Kaganovich. The Fighting of the Jewish Partinsans in Eastern Europe (Tel Aviv, 1954). Hebrew; Sefer ha-Partizanim ha-Yehudim (The Book of Jewish Partisans) // Moravia, Yad Vashem, (Jerusalem, 1958).

6

Ben-Cion Pinchuck. Shtetl Jews under Soviet rule Eastern Poland on the Eve of the Holocaust, Jewish society and culture. Oxford, UK; Cambridge, Mass., USA: B. Blackwell, 1990; “Jewish Refugees from Poland in Belorussia, 1939 — 1940”. Documents. Introduced and annotated by E. Ioffe and V. Selemenev // Jews in Eastern Europe, No1 (32), 1997, pp. 45–60; Jews in Eastern Poland and the USSR, 1939–1946 // Studies in Russian and East Europe. 1st ed. Houndmills, Basingstoke, Hampshire: Macmillan in association with the School of Slavonic and East European Studies, University of London Press (1991); M. Altshuler. Soviet Jewry on the Eve of the Holocaust. A Social and Demographic Profile. Jerusalem, 1998; Tikva Fatal-Kna’ani, “A Community Mirrored in Letters: The Jews of Grodno in 1932–1941”, Yalkut Moreshet (Tel Aviv), No 66, 1998, pp. 69–80 (Hebrew); Б.Кантарович. Незадолго до и после Холокоста. Мемуарные, публицистические и искусствоведческие работы. Витебск, 2002 г.

7

Blackbook of the Localities Whose Jewish Population Was Exterminated by the Nazis, Yad Vashem, Jerusalem. 1965; Where once we walked. By G. Mokotoff and Sally Аnn. A Guide to the Jewish Communities Destroyed in the Holocaust (NJ, 1991); Уничтожение евреев Советского Союза в годы немецкой оккупации, 1941–1944 гг. Сборник документов и материалов. Под ред. И. Арада // Яд Вашем (Иерусалим, 1992); В. Левин, Д. Мельцер. Черная книга с красными страницами. Трагедия и героизм евреев Белоруссии. Материалы и документы. Балтимор, 1996 г.; Неизвестная чёрная книга. Свидетельства очевидцев о Катастрофе советских евреев. Под ред. И. Арада (Москва-Иерусалим, 1993); Холокост в Беларуси, 1941–1944 гг. Документы и материалы. Сост. А. Г. Иоффе, Г. Д. Кнатько, В. Д. Селеменев. Минск, 2002 г.

8

Blackbook of the Localities, Whose Jewish Population Was Exterminated by the Nazis // Yad Vashem, Jerusalem 1965; Where once we walked. By G. Mokotoff and Sally Аnn. A Guide to the Jewish Communities Destroyed in the Holocaust (NJ, 1991); Уничтожение евреев Советского Союза в годы немецкой оккупации, 1941–1944 гг. Сборник документов и материалов. Под ред. И. Арада // Яд Вашем, Иерусалим, 1992 г.; В. Левин, Д. Мельцер. Черная книга с красными страницами. Трагедия и героизм евреев Белоруссии. Материалы и документы. Балтимор, 1996 г.; Неизвестная чёрная книга. Свидетельства очевидцев о Катастрофе советских евреев. Под ред. И. Арада, Москва-Иерусалим, 1993 г.; Холокост в Беларуси, 1941–1944 гг. Документы и материалы. Сост. А. Г. Иоффе, Г. Д. Кнатько, В. Д. Селеменев. Минск, 2002 г.

9

Aryeh Tartakower (ed.). Jewish Resistance During the Holocaust // Yad Vashem M emorial Institute (Jerusalem, 1971); R. Ainzstein. Jewish Resistance in Nazi-Occupied Eastern Europe (London, 1974); L. Eckman, Ch. Lazar. The Jewish Resistance: The History of Jewish Partisans in Lithuania and White Russia During the Nazi Occupation, 1940–1945 (New York, 1977); J. Porter. Nusan (ed.). Jewish Partisans: A Documentary of Jewish Resistance in the Soviet Union During World War П, vol. 1 (New-York, 1982); A. Wertheim. “Zydowska partyzantka na Bialorusi, Zeszyty Historyczne, № 86, 1988, рр. 96–162 Jewish Resistance during the Holocaust (Westport, CT: Meckler, 1989); Даган, Бен-Цион. Мы из восставшей Лахвы, Тель-Авив, 2001 г.; Я. Шепетинский. Приговор. Военная Одиссея узника гетто, партизана, фронтовика и зэка. Тель-Авив, 2002 г.

10

N. Alpert. The Distruction of Slonim Jewry (New York, 1989); Y. Arad, Sh. Krakowski and Sh. Spektor (eds.). The Einsatzgruppen Reports: Selections from the Dispatches of Nazi Death Squads’ Campaign against the Jews, July 1941 — January 1943 (Jerusalem, New-York, 1989); Yakov Tzur. “The Maly Trostinetz Death Camp”, Yalkut Moreshet, № 59 (April, 1995), pp. 31–52 (Hebrew); Y. Buchler. “Local Police Force Participation in the Extermination of Jews in Occupied Soviet Territory”. Shvut, № 4(20), 1996, pp. 79–99; Мартиролог. Списки евреев, погибших во время второй мировой войны (Могилев, 2001 г.). Сост. И. М. Шендерович; Е. С Розенблат. Нацистская политика геноцида в отношении еврейского населения Западных областей Беларуси, 1941–1944 гг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Минск, 1999 г.

11

Э. Иоффе. Страницы истории евреев Беларуси. Минск, 1997 г.; Трагедия евреев Беларуси в годы немецкой оккупации, 1941–1944 гг. Сборник документов и материалов. Изд. 2-е. Под ред. Р. Черноглазовой. Минск, 1997 г.; Нацистское золото из Беларуси. Документы и материалы. Минск, 1998 г.; И. Альтман. Жертвы ненависти: Холокост в СССР, 1941–1945 гг. Москва, 2002 г.

12

Sh. Cholawski. “Underground and Partisans from the Slonim Ghetto”. Massuah, No23 (1995), pp. 185–198, Hebrew; D. Porat. “Zionists and Communists in the Underground during the Holocaust: Three Examples: Cracow, Kovno and Minsk”, The Journal of Israeli History, vol. 18, No 1 (1997), pp. 57–72; Gerlach, Ch. “Failure of Plans for an SS Extermination Camp in Mogilev, Belorussia”, Holocaust and Genocide Studies (Washington), vol. 11, No 1 (Spring 1997), pp. 60–78; Goldhagen, D. J. Hitler’s Willings Executioners: Ordinary Germans and the Holocaust (New York, 1996); N. Tec. Jewish Resistance: Facts, Omissions and Distortions, United States Holocaust Memorial Museum (Washington. 1997); A. Geier. Heroes of the Holocaust (New York, 1998); Chiari, Bernhard. Alltag hinter der Front. Besatzung, Kollaboration und Widerstand in Weisrusland, 1941–1944 (Schirften des Bundesarchivs, Bd. 53. Dusseldorf: Droste Verlag, 1998; D. Romanovsky. The Holocaust in the Eyes of “Homo-Sovieticus”: A Survey Based on North-eastern Belorussia and North-western Russia. Holocaust and Genocide Studies, No 13 (3). Winter, 1999, pp. 355–382; M. Dean. Collaboration in the Holocaust. Crimes of the Local Police in Belorussia and Ukraine, 1941–1944 New York — London, 2000.

13

М. Я. Савоняко. Немецко-фашистские лагеря на территории Белоруссии в годы Великой Отечественной войны, 1941–1944 гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Минск, 1993 г.; Е. Розенблат, И. Еленская. Пинские евреи, 1939–1944 гг. Брест, 1997 г.; М. Батвіннік, «Паўстанне ў Глыбоц-кім гета» // Беларуская мінуўшчына. Мінск, 1997 г.; Г. Кнатько. Гибель Минского гетто, (Минск, 1999); И. Ю. Сервачинский, Коллаборационизм на оккупированной территории Белоруссии (июль 1941 г. — август 1944 г.) // Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Минск, 1999 г.; А. М. Лiцвiн. Акупацыя Беларусi (1941–1944 гг.). Пытаннi супрацiву i калабара-цыi. Зборнiк артыкулау. Мiнск, 2000 г.; А. Литвин. «К вопросу о количестве людских потерь Беларуси в годы Великой Отечественной войны» // Беларусь у ХХ стагоддзi. Минск, 2002 г., с. 127–138.

14

Д. Гай. Десятый круг. Жизнь, борьба и гибель Минского гетто. Москва, 1991 г.; В. Самович. Расстрелянные, замученные и повешенные. Фашистский геноцид в Бресте. Брест, 1994 г.; А. Розенблюм. Следы в траве забвения. Евреи в истории Борисова. Борисов, 1996; Г. Винница Слово памяти. Орша, 1997 г.; Сима Марголина. Остаться жить. Минск, 1997 г.

15

Г. Купреева. «Покинутый народ» // Беларуская мiнуўшчына, № 2, 1993; Аб Мише. Черновой вариант. Иерусалим, 1994 г.; Р. Левин. Мальчик из гетто. Москва, 1996; Д. Романовский. «Холокост в Восточной Белоруссии и Северо-западной России глазами неевреев». Вестник еврейского университета в Москве, № 2(9), 1995, с. 93–103; его же «Отношения между евреями и неевреями на оккупированных советских территориях глазами евреев на примере Северо-восточной Белоруссии и Западной России», Там же, № 1(18), 1998 г., с. 89–122; Б. Житниц-кая. Жизнь, прожитая с надеждой. Рамат-Ган, 1998 г. и др.

16

Э. Иоффе. «Катастрофа белорусского еврейства в отечественной историографии» // История Беларуси. Вопросы истории и культуры. Вып. 2. Минск, 1998, с. 99–106; Д. Романовский. «Холокост на территории Беларуси в западной историографии». Там же, 81–98; Нямецкая прапаганда на Беларусі, 1941–1944 гг. Канфрантація паміж прапагандай і рэчаіснасцю. Каталог выстаўкі ў Берлине и Мінску (1996); L. Smilovitsky. “A Historiographical Survey of the Literature on the Holocaust in Belorussia, 1996–1998”. Shvut, No. 8(24), 1998.

17

Г. Винница. Холокост на оккупированной территории Восточной Белоруссии в 1941–1944 годах. Минск: Ковчег, 2014 г.

18

К. И. Козак. Германские и коллаборационистские потери на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны (1941–1944): анализ и тоги. Минск 2012 г.

19

Трагедия евреев Белоруссии в 1941–1944 гг. Сб. материалов и документов. Изд. 2-е. Под ред. Р. И. Черноглазовой. Минск 1997 г.

20

М. Ботвинник. Памятники геноцида евреев Беларуси. Минск 2000 г., его же: Холокост в книгах «Память» Республики Беларусь. Минск 2008 г.

21

Выжить — подвиг. Воспоминания и документы о Минском гетто. Национальный архив Республики Беларусью. Сост. И. П. Герасимова и В. Д. Селеменев, Минск. 2008 г.; Свидетельствуют палачи. Уничтожение евреев на оккупированной территории Беларуси в 1941–1944 гг. Документы и материалы. Сост. В. И. Адамушко, В. Д. Селеменев, И. П. Герасимова; Хатынская стена памяти. Архив. История. Память. Документы и материалы. Сост. В. Д. Селеменев, Н. А. Денисова, Н. В. Кириллова и др. Минск 2016 г.

22

L. Smilovitsky. “The Minsk Ghetto: An Issue of Jewish Resistance”, // Shvut, Studies in Russian and East European Jewish History and Culture. New Series, No 1–2 (17–18), 1995, pp. 177–199 (Tel Aviv University) https://drive.google.com/file/ d/0B6aCed1Z3JywOEVNTHg5UnZaTUU/view?usp=sharing

23

Мінскае гета 1941–1943. Трагедыя. Гераізм. Памяць. Матэрыялы міжнароднай навуковай канферэнцыі 24 кастрычніка 2003 г. Менск, НАРБ, 2003 г.

24

Память и время. Сборник воспоминаний и материалов. Музей истории и культуры евреев Беларуси. Минск 2014 г.

25

Barbara Leslie Epstein. The Minsk ghetto 1941–1943: Jewish Resistance and Soviet Internationalism. Berkeley: University of California Press, 2008.

26

Клара Хеккер. Немецкие евреи в Минском гетто. Пер. с немецкого. Историческая мастерская. Минск 2007 г.

27

Л. Смиловицкий. Катастрофа евреев в Белоруссии, 1941–1944 гг. Тель-Авив, 2000 г., с. 62

28

L. Smilovitsky. “Anti-Semitism in the Soviet Partisan Movement, 1941–1944: The Case of Belorussia”, Holocaust and Genocide Studies, 2006, issue 20(2): pp. 207–234. https:// drive.google.com/file/d/0B6aCed1Z3JywcXN4VWJKQjdURUk/view?usp=sharing

29

Abram Rubenchik, The Truth about the Minsk Ghetto, Tel Aviv 1999 1999 ביבא-לת,קנימ וטג יבגל תמאה,קי'צנבור םרבא

30

Peter Duffy. The Bielski Brothers: The True Story of Three Men Who Defied the Nazis, Built a Village in the Forest, and Saved 1,200 Jews, Harper Perennial, New York: 2004.

31

Zeev Barmatz. Heroism in the Forest: The Jewish Partisans of Belarus. Anna Mowszowski (translation from Hebrew). Israel, 2013.

32

Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ), ф. 3500, оп. 4, д. 241. Том 2, л. 311. Проценты подсчитаны автором.

33

И. А. Альтман. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР. Москва, 2002 г., с. 254.

34

Yad Vashem Archives, М-41, file 124, p. 35. Проценты подсчитаны автором.

35

Ben-Zion Dagan, We are from the Lakhva Uprising, Tel Aviv 2001 2001 ביבא-לת,הבחל דרממ ונא,ןגד ןויצ-ןב

36

«Встали мы плечом к плечу…» Списки евреев-партизан по материалам Национального архива Республики Беларусь. Сост. И. П. Герасимова. Минск, 2005 г.

37

Джек Каган, Дов Коэн. Холокост и сопротивление на родине Адама Мицкевича. Москва, 2011 г.

38

Shalom Cholawski. The Jews of Belorussia During World War II. Harwood Academic Publishers. Amsterdam, 1998.

39

И.А. Альтман. Анатомия Холокоста. Жертвы ненависти. Москва, 2002 г., с. 87–90.

40

Беларусь в годы Великой Отечественной войны. Под ред. А. Ковалени, А. Литвина, В. Кузьменко и др. Институт истории Национальной Академии наук РБ, Минск 2005 г., с. 150–165.

41

Leonid Smilovitsky. “Operation 1005 in Belarus, 1942–1944. The general and the particular” // Homo Historicus. The Annual of Anthropological History. Edited by A. Smalianchuk, Vilnius, 2016, p. 139–161. https://drive.google.com/file/ d/0B6aCed1Z3JyweUU2Wl9ncGR0WHM/view?usp=sharing

42

L. Smilovitsky.”Attitude to the Holocaust in the Soviet Union and Present-day Belarus” // Annales Universitatis Mariae Curie-Sklodowska, sectio M — Balcaniensis et Carpathiensis» Vol.1, # 1–2, 2016, pp. 205–2012. http://journals.umcs.pl/bc/ issue/view/322/showToc

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я